Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коммерческое право России 5 страница



зывается, что джентльменом может быть не только благородноро-

жденный, но и купец. У купца свой кодекс чести. Образцовый ку-

пец трудолюбив. Он сам присматривает за лавкой, стремится мень-

ше путешествовать, избегать политики и политических партий. Он

считает своим долгом лично следить за нравственностью приказ-

чиков. В памфлетах Д. Дефо образцового купца отличают черты,

зафиксированные Б. Франклином: бережливость, терпение, сдер-

жанность, честность, осторожность. Купец снисходителен к роско-

ши лишь постольку, поскольку она поддерживает торговлю. Спо-

койная совесть - условие существования. <Осторожность для

купца, как для девицы невинность>, <Кредит - драгоценнейшее

сокровище>. <Торговые книги должны быть в порядке как совесть

христианина>, - пишет Д. Дефо. Отчетность - условие душевной

гармонии.

По произведениям Д. Дефо хорошо понятно, что такое экономи-

ческий индивидуалист. Робинзон Крузо испытывал необходимость

вести учет самому себе. Им владеет страсть к инвентарям и балан-

сам. В романе царит пафос повседневного труда, а все дела реша-

ются с помощью договора - пусть даже с самим собой. Напомним

описание склада в романе: <Все было у меня под руками, и мне до-

ставляло истинное удовольствие заглядывать в этот склад: такой

образцовый порядок царил там, и столь там было всякого добра>^.

Все сработано <из ничего> с помощью познаний, полученных в

школе.

Мир Робинзона - это мир повседневных успехов в снабжении,

обеспечении безопасности, уюта, комфорта. Напомним еще раз:

комфорт и телесная чистота - буржуазные качества.

Для Ж.-Ж. Руссо Робинзон был естественным человеком и че-

ловеком воли. На деле он - воплощение пафоса искусственного.

Этот отшельник рад любому орудию, попавшему к нему из цивили-

зации. Из дома его гонит не желание вернуться в природу, а <неле-

пая и необдуманная затея составить себе состояние> (хотел на-

житься на торговле рабами). Это свидетельствует вроде бы о стра-

стности натуры. В то же время Робинзон холоден и лишен эроти-

ческого чувства, как, впрочем, и эстетического. Любить - расто-

чать. Хозяйничать - сберегать.

В этом пункте характеристика генезиса буржуа, которую дал

В. Зомбарт, вероятно, более точна, чем у М. Вебера. Напомню, что

В. Зомбарт подчеркивал множественность корней буржуа как соци-

ального типа, а капиталистический дух характеризовал как амбива-

лентный (двойственный), выделяя две его стороны: предпринима-

^Дефо Д. Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...//

Дефо Д. Избранное. - М" 1971. - С. 67.

тельскую (эротическую) и мещанскую. Можно переставить акцен-

ты. Авантюрист эротичен. Предприниматель воплощает мещан-

скую сторону.

Еще одна важная черта, отличающая Робинзона-буржуа. Он со-

вершенно глух к проблематике чести, как она понималась в тради-

ционном обществе. Он не судит дикарей-людоедов. <...Если мудрое

провидение терпит на земле таких людей и терпело их, быть может,

несколько столетий, если оно допускает существование столь бес-

человечных обычаев и не препятствует целым племенам совер-

шать ужасные деяния, на которые могут быть способны только

выродки, окончательно забытые небом, то, стало быть, не мне

быть их судией...Каких бы зверских обычаев ни придерживались

дикари, меня это не касается>^. Налицо умение <работать> с абст-

рактной нормой, отделенной от конкретного случая.

Как известно, Робинзон прежде всего спас после кораблекру-

шения те вещи, которые он считал наиболее важными для жизни.

Это были часы, гроссбух, чернила и перо. Роль часов и гроссбуха

понятна из вышеизложенного. Встает вопрос: при чем тут перо и

чернила?

Колониальная экспансия - ключевая черта капитализма. Объ-

ектом таковой были не только заморские страны, но и традицион-

ные, не капитализированные пространства в собственных общест-

вах, которые обозначаются как <отсталые>. Обучение письму бы-

ло знаком вхождения в капиталистическое общество завоевателей.

Такова в этом обществе фундаментальная практика инициации.

Письму учат в школе. Школа получает приоритет над семейной со-

циализацией.

