Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы складывания Древнерусского государства



Рис. 13 Возникновение Древнерусского государства

На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — середина IXв.) происходило вызревание предпосылок, склады­вание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у во­сточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (вторая половина IX— середина Xв.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ со­общает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, выну­дивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, ра­димичей и вятичей.

• Возникновение ядра восточнославянского государства: дан­ные Повести временных лет, норманнская теория. Летописец от­мечает (под 862 г.), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла «борьба престижей».) В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами» ре­шили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их кня­зю Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям в Старой Ла­доге), Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Через два года по­сле смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После это­го он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образова­ние Русского государства.

Эти летопис­ные данные легли в основу так называемой «норманнской теории», разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе (Байер, Миллер, Шлецер). Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь». Крайние норманисты делали вы­вод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историче­скому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с раз­ных методологических позиций, оспаривали эту теорию, выдвинув антинорманнскую теорию(М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков).Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже сложилось и использо­вались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варя­гов» он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической ситуации, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи (Кацва, Юрганов), преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

- Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма вла­сти была уже известна славянам.

- Рюрик (реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «замор­ских варягов» (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования Древнерусского государства.

- Норманнская дружина, не обремененная местными традиция­ми, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объедине­ния славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происхо­дит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интег­рация с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя вое­дино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под склады­вающееся государство.

- Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись от­носит его к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это соби­рательное имя (от финского ruotsi - гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-ли­бо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная вер­хушка сливалась с пришлым элементом, а также - быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославян­ские языческие культы и не державшихся за своих богов.

• Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра.

Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает в 907 г. успеш­ный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г.

Игорь (912—945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных ко­чевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Визан­тию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в древлянской земле Игорь был убит за требо­вание дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания государства начинает­ся с реформ княгини Ольги (945—964).

• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Политика сына Ольги Святослава (964—972), став­шего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править в 964 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на Дунай (970—971), требовала мобилизации зна­чительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение Рус­ской земли.

• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского перио­да было распространено многоженство.

Он хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол.Его первые шаги не обещали каких-либо качественных измене­ний. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории меж­племенной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытался он укрепить я языческую веру, а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху — ввел в 988 г. христианство, уста­новив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу право­славной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской вла­стью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила ду­ховную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 982 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...