Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты средневекового права в Западной



Европе

Средние века - это эпоха, когда в рамках складываю-

щихся национальных государств постепенно формируются

основы будущих национальных правовых систем. Этот дли-

тельный процесс завершается в большинстве стран уже в

следующую историческую эпоху - в Новое время. Но именно

в средние века определяются контуры и будущих крупных

мировых правовых систем (семей

права) - континентальной и англосаксонской, складывают-

ся их специфические и несхожие правовые институты.

Исходный "строительный материал" средневековое право

черпало в правовых обычаях, которые долгое время оста-

вались важнейшим источником права. За несколько веков в

странах Западной Европы происходит сравнительно плавный

и безболезненный переход от варварских (племенных) пра-

вовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим

уже не персональный, а территориальный принцип дейс-

твия. Расцвет феодализма в Европе в XI- XII вв. означал

и повсеместное преобладание обычного права. К этому

времени в западноевропейском обществе были утрачены

многие элементы правовой культуры и даже письменности,

получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а

поэтому и сама устная форма, в которой длительное время

выражались обычаи, была практически единственно возмож-

ной.

Правовые обычаи достаточно органично интегрировались

в феодальные отношения, закрепляли все их основные ви-

ды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регули-

ровал личностные и поземельные связи между самими фео-

далами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной

мере правовые обычаи охватывали отношения между феода-

лами (собственниками земли) и крестьянами, ее держате-

лями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в

наибольшей степени отражала зависимое положение кресть-

ян, привязанных к земле и вынужденных работать на собс-

твенника (манора).

Со временем правовые обычаи записывались и включа-

лись в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых

сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов,

горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших

форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи да-

же при сохранении местных различий отличались тождест-

венностью многих своих институтов и подходов. И это

позволяло уже средневековым юристам находить в них оп-

ределенную систему. Так, в XI веке появляются первые

сборники (обычно в городах) с изложением основных прин-

ципов феодального права. Примером могут служить "Обычаи

Барселоны" (1068 год), а также работа миланского учено-

го Умберто де Орто под названием "Обычаи феодов", в ко-

торой автор по существу впервые сделал попытку система-

тического изложения обычного феодального права. В более

поздний период появляются другие частные записи право-

вых обычаев с попыткой их теоретического осмысления

("Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во

Франции и т.д.).

Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций

правовые обычаи, получившие основательную доктринальную

обработку, стали одним из элементов национальной право-

вой культуры в общеевропейском масштабе.

Особую роль в становлении общеевропейской правовой

культуры сыграло городское право. В основном это было

писаное право. Его положения фиксировались городскими

статутами, королевскими или иными сеньориальными харти-

ями, пожалованными городу.

Городские право, несмотря на закрепление в нем некото-

рых чисто феодальных институтов, но своему основному

содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее

предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало

именно его принципы. Города широко использовали различ-

ные сборники международного торгового права и морских

обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д.,

и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых

правовых традиций в странах Западной Европы.

Особое место в процессе формирования общеевропейской

правовой культуры в средние века занимали каноническое

право. Оно возникло первоначально как право христианс-

кой церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложи-

лись две самостоятельные ветви канонического права. В

Западной и Центральной Европе каноническое право полу-

чило под влиянием "папской революции" особенно большое

развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно

действующую систему средневекового права. Восточная

ветвь канонического права, оформившаяся в рамках гре-

ко-православной церкви, действовала в Византии, а также

в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы,

но не имела здесь такого авторитета, как каноническое

право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в запад-

ноевропейском обществе определялась рядом факторов.

Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось

и поддерживалось могущественной римско-католической

церковью и папством, о политической силе которых уже

говорилось. Каноническое право отличалось универсаль-

ностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы

действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно

не знало государственных границ и соединяло в единое

целое всех католиков. Каноническое право отличалось

также широтой регулируемых им общественных отношений.

Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светс-

кой жизни, было обязательным как для клириков, так и

для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву при-

давала его традиционность, поскольку оно своими корнями

уходило в античность, в греческую философию и в римскую

правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и

передало последующим поколениям целый ряд норм римского

права, его язык, что нашло свое отражение в формуле:

"церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit le-

gae romanae).

Источники канонического права ("старого права" - jus

antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя-

щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к

римлянам и др.). После эдикта императора Константина о

свободном исповедании христианства (313 год) нормы цер-

ковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в импе-

раторских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Авгус-

тина и др.), постановлениях региональных и вселенских

церковных соборов, где был установлен ряд основных дог-

матов христианства и правил церковной жизни (начиная с

Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось

также в решениях римских пап, получивших позднее назва-

ние декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них

наибольшую известность получил сбор-

ник Дионисия младшего (середина VI века). По решению

Карла Великого в 802 году данный сборник получил офици-

альное признание во Франкском государстве. В середине

IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап

был составлен сборник декреталий, приписываемый испанс-

кому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий дол-

гое время принимались за подлинные и использовались как

источник канонического права вплоть до XV в., когда они

утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы,

или Фальшивые декреталий.