Ф. Бродель обращает внимание на значимость практики письма

для купца. В работе <Игры обмена>, анализируя один из источни-

ков, он обращает внимание на фразу: <человек, у коего много дел,

он пишет день и ночь>. Он комментирует ее следующим образом:

<Я подчеркиваю эту последнюю фразу, неожиданную, но которая

не должна была бы быть таковой: она дополняет традиционный, на-

рисованный Альберти образ купца <с пальцами, испачканными

чернилами>^.

<За исключением некоторых, еще неловких венецианских

писем XIII и XIV вв., торговая корреспонденция достигает до-

вольно высокого уровня, который она сохранит и в дальнейшем,

ибо в этом уровне смысл ее существования, оправдание дорого-

стоящего обмена этими сверхобильными письмами. Быть осве-

домленным значило еще больше, чем быть обученным, а письмо -

это в первую голову информация. Операции, что интересуют

обоих корреспондентов, высланные и полученные распоряже-

ния, советы касательно отправки, или закупки, или продажи то-

^Дефо Д. Цит. произв. - С.154, 155,

^Бродель Ф. Игры обмена. - М., 1988. -С. 408.

варов, или платежные документы и т.п. составляли лишь часть

ее. Непременно следовали полезные новости, сообщаемые на

ушко: новости политические, новости военные, новости об уро-

жае, об ожидаемых товарах. Корреспондент также тщательней-

шим образом отмечает колебания цен товаров, наличных денег и

кредита на своем рынке; в случае необходимости он сообщает о

движении кораблей. Наконец письмо обязательно завершают пе-

речень цен и курсовые котировки, в большинстве случае в по-

стскриптуме> (Бродель Ф. Игры обмена. -М.,1988. - С. 407-

408).

<Робинзон Крузо> - роман письма^. У Д. Дефо призвание Ро-

бинзона к завоевательной задаче по отношению к своему острову

ознаменовано решением писать дневник. Писать дневник - значит

конструировать приватное пространство, в котором можно властво-

вать над временем и вещами. Робинзон создает для самого себя, на-

ряду с чистой страницей дневника, остров, где он может делать то,

что хочет. Можно трактовать эту ситуацию как свидетельство воз-

никновения биографической идентичности.

Имеет место дистанцирование от живого тела (в том числе и те-

ла традиции), от локального: от того, что воплощает людей, привя-

занных к земле, к месту, людей, живущих в мире устного предания.

Власть письма бросает вызов не только привилегиям рода, т.е. ари-

стократии. Она формирует новый социальный код. <Робинзон Кру-

зо> проливает свет на ситуацию. Робинзон, субъект письма, - хозя-

ин (доминирующий). Пятница - раб (доминируемый), ибо его инст-

рументом не является письмо.

Посредством письма Робинзон конституирует дикость. Пятница -

дикий, ибо неграмотный. Робинзон определяет дикости место за

собственными пределами. Более того, дикость немедленно объявля-

ется переходной, переходной к новому порядку мира. Дикарь - не

совсем человек. Он часть природы, которую Робинзон-человек пре-

образует свободной волей, принимая осознанные решения. Однако

дикость и дикари порождают страх. Из этого страха рождаются ми-

фы о чудовищах. Самые известные из них - мифы о Франкенштей-

не и Дракуле.

Робинзон - миф, а потому он неоднократно переписывался.

Одна из самых интересных реплик - роман современного фран-

цузского писателя М. Турнье <Пятница, или Тихоокеанский

лимб>. Для Д. Дефо Робинзон - человек как таковой. М. Турнье

приписывает своему Робинзону черты конкретно-исторического

буржуазного новоевропейского человека.

Робинзон у него до поры до времени стремится воплотить в

жизнь принципы Франклина. Романист рисует образ человека,

^Трактовка Робинзона как <романа письма> принадлежит французскому

исследователю культуры и философу М. де Серто:

De Certeau М. The Practice of Everyday Life. - Berkeley, 1988.

