![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
тельство важно для характеристики интеллектуалов.
К примеру, при характеристике и классификации элементов ок-
ружающего нас мира все мы, прошедшие школу образования, поль-
зуемся следующими оппозициями: теоретическое/практическое, на-
учное/обыденное, элитарное/массовое, прогрессивное/отсталое,
внешнее/истинное, мнение/знание. Большая часть этих оппозиций
восходит к оппозиции сакральное/профанное (священное/мирское).
Исследователи, специально занимавшиеся этим вопросом, при-
шли к выводу: эти оппозиции в значительной степени - органиче-
ская принадлежность группы интеллектуалов. Потом они <навязы-
ваются> всем остальным. Это <навязывание> происходит не насиль-
ственно, не через запись на теле, не через наказание. Данные кате-
гории представляются в качестве всеобщих категорий мышления
или объективных свойств мира. Мы все принимаем их за объектив-
ные свойства мира.
Сказанное не означает, что от власти интеллектуала в этом ее
проявлении надо избавляться. Это навязывание подобно <навязыва-
нию> новых представлений о времени, о котором говорилось в свя-
зи с формированием новых представлений о времени (см. тему 6). В
данном случае речь также идет о внешнем социальном принужде-
нии, которое формирует тонкую сеть социальных ограничений. Эти
ограничения точны и ненасильственны, но вездесущи. Мы говорим
об этом мире в рамках таких-то категорий. И не можем иначе, пото-
му что других нет. Избежать их невозможно. Символ и реальность
сливаются. Еще одна аналогия, которая также нами проводилась, -
язык. Мы пользуемся языком для целей коммуникации. Мы приме-
няем его так же, как используем улицу, по которой мы идем к своей
цели. До цели мы можем дойти по улице, которая уже существует,
уже проложена другими.
Приведем еще один пример. К числу ключевых классификаций
относится оппозиция теория/практика. Ее используют все. Но рож-
дена она в поле интеллектуалов. Эта оппозиция восходит к оппози-
ции верх/низ. Теория (и теоретик) - наверху, практика (и люди пра-
ктики) - внизу. Практическое знание есть знание ненаучное, т.е.
оно определяется <от противного>.
Теоретик - тот, кто занимает позицию абсолютного наблюдате-
ля. Теория - взгляд сверху, зрелище, спектакль. Теоретик создает
представление (о мире). По-русски представление может обозна-
чать зрелище, спектакль. Такая позиция связана с социальной пози-
цией самого теоретика, которая дает возможность конструировать
реальность как объект наблюдения, анализа. Именно из этой пози-
ции мир может казаться спектаклем, который наблюдают на рассто-
янии и сверху как представление. Суть сказанного: отношение на-
блюдателя является социальным отношением. Оно делает наблюде-
ние возможным, например, через реконструкцию принципов описа-
ния, правил, моделей.
Мы уже говорили о сходстве интеллектуала и партийного функ-
ционера. Имеет место сходство позиции теоретика и позиции чело-
века во власти. Политики также наблюдают зрелище жизни общест-
ва из привилегированной позиции. Они занимают <хорошее место>
в социальном театре. И политики, и интеллектуалы подобны режис-
серу. Режиссер по своей воле играет с возможностями, приближает
или отодвигает объект, увеличивает его или уменьшает, налагает на
объект собственные нормы конструирования. Главное, он подчиняет
актеров своей воле.
По мысли П. Бурдье, теория - зрелище, которое может быть по-
нято с точки зрения, отдаленной от сцены, на которой развивается
действие. Дело в социальной дистанции, которую следует распоз-
нать как таковую. Ее принцип лежит в дистанции от необходимости.
С практическим типом существования больше знакомы те, у кого
нет свободы дистанцирования от мира. Практическое знание нельзя
получить из книг. Это знание может быть основой как более остро-
го чувства дистанции, так и реальной близости, солидарности за пре-
делами культурных различий^.
Новая картина мира, новые классификации мира, новые катего-
рии мышления распространяются через систему образования. Су-
ществуют параллели между системами классификации, которыми
мы пользуемся в повседневной жизни, и структурой образователь-
ной системы.
Образование систематически разрушает <естественную установ-
ку>, полученную в семейном окружении. Подобному воздействию
подвергается каждый человек, учившийся в школе. В особенности это
касается тех, кто проводит значительную часть своей жизни в школах
разного рода, что позволяет постепенно обрести габитус интеллекту-
ала.
