Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в далеком от современной завершенности виде, специалисты видят в:
а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познавательной ипреобразующей деятельности;
б) прагматической философии Джона Дьюи (1859—1952), провогласивше-го, что наилучший способ познания открывается через практические действия с предметами;
в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводится исключительно к количественным и математическим методам.
У Аристотеля праксис (от греч. praxis — действие) обозначал искусство социального действия, т.е. общественно-политическую и гражданскую активность греков (выступление на форуме, обличение врагов, участие в общественных работах), благодаря которой знания добывались не для личной, а для коллективной пользы. В этом смысле праксису противостояло понятие «теория», которая также обозначала способ получения нового знания, но оно употреблялось ученым для своих личных нужд. Аристотель не разрывал два процесса — теорию и праксис. Напротив, считал их двумя сторонами одного целого. Отсюда, по всей видимости, происходит и единство двух сторон в современном AR: добывать новые знания из нового опыта, преобразовывать объекты, чтобы получить такую информацию, которой нельзя достичь пассивным созерцанием. У неоплатоников праксис означал учение о правильном поведении, мистические действия, приближающие индивида путем особых упражнений к высшему знанию и мудрости, т.е. фактически равнялось понятию «йога».
Именно в рамках постпозитивизма возникли два подхода — идеографический и интерпретативистский, — которые сильно повлияли на современную методологию AR.
Важнейшей составной частью AR является принцип социальной интервенции {socialintervention), который привнесен интерпретативистским подходом.
Исследователю разрешается бесцеремонно вторгаться в процесс наблюдения, превращаться в его активного участника, менять русло событий, провоцировать события, использовать свои суждения, взгляды и оценки при интерпретации научных результатов, манипулировать поведением участников эксперимента и т.д.
Идеографический подход требует рассмотрения каждого случая AR как уникального и неповторимого социокультурного события, гуманистического взгляда на участников исследования-внедрения. Не только ученый, но и испытуемые становятся субъектами исследования, его равноправными участниками, мнение которых высоко ценится, к нему прислушиваются, его используют на практике. Отсюда традиция считать, например, учащихся не объектом изучения, а субъектом исследования-внедрения, равноправными партнерами, соучастниками.
Теоретико-методологические предпосылки AR специалисты находят также в общей теории систем, кибернетике, а также методологии информационных систем, восходящей к работам К. Левина и Тавистокского института (Лондон).
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!