цКЮБМЮЪ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йНМРЮЙРШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ! | ||
|
Взаимодействие воспаления как типового патологического процесса с системами регуляции организма происходит во многом через ноцицеп-тивную афферентацию, которую вызывает взаимодействие флогогенов с нервными окончаниями в очаге воспаления. При этом ноцицепторы реагируют на целый ряд стимулов химической природы, вызванных первичной альтерацией и воспалением. Ноцицептивную афферентацию из очага воспаления вызывает рост в нем содержания брадикинина, простагландина Ез, лейкотриена В4 и вещества Р. Эти флогогены вызывают боль в афферентном звене посредством действия двух основных механизмов:
· прямой активации сенсорных нейронов;
· непрямой активации нейронов вследствие действия на них факторов, высвобождаемых симпатическими окончаниями.
Полагают, что высвобождение медиаторов воспаления нервными окончаниями в тканях вызывает в них острую воспалительную реакцию, получившую название нейрогенного воспаления.
В настоящее время уже получен ряд убедительных данных о существовании генетически детерминированной программы развития воспаления, информация о которой хранится в нейронах сегментарного уровня. Можно считать, что в спинном мозге существуют нейрональные сети, чьи функции не исчерпываются только передачей той или иной информации, но заключаются и в реализации программы воспаления в соответствующем сегменте на периферии. В этой связи становится понятным часто положительный эффект блокад местными анальгетиками соответствующих нервных стволов при воспалении травматической или аутоиммунной этиологии (тендовагиниты, артриты и т.д.). Предположительно, снижая афферентацию в сегментарные констелляции нейронов, хранящие информацию о программе воспаления и способные к ее реализации, блокада уменьшает уровень возбуждения таких физиологических нейрональных интеграции и блокирует алгоритм воспаления. С учетом значимости супрасегментарного контроля за функционированием подсистем сегментарной нервной регуляции можно также предположить, что центральная аналгезия как индуктор системной антистрессорной реакции нервной системы может менять степень выраженности системной воспалительной реакции, неизбежно явно или скрыто вызываемой травматичными оперативными вмешательствами и (или) тяжелыми ранениями и травмами.
Активация и сенсигизация мембран нейронов в очаге воспаления происходит через взаимодействие их рецепторов со своими лигандами-флогогенами, которое открывает ионные каналы (эффект серотонина), активирует системы вторичных мессенджеров (действие брадикинина и простагландинов) или меняет экспрессию генома нейрона. Экспрессия генома нейронов меняется под влиянием нейронального фактора роста, цитокина, концентрация которого в очаге воспаления находится на высоком уровне.
Флогогеном, рост концентрации которого в наибольшей степени ответственен за болевую афферентацию из очага воспаления считают брадикинин, который возбуждает ноцицепторы через взаимодействие со своими В1- и В2-рецепторами. Интерлейкин-1-1 бета усиливает возбуждение и сенситизацию нервных окончаний через усиление экспрессииихВ1- и В2 брадикининовых рецепторов.
Опиоидные пептиды, синтезируемые и высвобождаемые клетками иммунной системы в очаге воспаления (бета-эндорфин и др.), взаимодействуя со своими рецепторами на поверхности чувствительных нервных окончаний, блокируют ноцицептивную афферентацию из очага воспаления. Тот факт, что интенсивность боли, первично генерируемой в воспалительном очаге, падает после введения в него интерлейкина-1-1 бета или кортикотропин-рилизинг-фактора показывает, что эта функция клеток иммунной системы находится под контролем систем регуляции организма, иммунной и нейроэндокринной.
Предположительно антиген-презентирующие клетки, функционирующие в качестве клеточных эффекторов острого воспаления, перемещаясь по лимфатическим сосудам, обеспечивают контакт антигенов из очага воспаления с иммунокомпетентными клетками ближайшего регионарного лимфатического узла. Таким образом, происходит антигенная стимуляция иммунной системы организма, вызывающая специфический первичный или вторичный иммунный ответ. Специфический иммунный ответ через образование антител к антигенам из очага воспаления, возникновение иммунных комплексов на поверхности чужеродных объектов, через активацию системы комплемента по классическому пути и опсонизацию повышает эффективность и силу воспалительной реакции. При избыточном или извращенном аутоиммунном характере реагирования системы иммунитета воспаление из защитной реакции может трансформироваться в типовой патологический процесс.
Нервная и иммунная система представляют собой тесно сзаимодей-ствующие системы регуляции организма, которые обеспечивают восприятие и анализ информации, поступающей из внешней среды и элементов организма. Эти задачи нервная и иммунная система решают равным количеством клеток, способных воспринимать информацию, осуществлять ее процессинг и формировать на уровне систем регуляции алгоритм адекватной или патогенной системной реакции. Установлена возможность модуляции системной иммунной реакции воздействием на функциональную активность различных структур головного мозга: гипоталамуса, лимбической системы и коры. В этой связи можно считать, что воспаление как относительно неспецифический элемент защитной реакции системы иммунитета и всего организма находится под контролем нервной системы, в том числе и ее супрасегментарного уровня. Отсюда проистекает значимость влияний сугубо нейротропных воздействий -анестезии и нейровегетативной блокады - на резистентность больного к хирургической инфекции и на частоту инфекционных осложнений хирургических вмешательств.
Цитокины, высвобождаемые моноцитами и иммунокомпетентными клетками в очаге воспаления, пока еще неясным путем влияют на высшие вегетативные центры, активируя вентромедиальные нейроны гипоталамуса и всю нейроэндокринную катаболическую систему. Это через усиление секреции катаболических гормонов антагонистов инсулина приводит к преобладанию на уровне всего организма катаболических процессов над анаболическими. При этом анаболизм может тормозиться в такой степени, что данный супрасегментарный эффект цитокинов становится звеном патогенеза стрессорного голодания. При развитии кахексии вследствие длительно текущего воспаления защитная реакция мобилизации резервов энергопластических субстратов для саногенеза теряет свой биологический смысл, вызывая в органах эффекторах функций дефицит массы и энергии.
Воспаление вызывает сдвиги системной нейроэндокринной регуляции, направленные на предотвращение трансформации острой воспалительной реакции в патологический процесс. Так, гиперкортизолемия, вызываемая острым воспалением, снижает интенсивность функционирования его клеточных эффекторов и ограничивает распространение очага воспаления в пределах здоровых тканей. Это, в частности, происходит вследствие снижения образования простагландина Ез через торможение синтеза фосфолипазы А2. Снижение активности фосфолипазы А^ под влияние кортикостероидов в очаге воспаления уменьшает содержание в нем таких флогогенов как лейкотриены и фактор активации тромбоцитов. Дело в том, что фосфолипаза Аз высвобождает арахидо-новую кислоту из фосфолипидов клеточных мембран, а арахидоновая кислота представляет собой субстрат синтеза лейкотриенов.
дЮРЮ ОСАКХЙНБЮМХЪ: 2014-10-30; оПНВХРЮМН: 324 | мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙНЦН ОПЮБЮ ЯРПЮМХЖШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ!