![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
значить свой статус. Телесная чистота не была добродетелью при-
вилегированных классов, потому что не выполняла функции соци-
ального различия. В европейских городах XVII-XVIII вв. ванная
комната была крайней редкостью. <Кремоватые брабантские ман-
жеты> были грязными. Блохи, вши и клопы кишели в Лондоне и
Париже в домах бедняков и в жилищах богатых. Уборные отсутст-
вовали. Нечистоты выливались в реки и каналы. Социальное мар-
кирование осуществлялось через разорительное и безумное следо-
вание моде.
Привилегированные любой ценой стремились отличаться от не-
привилегированных. Мода - поиск нового языка различия. Цель
этого поиска полифункциональна: здесь и отрицание того, что было
раньше, и выражение стремления обозначить собственное отличие
от людей прежних поколений, а главное - маркирование социаль-
ного различия. Мода держит в узде индивидуальные причуды. Это
способ отметить сам факт изменения. Следовали моде те, кто ме-
нялся: прежде всего, придворные. Носители устойчивых ценностей -
священники, монахи - носили одеяния, унаследованные от
древности.
Спальня еще не превратилась в <частное> и <интимное> про-
странство человеческой жизни, каким она стала, по крайней мере,
в привилегированных классах европейского общества XIX в. В
традиционных обществах спальня - место открытое. Присутство-
вать при туалете королевском или княжеском, быть принятым в
спальне - высшая привилегия. В традиционном обществе и сон, и
смерть являются публичным феноменом. В комнате умирающих
царила теснота. Желание зайти к умирающему казалось естествен-
ным, как и в среде крестьян.
Сон, секс, естественные отправления лишь постепенно задвига-
ются за кулисы социальной сцены. Общая кровать постепенно ста-
новится атрибутом жизни общества в низших классах. В доиндуст-
риальном обществе дети знали об отношениях мужчины и женщи-
ны почти все. <Естественная> райская невинность детей - позд-
нейший, уже просветительский миф.
Людям, живущим в традиционных обществах, в большей степе-
ни свойственно эмоциональное непостоянство, нежели современ-
ным. Амплитуда эмоциональных колебаний аналогична резким пе-
реходам от поста к пиршеству. Люди как бы наделены способно-
стью к большей свободе выражения чувств. Фигура русского царя
Петра 1 хорошо иллюстрирует сказанное: внезапные приступы гне-
ва, быстрая смена настроения: от радости к грусти и наоборот, рав-
но как внезапные изменения от ограничения к освобождению эмо-
ций. Подобный способ выражения эмоций следует трактовать как
социальное качество.
Пиры, охота, позднее спорт - культурный знак этого сословия,
Рыцарская и дворянская, прежде всего придворная, культура -
культура расточительная, пиршественная и демонстрационная.
В предложенном контексте интересно рассматривать возникно-
вение спорта в Англии XIX в. В настоящее время ряд увлечений
аристократии того времени кажутся грубыми (охота на лис, соба-
чьи и петушиные бои). Однако в свое время возникновение спорта
служило средством канализации агрессии. <Спортизация> игр и до-
суга возникла как <скачок> в цивилизационном процессе и пред-
ставляет собой непреднамеренное социальное изобретение. В об-
ществах с относительно высокой степенью внутреннего контроля
над проявлениями насилия и эмоциями спорт предлагает освобож-
дающее возбуждение от участия в миметических страхах и удо-
вольствиях, где шанс быть раненым очень невелик. Это феномен
эффективного контроля эмоций и аффектов.
Наряду с трансформацией насилия и развитием спорта возника-
ли и новые умения словесного состязания (дебаты, риторика, убе-
ждение). Так происходила <парламентаризация> класса землевла-
дельцев в Англии.
Средневековому обществу недоставало центральной власти,
достаточно сильной, чтобы подавить индивидуальный импульс к
насилию. Сильное государство берет функцию насилия на себя. В
абсолютистских обществах любое преступление рассматривалось
как посягательство на тело суверена. Суверен осуществлял мще-
ние за это посягательство, расчленяя тело преступника. Это <мще-
ние> осуществлялось уже централизованной инстанцией. В глав-
ном труде Н.Элиаса <Процесс цивилизации> представлена теория
внутреннего умиротворения все больших и больших пространств,
сопровождающего образование государств^.
^См.: Elias N. The Civilizing Process. V. II. State Formation and
Civilization. - Oxford, 1982.
