Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема I.6. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности



План:

1. Сущность мировоззрения, его виды.

2. Структура и функции мировоззрения.

3. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся.

4. Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания.

5. Компоненты нравственно-эстетического воспитания.

Глоссарий:

1. Базовая культура личности – сформированность культуры умственного труда, интеллекта, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, культуры поведения и нравственной воспитанности, культуры трудовой деятельности, здорового образа жизни, стремления к физическому совершенствованию личности.

2. Мировоззрение – специфическая форма сознания человека, его система взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

3. Научное мировоззрение – система взглядов на окружающую действительность, в основе которых лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, то есть закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.

4. Религиозное мировоззрение – понимание человеком окружающей действительности с точки зрения веры в Бога, глубокая убежденность в божественном происхождении жизни на Земле, в существование божественного предопределения жизни каждого человека.

5. Обыденное (или житейское) мировоззрение – понимание окружающего мира, основанное на житейском опыте, на здравом смысле.

6. Знания – результат познавательной деятельности в виде определенной системы информации, которую человек усвоил и может воспроизвести.

7. Взгляды – суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал (отношение к знаниям).

8. Убеждения – знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию (знания и взгляды в действии).

9. Идеалы – образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

10. Мораль – совокупность норм и правил, выработанных человечеством для регулирования поведения человека, отношений между людьми.

11. Нравственность – это освоенная, внутренне принятая человеком общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести, личностное качество, характеризующее поведение человека в соответствии с нормами и правилами морали (мораль в действии).

12. Нравственное воспитание – целостный процесс соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников с целью выработки их нравственного сознания.

13. Этика - наука о морали и нравственности.

14. Эстетика – наука о прекрасном.

15. Эстетическое воспитание – процесс организации педагогом разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

6.1. Сущность мировоззрения, его виды. Уровень личностного развития человека во многом определяется тем, насколько он овладел научным мировоззрением. Мировоззрение является важнейшим компонентом базовой культуры личности (см. глоссарий). Осмысливая сущность мировоззрения как важнейшей личностной характеристики человека, следует, прежде всего, обратить внимание на лексическую структуру этого термина. Он состоит из двух слов «мир» и «воззрение». Последнее означает «взгляд, взирание» вокруг, то есть осознание окружающего. В общем плане мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в нем. В философском понимании «мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» [Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 86]. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире, его возникновении и развитии. Какие-то свои представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но их качественная характеристика различна в зависимости от житейского опыта и научной подготовки. В связи с этим различают два основных вида мировоззрения:

- обыденное или житейское мировоззрение ( оно есть на разных уровнях у каждого человека, основано на здравом смысле и житейском опыте);

- научное мировоззрение ( в его основе лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, т.е. закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Можно говорить о различных полноте и глубине научного мировоззрения. В процессе школьного обучения и воспитания необходимо формировать именно научное мировоззрение как специфическую форму сознания человека, в которую включены система научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений, выражающих его отношение к развитию природы и общества, определяющих жизненную, гражданскую позицию.

Можно выделить и такие виды мировоззрения, как религиозное (понимание человеком окружающей действительности с точки зрения веры в бога, глубокой убежденности в божественном происхождении жизни на земле, в существовании божественного предопределения жизни каждого человека), политическое (видение сущности всего происходящего через призму определенных политических взглядов и убеждений). Система взглядов человека на окружающую действительность может носить сугубо художественно-эстетический характер, когда человек воспринимает мир через призму определенных художественно-эстетических воззрений. Существует гуманистическое мировоззрение как совокупность идей, в основе которых лежит признание человека, его жизни и личностного достоинства центром всего сущего. Все виды мировоззрений имеют право на существование, кроме тех систем восприятия и понимания мира, которые лежат в основе поступков, деятельности, наносящих непоправимый ущерб жизни на земле, личности человека. В этом смысле можно говорить о технократическом мировоззрении, в соответствии с которым цель оправдывает любые средства ее достижения и этой целью является не развитие личности человека, а, допустим, средства достижения материального благополучия. Печально известны такие системы взглядов, как нацизм и расизм, допускающие возможность уничтожения людей только за то, что они не принадлежат к определенной нации или расе.

6.2. Структура и функции мировоззрения. Приведенные определения сущности мировоззрения и примеры его видов позволяют представить его общую структуру. В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают:

а) система знаний (мы определили как наиболее востребованное обществом на современном этапе научное мировоззрение, поэтому речь идет о системе научных знаний);

б) взгляды;

в) убеждения;

г) идеалы.