Например, в средней школе человек получает некую картину ми-
ра. Там учителя учат его тому, что в данном обществе, в данный пе-
риод времени считается правильным. Затем человек приходит в уни-
верситет, и там ему советуют забыть то, чему его научили в школе.
Затем в аспирантуре он снова будет подвергать критической рефле-
ксии то, чему он научился в вузе. Что-то останется, что-то уйдет. Пе-
реходы с одной ступени на другую аналогичны инициации, тем более
что они обозначаются экзаменами.
^См.: Bourdieu P. The Logic of practice. - Stanford, 1990.
Наряду со всеобщими классификациями складываются и живут
те, что действуют только в поле интеллектуального производства.
Этому вопросу уделял внимание П. Бурдье. Пример - классифика-
ции наук, которые напоминают нам об оппозиции <чистого/нечисто-
го>. Так, естественные науки противостоят гуманитарным, социоло-
гия - психологии; лингвистика - политологии. То же касается на-
учных методов: здесь действует оппозиция <жесткий/мягкий>. Име-
ет место иерархия факультетов, которая позволяет ощутить, что
представляет собой разметка поля: <Только физики - соль, осталь-
ные все - ноль. / А филолог и химик - дубина>. Политология -
мужская, филология -женская. Иногда части оппозиции меняются
местами.
Так происходит вхождение в корпорацию, которую кто-то назо-
вет невидимым колледжем, а кто-то социальным корпусом, кто-то
племенем. В этот магический круг нельзя войти только <по жела-
нию>, но лишь через медленный процесс инициации, который экви-
валентен второму рождению. Обретение капитала, который позво-
ляет делать ставки в этом поле, - длительный и тяжелый процесс.
Получение дивидендов - вещь рискованная и сомнительная.
Таким образом происходит конституирование мира интеллектуа-
лов, их социального пространства. Этот процесс не есть простое ус-
воение суммы знаний. Передается сам способ обнаружения компе-
тенции, культивируется вера в базовые ценности институций. При-
чем эта вера не проявляется в форме эксплицитно выраженного
кредо, письменного кодекса, но, скорее, в виде непринужденности
отношения к институции. Складывается манера держаться, состав-
ляющая экспрессивный порядок особого рода. Сюда же относятся
манера письма, уважение к форме. Складываются ментальные и те-
лесные структуры, глубоко приспособленные к структурам институ-
ций и социальным делениям и иерархиям, посредством которых вос-
производятся данные структуры. Воспроизводится форма согласия с
миром. Это согласие - то, что древние называли доксой (мнени-
ем)^, - имеет разные формы антропологического выражения.
Можно говорить об этих формах применительно к интеллекту-
алу вообще и к разным группам интеллектуалов. Недаром даже по
внешнему виду можно различить технократа, музыканта и худож-
ника, естественника и гуманитария. Различие представлено в ру-
тинных практиках, языке, ритуалах. Последние различаются, как
различаются повадки разновидностей одного вида в мире живот-
ных. Их можно описывать так же, как мы описываем жизнь дале-
кого племени.
Самих себя разглядывать трудно. Так или иначе, поскольку груп-
па существует, у нее есть специфические интересы. Она должна вос-
производить себя.
^См.: Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических
делений; Пэнто Л. Докса интеллектуала //
SOCIO-LOGOS'96. - М., 1996.
4. ВОСПРОИЗВОДСТВО СЕБЯ И СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ
Интеллигент в русской культуре трактуется как высокодуховный.
Это подразумевает бестелесность и <безбытность> как неотъемле-
мые черты существования. Социолог скажет, что ощущение безбыт-
ности связано с неукорененностью, двусмысленностью социальной
позиции. Немецкий социолог К. Маннгейм характеризовал данную
группу как <парящую интеллигенцию>. Он полагал, что она не вхо-
дит ни в какую социальную группу, а потому <парит> над всеми.
На деле интеллектуал-интеллигент создает собственное социаль-
ное пространство, в котором производит самого себя как человека
вполне земного и телесного. Люди, принадлежащие к этой социаль-
ной группе, способны создать своеобразные и неповторимые стили
жизни. В свою очередь, эти стили жизни могут стать образцами для
людей из других социальных групп.
Противоречивая позиция интеллектуала сказывается во внешно-
сти и манере. Чем маркируется интеллектуал, выстраивая свое <я>?