В XI-XII вв. в период "папской революции" складыва-

ется "новое право" (jus novum). Именно в это время за-

канчивается процесс складывания канонического права в

качестве самостоятельной правовой системы западноевро-

пейского общества. Более четким становится его юриди-

ческое содержание. Утверждается само понятие "канони-

ческое право" (jus canonicum). Главенствующим источни-

ком нового канонического права становятся папские конс-

титуции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С

папы Григория VII начинается преподавание канонического

права в университетах.

Решающую роль в переходе к новому каноническому пра-

ву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана

("Гармония несогласующихся канонов" - Concordia discor-

dantium canonum), в котором были сведены воедино около

3800 канонических текстов. В последующем значительный

вклад в преподавание и развитие канонического права

внесли путем толкования и комментирования декрета Гра-

циана профессора канонического права (канонисты).

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило осо-

бенно широкий размах, в связи с чем возникла необходи-

мость дальнейшей систематизации канонического права. По

указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен

сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и

объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году

при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику

на базе более поздних церковных постановлений была соз-

дана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне

XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие

акты последующих римских пап, начиная с Климентия

(Constitutiones Clementinae).

Процесс систематизации канонического права в средние

века имел своим конечным результатом составление в 1500

году обширного свода, который с 1580 года был признан в

качестве официального источника права римско-католичес-

кой церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он по-

лучил название Свода канонического права (Corpus juris

canonici). Средневековое каноническое право охватывало

широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой

жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало

организацию церковной власти (право римского папы наз-

начать на церковные должности, процедуру рассмотрения

споров между священниками и т.п.), а также отношения

церкви со светской властью, статус церковной собствен-

ности и режим владения и пользования церковными земля-

ми, источники доходов церкви и т.д.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к

уголовному праву, в частности предусматривался список

епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и неко-

торые другие преступления. В нем закреплялись нормы,

относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследо-

ванию и особенно к брачно-семейным отношениям.

В XVI веке Реформация подорвала позиции католической

церкви и ослабила влияние канонического права. На Три-

дентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под

лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пе-

ресмотр норм канонического права, сужена сфера церков-

ной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая офи-

циально толковала нормы канонического права, в частнос-

ти решения самого собора. Потесненное Реформацией кано-

ническое право продолжало оставаться в западноевропейс-

ком обществе в Новое время не только своеобразным юри-

дическим феноменом, но и важным духовным фактором, ока-

завшим непосредственное воздействие на правовую культу-

ру и на духовную жизнь католических стран.

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явле-

ний в правовой жизни Западной Европы стала рецепция

римского права, т.е. его усвоение и восприятие средне-

вековым обществом. После падения западной части империи

римское право не утратило своего действия, но с образо-

ванием варварских государств сфера его применения в За-

падной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на

юге, у испано-романского и галло-романского населения.

Постепенно синтез римской и германской правовых культур

привел к тому, что римское право стало оказывать влия-

ние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и

других германских народов.

Однако со временем собственно римские источники пра-

ва выходят из употребления и забываются. Им на смену

приходит упрощенное и варваризированное римское право,

которое по приказу королей объединялось в специальные

кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля

вестготов Аларика II, составленный в начале VI века.

Основным источником Кодекса был опубликованный еще в

438 году Кодекс Феодосия II, а также законодательство

других римских императоров, Институции Гая, Сентенции

Павла и т.д.

Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с

большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии

название "бревиарий", что означало "сокращенный" (Bre-

viarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма

популярный в ряде стран Европы памятник римского права

нередко издавался и под другими названиями (например,

Lex Romana visigothorum). С последующими изменениями и

искажениями он действовал вплоть до начала широкой ре-

цепции римского права.

Новая жизнь римского права в Западной Европе, его

второе рождение, начинается в XI-XII вв. В основе этого

бурно развивающегося процесса лежал целый ряд истори-

ческих факторов, среди которых особую роль сыграло

оживление экономической жизни,

особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения

не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто

феодального права, рассчитанного на замкнутое общество.

Римское же право содержало в себе точные и готовые фор-

мулы закрепления абстрактной частной собственности и

торгового оборота. Не случайно центром зарождения римс-

кого права стали города-республики Северной Италии, ко-

торые переживали в XI в. экономический подъем и предс-

тавляли собой в то время наиболее развитый в хозяйс-

твенном отношении регион Европы.

Однако рецепция римского права была вызвана не толь-

ко экономическим фактором, но и социальными и духовными

потребностями общества, которое остро нуждалось в пра-

вовом порядке, правовой стабильности, а соответственно

и в распространении юридического образования и мышле-

ния. Рецепцию римского права поддержала католическая

церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать

каноническое право и притязания пап на мировое господс-

тво.

Рецепцию римского права в конечном счете санкциони-

ровала и королевская власть, стремившаяся к централиза-

ции, а следовательно, и к юридизации всей общественной

и государственной жизни. Именно римское право в это

время проявило себя как наиболее разработанное, универ-

сальное и рациональное право, содержащее регуляторы,

необходимые для общества в целом и для основных его

групп.

