Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коммерческое право России 4 страница



ный герой романа Дж. Фаулза. - Авт.) образца 1267 года с его

новомодными, заимствованными у французов понятиями о цело-

мудрии и хождениями за святыми Граалями, Чарльзом 1867 года

с его ненавистью к коммерции и Чарльзом наших дней - уче-

ным-кибернетиком, который остается глух к возмущенным во-

плям ученых-гуманитариев, этих тонко организованных натур,

начинающих сознавать собственную ненужность. Но эта связь

существует: все они отвергли - или продолжают отвергать -

идею обладания как жизненной цели, независимо от того, что яв-

ляется вожделенным объектом: женщина, прибыль любой ценой

или право диктовать скорость прогресса. Ученый - просто оче-

редная форма: вымрет и она> (Фаулз Дж. Женщина французско-

го лейтенанта. -М., 1990. - С. 293).

Тема 5

Буржуа: жизнь в мире практических абстракций

<...я добровольно отказываюсь

от вечного покоя и вступаю

в неизвестность, таящую в себе,

возможно, самые ужасные кошмары

этого мира и ада!.. Таков мой вклад, -

продолжала она, - в нашу общую

движимость-недвижимость>.

Брэм Стокер. Граф Дракула

Буржуа так же, как и джентльмены, составляют пилотную соци-

альную группу, в которой возникают непреднамеренные социальные

изобретения. Эти изобретения имеют общецивилизационное значе-

ние и изменяют облик мира.

Буржуа - носитель нового габитуса. Он отличается от дворяни-

на внешне. Войдем в зал Петербургского Эрмитажа, где находятся

портреты Ван-Дейка. На одной стороне - аристократы в много-

цветных роскошных одеждах, украшенных кружевами и перьями.

Это - кавалеры. На другой - купцы в серых и черных, наглухо за-

стегнутых одеждах, скрывающих тело. Это <круглоголовые>. Вто-

рые рубили первым головы в Англии XVII в. В тела этих людей

встроена разная социальность, разная общественная история групп,

к которым они принадлежат. Буржуа - носители новых личностных

образцов, нового мироотношения, новой ментальности. Тело буржуа

маркировано значениями, отличными от тех, что окутывают, подоб-

но паутине, тела крестьян и благородных. Однако обе группы -и

дворяне и буржуа - привилегированные.

1. НОВЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Социальное имя буржуа, бюргер происходит от слова Burg (нем.

город). Буржуа, бюргеры - старые городские жители в Западной

Европе. Будучи изначально городскими людьми, они не связаны с

землей. Буржуа, бюргер - то же, что мещанин (от слова место -

в смысле поселение городского типа). В русской культуре у слова

мещанин отрицательные коннотации. С одной стороны, мещанин-

человек, принадлежащий к ремесленно-торговому слою городского

населения, с другой - человек с мелкими интересами, узким круго-

зором. Недаром при переводе западной социологической и художе-

ственной литературы бюргерский не передают словом мещанский.

Обратимся к тем постулатам жизнеотношения, которые обычно

связываются с буржуа. Выявим те новации (способы деятельности и

представления, способы социального маркирования), которые он

привносит в общество.

Время-деньги. Это - представление, немыслимое в традицион-

ном обществе. Напомню: осуждение ростовщичества производилось

на том основании, что имеет место продажа времени, которым мо-

жет распоряжаться только Бог. Деньги - абстрактное воплощение

затраченного времени и труда. Выражение время-деньги вошло в

словарь повседневного языка.

Связь богатства и праведности. В обществе средневековом бо-

гатство не имело ореола праведности и в принципе осуждалось.

Кредит - мерило добродетели. Джентльмен был вечно в долгах.

Долги даже украшали его. В буржуазной среде идеальный человек -

тот, кто заслуживает кредита. Точное соблюдение денежных обя-

зательств и бережливость входят в перечень достоинств человека.

Усердие и трудолюбие. Можно, конечно, поставить вопрос: кто

может быть трудолюбивее крестьянина? На это отвечаем, что в тра-

диционном обществе праздничные дни объявлялись по любому по-

воду. Кроме того, в голову не приходило сколачивать состояние еже-

дневным трудом. Предпочтительными были другие пути: придворная

служба, военная, получение наследства, рента, ростовщичество, ал-

химия, разбой. Рыцари и дворяне праздны, они, повторим еще раз,

расточают. В случае буржуа речь идет о мирном приобретательстве.