Знания являются объективным компонентом мировоззрения и представляют собой систему научных истин и фактов, которые воспринимаются и осмысливаются, понимаются как объективные проявления природы и общества. В этом смысле эти истины, факты, информация воспринимаются людьми одинаково (как, например, законы природы, описание исторических событий). Но не объективные знания определяют мировоззрение человека. Иоганн Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня». Иными словами, знания приобретают для каждого человека субъективный смысл и становятся взглядами и убеждениями, в которых и проявляется мировоззрение. Взгляды – это суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал.

Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию. Взгляды, несомненно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение, но прямой переход от взгляда к поступку, к действию может и не произойти, если взгляды не превратились в убеждения. Убеждения – это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания и отношение к ним, перешедшие во внутреннюю позицию человека. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Убеждения заключают в себе веление действовать в соответствии с познанной человеком необходимостью. Убеждения в рамках научного мировоззрения основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Они основываются на достоверных научных фактах (элементах научного знания). Факты действительности становятся фактами науки как основы научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности. На протяжении формирования научного мировоззрения у школьников необходимо вырабатывать именно мировоззренческие обобщения.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущностное, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания, лежащего в основе научного мировоззрения. Поэтому в процессе формирования научного мировоззрения учащихся надо уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.

Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:

- просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;

- воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);

- развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;

- организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;

- прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование формируется у школьников в целостном педагогическом процессе (в процессе обучения и воспитания), одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных знаний, взглядов и убеждений, критического отношения к антинаучным и антиобщественным представлениям. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений.

Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического (эстетического, художественного воспитания), экономического и экологического воспитания.

6.3. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся. Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, базирующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий.

Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности достаточно полно раскрыть перед учениками мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению школьниками наук. Все учебные предметы имеют две педагогические задачи:

- раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки (прямая педагогическая задача);

- включение фактов и законов изучаемого учебного материала в целостную систему научного мировоззрения школьника (косвенная педагогическая задача). Косвенная задача педагогического процесса и профессиональной деятельности учителя, воспитателя является не менее важной, чем прямая, можно утверждать, что она предстает как одна из важнейших для учителя.

Научное мировоззрение формируется, прежде всего, в процессе изучения учащимися предметов естественно-математического цикла. Учитывая возрастные особенности детей, учителя математики, физики, информатики, химии и т.д. имеют возможности раскрыть перед ними идею материальности мира природы. На основе учета принципа межпредметных связей в процессе обучения можно показать единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Необходимо теоретически и на практике показать учащимся непреложный факт постоянного развития, движения и изменения материи и бесконечность процесс познания ее человеком.

В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы у школьников формируется диалектическое мышление, совершенствуются познавательные процессы, развивается интеллект.

Важное значение для формирования мировоззрения как совокупности знаний, взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая их, школьники усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.

Рассматривая вместе с педагогом общественные явления с точки зрения истории, учащиеся узнают, почему они возникали, как взаимосвязаны, какое место занимают в жизни человеческого общества и в каком направлении развиваются. Нужно учить детей видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития.

Конкретно-историческое мышление позволяет детям уже в школе овладевать способностью грамотно оценивать общественно-политические события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации.

Центральное место в формировании мировоззрения учащихся занимают предметы гуманитарно-художественного цикла ( они рассматриваются скорее как искусство, а не как учебные предметы). Литература, изобразительное искусство, музыка и танцы проникают в содержание различных учебных предметов. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений. Реализация данной идеи в педагогическом процессе содействует выработке взглядов и убеждений, способствует формированию эстетических идеалов как структурных компонентов мировоззрения. Спроецированное во всей полноте в сознание школьника художественное произведение (в литературе, живописи, кино и т.д.) порождает мысли, чувства, переживания, которые способствуют выработке мировоззренческих взглядов и убеждений.

Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства, поэтому необходимо не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и учить детей овладевать языком искусства, вооружать творческими умениями и навыками в соответствии с их склонностями и способностями.

Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует их общественно-полезный и производительный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде (в том числе и в учебном) дают возможность детям убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями.

В связи со сказанным выше необходимо отметить большую роль в формировании научного мировоззрения школьников внеклассной учебно-воспитательной деятельности, в процессе организации которой учитываются принципы добровольного участия в ней, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Педагогу необходимо знать о специфике формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с их возрастными особенностями. Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знания общих законов, которым подчинено движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о жизни природы, в частности, о сезонных изменениях, о материальном единстве мира и его постоянном развитии и т.д.

Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает учебно-воспитательный процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира.

Актуальная потребность в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок к установлению жизненных установок и идеалов. Вместе с тем учитель должен давать себе отчет в том, что подростковый возраст называют «кризисным», подросткам характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватность самооценки, большая склонность к подражанию. Учитывая все это, необходимо направлять педагогические усилия в процессе формирования научного мировоззрения не только на полноценное усвоение школьниками-подростками учебного материала, но и на развитие их инициативы и самостоятельности в суждениях, к обоснованной и аргументированной оценке событий и фактов.

В юношеском возрасте школьники в основном достигают физической и духовной зрелости, которая определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем объеме и полноте. В этом возрасте проявляются такие особенности молодых людей, как философская направленность мышления (поиски смысла жизни и своего в ней места всегда присущи молодым людям), познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в сущность и систему всех вещей и явлений. Это создает основу для формирования у старшеклассников методологических идей высокого уровня обобщенности; твердых взглядов и убеждений, позволяющих правильно ориентироваться в жизни; принципов поведения и деятельности.

В юношеском возрасте происходит самосознание личности, формируется уровень притязаний на основе адекватной самооценки, достаточно четко определяются идеалы и ценностные ориентации, жизненные планы. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется в этом возрасте профессиональное самоопределение.

Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний, которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов.

Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они проникли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным средством формирования научного мировоззрения предстает создание в педагогическом процессе положительного эмоционального состояния учащегося и воспитание его воли для преодоления препятствий и трудностей, возникающих в учении.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в состав мировоззрения входит практическо-действенный. В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности, причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой.

Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения школьника являются:

- наличие фактических учебных знаний, их глубина и объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;

- развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умениях учащихся анализировать природные и общественные явления, обобщать их, делать выводы на основе познанного;

- проявление социальной активности школьников, сформированность гражданской позиции, экономического и экологического мышления.

6.4. Сущность и цели нравственно-эстетического воспитания. Важнейшим направлением в формировании базовой культуры личности учащегося в педагогическом процессе является осуществление нравственно-эстетического воспитания.

Чтобы изучить и усвоить основы нравственно-эстетического воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории: знать сущность основных понятий – мораль, нравственность, этика, эстетика, нравственно-эстетические категории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, нравственный или безнравственный, красивый или безобразный и т.д. При этом человечество пользуется понятиями «мораль», «нравственность», «этика», «эстетика».

Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам, явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев).

Мораль в прямом значении этого слова - это обычай, нрав. Правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» (буквально – привычка, обыкновение, обычай). В другом значении этика трактуется как философская наука о морали и нравственности. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить о его нравственности (см. глоссарий). Человек может знать нормы морали и не следовать им, нарушая их в своей жизни, нанося вред другим людям. Тогда о нем судят как о моралисте и безнравственном человеке. Под нравственностью можно понимать личностную характеристику человека, в которой объединяются такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и т.д. Эти качества регулируют индивидуальное поведение людей в обществе.

В науке о морали и нравственности (этике) определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной. Нравственно-эстетические идеалы находят свое отражение в сознании. Нравственно-эстетическое сознание – сложное явление, которое складывается из следующих компонентов:

v нравственно-эстетические представления;

v нравственно-эстетические понятия, они переживаются человеком как нравственно-эстетические чувства (чувства совести, долга, собственного достоинства и т.д.).

v нравственные потребности и воля, вне которых нравственно-эстетическое развитие человека невозможно;

v нравственно-эстетические привычки и навыки, определяющие проявление нравственно-эстетического сознания, уровень нравственной воспитанности.

Сформированность нравственно-эстетического сознания человека – это и есть его нравственно-эстетическая культура, развитие и формирование которой осуществляется в системе нравственно-эстетического воспитания в условиях семьи, школы, общественности. Нам важно осмыслить и усвоить его сущность и содержание в условиях педагогического процесса в школе.

