Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архетипы – археология интеллекта



(Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе

живого вещества и интеллекта на планете Земля.

Наука, Новосибирск, 2004. С.53.

Социокультурный архетип (СКА) – это исторически возникшие коллективные представления, ценностные ориентации; социальность, сформированная в течение веков чередой предшествующих поколений; относится к сверхмедленным переменным культуры.

- Карл Юнг понимал под архетипами «…глубинные культурные установки коллективного бессознательного, трудно поддающиеся изменению. Характерные черты архетипов – устойчивость и неосознанность» (Юнг К.Г. Аналитическая психология и психотерапия. Спб. «Питер», 2001. С. 512). Поясняя связь между инстинктами и архетипами Юнг писал: «Инстинкты – это физиологические побуждения, воспринимаемые нашими органами чувств. Свое присутствие они обнаруживают только через символические образы. Эти проявления я называю архетипами». (Югн К. Приближаясь к бессознательному // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: 1990. С. 401).

- Отмеченные Юнгом свойства, обуславливают мощное влияние архетипов на жизнь социума.

(См. приложение, Статья Ю. Лотмана).Размышляя о России последней трети XIX в., Ключевский писал о торжестве «настойчивой работы старины над новой жизнью … Любуясь, как реформа (крестьянская. – С.М.) преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу. Отвращение к труду, воспитанное крепостным правом в дворянстве и крестьянстве, надобно поставить в ряду важнейших факторов нашей новейшей истории». (Цит. по: Васильев С. Не бытие определяет сознание России. Политический класс, № 45, сентябрь 2008. http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue,pl?id=1021)/

- П.Сорокин: социокультурный мир един и неразделим. Различие между категориями «культурное» и «социальное» весьма условно: любая культура создана определенной социальной группой, и любая социальная группа имеет свою культуру. (Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Астрель, М, 2006, С.549).

- В то же время, обсуждая проблему самотождественности социальной системы, пределов и механизмов ее изменения, П.Сорокин разделяет «случайные» (второстепенные) и сущностные (главные) свойства. Множество второстепенных черт непрерывно изменяется в течение времени существования СК системы. «Но, когда речь идет о сущностных свойствах системы, предел возможностей для каждой системы… строго ограничен. Одни системы имеют узкие, другие – более широкие, но всегда ограниченные возможности изменения, если брать их главные черты. (Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Астрель, М, 2006, С. 846, 848).

Таким образом, П.Сорокин, как и К.Юнг, признавал возможность ограниченных и, потому, медленных (вековые процессы – С.М.) изменений сущностных, и потому сохраняющихся в течение длительных исторических периодов архетипических черт социальной системы. А далее работает диалектический закон «перехода количества в качество». Накапливающиеся в течение длительного времени изменения массового сознания приводят к ощутимым изменениям массового сознания, появлению нового социального качества.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...