занимающегося трудом: организацией быта, строительством, из-

данием законов. Робинзон пишет Хартию острова, сочиняет Уго-

ловный кодекс. Он один воссоздает на острове европейскую ци-

вилизацию. Он распределяет время, он запрещает самому себе

справлять естественные надобности всюду, кроме специально от-

веденного для этого места. Он наказывает самого себя постом

или заключением в яме, ибо телесные наказания или смертная

казнь <сократят население острова> (которое до появления Пят-

ницы состояло из одного человека). <Соблюдение Хартии и Уго-

ловного кодекса, отбывание вмененных самому себе наказаний,

строгое следование раз и навсегда установленному распорядку

дня, не оставлявшему ни единой передышки, церемониал, руко-

водящий его основными действиями, - словом та тесная броня

установлений и предписаний, в которую он втиснул себя, чтобы

не скатиться в пропасть, была, однако, бессильной перед тоскли-

вым страхом соседства с дикой неукротимой тропической приро-

дой и внутренней, разъедающей его душу цивилизованного чело-

века эрозией одиночества> (Турнье М. Пятница, или Тихоокеан-

ский лимб. - М., 1992. - С. 107).

4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВСЕМИ

Важно еще раз подчеркнуть, что речь идет как о новой системе

социальных связей, в которой существует новый экономический чело-

век, так и о системе жизненных ценностей буржуа, определяющих

стиль жизни. <Чистая совесть> буржуа давала силу и для критики мо-

нашества и нравов аристократии, и для установления жесточайшей ди-

сциплины труда. Справедливости ради надо сказать, что борьба с при-

вилегиями дворянства сопровождалась молчанием относительно коро-

левской власти и капитала. Из разоблачения дворянских привилегий

рождались капиталистические привилегии. С уверенностью утвержда-

лись здоровье нравов, труда, справедливости и цивилизованности тре-

тьего сословия. Буржуа распространяли веру в то, что принцип laissez-

faire приведет к равновесию и счастью. Идеология Просвещения - во-

площение этой веры. В идеи Просвещения верили отнюдь не только

буржуа.

Буржуа - человек, который в совершенстве умеет оперировать

практическими абстракциями, такими как труд, деньги, право. Это то, на

что совершенно неспособен крестьянин. Русский поэт и хороший сель-

ский хозяин А. Фет в своих воспоминаниях пишет, как он не мог угово-

рить крестьян перевозить за деньги песок (ведь песок - не хлеб!)^.

Это свидетельствует, что практическое представление об абстракт-

^Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство // Новый мир. - М., 1992. -

#5. - С. 126-127.

ном труде, не совпадающем с конкретными работами, у фетовских

крестьян начисто отсутствовало. До поры до времени крестьянам оно

не было нужно для жизни. Постепенно практическими абстракциями

овладевают и люди, не являющиеся буржуа, входящие в другие соци-

альные группы. Сейчас почти каждый умеет мыслить такими абст-

ракциями. Всякий знает, что во многом благодаря деньгам достигает-

ся человеческая независимость. Однако именно социальная группа

буржуа изобрела новые социальные классификации, новые способы

мировосприятия, новые способы конструирования человеческой

идентичности.

Предвосхищая дальнейшее изложение, следует подчеркнуть: че-

ловеческая индивидуальность, приватность как особенность образа

жизни буржуазной эпохи возникают благодаря развитию не только

упомянутых абстракций, но и сложной институциональной сети. В

буржуазную эпоху человек полагает себя независимым экономиче-

ским, политическим, правовым субъектом. Он видит себя свобод-

ным. Такое <самовидение>, самовосприятие обусловлено наличием

сложных социальных посредников во взаимодействиях между людь-

ми. Эти посредники могут представлять собой сложные социальные

системы и институты (банки и биржи, правовые кодексы и судебные

институции, тюрьмы и работные дома).

Каким образом появление нового человека и нового социально-

го пространства, этим человеком обустроенного, влияет на общест-

во в целом? В. Зомбартом было сделано одно крайне важное наблю-

дение. Он отметил, что в XIX в. у буржуа происходит смена стиля

жизни. Неустанная активность занимает место дисциплины и само-

ограничения. Еще в XVIII в. европейские буржуа полагали деньги

лишь средством. В дальнейшем деньги превращаются в цель. Одно-

временно качества мещанской добродетели переносятся с личности

на предприятие. Утрачивается бережливость как свойство частного

лица. Буржуа-человек начинает расточать почти как дворянин. Он

покупает имения. Его семья ведет праздный образ жизни. Солид-

ность, расчет и бережливость становятся свойством фирмы как со-

циального института^. Именно так качества человека в группе начи-

нают распространяться на все общество.