Нравственное и эстетическое воспитание (см. глоссарий) – это организация педагогами разнообразной деятельности учащихся, развития отношений и общения, в которых формируется нравственно-эстетическое сознание развивающейся личности. В педагогической теории и практике выработано содержание воспитательной работы по формированию нравственного сознания и поведения учащихся в педагогическом процессе школы. В целом эта работа включает в себя формирование моральных отношений детей к окружающему их миру:

v Отношение к политике государства, к Родине, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, национальное самоопределение, интернационализм).

v Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность в труде, трудовая дисциплинированность, понимание того, что труд – основа жизни и счастья человека).

v Отношение к природе, материальным ценностям, общественному и личному достоянию (экологическое сознание, включающее в себя понимание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, видение себя частью природной среды, любовь к природе, эстетическое ее восприятие; бережливость и экономность, аккуратность в использовании вещей и т.д.).

v Отношение к людям (гуманность, коллективизм и демократизм, вежливость, сформированность культуры общения, доброжелательность к окружающим, уважение чужого личностного достоинства).

v Отношение к себе (наличие собственного чувства личностного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях, скромность, адекватная самооценка).

Особо следует остановиться на группе отношений к другим людям, что предполагает с точки зрения нравственно-эстетического воспитания формирование гуманизма – мировоззрения, центром которого является понимание человека как высшей ценности на Земле. Гуманизм как мировоззрение содержит не только оценку мира (как объективной реальности человека), но и оценку отдельной личностью своего места в жизни, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение все отношения, о которых шла речь в плане содержания нравственного воспитания (отношение к Родине, к другим народам, к обществу, к духовным и материальным ценностям, к труду, к природе).

Создавая в педагогическом процессе условия для развития гуманистических взглядов и убеждений учащихся на основе познанного в учебно-воспитательном процессе, учитель решает задачи нравственно-эстетического воспитания в целом, способствует формированию гуманности как системообразующего личностного качества воспитуемого. Представляется правомерным рассматривать гуманность именно как качество личности, а не черту характера, поскольку качество – «это объективная и всеобщая характеристика человека, обнаруживающаяся в совокупности, интегрированности его многих свойств и черт характера.

Гуманность – это совокупность нравственно-психологических свойств, интегративное качество личности, в котором выражается осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей жизненной ценности. Это качество личности раскрывается в проявлении доброты и дружелюбия, милосердия, готовности прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, в умении понять другого человека, сопереживать ему, быть терпимым, порядочным и т.д. Одновременно гуманность проявляется и в добром, заботливом отношении к миру природы, ко всему живому на Земле, в созидательном труде на благо человека, общества, природы.

Проявления гуманности исключают такие негативные личностные проявления, как агрессивность, раздражительность, злопамятность, высокомерие по отношению к людям, вандализм по отношению к природе и вещам, созданным умом и руками других людей.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в межличностных отношениях. Признаки бездушия, черствости, нечестности у воспитанников не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Он обязан создавать в жизни детей такие ситуации, в которых учащиеся могут совершить свой нравственный выбор в пользу гуманности, в которых это качество способно развиваться и формироваться. Особая роль в воспитании гуманности принадлежит личному положительному примеру педагога. Его гуманитарная профессиональная культура состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, насколько учитель сам умеет поддержать ученика в трудные моменты, помочь найти выход из затруднительных жизненных ситуаций.

Важным моментом нравственного воспитания является формирование ценностного отношения человека к явлениям общественной жизни. Эти отношения интегрируются в таком личностном качестве, как гражданственность. Оно включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру и уважение к другим народам (интернационализм).

Гражданское воспитание - это организация в педагогическом процессе разнообразной деятельности учащихся, предполагающей формирование гражданского сознания, которое дает человеку возможность осознать социальные процессы и явления, свои поступки и действия с позиций интересов общества.

В настоящее время в Республике Беларусь содержание гражданского воспитания в школе определяется работой учителей, воспитателей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре Беларуси), по патриотическому и интернациональному воспитанию.

Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в нем отыгрывает работа по изучению государственных символов Республики Беларусь – Герба, Флага, Гимна, символики других стран.

Особо следует сказать о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника. Слово «эстетика» в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемы, имеющий отношение к чувственному восприятию. Сегодня оно означает науку о прекрасном, о чувствах, переживаниях прекрасного.

Эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. Оно не менее актуально, чем развитие интеллекта, формирование научного мировоззрения, так как «человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств» (К. Маркс).

Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием, поэтому в педагогической теории и практике прочно утвердилось понятие «нравственно-эстетическое воспитание».

В общем, философском плане эстетическое воспитание – это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д.

Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания (см. глоссарий).

По мнению Б.Т. Лихачева. Перед педагогами в области эстетического воспитания стоят прямые и косвенные задачи.