Он отвергает официальность, любит свободную одежду, не испыты-
вает любви к разного рода форме. Он старается выделить себя - в
разные времена по-разному - то усами, то бородой, то свободным
воротничком и пледом, то принципиальным отсутствием галстука.
Он то носит шляпу, то отвергает ее. Способы маркирования много-
образны и заслуживают пристального исследовательского внима-
ния. Они неотъемлемы от истории данного типа людей.
В любом случае имеет место оппозиция, противопоставление
собственного стиля жизни стилям других (дворян, буржуа, чиновни-
ков, <мещан>). Именно так вырабатывается специфический экс-
прессивный порядок. Весьма часто имеет место род ритуального пе-
реворачивания. Например, если <мещане> днем работают, а ночью
спят, то в среде <богемы> все происходит наоборот: ночью работа-
ют или предаются интеллектуальному бдению. Если первые носят
жесткие крахмальные воротнички и стриженые волосы, то вторые -
длинные волосы и свободные воротнички. Интеллектуал (интел-
лигент) может отличаться богемностью, а может быть своего рода
джентльменом по воспитанию.
Целью маркирования служит установление границ, которые за-
щищают от посторонних, от проникновения чужих. Часто интелле-
ктуалы (интеллигенция) пользуются языком, не понятным непосвя-
щенным. Этот язык может быть эзотеричным.
Социальные деления осуществляются не только через язык. Соз-
даются собственные пространства, границы которых охраняются.
Посторонний не мог войти на <Башню> Вячеслава Иванова, присут-
ствовать на встречах английского Братства прерафаэлитов. Если
они туда попадали, то ощущали резкую границу. Посторонним дава-
ли знать, что такая граница существует, через последовательность
ритуалов доступа, уважения, избегания.
В советском обществе интеллигенция также существовала в осо-
бом пространстве, которое имело свои физические параметры: дома
творчества писателей, композиторов, художников, специальные дач-
ные поселки (Переделкино и Малеевка, Руза и Николина гора под
Москвой). На примере советской интеллигенции хорошо видно, в
какой степени именно политическая власть делала из этой группы
субъекта. Различия и иерархии в среде самой интеллигенции, пози-
ции подгрупп складывались вокруг отношений к власти политиче-
ской (неважно, какие бы они ни были - апологетические или оппо-
зиционные). Практически все группы интеллигенции пребывали в
общем физическом пространстве (того же Переделкина, Малеевки
и т.д.). Любопытно, что даже так называемые представители анде-
граунда (неофициальной <катакомбной> культуры) держались в не-
посредственной близости от привилегированных пространств. <Ка-
такомбы> были рядом с ними. Непривилегированные члены группы
(безвестные писатели, художники) были рассеяны по всем социаль-
ным пространствам.
Сказанное касается не только советской интеллигенции. Сегодня
интеллектуальная элита в качестве органического элемента входит в
круг привилегированных во всем мире. Она принята на равных в
кругу политиков, предпринимателей, банкиров, аристократов крови.
Что касается жизненных стилей, то здесь имеют место два хода,
в зависимости от истории тех или иных групп интеллигенции. Что
это за ходы?
Первый - утверждение себя как группы, существующей в авто-
номном поле. Здесь может культивироваться принцип свободной иг-
ры, свободного творчества жизненных форм, аристократизм науки,
культивирование принципа искусства для искусства. Выстраивается
сакральное пространство Культуры с большой буквы, которое про-
тивостоит обыденному, косному, повседневному, мещанскому, кре-
стьянскому. Складывается стиль жизни в башне из слоновой кости.
Вот описание <Башни> Вячеслава Иванова, принадлежащее
Е.А. Кузьминой-Караваевой (будущей матери Марии). Обратим
внимание на то, что в тексте постоянно, как рефрен звучит тема
<высоты>. Напомним, что в описываемом сообществе реальное
положение квартиры под крышей дома переосмысливается мета-
форически.
<Новичком, поистине варваром, пришлось мне побывать на
<башне>, у Вячеслава Иванова. Там собирались люди, в полной
мере владеющие ключами от сокровищницы современной куль-
туры.
Ночное бдение до зари, какая-то непередаваемая пряность и
утонченность всех речей... И у меня было первое впечатление от
этого мира, будто бы то, о чем мы таились даже перед самыми
близкими, что нам казалось самым нашим глубинным достиже-
нием, является темой для остроумного и утонченного словесного
турнира...
Сначала мне казалось, что это происходит оттого, что наше
сокровенное - еще не подлинное достижение, что люди, достиг-
шие больших высот, смотрят на наши холмики с долей презре-
ния, что их достижение нам просто недоступно...
А на <Башне> или на заседаниях религиозно-философского
общества чувствовалось, что Кант, даже Платон, более того -
все мыслители всех времен и народов - в известном отношении
младенцы какие-то, ушедшие в свой переулок, не умеющие ши-
роко и всесторонне взглянуть на мир...
Тут же, у наших современных мыслителей, не только кан-
товский или платоновский переулок, а весь город с птичьего по-
лета виден> (Кузьмина-Караваева Е.А. Избранное. - М.,
1991. - С. 193,194).
Приведем описание еще одной попытки жить в эстетическом
мире. Это описание <вечера бумажных дам>, в котором участво-
вали А. Блок, В. Мейерхольд, С. Городецкий, актеры Н. Волохова,
В. Веригина и др. Отметим, что переход в <иной мир> обозначал-
ся переменой одежды. Бумажные платья были символом эфе-
мерности этого мира.
<Решили одеться в платья из гофрированной цветной бумаги
и из той же бумаги сделали головные уборы. Вечер должен был
называться вечером бумажных дам. Мужчинам было разрешено
не надевать маскарадного костюма, их только обязывали наде-
вать черные полумаски, которые предлагались при входе каждо-
му...
Почти все дамы были в бумажных костюмах одного фасона.
На Н.Н. Волоховой было длинное, со шлейфом светло-лиловое
бумажное платье. Голову ее украшала диадема, которую Блок
назвал в стихах <трехвенечной тиарой>. Волохова в тот вечер
была как-то призрачно красива. Впрочем, теперь и все осталь-
ные кажутся мне чудесными призраками... Я сама, одетая в крас-
ное, показалась себе незнакомой в большом зеркале. У меня то-
гда мелькнула мысль: не взмахи ли большого веера... вызвали нас
к жизни?..
Условились говорить со всеми на <ты>. В нашей литератур-
но-артистической среде царила непринужденность, но все же мы
были сдержанны и учтивы. Поэтому так жутко было говорить
<ты>, несмотря на маску... Так... с вечера бумажных дам мы всту-
пили в волшебный круг игры, в котором закружилась наша
юность. Центром нашего круга игры была блоковская <Снежная
дева> (Веригина В.П. Воспоминания. - М., 1974. - С. 108, 109,
110).
Второй - своего рода превращение стигмата (клейма отвержен-
ности) в добродетель: сделаться <ничем>, чтобы стать <всем>, обре-
тая правило выносить суждения обо <всех>. В этой группе имеет ме-
сто процесс, на первый взгляд противоположный первому. Происхо-
дит маркирование через <близость к народу>. Выражается это не
только в том, что она говорит за народ и отличается повышенным на-
родолюбием. Реальная <близость к народу> (разночинцы, вышедшие
из непривилегированных слоев общества) начинает претворяться в
жизненный стиль, который специально культивируется. Особенно-
сти повседневной жизни тех слоев, из которых выходит разночинная
интеллигенция, символически нагружаются, превращаясь в средство
маркирования. Это были те черты, которые не позволяли этим лю-
дям прямо войти в круг так называемой дворянской интеллигенции.
В их число входили <дурные манеры> (отсутствие светских манер),
простая пища (ржавая селедка и полутухлая ветчина из мелочной ла-
вочки, пресловутая редька с квасом), дешевая одежда, курение деше-
вых папирос. Разночинная интеллигенция принадлежала к классу об-
разованному, однако не обладала властью, которая давалась богатст-
вом или официальным положением (т.е. культурным и социальным
капиталом). Знаки унижения она превращала в символический капи-
тал. <Вульгарное> становилось социально значимым, приемлемым,
значительным, ценимым и желанным.
Следует подчеркнуть особую значимость символизации повсе-
дневности как условия преображения новым человеком и своего со-
циального пространства, и себя самого, и общества в целом. В рус-
ской культуре одним из поразительных примеров такого рода слу-
жит роман Н.Г. Чернышевского <Что делать?>. Этот роман способ-
ствовал рождению новых жизненных стилей не одного поколения
русской молодежи через переосмысление старых культурных сте-
реотипов и их перестройку. Через подражание героям романа люди
меняли классификации мира, культивировали новые жизненные
практики. Возникали новые знаковые формы в отношениях между
полами, менялись реализации систем родства, испытывались новые
формы общения (ритуалы адресации, маркирования и пр.). По-ново-
му конструировалась собственная внешность.
