Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тогосударств



Неолитическая революция и переход человечества (на

рубеже VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей эконо-

мике имели самые разнообразные и глубокие последствия.

Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых

земледельческих обществ в регионах, благоприятных для

проживания людей и их успешной хозяйственной деятель-

ности, а также резкое увеличение численности и плотнос-

ти населения (своего рода демографический взрыв). Зем-

ледельческие общины проявляли тенденцию к разрастанию,

что находило свое выражение прежде всего в отпочковании

новых семейно-клановых групп. На территории крупной

земледельческо-родовой общины могло складываться нес-

колько поселений, даже кварталов, что с ростом и ожив-

лением хозяйственной жизни вело к формированию поселе-

ний городского типа.

Со временем усложняется внутренняя организация се-

мейнородовых групп, их члены приобретают новые культур-

ные и производственные навыки, начинается разделение

труда (на земледельческий, скотоводческий, ремесленный

в различных его видах и т.д.). Все это способствовало

повышению эффективности общественного и коллективного в

своей основе производства. Производящее хозяйство могло

не только удовлетворять минимальные жизненные потреб-

ности членов семейно-кланового коллектива, но и созда-

вать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт.

Эти излишки первоначально реализовывались по принципу

внутриродового реципрокного обмена, но постепенно все

чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приоб-

ретая характер товара. Становление товарного производс-

тва вело в свою очередь к дальнейшему росту прибавочно-

го продукта, к накоплению богатства, которого не было

ранее в родовом обществе. Появилась объективная основа

для возникновения имущественного неравенства между от-

дельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих

родовых группах.

Постепенный рост общественного продукта привел к уг-

лублению имущественных различий, а следовательно, и к

закреплению за общинно-родовой верхушкой имущественных,

а соответственно и социальных привилегий. В новых усло-

виях занятие родовых постов в семейно-клановой группе

давало лидерам не только престиж и авторитет, что было

характерно для предшествующего этапа общинного строя,

но и особый, более высокий статус. При этом выборные

процедуры, отражавшие давно установившуюся демократи-

ческую традицию, еще сохранялись.

Система социального ранжирования, которая сама по

себе вела к возвышению роли лидера, не означала еще от-

каза от принципа реципрокного обмена. Предоставляемые

лидеру все увеличивающиеся имущественные и иные приви-

легии (например, право иметь несколько жен) рассматри-

вались лишь как эквивалент тем достаточно сложным функ-

циям, которые он теперь осуществлял, и той серьезной

ответственности, которую он на себя принимал. Обязан-

ности вождей семейно-родовых общин становились все бо-

лее многообразными. К их числу относилась организация

общественных работ, перераспределение земельных участ-

ков по мере изменения численного состава группы, под-

держание отношений с соседними семейно-клановыми кол-

лективами. К этим функциям, ставшим бо-

лее или менее традиционными, добавилась новая и важней-

шая редистрибутивная функция перераспределения приба-

вочного продукта, который добывался или производился не

лидером лично, как это было на стадии реципрокного об-

мена, а усилиями всей группы. Здесь уже закладывались

элементы будущей, присущей государственно организован-

ному обществу, системы эксплуатации.

В результате неолитической революции и усложнения

социальной и хозяйственной структуры произошли глубокие

изменения в осуществлении власти (во властеотношениях)

внутри семейно-клановых групп.

Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему

сохраняет потестарный характер. Но осуществляемые им

функции, в особенности редистрибутивная функция, приб-

лижают его власть к политической, государственной, пос-

кольку она приобретает большую степень силы и обяза-

тельности для членов семейно-родовой общины. Она стано-

вится в большей степени властью положения, самого выс-

шего управленческого статуса и не связывается, как это

было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэто-

му не просто авторитет, а властные функции вождя начи-

нают приобретать наивысшую ценность в глазах членов

группы, которые все чаще вступают в острое соперничест-

во за лидерство. Амбициозные стремления к власти подк-

репляются желанием навязывать свою волю коллективу, по-

лучать от власти совершенно определенные имущественные

и личные привилегии.