Следует еще раз отметить, что буржуа принесли людям не толь-

ко умение работать с практическими абстракциями. Культивирова-

ние телесной чистоты, представление о комфорте родились именно

в буржуазной среде. Комфорт, кстати, подразумевает меньшее чис-

ло слуг, нежели при <старом режиме>. Вспомним хотя бы <Женить-

бу Фигаро> П. Бомарше. Там слуги переполняют жилища аристокра-

тов. Они вездесущи. Без них не обходится ни одно событие.

<Скромное обаяние буржуазии> является продуктом совмещения

аристократической роскоши и буржуазного комфорта. Символом

нового стиля жизни стала новая одежда - фрак. Он не похож на

^См.: Зомбарт В. Указ. соч. - С. 143.

черный или серый сюртук торговца-протестанта. По происхожде-

нию он восходит к одежде для верховой езды, т.е. выступает как ат-

рибут дворянской жизни. Но он не цветной (одежда аристократии

при старом режиме была ярких цветов), а черный^.

Австрийский писатель Р. Музиль прекрасно описывает разли-

чие и в то же время <наложение> жизненных стилей богатых бур-

жуа и аристократии: <Родственники повидали вдвоем много кра-

сивого: мебель эпохи Марии- Терезии, дворцы в стиле барокко,

людей, которых их слуги еще носили по миру на руках, современ-

ные дома с большими анфиладами комнат, дворцы банков и смесь

испанской строгости с бытовыми привычками среднего сословия

в квартирах высоких служителей государства. В общем, если речь

шла об аристократии, это были остатки роскошного стиля жизни

без водопровода, а в домах и конференц-залах богатой буржуазии

этот стиль повторялся гигиенически улучшенной, исполненной с

большим вкусом, но более бледной копией. Каста бар и господ

всегда остается немного варварской: шлак и остатки, которых не

сожгло дальнейшее тление времени, лежали в аристократических

замках на прежних своих местах, с великолепной лестницей со-

седствовали трухлявая половица, а отвратительная новая мебель

беззаботно стояла среди чудесных старинных вещей. Напротив,

класс выбившихся в люди, влюбленный в импозантные и великие

эпохи своих предшественников, невольно производил придирчи-

вый и утончающий отбор. Если замок принадлежал буржуа, то он

оказывался не только снабженным современными удобствами,

как наследственная люстра электрической проводкой, но и в меб-

лировке кое-что менее красивое было убрано и прибавлено кое-

что ценное - либо по собственному усмотрению, либо по непре-

рекаемому совету экспертов. Заметнее всего, впрочем, был этот

процесс утончения даже не в замках, а в городских квартирах, об-

ставленных в духе времени с безличной роскошью океанского па-

рохода, но благодаря какому-нибудь непередаваемому штриху, ка-

кому-нибудь едва заметному просвету между предметами мебели

или господству на какой-то стене какой-то картины, хранивших в

этой стране утонченного социального честолюбия нежно-отчет-

ливый отзвук отшумевшей славы>.

Писатель продолжает сравнение: <...фрукты здесь (в среде

<благороднорожденных>. - Н.К.) нередко ели неочищенными,

беря их прямо рукой,...тогда как в домах крупной буржуазии

строго соблюдался церемониал ножа и вилки; сходное наблюде-

ние можно было сделать и относительно беседы, которая почти

только в буржуазных домах отличалась совершенным изящест-

вом, в то время как в аристократических кругах преобладал язык

ходовой, непринужденный, похожий на кучерской>. (Музиль Р.

Человек без свойств. Книга 1. - М., 1984. - С. 321-322).

^Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре. - М., 1995. - С. 298.

Сказанное касается не только жилища, но и манеры одеваться,

манеры держать себя, ухаживать за своим телом и говорить. Меня-

ется сам человек, меняется социальная сеть, в которой он сущест-

вует и без которой не может существовать, меняется общество в

целом.

5. РУССКИЙ ГОРОД:

БУРГ БЕЗ БУРЖУА

В России есть города, в названиях которых звучит немецкое

окончание бург. Петербург, Екатеринбург, Оренбург... Были ли в

этих городах бюргеры, буржуа, т.е. принадлежащие к необычному

для традиционного сельского общества слою со своим способом де-

ятельности, со своим образом жизни? Русские цари-реформаторы,

начиная с Петра I, задумывались о создании сильного третьего со-

словия, справедливо полагая, что отсутствие такового - один из ис-

точников нестабильности общества. Однако эта задача так и оста-

лась практически невыполненной. Читатель может возразить: а как

же замечательные семьи Третьяковых, Мамонтовых, Рябушинских,

Бахрушиных? Да, действительно, в России появились сильные дина-

стии купцов и промышленников. Однако крепкого класса мелких

буржуа, которые гордились бы собственным положением и которых

бы российское общество считало одной из основ собственного могу-

щества, так и не появилось.

