Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прикладная этика, мораль профессионала



Профессиональная этика особенно бурно разви­валась в XX в. Это выразилось в создании многочисленных кодексов профессиональной морали, в переори­ентации общественного внимания от вопросов разра­ботки фундаментального этического знания к вопросам прикладной этике. По этому поводу были даже выска­заны опасения некоторых ученых. Я полагаю, что осо­бой опасности, которая как бы возникает в связи с измельчанием этического знания, в действительности не существует. Наоборот, необходимость дать убеди­тельный ответ на конкретные вопросы толкает к даль­нейшему развитию теории. Все ученые, работающие в области прикладной этики, используют аргументацию, развитую в различных способах обоснования морали, представленную оставившими свой след в истории этики мыслителями.

Прикладная этика — более широкая область эти­ческого знания, чем профессиональная мораль. По существу вся нормативная этика, имеющая дело с практикой развития нравственных отношений, с влиянием теории на процесс уточнения содержания дей­ствующих норм и создания новых нормативов, может быть названа прикладной этикой. К прикладной этике могут быть, например, отнесены кодексы, вырабаты­ваемые политическими партиями, кодексы чести, пред­лагаемые жителям определенных городов, регионов. Они не являются профессиональными, хотя, несомнен­но, относятся к области прикладной этике. В ряде слу­чаев прикладная этика охватила целые области чело­веческой деятельности. Новыми направлениями раз­вития этической мысли стали, например, экологическая этика, этика бизнеса. Наиболее бурно и успешно раз­вивавшейся областью прикладной этики в XX в. была, тем не менее, именно профессиональная этика. Это связано с тем, что характер труда людей изменился. Научно техническая и информационная революции привели к индивидуализации труда, породили множе­ство новых профессий. Общие моральные требования, в основном годившиеся, например для людей XVII в., оказались неэффективными в новых условиях. Это, конечно, не означает, что фундаментальные правила морали потеряли свое значение. Просто, одних этих правил оказалось недостаточно.

В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов справедливо подвергают критике мнение о том, что прикладная этика только уточняет общие моральные требования в том смысле, что делает из них какие-то исключения, или, наоборот, устанавливает более жесткие рамки для их действия. Они представляют конкретизацию мо­ральных требований как комплексный процесс, в ко­тором имеет место и уточнение содержания действующих требований, и изменение характера их обоснова­ния, и выдвижение новых норм. «Развитие содержа­ния и формы морали в процессе конкретизации озна­чает, во первых, известное преобразование, переакцен­тировку, в ряде случаев — переосмысление моральных представлений, норм, оценочных суждений, соответству­ющих нравственно-психологических чувств. Во-вторых, появление новых акцентов в способах «сцепления», когеренции норм, моральных ценностей, поведенческих правил между собой и со всеми другими (правовыми, административно-организационными, праксиологичес­кими и иными) требованиями и максимами, с всевла­стным обычаем. В-третьих, конкретизация — это изме­нение места соответствующих ценностей и норм в сложной конфигурации ценностного универсума. На­конец, развитие морали через конкретизацию предус­матривает возможность возникновения новых устано­вок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде, кроме определенной сферы деятельности, мак­симально способствующих повышению результативности, усилению гуманистических ориентаций деятель­ности в данных сферах и профессиях»*.

* Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика. Тюмень, 2001.— С. 88-89.

В профессиональной этике особые моральные требования к поведению личности прежде всего формулируются в связи с необходимостью фиксации спе­цифических форм социальной ответственности, выра­жением таких отношений человека к другим людям, которые непосредственно зависят от его индивидуаль­ного решения и которые зачастую оказывается невоз­можно проконтролировать никаким другим способом, кроме как через утверждение моральной нормы, имеющей ограничительный или предупредительный харак­тер. Особенность профессий, вызывающих необходи­мость иметь особые моральные кодексы или говорить об особой степени некодифицированной ответствен­ности, связана прежде всего с двумя типами профес­сий. Это, во-первых, профессии, непосредственно имеющие дело с человеком, с таким видом труда, ко­торый очевидно сказывается на судьбе каждого чело­века, попадающего в поле деятельности специалиста.

К таким профессиям относятся профессии врача, юриста, учителя, социального работника, дающего ин­дивидуальные консультации психолога, спасателя и др. Во-вторых, это такие профессии, которые связаны с видами труда, результаты которого сказываются на всем обществе в глобальном масштабе. Это труд уче­ного, управленца, политика, труд лиц, занятых в рабо­те средств массовой информации. Этические вопросы, связанные с деятельностью лиц, занятых всеобщим трудом, последствия которого могут быть глобальны, приобретают особую остроту также в связи с тем, что многие решения и действия остаются анонимными. Между специалистом и результатом его труда зачас­тую оказывается масса промежуточных звеньев, зат­рудняющих выявление индивидуальной ответственно­сти. Если в науке или в труде управленца еще можно выявить индивидуальное авторство и установить индивидуальную ответственность, то оценить косвенное влияние, оказываемое, например, на состояние созна­ния общества в результате работы лиц, вовлеченных в деятельность средств массовой информации, стано­вится все труднее и труднее.