Профессиональный долг - представление, незнакомое человеку

традиционного общества.

Расчет, планирование - <жизнь с карандашом в руках>, умение

ставить цели и сознательно их достигать. М. Вебер называл это уме-

ние целерациональностью. Методизм как религиозный принцип под-

разумевает повседневный, неустанный самоконтроль за делом, те-

лом и духом.

Сбережение денег и бережливость по отношению к вещам под-

черкивают отличие буржуа от джентльмена. Благородные расточа-

ют и деньги, и вещи.

Телесная чистота и опрятность - новое социальное качество.

Чистота телесная была выражением чистоты духовной. Выражение

<голландская чистота> вошло в повседневный язык. Голландия -

страна раннего капитализма. Буржуа обозначал собственное отли-

чие от других чистым скромным домом. Аристократ выставлял

пышность и расточительность напоказ, но чистота тела и дома не

была для него способом социального маркирования. Буржуа проти-

вопоставлял изнеженности аристократии силу, крепость, здоровье.

Перечень добродетелей, которые Б. Франклин, один из <от-

цов американской демократии>, приводит в своей автобиогра-

фии, - хорошая иллюстрация новых жизненных принципов.

1. Воздержанность.

Не ешь до отупения, не пей до опьянения.

2. Молчаливость.

Говори лишь то, что может послужить на пользу другим или

тебе самому.

3. Любовь к порядку.

Пусть для каждой твоей вещи будет свое место; пусть для ка-

ждого твоего дела будет свое время.

4. Решительность.

Решай делать то, что должно; а то, что решил, выполняй неуклонно.

5. Бережливость.

Позволяй себе только те расходы, что принесут пользу дру-

гим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту.

6. Трудолюбие.

Не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным;

отменяй все необязательные дела.

7. Искренность.

Не прибегай к пагубному обману; пусть мысли твои будут не-

винны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут

и слова.

8. Справедливость.

Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая до-

бра, как велит долг.

9. Умеренность.

Избегай крайностей; не держи обиды за причиненное тебе

зло, даже если думаешь, что оно того заслуживает.

10. Чистоплотность.

Не допускай ни малейшей грязи ни на себе, ни в одежде, ни в доме.

11. Спокойствие.

Не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких либо

неизбежных.

12. Целомудрие.

Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для

продолжения рода; не допускай, чтобы она привела к отупению

или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень

на доброе имя твое или чье-либо еще.

13. Кротость.

Следуй примеру Иисуса и Сократа.

(<Автобиография> Б. Франклина. - М., 1988. - С. 29-30).

Названная совокупность новых качеств составляла новую разно-

видность экспрессивного порядка. Честь купца не похожа на честь

дворянина-джентльмена. Обычай дуэли кажется буржуа смешным и

раздражающим, а расточительный образ жизни вызывает осужде-

ние. Буржуа не видит рациональности больших трат. Любовь к рос-

коши принимается постольку, поскольку стимулирует торговлю.

В <Советах молодому торговцу> Б. Франклин много говорит о пе-

ресчете времени на деньги и наоборот. Процитируем: <Помните, что

время - это деньги. Если тот, кто может своим трудом зарабаты-

вать в день десять шиллингов, пойдет гулять или полдня будет сидеть

без дела, он не должен думать, что это единственный расход: на са-

мом деле он тратит, или, скорее, бросает на ветер, еще шесть шил-

лингов... Помните, что деньги обладают способностью размножать-

ся... Чем больше денег, тем больше они производят при каждом обо-

роте... Тот, кто уничтожает одну крону, уничтожает все, что она мог-

ла произвести - десятки фунтов...>^.

В <Необходимых советах тем, кто хотел бы стать богатым>

Б. Франклин писал: <За 6 фунтов вы можете пользоваться ста фун-

тами при условии, если вас знают как человека благоразумного и че-

стного. Тот, кто зря тратит четыре пенса в день, в год тратит боль-

ше шести фунтов, что составляет проценты за пользование ста фун-

тами>^. Критики Франклина передразнивали, предлагая иной вари-

ант этого афоризма: <Из скота делают сало, из людей - деньги>.

