цКЮБМЮЪ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йНМРЮЙРШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ! | ||
|
Синдром (болезнь) Кушинга - состояние вследствие избыточного влияния на клетки-мишени глюкокортикоидов.
При гипоталамо-гипофизарном варианте синдрома, который выявляют у 70% пациентов с болезнью Кушинга, развивается гиперплазия коры обоих надпочечников. При гипоталамо-гипофизарном синдроме Кушинга нарушена регуляция секреции кортизола в соответствии с принципом отрицательной обратной связи. При этом секрецию кортикотропина аденогипофизом не угнетает рост концентрации кортизола в крови до уровня, который выше нормального в 4-5 раз.
У 20% больных с синдромом Кушинга его причиной является первичная базофильная аденома гипофиза, клетки которой высвобождают кортикотропин вне зависимости от секреции кортизола надпочечниками.
У 10% пациентов с синдромом Кушинга причиной избыточной секреции кортизола является аденома коры надпочечников, клетки которой высвобождают кортизол вне зависимости от влияний на них кортикотропина.
Избыток глюкокортикоидов как катаболических гормонов через сдвиг соотношения между анаболизмом и катаболизмом вызывает нарушения развития и деградацию соединительной ткани. В результате синдром Кушинга характеризуют: а) повышенная ломкость сосудистой стенки; б) снижение массы скелетных мышц как причина мышечной слабости; в) остеопороз. В основном системный остеопороз захватывает позвонки различных отделов. Повышенная ломкость сосудистой стенки проявляет себя частыми и массивными подкожными кровоизлияниями, причинами которых могут быть незначительные травмы. Больные с синдромом Кушинга страдают от ожирения, при котором жир в основном аккумулируется в подкожной жировой клетчатке живота, спины, надплечий и ягодиц. Своеобразный характер ожирения связан с тем, что глюкокортикоиды стимулируют липолиз в одних частях тела (конечности) и липогенез в других (лицо и туловище). Из-за увеличения массы адипоцитов в области лица, оно приобретает характерную «лунообразную» форму. При этом обычно всегда есть гиперемия кожи лица. Вследствие перерастяжения кожи в областях аккумуляции жира и в результате системной деградации соединительной ткани на коже больных появляются характерные красные (почти фиолетовые) полосы.
Глюкокортикоиды повышают образование и высвобождение глюкозы печенью:
· усиливая глюконеогенез;
· усиливая через рост протеолиза высвобождение аминокислот в качестве субстратов глюконеогенеза из мышечной и лимфоидной ткани;
· оказывая пермиссивный эффект, то есть как бы «позволяя» другим катаболическим гормонам оказывать свое действие с максимально возможной интенсивностью.
Все это приводит к гипергликемии, которую усиливает эффект глюкокортикоидов как антагонистов инсулина. В результате у больных с синдромом Кушинга выявляют патологически низкую толерантность по отношению к глюкозе.
Как катаболические гормоны антагонисты инсулина глюкокортикоиды в избыточной действующей концентрации повышают липолиз и концентрацию свободных жирных кислот в плазме крови. Это обусловливает незначительный метаболический ацидоз, который возникает вследствие роста образования кетоновых тел как продуктов неполного окисления свободных жирных кислот в печени.
Известно, что адекватные потребностям организма секреция и эффекты кортизола представляют собой необходимое условие нормальных развития личности и высшей нервной деятельности. У больных с синдромом Кушинга периодическое деструктивное поведение сменяют периоды депрессии. Расстройства высшей нервной деятельности столь выражены, что служат причиной неправильного диагноза эндогенной депрессии или шизофрении. Если синдром развивается у детей, то антианаболическое действие кортизола приостанавливает (замедляет) рост тела.
дЮРЮ ОСАКХЙНБЮМХЪ: 2014-10-30; оПНВХРЮМН: 303 | мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙНЦН ОПЮБЮ ЯРПЮМХЖШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ!