Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия восточных славян



В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество — обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих куль­тов произошло в глубокой древности — в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию обще­ственной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части — это христианские антиязыческие сочинения.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род — божественный образ родовой общины вмещал всю Вселен­ную — небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточ­нославянское племя имело своего бога-покровителя.

В дальнейшем особенно значительным становится культ великого Сварога — бога неба и его сыновей — Даждъбога и Стрибога — бо­гов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Пе­рун — бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государст­венности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Белее, или Во­лос — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира пред­ков, Макошь — богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные «волхвы», боровшиеся в XI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах — ка­пищах (от старославянского «капь» — изображение, идол), богам при­носились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

В целом славянское язычество не соответствовало потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объ­яснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятство­вал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объ­ясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т. п. К X в. стала очевидной необходи­мость модернизации религиозной системы.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа.

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и об­щественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи «военной демократии» и назовите ранние по­литические образования восточных славян.

5. Что известно о языческих верованиях славян?





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...