На произведения Б. Франклина недаром ссылаются все исследо-

ватели, работавшие над проблемой генезиса капитализма, ибо в них

сосредоточены те новации, которые приносит на историческую сце-

ну буржуа.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА И КАПИТАЛИЗМА

Случай Б. Франклина, с которого началось наше изложение -

в центре всех исследований духа (или этоса) капитализма. И зна-

менитые немецкие социологи М. Вебер и В. Зомбарт, и французский

историк Ф. Бродель рассматривают взгляды Б. Франклина^. В трудах

этих ученых предпринимается попытка решения вопроса, который

никогда не исчезает из поля социологического объяснения. Что бы-

ло раньше: явление или дух его?

Для М. Вебера основной является проблема призвания, проблема

божественной легитимации (оправдания) мирской профессиональ-

ной деятельности. Концепция призвания, на которую активно опира-

ется Вебер, как известно, разрабатывалась Лютером.

Конечно, эта проблема требует углубленного внимания. Что-

бы разобраться в ней, можно обратиться к работам философа

^Франклин Б. Избр. произведения. - М., 1956. - С. 82.

^Там же. - С. 80.

^См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избр.

произв. - М., 1990; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития

современного экономического человека. - М., 1994; Бродель Ф. Игры обмена. -

М., 1988.

Э.Ю. Сoлoвьeвa^. Однако несколько слов сказать необходимо.

Призвание (профессия) - центральный догмат протестантских

вероисповеданий, который подразумевает не пренебрежение

мирской нравственностью с высоты монашеской аскезы, а ис-

ключительно выполнение мирских обязанностей. Эти обязанно-

сти становятся призванием. Профессиональное призвание про-

тивопоставляется монашескому бытию. Нравственная квалифи-

кация мирской профессиональной деятельности - одна из важ-

нейших идей и практик, привнесенных Реформацией. Понятно,

что до поры до времени идея призвания сохраняет традиционали-

стский религиозный характер. Ранее в католичестве и правосла-

вии профессия - то, что человек должен принять как веление

Господне, как то, с чем он должен мириться. Иное дело в протес-

тантизме. Еще раз подчеркнем, нажива не была целью этих лю-

дей, целью было спасение души. Остальное лишь следствие, знак

свыше. Кальвинизм - учение об избранности к спасению. Спа-

сение обозначается успехами в мирской деятельности. Деятель-

ность по получению прибыли подводится под категорию призва-

ния как противоположности католической божественной благо-

дати.

Как известно, М. Вебер начинает работу <Протестантская этика

и дух капитализма> с анализа различия католиков и протестантов с

точки зрения профессиональной структуры. Он приводит конфесси-

ональную статистику, показывая, что именно протестанты являются

<поставщиками> владельцев торгово-промышленных предприятий и

квалифицированных рабочих, и ставит вопрос о внутреннем родстве

типа деятельности и вероисповедания. Вебер стремится интерпрети-

ровать тот факт, что в купеческой среде обнаруживаются сторонни-

ки глубокого религиозного благочестия, что ряд предпринимателей

вышел из духовной среды.

Итак, идеал - кредитоспособный порядочный человек, долг ко-

торого - приумножение капитала. Речь идет не просто о житейском

правиле, но об этосе как об иерархии ценностей, определяющей

жизненный стиль. Вебер напоминает читателю о южногерманских

банкирах XVII в. Фуггерах, один из которых в ответ на предложение

отдохнуть, уйти на покой, говорил, что будет наживаться, пока это в

его силах. Исследователь подчеркивает, что речь здесь идет не об

этически окрашенной норме, но, скорее, о проявлении неиссякаемой

жизненной энергии.

У Б. Франклина речь идет также об этических постулатах. Эти по-

стулаты имеют утилитарное обоснование: надо быть честным, пото-

му что это полезно. Но сам Б. Франклин утверждал, что ощутил спра-

ведливость этого постулата через божественное откровение. Приоб-

^См.: Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. - М., 1984; Он же. Теологическое

мировоззрение и его основные юрисдикции//Философия эпохи ранних буржуазных

революций. -М., 1983.

ретательство как цель жизни получает санкцию посредством отсыл-

ки к библейскому изречению: <Видел ли ты человека, проворного в

своем деле? Он будет стоять перед царями>. Деловитость человека,

следующего призванию, - альфа и омега этики Б. Франклина.

Капитализм, господствующий в современной хозяйственной жиз-

ни, сам создает необходимых процессу производства хозяйственных

субъектов. Это - массовый процесс. Но для того, чтобы ему воз-

никнуть, должен появиться человек с новым мироощущением.