Превращение рыцаря в придворного - процесс смены <необуз-
данного> рыцаря придворным, человеком, который способен упра-
влять своими аффектами. Более чем в какой-либо другой группе
западного общества, здесь складывались базисные модели поведе-
ния, которые стали ключевым компонентом того общества, в кото-
ром мы живем. Эти модели поведения распространились не только
на все западное общество, но и на общества незападные, в частно-
сти Россию.
В истории обществ наблюдаются волновые колебания в облас-
ти нравов. Сначала нормы и стандарты поведения могут выравни-
ваться, а контрасты уменьшаться. Хрестоматийный пример -
мольеровский <мещанин во дворянстве>, который стремится обре-
сти дворянский габитус. Первоначальная волна - волна колониза-
ции или ассимиляции, высшие классы <колонизируют> низшие, а
низшие копируют, ассимилируются. Потом все начинается сначала.
Следует волна отталкивания, дифференциации или эмансипации, в
процессе которой изменяется баланс власти. Возрастает власть
низших социальных групп, а власть высшей падает. При этом все-
гда имеет место движение к подчеркиванию различий.
Сказанное позволяет сделать промежуточные выводы. С одной
стороны, все, о чем до сих пор говорилось (привычки сна и еды,
одежда и манера держать себя и язык), служило социальному раз-
личию. С другой стороны, эти новации постепенно распространя-
лись вширь (или вниз). Важно еще раз отметить, что социально
одобряемые формы поведения складывались на добровольной ос-
нове. Человек осуществляет насилие над самим собой доброволь-
но. Задвигание ряда функций <за кулисы> служило предпосылкой
разделения приватной и публичной сфер, вело к изменению соотно-
шения между внешними и внутренними ограничениями в пользу по-
следних.
3. ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ
Ставя все эти проблемы в антропологической плоскости, мы яс-
но видим взаимную корреляцию структурирующих начал и добро-
вольных решений.
Раскроем на примерах динамику добровольности и принудительно-
сти в следовании социальному правилу. Говоря о записи социального
закона и нормы на теле человека, мы лишь указали на существование,
с одной стороны, внешних, принудительных форм такой записи и, с
другой, добровольных, сопряженных с удовольствием. Здесь целесо-
образно произвести некоторые уточнения.
Применение розог часто представляется насильственным средст-
вом и аномалией. В книге по истории розги мы обнаруживаем отрыв-
ки, где хорошо прослеживаются градации: удовольствие - воля к
правилу - внешнее насилие. Сказанное ниже подтверждает мысль,
высказываемую многими мыслителями: <Ничто в такой мере не изба-
вляет нас от внешнего принуждения, как самопринуждение>^.
Подчеркнем, что речь в приводимых ниже отрывках идет о жиз-
ни привилегированных классов европейского общества. Часто пола-
гают, что телесные наказания распространялись только на низшие
общественные слои. Это не соответствует историческим фактам,
ибо непосредственное телесное воздействие было распространено и
среди привилегированных.
Наши примеры приводятся в книге: Бертрам Д.Г. История
розги. В 2-х т. - М., 1992. Автор приводит письмо бабушки внуч-
ке. Речь идет об происходившем примерно в 1830 г.
Итак, градация первая - удовольствие. Бабушка с удовольст-
вием описывает моды времен своей юности:
<... приданое мое вышло на славу: ведь я считалась благород-
ной девушкой. Всего мне было дано шесть платьев, пожалуй, со-
временные девицы найдут такое количество ничтожным, но тогда -
о, тогда оно казалось громадным. Дали мне и ситцевое платье
с красными крапинками, сшитое по самой последней моде, с ко-
роткой талией, которая должна была не доходить до плечей толь-
ко на два дюйма... Юбки были довольно тесны и с одной стороны
несколько подобраны... При выходе на улицу в то время надевали
длинный широкий шавль (шаль. - Авт.) и перчатки, причем по-
следние были настолько длинны, что закрывали всю руку. В мои
времена женщины особенно изощряли вкус в перчатках. У меня
было их несколько пар, были белые, были и цветные, все были
вышиты и украшены накладными узорами из дорогих и красивых
кружев. Такие перчатки стоили обыкновенно довольно дорого.
Волосы имели тогда обыкновение завивать горячими щипцами в
локоны; украшений на них было бесконечное количество....Впро-
чем, родная, мода капризна, как ты, вероятно, знаешь; мода всегда
была тиранкой и всегда таковой, я убеждена, останется> (Указ
соч.-Т. 1.-С. 255-256).