Одним из важнейших последствий неополитической рево-

люции, имевшим прямое отношение к генезису государства

и права, было развитие межродовых связей и формирование

надобщинных структур. Возникновение и эволюция этих

структур проходили в значительной степени спонтанно и

приобретали под воздействием конкретно-исторических

фактов различные формы. Некоторые из них были типичными

для одних народов, но не получили развития у других.

Особо заметную роль в процессе становления государс-

твенности сыграла одна из форм межобщинных связей и ор-

ганизационных структур - племенной строй. Однако в сов-

ременной литературе его универсальность и значимость

иногда ставятся под сомнение.

Естественным результатом эволюции общинного строя

(особенно при позднеродовой общине) было возникновение

множества новых семейно-клановых общин, что привело к

возникновению более крупных социальных образований -

братств (фратрий) и племен, а иногда и к конфедерации

племен. Племя, как правило, имело свою территорию, имя,

язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды.

Постепенно складываются и органы племенного самоуправ-

ления, прежде всего племенной совет, в который обычно

входили вожди (старейшины) всех составлявших племя ро-

дов. Члены племенных советов, а также вождь племени из-

бирались соплеменниками и могли быть ими смещены. Любой

член племени имел возможность выступить на заседании

совета и высказать свое мнение по поводу решений или

действий вождя.

Деятельность племенных органов способствовала организа-

ции коллективных работ, расширению связей между семей-

но-клановыми группами (в частности, межобщинному обмену

продуктами), урегулированию межклановых конфликтов, а

также отношений с другими племенами. Первоначально эти

органы решали лишь те вопросы, которые выходили за пре-

делы интересов отдельных семейно-клановых групп.

Так, распределительные (редистрибутивные) отношения

долгое время были вне ведения племенных советов и регу-

лировались родовыми, а не племенными обычаями. Но пос-

тепенно по мере развития производящей экономики, услож-

нения внутриплеменной организации центр тяжести в ро-

доплеменном самоуправлении смещается на племенной уро-

вень, что неизбежно подрывает значимость и устойчивость

общинной демократии. Все большее значение приобретают

также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.), регули-

ровавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но

неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Важным этапом в предыстории государства и права ста-

ло, наряду с образованием сложных надобщинных структур

и соответствовавших им механизмов социально-нормативной

регуляции, формирование принципиально новых основ уп-

равления обществом, являющимся по своей сути предгосу-

дарственным.

Новый тип управленческой деятельности определялся

потребностями общественной жизни, усложнением хозяйс-

твенной деятельности и всей системы социокультурных

связей людей. Необходимость организовывать и контроли-

ровать общественные работы, хранить и распределять про-

довольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные

отношения с соседними группами привела к выделению спе-

циального слоя организаторов производства, которые об-

ладали необходимыми навыками и умениями и использовали

при этом целую систему мифологических и религиозных

символов.

Наряду с другими видами общественного разделения

труда (отделение скотоводства от земледелия и т.д.)

происходит выделение управленческой деятельности, кото-

рая постепенно превращается в профессиональную. Разде-

ление людей на две неравные по численности группы (уп-

равляющих и управляемых) приобретает огромное общест-

венное значение, является последней ступенью в создании

государства. Управленческие посты дают их обладателям

большие материальные выгоды, позволяют им навязывать

свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая вер-

хушка не желала расставаться с властью и привилегиями,

стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами.