Во второй части своей работы о протестантской этике М. Вебер

описывает свои личные впечатления от увиденного в США уже в на-

чале нашего века. Церковь там отделена от государства, отмечает

М. Вебер. Вместе с тем наблюдается огромный частный интерес к

конфессиональной принадлежности. Он описывает, как коммерсант

вступал в баптистскую секту^. Каждая оберегающая свою репута-

цию секта примет в число своих членов лишь того, чье поведение

позволяет с полной уверенностью квалифицировать его как безу-

пречного в нравственном отношении человека. При отсутствии до-

казательств, что в своей повседневной жизни человек придержива-

ется методических принципов жизненного поведения, доверия ему

оказано не будет. Без этих качеств, по мнению М. Вебера, капита-

лизм не стал бы тем, чем он стал.

В XVII в. квакеры и баптисты ликовали, что грешные <дети ми-

ра> не доверяют друг другу, а члены сект, напротив, с полным дове-

рием относятся друг к другу. Они гордятся тем, что именно в их ма-

газинах делают закупки оттого, что там находят хорошее обслужи-

вание и твердые цены. Гордость групповым духом раннехристиан-

ского братства сочетается с кастовым высокомерием сектантства.

Как и в случае джентльмена (рыцаря, придворного, дворянина),

важно подчеркнуть корреляции добровольности самоограничения и

внешнего контроля. В сообществах нового типа дисциплина здесь

была добровольной. Люди добровольно налагали на себя ограниче-

ния. Это был их индивидуальный выбор. Дисциплинарное воздейст-

вие не налагалось какой-либо официальной инстанцией, но осущест-

влялось самими мирянами. Оно было средством не только внешнего

ограничения, но и неотъемлемым условием самореализации. Проис-

ходил социальный отбор качеств, имеющих значение для развития

буржуазной рациональности (целерациональности).

С точки зрения социально-исторической антропологии важно под-

черкнуть следующее. С одной стороны, положительный стимул к ас-

кезе получает не один человек, а группа людей. С другой - мы явля-

емся свидетелями возникновения индивидуальной идентичности.

Так или иначе исследователи фиксируют наше внимание на появ-

лении человека, который не подчиняется безусловно установлениям

семьи, рода, других типов общности, даже церкви, но полагает, что

слушает только Бога. Он перед Богом - один.

^См.: Вебер М. Указ. соч. - С. 277.

Как рассуждает М. Вебер? Американские южные плантации бы-

ли основаны из деловых соображений - ради выгоды, но без <духа

капитализма>. Колонисты Новой Англии были, напротив, движимы

религиозными мотивами, которые воплощали <дух> капитализма.

Дух этот, выраженный в поучениях Франклина, не только в Средние

века, но и в наше время (в областях, далеких от капитализма) был бы

осужден как проявление грязной скаредности. Дело не в том, что

<стремление к наживе> неведомо добуржуазной эпохе (алчность ки-

тайских мандаринов, неаполитанских или русских извозчиков). По

Веберу, абсолютные своекорыстие и беззастенчивость были как раз

специфической чертой тех стран, которые по западноевропейским

масштабам являются <отсталыми>. О том же свидетельствует и <не-

достаточная сознательность рабочих> в странах, где сильна традици-

онная компонента, где торговля не связана нормами по отношению

к чужаку. Отнюдь не эти алчные люди, по его мнению, конституиро-

вали дух капитализма. Авантюристический капитализм - препятст-

вие на пути возникновения упорядоченного буржуазно-капиталисти-

ческого хозяйства, полагает М. Вебер.

Еще одна важная веберовская характеристика, касающаяся оп-

позиции капиталистического духа традиционному. В традиционном

обществе человек, занимающийся физическим трудом, удовлетво-

ряет свои потребности способом, который выражается глаголом до-

вольствоваться. Ему достаточно поддержать уровень существова-

ния, определенный социокультурно. Повышение оплаты такому ра-

ботнику ведет только к стремлению облегчить работу: получается,

что, для того чтобы продолжить существование, можно работать

меньше. Низкая зарплата сохраняет свою эффективность до опре-

деленных пределов (необходим свободный рынок рабочих рук).

Пример воспроизводства традиционного отношения к труду - кре-

стьянка, которая поступает в работницы на время, чтобы зарабо-

тать себе на приданое.