Прервем цитирование для комментария. Моде дают определе-
ние тиранки, однако подчиняются ей с удовольствием. Далее речь
идет о практиках, которые удовольствия не доставляют. Но их
считают безусловно необходимыми и те, кто их применяет, и те, к
кому их применяют.
Градация вторая - самоконтроль, насилие над самим собой
или добровольное подчинение насилию.
Итак, девочку привозят в школу:
<Немедленно же был осмотрен весь... гардероб, причем все
было одобрено, забраковали только корсет, который оказался на-
столько свободным, что его перешнуровали, и в конце концов, я
еле-еле могла дышать в нем; но мисс Померен (владелица панси-
^Эта точка зрения преобладает в известной книге: Евреинов Н.
История телесных наказаний в России. - Харьков, 1994 (репринт).
она. - Авт.), видя мои страдания, заметила, что девицы не долж-
ны распускать свою грудь какмолочницы... Каждое утро при вхо-
де в классную комнату мы должны были делать нашим учитель-
ницам новомодные реверансы, которым мы научились от нашего
танцмейстера. Затем наши ноги устанавливались на полку, вы-
прямитель привязывался к плечам и в талию втыкалась большая
штопальная игла острием кверху^.рассчитано было так, чтобы мы
неминуемо укололись, если бы осмелились хотя слегка опустить
голову. А кто укалывался, той грозило наказание...> (Там же. -
С. 257).
Итак, насилию себя подвергают добровольно для достижения
экспрессивной цели социального маркирования: дабы осанка как
привычное положение тела напоминала, что владелица тела и
осанки не принадлежит к группе <молочниц>, т.е. к низшему клас-
су. Точно так же работали не только над телом, над поведенчески-
ми нормами, но и над языком. Норму не только <вбивают>. Воз-
никает <воля к норме> (М.Фуко).
Что же касается наказания, то оно осуществлялось посредст-
вом применения розги. Градация три - внешний контроль и наси-
лие. Норма формируется принудительно, причем имеет место род
социального театра - аналогичный театру публичной казни.
<Если кто-либо из нас провинилась в чем-нибудь... и была
приговорена к телесному наказанию, то она должна была подой-
ти к кафедре учительницы и после глубокого поклона просить
разрешения отправиться за розгой. Разрешение давалось, и про-
штрафившаяся удалялась и сейчас же возвращалась в класс, но
уже без перчаток; в руках ее была подушка, на которой лежала
розга. Затем она становилась перед учительницей на колени и
преподносила ей розгу, которая тут же несколько раз прогулива-
лась по обнаженным плечам и шее преступницы....Видела я не-
однократно, как в присутствии всей школы секли наполовину об-
наженных взрослых девиц, как говорят, невест, и секли за что? За
малейшее невольное уклонение от параграфов установленного в
нашей школе режима. При всех публичных экзекуциях полага-
лось одевать на наказуемую особое платье, похожее несколько на
ночной капот, и вот в этом именно наряде виновную перед поркой
водили перед рядами выстроившихся для присутствования при на-
казании товарок> (Там же. - С. 258,259).
Эти обычаи записи нормы прямо на теле и сопутствующего со-
циального театра изживаются лишь в наши дни. До этого телес-
ные наказания воспринимались как норма. Знаменитый режиссер
И. Бергман, родившийся в 1918 г., вспоминает свое детство в про-
тестантской Швеции второй половины 20-х годов: <Прегрешения
посерьезнее наказывались по всей строгости. Сперва выяснялось,
в чем преступление. Потом преступник признавался в содеянном в
низшей инстанции, т.е. в присутствии гувернанток, матери... За
признанием немедленно следовал бойкот... После обеда и кофе
стороны вызывались в кабинет к отцу. Там возобновлялись допро-
сы и признания. После чего приносили прут для выбивания ков-
ров, и преступник сам решал, сколько ударов он, по его мнению,
заслужил. Определив меру наказания, доставали зеленую, туго на-
битую подушку, с виновного стягивали штаны... и приговор приво-
дился в исполнение> (Бергман И. Картины. - Москва-Таллинн,
1997. - С. 41).
Прослеживается общая связь между изменением телесной и
<эмоциональной экономии> личности и постепенным возрастанием
возможности расчета в социальном существовании. Такая возмож-
ность порождается длительным процессом изменения в структуре
обществ. Расчет тесно связан с рациональностью. Только вот расчет
бывает разным.
