Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социального управления



История человечества складывается из двух основных

пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобыт-

ный строй, явившийся исходным и закономерным этапом

развития человечества, охватывает огромный отрезок вре-

мени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2

млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бы-

тие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.

Но их предыстория берет свое начало именно в сравни-

тельно развитых социальных структурах первобытности.

За долгий срок своего существования первобытное об-

щество прошло большой путь развития, в ходе которого

значительные изменения претерпел его социокультурный и

хозяйственный облик. В современной науке используются

различные периодизации древнейшей истории человечества

(культурологическая, археологическая и др.). Но для по-

нимания социальных и экономических предпосылок возник-

новения государства и права принципиальное значение

имеет выделение в первобытном обществе двух основных

стадий: присваивающего хозяйства и производящего хо-

зяйства, граница между которыми приходится на эпоху не-

олита (так называемая неолитическая революция). Ее

обычно относят к VIII-III тысячелетию до н.э.

На первой из этих стадий шел еще процесс становления

самого человека как биосоциального существа (лишь с

XL-XXV тысячелетия до н.э. сложился неантроп, т.е. че-

ловек современного типа). Люди использовали простейшие

каменные орудия и существовали главным образом за счет

присвоения готовых продуктов природы (собирательство,

охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни,

объединялись в небольшие локальные и изолированные

группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма

социальной организации и регуляции (неупорядоченные по-

ловые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития

как культурнопроизводственных, так и общественных отно-

шений, в литературе нередко называется праобщиной или

первобытным стадом.

Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни

праобщины, в ней все больше проявлялись не только спон-

танные, но и регулируемые процессы, предопределяемые

заранее установленными правилами, запретами, стандарта-

ми и иными поведенческими стереотипами.

Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер.

Равенство особенно проявлялось в процессе распределения

скудных продовольственных и иных ресурсов. В основе

этого равенства лежал присущий таким коллективам экви-

валентный (реципрокный) обмен (женами, пищей, орудиями

труда). Уже в ранних человеческих коллективах реально

складывалась власть вожака над остальными членами груп-

пы. Они воспринимали его волю как норму, которой необ-

ходимо подчиняться по тому же принципу эквивалентного

обмена.

Таким образом, в процессе длительной эволюции праоб-

щины природные инстинкты уступили свое место социокуль-

турным стереотипам, т.е. системе общественных связей,

что сделало возможным существование и поступательное

развитие человеческого общества.

Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное

существенными изменениями в брачно-половых отношениях

(введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей

внутри кровнородственных объединений, установление

брачных классов), а затем и неолитическая революция,

означавшая переход к производящей экономике, привели на

смену праобщине возникновение устойчивых семейно-клано-

вых групп (родовых общин). Совокупность этих групп в

литературе обычно называлась родовым строем.

В основе семейно-клановой группы лежали родственные

отношения. Такие группы включали в себя несколько поко-

лений сородичей, происходивших от общих предков, в ряде

случаев и чужаков, принятых в состав общины. В зависи-

мости от конкретных условий родообщинные отношения

строились на принципах матрилинейности или патрилиней-

ности.

Неолитическая революция и переход к производящей

экономике обеспечили не просто выживание людей, но и

создание регулярного производства продуктов питания и

иных предметов, необходимых для удовлетворения потреб-

ностей коллектива. Это подготовило переход к оседлому

образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых

групп над определенной территорией. Таким образом, ран-

няя родовая община потребителей (охотников, собирате-

лей, рыболовов) сменяется более прочными, численно раз-

росшимися, как правило, связанными с определенной тер-

риторией общинами производителей. Такая система семей-

но-родовых групп представляла собой более развитую фор-

му социальной организации, основанную на сравнительно

устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.

В семейно-клановой общине складывалась строго фикси-

рованная система труда, распределения пищи и брачно-се-

мейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие

принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности.

Это не исключало того, что по мере роста производства

распределение добычи и потребление пищи осуществлялись

с учетом ролевых функций (по принципу пола, возраста и

т.д.). На определенные преимущества в семейно-клановом

коллективе (в родовой общине) мог претендовать

и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял

властноуправленческие функции и обеспечивал надежное

существование группы. По принципу эквивалентного внут-

ригруппового обмена лидер получал в таком случае безус-

ловную поддержку членов группы, которые за предостав-

ленные им от вождя блага признавали его авторитет и

власть. Эта власть выступала как догосударственная, по-

тестарная. Сам вождь, как и другие члены семейно-клано-

вой общины, должен был руководствоваться коллективными

традициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В

противном случае он мог быть смещен и заменен другим.

Существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в

том числе выборность и сменяемость вождей, не позволяет

еще говорить в категорической форме о существовании ро-

довой демократии. В семейно-клановых общинах существо-

вала жесткая дисциплина труда и поведения, духовный

конформизм.

В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов,

традиций и т.п. сложились несложные правила поведения,

соблюдение которых было обязательно для всех членов

группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологичес-

ки-символическую оболочку и были часто связаны с тоте-

мистическими ритуалами, отражали естественные условия

жизни первобытной общины. Они были проникнуты духом

коллективизма, предусматривали взаимную поддержку чле-

нов родовой общины, регулировали хозяйственную деятель-

ность и брачные отношения, устанавливали различные табу

(запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины.

Строгой регламентации подвергался порядок распределения

добытого общиной продукта, а также и сам ритуал его

потребления, деление в связи с этим всех членов группы

на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практи-

ческая реализация таких распределительных, дистрибутив-

ных норм.

Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и

содержали в себе одновременно религиозные, моральные и

иные социальные императивы.

В прочных семейно-клановых группах общинные нормы

отражали самонастраивающиеся социальные отношения, ко-

торые поддерживались силой интересов, религиозных

представлений и иных нормативно-ценностных установок.

Это не исключало властного характера этих норм. и выте-

кающей из этого принудительности. В случае нежелания

подчиняться правилам жизни семейноклановой группы, со-

вершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подверг-

нут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле

семейно-родового коллектива.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...