Для человека традиционного общества труд - суровая необхо-

димость, даже наказание. Для человека экономического труд -

долг, самоцель и призвание. Такое отношение создается именно ре-

лигиозным воспитанием. XVIII в. в Англии ознаменован гонениями

на рабочих-методистов, которые упорно продолжали трудиться,

несмотря на низкую оплату труда.

Важно подчеркнуть и мысль М. Вебера о том, что капиталисти-

ческая форма организации (капиталовложения, оборотный капи-

тал, бухгалтерская отчетность) может быть маской традиционали-

стского хозяйства, в рамках которого имеет место воспроизводст-

во традиционного образа жизни, традиционной прибыли, традици-

онного построения рабочего дня и отношений с клиентами. Работ-

ник может сохранять семейно-надомную форму труда. Крестьянин

может быть включен в рыночную систему отношений, но сохра-

нять традиционные формы производства и традиционный образ

жизни (см. тему 3).

Для капитализма и экономического человека характерен отказ

от безмятежного существования и наслаждения жизнью. Вопрос

сохранения и развития производства здесь важнее, чем вопрос об

источнике денег. Что же касается источника, то решающим явля-

ется получение прибыли через обращение и инвестирование.

Капиталистическая мирская аскеза свидетельствует о чуждости

показной роскоши и расточительству, столь свойственным дворян-

ской культуре. Аскеза как способность к откладыванию удовольст-

вия и сиюминутного потребления - значимая духовная опора ка-

питализма и буржуа как человека. Зрелый капитализм ее потом от-

брасывает. Соответственно и буржуазная рациональность - рас-

чет и планирование, отказ жить сегодняшним днем.

<Решающий сдвиг>, по Веберу, совершается не отважными и

беспринципными авантюристами, спекулянтами, не обладателями

денег, а людьми, прошедшими суровую жизненную школу, осмот-

рительными и решительными одновременно, умеренными и упор-

ными, полностью преданными своему делу, к тому же людьми ре-

лигиозно фанатичными. И не надо, по М. Веберу, окрашивать в ли-

берально-просветительские тона то, что происходило в раннюю

буржуазную эпоху.

Точка зрения генезиса буржуазного человека и капитализма,

высказанная М. Вебером, - самая известная. Прав ли он? Для от-

вета на этот вопрос необходимо учитывать, что сказанное знамени-

тым социологом - идеально-типическое описание происшедшего.

Действительность лишь в той или иной степени приближалась к

идеальному типу.

Неудивительно, что существуют и другие точки зрения. Немец-

кий социальный мыслитель В. Зомбарт имел свою точку зрения на

рассматриваемую проблему. Отличие взгляда В. Зомбарта от вебе-

ровского состоит в следующем. В. Зомбарт признает за человеком-

авантюристом определенную роль в генезисе духа капитализма. Он

в большей степени подчеркивает гетерогенность (множествен-

ность) причин возникновения капитализма и множественность ан-

тропологических воплощений буржуа.

Уже применительно к первой фазе развития дух капитализма,

по Зомбарту, дает шесть типов предпринимателей, каждый из кото-

рых воплощает и специфический антропологический тип: разбой-

ники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы,

ремесленники. Каждый предприимчив на свой манер. Выше гово-

рилось о принципе контаминации (смешения, наложения) приме-

нительно к социальному типу джентльмена. Зомбарт показывает,

что аристократ Леон Батиста Альберти фактически культивирует

примерно те же мещанские добродетели, что описывал Б.Франк-

лин.

Вопросы, затронутые здесь, продолжают активно обсуждать по

сей день. Ф. Бродель, например, выступает против Вебера и Мар-

кса, критикуя их, во-первых, за монокаузальность объяснения

(сведение объяснения к одной причине), во-вторых, за европоцен-

тризм.

Ф. Бродель обратил внимание и на другие факторы, которые

способствовали складыванию буржуазной рациональности, рацио-

нальности как целерациональности. В их число входит, в частно-

сти, торговля на дальние расстояния. Например, купец, поставляю-

щий чай из Индии в Европу, должен был рассчитывать на несколь-

ко лет вперед возможные прибыли и потери.