И. Паперно, автор книги о Н.Г. Чернышевском, пишет: <Как уто-
пический роман <Что делать?> предлагает модель идеального жиз-
неустройства. Так, роман учит, как уладить конфликт с деспотиче-
скими родителями, изгнать ревность из супружеских отношений,
вылечить девушку, умирающую от любви, и перевоспитать прости-
тутку, и как платить за квартиру при ограниченных средствах. Нич-
то не обходится вниманием, начиная от теоретических оснований но-
вого общественного порядка вплоть до мелких практических под-
робностей, до расположения комнат в коммуне и в частной кварти-
ре, до диеты, до стоимости и качества зонтиков в рационально орга-
низованном домашнем хозяйстве новых людей>^.
Существуют воспоминания замечательной русской женщи-
ны, шестидесятницы прошлого века Е.Н. Водовозовой. Там ярко
описывается складывание новых стилей жизни в тогдашнем рус-
ском городском образованном обществе:
^Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи
реализма. - М., 1996. - С. 148.
<Опрощение во всем обиходе домашней жизни и в привычках
считалось необходимым условием для людей прогрессивного ла-
геря, особенно для молодого поколения. Каждый должен был
одеваться как можно проще, иметь простую обстановку; наибо-
лее грязную работу, обыкновенно исполняемую прислугою, де-
лать по возможности самому, - одним словом, порвать со всеми
разорительными привычками, привитыми богатым чиновничест-
вом и барством. Мужчины в это время начали усиленно отращи-
вать бороду. Они не хотели походить, как выражались тогда, на
<чиновалов> и <чинодралов>, не хотели носить официального
штемпеля. Женщины перестали затягиваться в корсеты, вместо
пышных разноцветных платьев с оборками, лентами и кружева-
ми одевали простое, без шлейфа, черное платье, лишенное каких
бы то ни было украшений, с узкими белыми воротничками и ру-
кавчиками, стригли волосы, - одним словом, делали все, чтобы
только не походить, как говорили тогда, на разряженных кукол,
на кисейных барышень... Гостей на вечеринках не рекомендова-
ли. Этот обычай находили смешным, каждый должен был сам ре-
комендоваться. Молодежь называла друг друга только по фами-
лиям, случалось, даже каким-нибудь прозвищем, и лишь людей
постарше величали по имени и отчеству> (Водовозова Е.Н. На
заре жизни. Мемуарные очерки и портреты. Т. 2.-М., 1987. -
С. 36,37).
В той же книге есть целая глава, специально посвященная
<формирующему> воздействию романа Н.Г. Чернышевского
<Что делать?>.
В России уже после революции, в 20-е годы группа авангардист-
ской интеллигенции также культивировала новые стили жизни, как
бы предлагая модель и для собственного (группового) потребления,
и для <других>.
5. <СВЕЖИЙ> ИНТЕЛЛИГЕНТ
В записках В.В. Шульгина, известного политика и литератора
первой послереволюционной эмиграции, есть меткое наблюде-
ние над обликом русского интеллигента: <... в России была другая
тонкость - не чертами лица. Тонкие черты лица указывают на
старую культуру - это заслуги предков. Этого в России было
мало. В России начинал образовываться порядочный слой тонко-
сти приобретенной. Это интеллигентные лица, - тонкие своим
выражением. Это люди одного, двух, трех поколений усиленной
культуры. Черты лица у таких не могли сложиться в тонкость,
это требует веков, но сложилась тонкость взгляда, улыбки. Эти
русские лица легко выделяются и в эмиграции. Они именно и
служат признаком русского лица. Русская эмиграция не принес-
ла никакого определенного типа. Черты наших лиц подойдут под
всякое <неправильное> лицо всякой нации. Но выражение этого
русского лица, <сложность> его, взгляд, который способен если
не <все простить>, то <все понять>, резко выделяют русских из
среды заграничных лиц, которые, поражая иногда благородством
своих <вековых очертаний>, все же, кроме себя самих, ничего по-
нять не могут.