Еще раз повторим мысль, высказанную в начале раздела. На

Западе слова буржуазия, бюргерство в повседневном языке издав-

на носили нейтральный оттенок. В России и буржуазный, и мещан-

ский были словами ругательными. <Буржуазное общество>, <бур-

жуазный строй>, <буржуазная цивилизация> - у многих русских

мыслителей эти словосочетания вызывали лишь презрение. Бур-

жуев и мещан презирали отнюдь не только большевики. Подобное

отношение было следствием слабости среднего класса в России.

Во многом тому причиной - неразвитость городов. В Европе бур-

жуазия создала города, а города - буржуазию. В России города рос-

ли медленно, они были <большими деревнями>. Накануне Октябрь-

ской революции численность городского населения Российской импе-

рии составляла 15-18%. Общественное мнение было враждебно

буржуазии, огромное пространство деревни - городам. Даже в рус-

ском либерализме не было своей глубоко разработанной экономиче-

ской программы. Причина тому - отсутствие в русском обществе

глубокого интереса к вопросам промышленности и торговли.

Вопрос о связи русского буржуазного духа с религиозностью

остается дискуссионным. Как уже указывалось, торговая дея-

тельность часто связана с глубокой религиозностью: солидные

английские или немецкие купцы с их торжественным чтением

Библии по воскресеньям, еврейские банкиры и торговцы, отли-

чавшиеся глубокой набожностью. Представители целого ряда

знаменитых русских промышленно-купеческих родов происходи-

ли из раскольников. Люди религиозные наследуют традицию и

комплекс моральных понятий вместе с молитвой. Слово - это

купец, купец - это слово. Большие торговые и промышленные

дела не делаются без кредита. Кредит основан на доверии. Дове-

ряющие друг другу ссужают огромными деньгами <под честное

слово>. И в России кредит был <мерилом добродетели>.

Если обратиться к антропологической характеристике русско-

го буржуа, то нельзя не обратить внимания на следующее. В про-

тивоположность западной буржуазии русская особенного жизнен-

ного стиля не выработала. Купцы в первом поколении по своему

образу жизни были похожи на богатых крестьян. С этой точки

зрения интересно проанализировать тот образ жизни купцов

<средней руки>, который описывает, в частности, И. Шмелев в ав-

тобиографическом романе <Лето Господне>. По сути дела, он рас-

сказывает о жизни традиционного общества. Жизненный стиль

героев романа не буржуазен.

У разбогатевших купцов и промышленников слишком сильна

была <тяга во дворянство>. В дальнейшем и в домашнем укладе, и

в городской общественной деятельности торгово-промышленные

люди слишком часто шли интеллигентским путем. Внуки тех, кто

создавал торговлю и промышленность России, не желали продол-

жать дело отцов. Они становились путешественниками, коллек-

ционерами. Их дочери не хотели выходить замуж за купцов и про-

мышленников. Искусство от этого выигрывало: создавалась

Третьяковская галерея, Музей изящных искусств, Художествен-

ный театр. Однако экспрессивный порядок (самосознание, стиль

жизни), свойственный только этой группе, не складывался. Не со-

здавалась группа, которая ощущала бы свои права и знала обязан-

ности в связи со своей ролью в обществе. На Западе были газеты

и журналы, которые содействовали складыванию именно буржу-

азных стилей жизни и мировоззрения. Самые ранние образцы -

английские <Болтун> и <Зритель>. В России таких изданий прак-

тически не было. Исключением была газета <Утро России>, кото-

рую издавали Рябушинские; однако эта газета не пользовалась

большим влиянием. В России начала нашего века не удалась реа-

лизация идеи создания единой торгово-промышленной партии.

Словом, русский буржуа не вполне удался. Сейчас в России

проблема образования значительного слоя предпринимателей и

собственников встала вновь. Вероятно, мы сами станем истори-

ческими свидетелями того, будет ли достигнута заветная цель и

каким образом.

Тема 6

ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К МОДЕРНУ: ЧЕЛОВЕК ИЛЮДИ

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда.