Н. Элиас вводит представление о рациональности двора, которое,
несомненно, шокирует тех, для кого самоочевидностью является ути-
литарное отношение к миру, кто возрос на теориях рационализации
М. Вебера, Г. Лукача и Ю. Хабермаса. Рациональность двора относится
к потребности вычислять точно поведение других через тонкие дета-
ли этикета, церемонию, вкус, платье, манеры и разговор - в поисках
знаков подъема или падения в процессе сдвига баланса власти. Выиг-
рышем в игре могло стать внимание короля. Это внимание влекло за
собой получение ряда благ в качестве дара (прежде всего, земель).
Владение землей, этим главным средством производства в традицион-
ных обществах, давало власть. Это не менее рационально, чем расчет
буржуазии в конкуренции за экономическую власть.
У аристократов двора и буржуазных моралистов разные модели
восприятия и классификации социального мира. Разница хорошо
ощущается при сравнении с протестантской этикой, как о ней писал
М. Вебер (см. тему 5). Каталог пуританских ценностей включает
умеренность, самоконтроль, решительность, сдержанность, береж-
ливость, искренность, справедливость, прилежание, скромность, чи-
стоплотность, благочестие, миролюбие. Буржуазный характер пури-
танина особенно очевиден, если сравнить его нравы с максимой <по-
ложение обязывает> благородного сословия, где высокое положе-
ние в социальной иерархии диктует необходимость быть великодуш-
ным и щедрым. Именно эта необходимость, в конце концов, вела к
конкуренции двора, так прекрасно описанной в мемуарах герцога
Сен-Симона^.
Историк нравов Э. Фукс, работы которого в последние годы пере-
изданы дважды, не может понять, зачем нужны были безумные траты
на праздники, которые делались в Германии на княжеских дворах:
<Недурненькая сумма - 52 тысячи гульденов! На эти деньги можно
было тогда прокормить в течение одного дня всю страну>^. Он не по-
^Сен-Симон. Мемуары. Полные и доподлинные мемуары герцога де Сен-Симона
о веке Людовика XIV и Регентстве. Избранные главы. - В 2-х т. - М., 1991.
^Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. - М.1994. - С. 23.
нимает, зачем нужны десятки платьев, отделанных бриллиантами, ибо
судит то, о чем он пишет, с позиций буржуазного утилитаризма, кото-
рый воспринимается как универсалия. Н. Элиас показывает, для чего
это было нужно, т.е. рассматривает как проявление рациональности.
Сравнительное социально-антропологическое исследование поз-
воляет сделать видимыми те ограничения спонтанных аффектов и
действий, которые возникли в процессе социально-исторического
развития и стали второй природой цивилизованного человека. Этот
процесс выливается в рационализацию поведения. Динамика самого
процесса слепа, будучи следствием некоординированных действий с
непредсказуемыми последствиями.
Цивилизация - не только процесс умиротворения. Процесс ци-
вилизации с антропологической точки зрения можно трактовать и
как длительную трансформацию аффективных проявлений, как все-
сторонний аппарат самоограничения. Хорошие манеры <человека
из общества>, контролирующего собственные аффекты, - наибо-
лее ясный пример.
Такое представление совместимо с множеством конфигураций
развития цивилизации. Выбор для анализа именно высших классов
имеет ряд дополнительных следствий. Именно элита рыцарей сыгра-
ла свою роль в оформлении генетического поля Запада. Именно на-
званные процессы стали археологией глубинных структур общества.
По отношению к российскому обществу такие исследования только
предстоят.
Вопрос о том, почему изменялись человеческое поведение и эмо-
ции, - вопрос о том, почему меняются формы жизни. Одни функ-
ции уходят вместе с исчезновением прежних жизненных форм, дру-
гие остаются, меняя свой облик. Постепенно вырабатываются но-
вые стили жизни, новые умения, которые распространяются
<вширь>.
В Средние века путешествие по дороге было опасным предпри-
ятием. Таковым оно остается и сегодня. Но характер опасности раз-
ный. Средневековый путешественник должен был быть готов - и
физически, и по темпераменту - отразить жестокую атаку. Сегод-
ня путешествие по шоссе на автомобиле тоже опасно. Чтобы избе-
жать ее, нужна высокая степень самоконтроля, умения сдерживать
непосредственные реакции и в то же время реагировать быстро и
точно. То же касается агрессивного поведения. Ярость битвы, со-
пряженная с удовольствием, постепенно превращается в атавизм.