Русское интеллигентное лицо есть синтез быстро усвоенной
культуры, и притом культуры многих народов. Оттого оно такое
сложное и часто так мучительно противоречивое...> (Шульгин
В.В. Три столицы. - М., 1991. - С. 71).
Действительно, интеллигент, с одной стороны, разночинец. Раз-
ночинец действительно был <новым человеком>: <без личного дво-
рянства, и не приписанный ни к гильдии, ни к цеху> (В. Даль). Раз-
ночинцы были детьми купцов, священников, чиновников и низших
офицеров. Но интеллигентом-интеллектуалом мог стать и дворянин.
Особый случай - так называемый <свежий> интеллигент, интелли-
гент из низов. Когда говорят <интеллигент в первом поколении>,
имеют в виду именно таких людей.
Итак, человек, разорвавший путы традиционных социальных связей
(или вырванный с корнем), чувствует себя свободным в том смысле,
что ничто его вроде бы не связывает. Эта черта не является специфич-
ной для интеллектуала-интеллигента. Об этом процессе говорилось
выше (см. тему 6). Но свежий интеллигент то, что его связывало, объ-
являет предрассудком, приписывая себе качества рассудочности.
В. Зомбарт полагал, что рассудочность - ведущая черта пролетар-
ской психологии. По Зомбарту, обстоятельства жизни пролетария
требуют от него сообразительности, умения составить суждение. Ча-
стая смена мест пребывания как бы побуждает к сравнению и оценке.
Однако новый городской житель уже пользуется всеми преимущест-
вами городской анонимности и унификации. Он учится <работать> с
нормой, отделенной от отдельного случая.
Коммивояжер - представитель такого типа мироотношения. Его
работа вообще не требует от него особых умственных усилий, но тре-
бует рода рационального мышления. Здесь нет места наивному твор-
честву крестьянина или ремесленника.
Встает, естественно, вопрос: а кто, собственно, рассудочен, если
иметь в виду, что пролетариат- продукт номинации? Вероятно, не
<пролетарий> и не <человек массы>. Вероятно, это те, кто попадал
в орбиту разума, Просвещения как важного измерения обществ Мо-
дерна. Свежие интеллектуалы были и есть на Западе, так же как в
России есть свежие интеллигенты.
Их жажда знания может поражать. Они стремятся к образова-
нию, но под образованием достаточно часто понимается накопле-
ние сведений, которые выучиваются по книгам, т.е. уже прошли че-
рез фильтр рассудочного мышления. Их неудержимо влечет выра-
ботка рассудочных систем. Они легко оказываются в плену нового
для них языка, и кажется, что не мир и не люди интересуют их, а
теория о происхождении мира и людей; не цветы, а ботаника, не
звери, а зоология, не человеческая душа, а психология. Рождается
сознательное, критически обоснованное неудовольствие. Образо-
вание и критика останавливаются на полпути. Они утрачивают
свою живость, легко превращаясь в догмы, облекаясь в избитые
фразы. Сбросив предрассудки, считающий себя свободным чело-
век опутывается сетью окаменевших теорий. И неважно, как будет
называться рассудочная ловушка - антисемитизмом, монархиз-
мом, социализмом, интернационализмом или социальной револю-
цией. Нельзя не признать, что догматизм - типичнейшая черта
свежего интеллигента - заложника слов. Такими были русские
кружковые марксисты начала XX в.
Допустим, личная жизнь человека нелепа, а в работе удовлетво-
рения нет. Нет его и в семье. Но человек недоволен своим положе-
нием. Если способности позволяют, он легко становится рассудоч-
ным существом, умеющим критиковать и теоретизировать. Он пола-
гает, что причина его бедствий заключается во внешнем устройстве
жизни. Он соединяется с такими же песчинками, как он сам. Он чи-
тает газеты, слушает ораторов, обсуждает резолюции. Поверхност-
ность образования заставляет его верить ходячим фразам. Естест-
венно, точка зрения его будет радикальна в том смысле, что тради-
ции и авторитету он не доверяет. Он будет доктринером. На арене же
доктринерства подвизаются все фантазеры, желающие разом осча-
стливить народ, все демагоги, коим подчиняется масса.
Стремление к союзам - естественная черта общественного че-
ловека. <Свежие> интеллигенты легко попадают в ловушку догма-
тической теории, становятся жертвами амбиций политиков. Так про-
исходит потому, что политическая игра нова для них.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!