А. Блок. Новая Америка

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты - чарователь неустанный,

Ты - не слабеющий магнит.

В. Брюсов. Городу

Общество <сделано> людьми, оно - результат их деятельности.

Именно людьми делаются непреднамеренные социальные изобрете-

ния, которые меняют общество. В рамках данной темы предполага-

ется рассмотреть, каким образом социальные изобретения, сделан-

ные в группах крестьян, <джентльменов>-благороднорожденных и

буржуа, становятся достоянием всех. То, что сказано в предыдущих

разделах, и сказанное здесь - страницы истории нас самих.

Созданное человеком подвергается овеществлению. То, что бы-

ло представлено как габитус, т.е. связано с живым телом человека и

его практиками, превращается в отношение. Реальность общества

как системы общественных отношений выглядит как следствие

<природы вещей>, как готовая, внешняя человеку структура, кото-

рую можно <взять>, рассмотреть теоретически и описать в учебни-

ке. Инновации объективируются и институционализируются, высту-

пая как мощная, внешняя по отношению к индивидам сила, которая

начинает подгонять их под себя. Новая система связей и отношений

воспроизводит нужного системе человека. Созданная человеком ре-

альность начинает формировать человека. Она диктует людям,

представленным последующими поколениями, свои правила. Скла-

дываются новая телесность и новая ментальность, новые образы

жизни в массовом масштабе. Меняется способ объединения людей в

общество и способ включения в общество человека. Можно сказать,

что меняются способы жизни людей вместе.

Еще раз зададим вопрос: как одна социально-историческая систе-

ма начинает преобладать над другой? Буржуа рассматривался выше

как человек, входивший в пилотную социальную группу. Именно в

жизнедеятельности этой группы возникли социальные инновации,

которые стали распространяться на общество в целом и определили

облик обществ индустриальной современности. Мы говорили о пе-

реходе морального этоса буржуа-человека на предприятие. Пред-

приятие как система отношений диктует человеку-работнику свои

правила, подгоняет его под себя, меняет его.

Общество Модерна и традиционное общество представляют два

различных способа воспроизводства человека. Ниже мы проведем

сравнение антропологических параметров этих обществ.

Произнося слово Модерн, мы не имеем в виду стиль в искус-

стве начала XX в. В современной социальной теории Модерн

приблизительно равен тому, что называли индустриальным об-

ществом, обществом классического капитализма.

От последних терминов почти отказались. Так произошло по-

тому, что общество, о котором мы говорим, не исчерпывается

этими характеристиками. Это тем более справедливо, когда обсу-

ждается столь многомерная реальность, как человек.

Ряд исследователей высказывают идею, что Модерн несво-

дим к капитализму или индустриализму. Известный английский

социолог Э. Гидденс высказал идею, что капитализм и индустриа-

лизм являются различными институциональными измерениями

Модерна, разными и равнозначимыми источниками его динамиз-

ма как цивилизации (См.: Giddens A. The consequences of

Modernity. - Stanford, 1990). Капиталистические общества с их

разделением государства и экономики, гражданским обществом,

превращением труда в товар и постоянной технологической ин-

новацией - варианты Модерна. Таких вариантов может быть

много.

Именно это заставляет использовать нерусское слово Мо-

дерн. Понятно, что Модерн представляет собой кальку с евро-

пейских языков. К сожалению, адекватного русского языкового

выражения пока не найдено. Перевод английского Modernity сло-

вом современность вводит в заблуждение. По-русски современ-

ность-то, что происходит здесь и теперь. Более близка переда-

ча слова Modernity выражением индустриальная современность.

В настоящее время в русской научной литературе вариант Мо-

дерн используется достаточно широко.

Рассматривая следствия возникновения новых социальных форм

на антропологическом уровне, можно говорить о возникновении но-

вых тенденций, которые сегодня называют темами Модерна. Слово

тема здесь не подразумевает ничего похожего на тему сочинения на

вступительном экзамене в вуз. Это скорее напоминает музыкальную

тему, т.е. основной музыкальный мотив. Подобно музыкальному

лейтмотиву темы Модерна могут быть обнаружены в жизни соци-

альных групп, общностей, отдельных обществ, человеческого обще-

ства в целом. Эти темы могут сочетаться самым причудливым обра-

зом. В результате возникает исторически уникальная картина жиз-

ни. Продолжая музыкальное сравнение, можно напомнить о теме с





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.052 с)...