Организационная деятельность приобретала политический

характер, а административно-общинная знать превращалась

в государственную. Нередко общинная верхушка, используя

свой традиционный авторитет и систему религиозно-мифо-

логических обоснований, стремилась консолидироваться в

замкнутую, закрытую для большинства соплеменников груп-

пу сословного или кастового характера.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение

вождя, который все больше опирается на административную

иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким обра-

зом, протогосударство возникает не как внешняя по отно-

шению к родоплеменной системе сила, а как логическое и

естественное продолжение общинных структур. Оно скреп-

лялось общими интересами и потребностями семейно-клано-

вых групп, но отличалось от предшествующих систем соци-

ального управления созданием сложной административной

иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть

которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

В литературе нередко называется ряд факторов, спо-

собствующих возникновению первичных надобщинных струк-

тур и протогосударства. К числу этих факторов обычно

относят экологическую среду (теплый климат, плодородные

почвы, водные ресурсы и т.д.), устойчивый уровень про-

изводства, дающий сравнительно большой избыточный про-

дукт, демографический оптимум. Важным, хотя и вторичным

фактором являются завоевания и войны. Последние не мо-

гут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных

связей, но они ведут к созданию мощных военно-организа-

ционных структур, способствующих ускоренному формирова-

нию протогосударств.

Немаловажен тот факт, что нередко генезис государс-

тва протекал в особо привлекательных по природным усло-

виям регионах, в пределах которых возникало сразу нес-

колько протогосударств. Такие изначальные государствен-

ные образования получили название первичных протогосу-

дарств. Между этими протогосударствами возникали острые

противоречия, которые приводили к военным столкновени-

ям.

В конечном счете победу одерживало государство, чья

военная организация оказывалась более сильной и эффек-

тивной. Это могла быть военная демократия. Однако ее

значение и распространенность в течение длительного

времени преувеличивались в литературе (начиная с работ

известного американского этнографа XIX в. Л. Моргана).

Значительно более распространенными были государства,

выступавшие в виде военно-иерархических структур.

В ходе войн и естественного роста возникали также

так называемые вторичные государства, которые объединя-

ли несколько небольших первичных протогосударств или

включали иногда огромные территории как с родоплеменны-

ми, так и с уже сложившимися государственными структу-

рами. Эти государства, имевшие достаточно сложные орга-

низационно-управленческие структуры и выполнявшие самые

различные административные функции, имели доклассовый

характер.

Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как

ранние и простейшие государственные образования сформи-

ровались в эпоху, когда общество еще не знало классово-

го деления. Оно возникает на более высоких ступенях не

без активного воздействия самой государственной власти.

Таким образом, современные исторические, этнографичес-

кие и иные данные убедительно свидетельствуют, что ран-

ние государственные образования возникают не на базе

классового господства, как долгое время было принято

считать в нашей литературе, а складываются спонтанно в

ходе естественного развития самого общинного строя из

сложных надобщинных структур. Один из наиболее харак-

терных признаков протогосударства - образование сложных

организационно-управленческих систем, постепенно стано-

вящихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их

общества.

Образование протогосударств - это своеобразный про-

рыв человечества из предыстории в цивилизацию. На раз-

личных континентах и у разных народов в силу неравно-

мерностей самого исторического процесса такой прорыв

происходил в разное время, растянулся на века и даже на

тысячелетия. Первые цивилизации и протогосударства сло-

жились на Востоке еще в IV-III тысячелетии до н.э. Нес-

колько позднее переход к государственности и к цивили-

зации происходит в Средиземноморском бассейне, в антич-

ном мире. У большинства народов Европы падение перво-

бытнообщинных порядков и становление государственности

завершается лишь в средние века. В Африке, Полинезии и

в некоторых других регионах земного шара догосударс-

твенные семейно-клановые отношения просуществовали

вплоть до XIX-XX вв. и уступили свои позиции не в ре-

зультате естественного развития, а в ходе европейской

колонизации.

Как свидетельствует материал последующих глав, нес-

мотря на некоторые общие вехи в предыстории государства

и права, происхождение и развитие государств (первич-

ных, вторичных и т.д.) у разных народов имеет свои не-

повторимые черты и особенности.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...