К прямым задачам относятся:

v Развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у школьников умений и навыков различения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического;

v Формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в деятельности (учебной, трудовой, игровой), в отношениях с людьми.

Косвенными задачами Б.Т. Лихачев считает развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе формирования базовой культуры личности, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью детей.

Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской. Возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся:

v готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними, уважение мнений и личного достоинства учащихся;

v демократизация отношений между учителями и учащимися;

v наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника;

v возрастание удельного веса в педагогическом процессе трудового воспитания, так как широта видения прекрасного в жизни, в искусстве, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду;

v эстетизация всех сторон жизни школьников.

На основании вышесказанного К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская сформулировали следующие задачи нравственно-эстетического воспитания:

1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта, обеспечение культуры межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

2. Педагогическое просвещение родителей, приобщение их к эстетическому воспитанию детей в школе и в семье, эстетизация домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений.

3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющие накапливать опыт творческого, эстетического самовыражения.

4. Приучение учащихся к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям.

5. Актуализация всех источников эстетического опыта школьников – в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности. Выработка единства эстетических требований и критериев семьи, школы, общества.

6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе нравственно-эстетического воспитания.

6.5. Компоненты нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования базовой культуры личности является сложным и многогранным процессом. Можно определить его общие структурные компоненты в соответствии со структурой нравственно-эстетического сознания, которое является целью воспитательных усилий педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся:

v формирование моральных, нравственно-эстетических знаний школьников в процессе преподавания учебных предметов, во внеклассной и внешкольной работе; развитие нравственно-эстетических представлений и понятий;

v на их основе – выработка нравственно-эстетических чувств, так понятия переживаются человеком как чувства; воспитание чувств совести, долга, собственного достоинства и т.д.

v помощь учащимся в определении собственных нравственно-эстетических жизненных позиций и выработке нравственно-эстетических потребностей и воли;

v создание условий для формирования нравственного поведения, культуры общения, вежливости, развития умений и навыков творческой деятельности, созидания прекрасного в жизни.

Конкретными компонентами нравственно-эстетического воспитания являются те направления воспитательной работы, которые определены как приоритетные для современных учебно-воспитательных учреждений в Республике Беларусь. Они находят свое отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Подробно с данным документом, его содержанием вы ознакомитесь на практических занятиях, в лекции мы только обозначим структуру нравственно-эстетического воспитания в соответствии с ним:

v воспитание культуры отношений личности к себе и другим людям, психологической культуры личности, культуры поведения, внешнего вида и т.д.;

v воспитание эстетической культуры;

v воспитание культуры отношений личности к обществу, результатом усилий педагогов в этом направлении является сформированность национальной, гражданской, правовой, политической культуры личности школьника.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. В чем заключаются сущность и структура мировоззрения, каковы его функции?

2. Какие виды мировоззрения выделяются в современных гуманитарных науках (философии, педагогике, социологии)?

3. Определите основные пути формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе школы.

4. Что такое мораль, нравственность как формы общественного сознания, каковы их общественные функции?

5. В чем заключается сущность нравственно-эстетического воспитания?

6. Определите содержание нравственного воспитания как системы нравственных отношений, которые необходимо формировать в личности учащегося в педагогическом процессе.

7. Какие факторы влияют на результативность нравственно-эстетического воспитания в современной школе?

8. Назовите структурные компоненты нравственно-эстетического воспитания.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. – М., 1975.

2. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р.А. Арцишевский. – Львов, 1986.

3. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. – М.: Просвещение, 1988.

4. Буянов, В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект / В.С. Буянов. – М., 1987.

5. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев / В.И. Вернадский. – М., 1990.

6. Гавриловец, К.В. Целесообразность приоритета нравственного воспитания в целостном образовательном процессе / К.В. Гавриловец // Праблемы выхавання. – 2004. – № 1. – С. 3 – 5.

7. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. – Минск: Нар. асвета. 1988.

8. Журавлев, И.К. Через доказательства к убеждениям / И.К. Журавлев. – М., 1980.

9. Концепция непрерывного воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь (2006).

10. Концепция патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2003. – № 4. – С. 113 – 119.

11. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М., 1985.

12. Основы эстетического воспитания / Под ред. М.а. Кушаева. – М., 1988.

13. Попов, С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект / С.И. Попов. // Советская педагогика. – 1991. – № 6.

14. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983.

15. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

16. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М., 1983.

17. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.






Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 6566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...