Римское право как никакой другой фактор эпохи сред-

невековья способствовало преодолению государственных и

иных территориальных границ, созданию единого стержня

европейской правовой культуры, юридической науки и об-

разования.

Важную роль в "открытии" римского права для средне-

векового общества сыграли университеты Северной Италии

(в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После

обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниано-

вых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследс-

твии название Флорентийской рукописи, в университетах

начинается систематическое изучение и преподавание

римского права.

Особую известность приобрел юридический факультет

Болонского университета, который к XIII в. насчитывал

около 10 тыс. студентов практически из всех стран За-

падной Европы. Его основателем был один из крупнейших

средневековых знатоков римского права Ирнерий

(1055-1130 гг.). Созданная им школа римского права,

имевшая общеевропейское значение, получила название

школы глоссаторов. Само название школы установилось по-

тому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами,

делали свои пояснения, уточнения и т.п. по тексту юсти-

ниановых памятников римского права в виде глосс, т.е.

записей (комментариев) на полях или между строчек руко-

писи. Для учебных целей профессор комментировал (глос-

сировал) классические документы слово за словом, строч-

ка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, клас-

сифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые

глоссы пред-

ставляли собой суммированное изложение комментируемого

отрывка (так называемые брокардики), другие содержали

широкие правила, выводимые из изучаемого текста (право-

вые максимы).

Глоссаторы составляли учебники права, включавшие

краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборни-

ки спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а

также казусов специально подобранных для пояснения ис-

точников. Они писали и самостоятельные труды по отдель-

ным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огром-

ную работу по восстановлению и обработке классического

римского права, по разъяснению устаревших или ставших к

тому времени малопонятными текстов и терминов, по внут-

реннему упорядочению правовых памятников (прежде всего

Дигест).

Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации

Юстиниана конкретный материал по тому или иному право-

вому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический

характер, присущий классическому римскому праву, вводи-

ли в него широкие обобщения, создавали новую системати-

ку. Так, посредством суммирования суждений римских

юристов по отдельным видам договоров профессора-глосса-

торы выработали общее понятие договора. Они четко раз-

личали личные и вещные права, создали единую концепцию

вещного права в отличие от классических юристов, описы-

вавших отдельные виды прав на вещи, более последова-

тельно выделяли особенно важный для системы феодального

землевладения институт владения и т.д. По существу

именно с глоссаторов начинается развитие юридической

науки в собственном смысле слова.

Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом

и не оказала непосредственного воздействия на практику

феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения

римского права глоссы приобретали все больший автори-

тет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со

временем установилось правило: "То, что не признает

глосса, не признает суд".

У Ирнерия, положившего начало систематическому изу-

чению Дигест, было большое число последователей и уче-

ников, среди которых наибольшую известность получили

Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу

видных глоссаторов XII-XIII вв. относятся также Роге-

дио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность

глоссаторов подготовила почву для изучения и преподава-

ния римского права и за пределами Италии, в том числе в

Оксфордском университете в Англии (Вакарий).

Последним выдающимся представителем глоссаторов был

Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином

сборнике глоссы своих предшественников и современников,

сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юсти-

ниана. Этот сборник, который насчитывал 96940 глосс,

получил название glossa ordinaria ("расположенная в по-

рядке") или glossa magistralis ("учительская"). Он пре-

восходил по своей масштабности и тщательности обработки

материала, по четкости плана и устранению противоречий

и т.д. все предшествующие работы глоссаторов. Этот

сборник, который

впоследствии стали называть "Большая глосса" или даже

просто "Глосса", в течение нескольких веков рассматри-

вался как образцовое и наиболее авторитетное руководс-

тво по римскому праву.

С "Большой глоссы" Аккурция школа глоссаторов прек-

ратила свое существование, уступив в последующем место

постглоссаторам - новому поколению итальянских профес-

соров римского права. Наиболее известными среди них бы-

ли Синус де Пистойя (1270- 1339 гг.), Бартол де Сассо-

феррато (1313-1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347-1400

гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол,

по имени которого саму школу нередко называли бартолис-

тами. Становление этой школы было связано с новым эко-

номическим и культурным подъемом в Италии и в ряде дру-

гих стран Западной Европы, который породил острую пот-

ребность в преодолении феодального правового партикуля-

ризма, в распространении вневременного и абстрактного

права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и

предшествующей деятельности глоссаторов стало римское

право, которое рассматривалось как "писаный разум".

Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому

римскому праву. Они занимались главным образом толкова-

нием правовых понятий и отдельных отрывков из кодифика-

ции Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с

целью выведения так называемого общего мнения ученых

(communis opinio doctorum). Такая обработка римского

права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, спо-

собствовала превращению его в теоретическую базу форми-

рующихся национальных правовых систем (даже в Англии,

которая не знала рецепции римского права как таковой).

В своих комментариях постглоссаторы нередко отступа-

ли от первоначальных конструкций римского права, но

провели большую работу по его согласованию с нормами

средневекового канонического, городского и обычного

права. Именно в системной обработке римского права,

осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки

простого "права ученых" и было воспринято судебной

практикой в большинстве стран Западной Европы.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...