Самоконтроль свидетельствует о силе <Я>, которая выступает
как рационализированный психологический наследник, вытесняю-
щий преимущества грубой физической силы.
Эффективный аппарат самоконтроля - важный источник власти.
Любопытны размышления З. Фрейда о способности самоог-
раничения, которые приводит Э.Фромм: < Чернь живет как хо-
чет..., мы сдерживаем себя. Мы делаем это для того, чтобы со-
хранить нашу целостность. И эта привычка постоянного подав-
ления природных инстинктов придает утонченность нашему ха-
рактеру. Мы чувствуем глубже, а потому на многое не осмелива-
емся. Почему мы не напиваемся? Поскольку неудобство и стыд
похмелья... доставляют нам куда больше <неудовольствия>, чем
наслаждение, получаемое от пьянства... Бедные обычные люди -
они не могли бы существовать без толстой кожи и легкомыс-
лия... Бедняки слишком бессильны и беззащитны, чтобы дейст-
вовать так, как мы> (Цит. по: Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрей-
да. Анализ его личности и его влияния. - М., 1996. - С. 36, 37).
Самоконтроль с большей вероятностью складывается в привиле-
гированных социальных пространствах. Превосходить и быть сво-
бодным во взаимодействиях - привилегия господ, а не рабов. Но,
напомним еще раз, именно привилегированные сделали целый ряд
непреднамеренных социальных изобретений, которые изменили об-
лик мира.
4. ЭТОС ДЖЕНТЛЬМЕНА^, ИЛИ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ФОРМЫ
Этос джентльмена не ограничивается традиционным обществом.
Общество уходит, а этос живет, принимая странные и волнующие во-
площения. М. Пруст описывает герцога Германтского, жизнь которо-
го проходит в светских гостиных. Однако герцог унаследовал от сво-
их воинственных предков зоркие глаза охотника, непроизвольный во-
инственный жест, которые в новой жизни ему совсем не нужны.
Джентльмен образца 1400 г. - generosi filus (благороднорожден-
ный). Уже у Д. Дефо (1660-1731) утверждается, что помимо джент-
льмена по рождению есть еще и джентльмен по воспитанию. Это
свидетельствует, что этос джентльмена наследовался третьим со-
словием. Происходит перенос, то, с чем мы имеем дело постоянно.
Вместо знатного происхождения и герба подчеркиваются личные
достоинства, с происхождением не связанные. Это постоянная тема
буржуазного романа, философии нового времени. А. Де Токвиль в
своем известном труде <Демократия в Америке> обращает внима-
ние на расширение значения понятия <джентльмен> по мере вырав-
нивания образа жизни. М. Пруст сталкивает в одной комнате герцо-
га Германтского и доктора Дьелафуа. С точки зрения джентльмен-
ских качеств он отдает предпочтение доктору.
Что же сохраняется? Табу ручного труда, нежелательность заня-
тий торговлей, охота, спорт, восприятие бедности как вины и клей-
ма. Продолжает существовать пиршественная культура. Однако пир
превращается в прием, где еда уже не занимает ключевого места.
Имеет место постоянная контаминация (смешивание). Может
^Этос - неписаный кодекс общепризнанных правил поведения сословия, позволяющий
человеку вести себя таким образом, что другие люди признают его поведение
достойным.
сохраняться табу ручного труда, но отвращение к книгам может и
исчезнуть. Об изменении отношения дворян к умственному труду хо-
рошо свидетельствует шуточное стихотворение нашего соотечест-
венника Константина Аксакова:
В тарантасе, в телеге ли
Еду ночью из Брянска я,
Все о нем, все о Гегеле
Моя дума дворянская.
Более того, постепенно ученая культура становится частью по-
вседневной жизни господствующих классов, прежде всего, дворян-
ства. Отношение к <культуре> отличается непринужденностью.
Культурные блага лишены налета музейности. Они - часть жизнен-
ного стиля. Искусство - часть семейного достояния. Дети растут в
атмосфере ученой и легитимной культуры. Они воспринимают ее
как родной язык.
Что касается нежелательности занятий торговлей, то эта черта
сохраняется более устойчиво. Однако младшие сыновья английских
землевладельцев шли не только в священники, но и становились
купцами. Остроумец XVIII в. доктор Джонсон замечал, что <благо-
даря единонаследию в семье был только один глупец>.