Кроме того, французский историк обратил внимание, что именно

буржуа создают информационные сети нового типа, а информация

становится социальным капиталом уже на ранних стадиях буржуаз-

ного общества. Новый буржуазный человек, торгуя, умело опериру-

ет практическими абстракциями, идеальными объектами. Купцы ак-

тивно использовали не только деньги, но и письмо и различные сис-

темы бухгалтерского учета. К числу социальных изобретений при-

надлежала и биржа. К. Маркс полагал, что капитализм развивается в

области материального производства (заводы и фабрики, вытесняю-

щие архаические мануфактуры). Французский историк полагает, что

капитализм у себя дома именно в торговле. В производстве, по край-

ней мере, на ранних стадиях развития он в гостях.

Главное, Ф. Бродель подчеркивает мысль о многомерности ре-

альных обществ. Он пишет о центре и о подвижной периферии, о

системе обществ, об их плюрализме, о напряжениях, создаваемых

различиями, которые являются как двигателем социального изме-

нения, так и источником противодействия изменению. Появление

<круглоголовых> не отменяет кавалера как антропологический

тип. Буржуа не отменяет крестьянина. Появление буржуа на по-

верхности истории - возникновение еще одной группы привилеги-

рованных людей, людей, живущих в городах и не связанных с зем-

лей. Именно к ним стекается все: власть, богатство, прибавочный

продукт. За ними - право управлять, принимать решения, обеспе-

чивать и направлять процесс капиталовложений, производства.

Именно они соперничают с <благороднорожденными>. Ниже тех и

других находится масса агентов экономии, тружеников всяких ран-

гов, великое множество управляемых. А еще ниже - <скопище от-

бросов>, или необщество. Привилегированные всегда малочислен-

ны, но чаще всего именно они инициируют изменения, <держат>

культуру и цивилизацию. Ф. Бродель пишет: для того чтобы общест-

во в целом стало меняться, достаточно, чтобы то или иное измене-

ние охватило 10% населения. Так или иначе общество усложняется.

3. РОБИНЗОН:

СОЦИАЛЬНОЕ ИМЯ И МИФ

Итак, в историю приходит новый человек, несущий и новое ми-

роотношение. Глубоко религиозный ранний буржуа обращается к

мирскому. Сдвиг от небесного к земному ярко выражен И. Мильто-

ном в <Потерянном рае>, где так написано об Адаме и Еве:

<...они невольно

Всплакнули - ненадолго.

Целый мир

Лежал пред ними, где жизнь избрать

Им предстояло...>

<...Но ты дела

В пределах знанья своего, прибавь.

К ним веру, воздержание, терпенье

И добродетель присовокупи,

И ту любовь, что будет зваться впредь

Любовью к ближнему; она - душа Всего.

Тогда не будешь ты скорбеть,

Утратив Рай, но обретешь иной,

Внутри себя стократ блаженный Рай>.

Великий английский поэт У. Блейк в стихотворении <Мильтон>

также обращает внимание на эту встречу неба и земли:

<Мой дух в борьбе несокрушим,

Незримый меч всегда со мной.

Мы возведем Ерусалим

В зеленой Англии родной>

(пер. С.Маршака)

Великие религиозные движения, значение которых состояло в ас-

кетическом воспитательном влиянии, оказали наибольшее экономиче-

ское воздействие тогда, когда расцвет чисто религиозного энтузиазма

был уже позади, когда судорожные попытки обрести царство Божие

растворились в трезвом профессионализме, в профессиональной доб-

родетели. Экономический человек живет не на небесах, а на земле.

В 60-е годы XVII в. в Англии был популярен аллегорический

роман Дж. Беньяна <Путь пилигрима>. Этот роман читал Б.Фран-

клин, его читали герои романа Э. Бронте <Грозовой перевал>. Уси-

лия пилигрима (паломника) направлены на то, чтобы в поисках

царства Божия миновать <ярмарку тщеславия>. Проходит совсем

немного времени, и пилигрима вытесняет Робинзон Крузо из рома-

на Д. Дефо (1719), изолированный от мира экономический человек,

который стремится to make the best of the both worlds ^.

Робинзон - не столько реальный человек, сколько воплощение

мифа, ибо он представлен в качестве человека <вообще>. Робинзон -

социальное имя. Оно придумано в буржуазную эпоху и проник-

ло даже в философское рассуждение, где говорят о гносеологиче-

ской робинзонаде. Это один из немногих мифов, который сумело

создать западное общество Нового времени.

^Использовать преимущества обоих миров (англ.).

На деле Робинзон - не столько человек вообще, сколько образ-

цовый английский купец. У Д. Дефо были памфлеты <Образцовый

английский купец> и <Образцовый английский джентльмен>. Ока-





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.053 с)...