Профессиональная этика, относящаяся к обоим типам названных выше профессий, как раз и получает наибольшее развитие, хотя в силу того, что труд все более и более приобретает всеобщий характер, а де­ятельность человека даже во многих конкретных ви­дах труда становится связанной с непосредственной опасностью для других (например, в работе водите­лей, пилотов, диспетчеров), в современном мире в принципе развивается тенденция охватить професси­ональной, кодифицированной моралью все имеющи­еся профессии.

У лиц, сталкивающихся в свой работе с судьбами отдельных людей, по-особенному проявляется связь действий-операций и действий-поступков. Каждое действие технологического характера очень часто при­обретает здесь вид отдельного поступка, подлежащего нравственной оценке. Так, в деятельности врача по­ступком становится каждое отдельное радикальное ре­шение, принимаемое, например, хирургом во время операции или решение о смене типа терапевтического лечения.

Исторически различные профессиональные кодек­сы складывались вместе с возникновением таких про­фессий, которые ставили человека в особые отношения ко всему обществу. Древнейшими из таких профессий можно считать профессию врача, судьи, лица, отправ­ляющего религиозные культы, правителя. К лицам, обладающим такими профессиями, всегда предъявля­лись особые нравственные требования. Старейшим профессиональным кодексом, созданным около 2500 лет назад, является «Клятва Гиппократа» — перечень моральных обязательств, которые берет на себя каж­дый врач. Однако особые испытания, которым подвер­гался, скажем, шаман племени, также могут рассмат­риваться как процедура, содержащая в себе испыта­ние нравственных качеств. В последующем общество развило такие институты, как присяга президента, су­дьи, клятва воина. Эти процедуры имеют как формаль­но-юридическое, так и нравственное значение.

Исследователи профессиональной морали отмеча­ют, что она развивается постепенно вместе с развити­ем типов деятельности, ставящих профессионала в особые отношения к обществу. Так, медицинская, пе­дагогическая, судебная этика, этика ученого возника­ли вместе со становлением соответствующих профес­сий, спонтанным развитием нравственных отношений внутри медицинского, судебного, научного и т. д. сооб­ществ. Вместе с тем важно подчеркнуть, что сами эти отношения не являются исключительно корпоративны­ми отношениями лиц, занятых в соответствующих сферах деятельности. Профессиональная этика не только устанавливает правила взаимоотношения меж­ду членами определенных профессий, в которых под­вергаются упорядочиванию конкурентные отношения, возникает основанная на заслугах иерархия, она так­же отвечает на общественный запрос, выдвигаемый по отношению к определенному типу профессиональной деятельности. Это, во-первых, защита членов общества от возможного произвола специалиста, обладающего недоступным другим знаниями, а во-вторых,— требо­вания, связанные с ограничением риска глобальных последствий профессиональной деятельности. Данные общественные запросы влияют на сами отношения членов профессиональных корпораций, составляют момент их напряжения и являются стимулом, вызыва­ющим необходимость развития профессиональной эти­ки. Так, требование «не навреди», формулируемое во врачебной этике служит ограничением против приме­нения каких-то рискованных средств лечения, недоста­точно опробованных препаратов, хотя в коммерческом плане это могло бы быть выгодно для членов корпорации. В этике ученых формулируются требования, на­правленные на обеспечение объективного научного поиска, исключения попадания в информационное поле науки недостаточно проверенных данных, а также требования, направленные на локализацию нежела­тельных социальных, экологических последствий при­менения определенных открытий науки. Это становит­ся особенно актуальным в связи новыми открытиями в области генной инженерии, клонированием, создани­ем трансгенных животных, выведением новых микро­организмов и т. д. Значительную опасность представ­ляют научные проекты, направленные на глобальное изменение окружающей среды, изменение водного баланса, промышленное использование водных ресур­сов в целях гидроэнергетики. Негативные последствия ряда решений, в результате которых, например, уже произошло обмеление Аральского моря, изменение климата ряда регионов Сибири, произошла массовая гибель кофейных плантаций в Бразилии, очевидно проявили себя в настоящем.

Постепенность процесса складывания норм про­фессиональной морали делает ее многоуровневой. То обстоятельство, что общественный запрос к выработке профессиональных кодексов проявляет себя все более и более явно приводит к тому, что стихийно сложив­шиеся нравственные представления в соответствую­щих сферах деятельности подвергаются систематиза­ции, получает формальную кодификацию. В то же вре­мя устоявшиеся ранее представления в результате этого не отменяются. Они продолжают действовать наряду с кодифицированными нормами, проявляя себя в тех случаях, когда индивидуально неповторимые си­туации оказывается трудно подвести под действие стро­го определенных норм. «Профессиональная мораль,— отмечает Д.С. Авраамов,— может существовать на раз­ных уровнях. И в виде бессистемного, в какой-то мере гетерогенного набора требований. И как набор со сла­бо выраженной, чисто внешней их упорядоченностью. И, наконец, в качестве нормативной системы, имеющей четкое теоретическое обоснование. Причем эти формы обычно сосуществуют, а не исключают друг друга»*.

* Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста.— М., 1999.— С. 15.

Профессиональная мораль — мораль корпоратив­ная. Но она ориентирована не только на защиту инте­реса некоторой корпорации (в таком случае она была бы круговой порукой), но и на интерес всего общества. Учет интереса общества влияет, как на нормы, опреде­ляющие отношение специалиста к человеку, во многих случаях становящемуся непосредственным предметом его труда, так и на нормы, складывающиеся между членами коллектива в связи с их собственными про­фессиональными отношениями. Таким образом в про­фессиональной морали можно выделить два аспекта. Это аспект внутрикорпоративной ответственности и аспект глобально-всеобщей ответственности за резуль­таты своего труда.

Собственно корпоративный интерес не может не противоречить общественному. Нормы профессио­нальной морали ограничивают корпоративный инте­рес и определяют приемлемые для общества формы его удовлетворения. Например, корпоративный инте­рес врача как представителя определенной профессии выражается в том, что он заинтересован скрывать свои методы лечения (сохранять свое ноу хау) для того, что­бы у него было больше клиентов. Но профессиональ­ная этика запрещает такого рода секреты. Общество в целом находит средства к разрешению такого рода противоречий, например, защищая авторские права, повышая оплату труда опытных врачей, врачей, имею­щих научные степени и т. д. Но профессиональная мораль охраняет и корпоративный интерес, позволяя, скажем, платные консультации, в том числе не только пациентов, но и своих коллег тогда, когда один из них обращается за помощью к другому.

Общественный и корпоративный интересы могут вступать в острые противоречия тогда, когда общество переживает переломные периоды, связанные с изменением типа собственности, с изменением системы организации профессиональной деятельности (плат­ная — бесплатная медицина). В таких ситуациях нормы профессиональной этики корректируются при одновре­менном учете новых социальных технологий (новой системы стимулов труда) и общечеловеческих гуманных нравственных принципов.

Профессиональные кодексы возникают в резуль­тате специальной деятельности членов корпорации, отражают коллективный, систематизированный опыт решения моральных проблем, возникающих в профес­сиональной деятельности, то есть они имеет конвенциальную природу. Это определяет роль теоретического знания в процессе процедуры кодифицирования. «В от­личие от общих требований нравственности, которые складываются стихийно, нормы профессиональной морали (скажем, журналистики) вырабатываются под сильным воздействием издателей, журналистских кор­пораций, в их разработке принимают участие ученые. Именно поэтому в нормах профессиональной морали всегда содержится большой элемент рационального обоснования, собственно этического знания»*.

* Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста.— М., 1999.— С. 7.

В процессе создания профессиональных кодексов всегда приходится искать определенный консенсус, определяемый оптимальным балансом интересов чле­нов корпорации, общественных интересов, интересов коммерческих организаций, вовлеченных в сферу про­фессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому требования профессиональной этики не мо­гут быть построены по какой-то одной линии конкре­тизации общечеловеческих моральных правил. После­днее обусловлено также тем, что само отношения про­фессионала к объекту его труда, даже в том случае, если речь идет об отношении к отдельному человеку, явля­ются специфическими. Так, отношение врача к паци­енту вполне совместимо с требованием всемерного учета его индивидуальности, с эмоциональной симпа­тией, в то время как отношение судьи к подсудимому оказывается несовместимым с личными симпатиями и антипатиями, хотя индивидуальность личности подсу­димого и учитывается при вынесении приговора.

Нравственные кодексы являются добровольным волеизъявлением членов корпорации. Понятно, что они способны влиять на поведение специалиста только в том случае, если поддерживаются большинством чле­нов сообщества специалистов и членов конкретной организации, в рамках которой осуществляется про­фессиональная деятельность. Здесь можно выделить еще одну важную особенность профессиональной эти­ки. Она развивается в тесном сотрудничестве с рабо­той внутрипрофессиональных институтов администра­тивного характера. Например, на производственных совещаниях врачей, педагогических советах, советах судей обсуждаются как собственно профессиональные вопросы, так и этические проблемы, возникающие в связи с конкретными ситуациями профессиональной деятельности. В то же время в ряде организаций со­здаются специальные этические комитеты, суды офи­церской чести, советы по журналистской этике. Им принадлежит окончательное решение по вопросу о том, была ли кем-то из членов организации нарушена эти­ческая норма или нет. В ряде случаев, в зависимости от тяжести проступка это решение переводится в административный план, то есть специалист, допустив­ший грубые нарушения увольняется, понижается в должности по решению администрации, сделанному на основе выводов этических комитетов, профессиональ­ных коллегий, советов и т. д. Такое взаимодействие между работой нравственного сознания членов корпо­рации и деятельностью администрации не является умалением значения профессиональной этики как средства воздействия на сознание специалиста, а ско­рее просто отражает ее специфику.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 3563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...