О контаминациях можно говорить и тогда, когда мы обратим
свой взор к становлению джентльмена. Суровость и <спортивность>
Public school, система физических наказаний: розга учит умению
подчиняться. Но одновременно - изучение классических языков,
служащее знаком социального отличия. Латинская образованность,
бывшая некогда уделом презираемых клириков, стала атрибутом об-
разования джентльмена.
Тем не менее Б. Рассел говорил о презрении английской аристо-
кратии к интеллекту. Пренебрежение к интеллектуальным профес-
сиональным занятиям, культ любительства устойчиво воспроизво-
дится.
Т. Веблен в работе <Теория праздного класса> подчеркивает, что
принадлежность к этому классу определяется тем, что человек мо-
жет попусту тратить время и деньги. Напомним, что эти <пустые
траты> были вполне рациональны в рамках той игры, которая ведет-
ся в этих сообществах. Одновременно выполнение властных функ-
ций в течение целого ряда поколений диктует привычку к ответст-
венности. Спокойствие и уверенность в себе, правдивость, но сдер-
жанность: они не будут говорить лишнего. Известно, что представи-
тели благородных фамилий были освобождены от присяги в суде.
Жизнь в аристократическом обществе - школа хороших манер, ко-
торые могут выступать в качестве капитала, ставки в социальных
играх, в том числе и политических.
После второй мировой войны мы стали свидетелями упадка риту-
ального элемента. Произошло примирение с необходимостью служ-
бы ради заработка. Титулы присуждаются <всем>, например акте-
рам, что было совершенно немыслимо в традиционном обществе.
Профессиональный фотограф может получить руку королевской
сестры. В Англии,Франции и в буржуазную эпоху аристократия со-
храняется в качестве структурной ячейки западной цивилизации.
Укорененность в деревне, богатство, стиль жизни и, конечно же, си-
стема личных связей (сословных, семейных, связей с однокашника-
ми). Так или иначе этос и культурная форма живут в форме практи-
ческих схем, которыми бессознательно пользуются люди, принадле-
жащие отнюдь не только к дворянскому сословию. Но в любом слу-
чае это, прежде всего, люди, свободные от необходимости, т.е. при-
вилегированные.
Сказанное делает понятной мысль о рождении новых социальных
форм в совместной деятельности людей, о том, как эти формы могут
в дальнейшем обретать самостоятельную жизнь, переходя в другие
социальные пространства, <населенные> другими группами людей.
Вполне уместно заключить рассмотрение данной темы слова-
ми английского писателя Дж. Фаулза. Он замечательно характе-
ризует то, о чем идет речь в данном разделе. Он пишет об истори-
ческой судьбе джентльмена как социального типа: <Я, собствен-
но, и не собираюсь выступать в защиту Джентльмена: в 1969 г.
этот биологический вид находится на грани вымирания - во вся-
ком случае, он подошел к своей последней черте гораздо ближе...
Говорят, что смерть в природе вещей; это неверно: смерть сама
есть природа вещей. Но умирает только форма. Материя бес-
смертна. В конечной веренице сменяющих друг друга форм, ко-
торая именуется существованием, можно усмотреть не просто
смену, а своего рода продолжение, -продолжение одной вымер-
шей формы в другой, жизнь после смерти. Лучшие черты Джент-
льмена викторианской эпохи восходят к добродетелям preux
chevaliers, средневековых рыцарей без страха и упрека, а в наши
дни эти достоинства можно обнаружить в новейшей разновидно-
сти джентльмена - в породе людей, которых мы называем уче-
ными, поскольку поток эволюции повернул именно сюда. Иначе
говоря, любая культура, какой бы антидемократической или, на-
оборот, эгалитарной она ни была, нуждается в известного рода
элите: критической и в то же время самокритичной, сомневаю-
щейся во всем и в самой себе - и при этом живущей согласно оп-
ределенным правилам поведения. Правда, со временем эти пра-
вила из строго этических могут превратиться в нечто противоре-
чащее законам этики и привести данную элиту к гибели; однако
каждая ее разновидность, вымирая, приносит определенную ис-
торическую пользу, потому что строит и укрепляет основу для
более действенного осуществления своей функции в будущем...
Быть может, вы не сразу уловите связь между Чарльзом (глав-
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!