Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 9. Государство и Русская Православная Церковь во второй половине XIX века



1. Религиозная жизнь России в XIX веке. Отношение государства к Церкви во второй половине XIX века. Политика, сформированная Николаем I, в целом уже не пересматривалась при его приемниках Александре II и Александре III. Это была политика тесного взаимодействия государства с Церковью, повышения роли Церкви в жизни общества, укрепления значения православия как духовного и идеологического фундамента России.

2. Государственно-церковные отношения в правление императора Александра II. Во времена правления Александра II (1855–1881 гг.) продолжили развиваться добрые отношения российского государства с Русской Православной Церковью. Сам император Александр II, воспитанный великим русским поэтом В.А. Жуковским, был искренне верующим человеком. Он хорошо знал православие, посещал монастыри.

Император Александр II провел важнейшую реформу нашей страны – отмену крепостного права, за что получил имя Освободитель. Но реформаторская деятельность Александра II не ограничилась только отменой крепостного права: он осуществил реформу многих сторон жизни России: военную, судебную, образовательную, местного самоуправления. Эти реформы были самыми передовыми в мире на то время.

Были проведены необходимые изменения и в Церкви. Прежде всего сами преобразования в стране открыли возможность для широких религиозных инициатив. Благодаря дарованной свободе начались широкие дискуссии в печати о положении Церкви, о роли и значении православия в истории страны и в ее современном обществе.

При Александре II возросло количество монастырей. Началось открытие женских монастырей, которые учреждались на основе женских общин.

Женские общины в России стали создаваться во второй половине XVIII века, при Екатерине II, когда шло массовое закрытие монастырей, а новые открывать было нельзя. Поэтому благочестивые женщины, чаще всего из дворянского или купеческого сословия, организовывали женские общины, которые жили по монашескому уставу, хотя и без принятия монашеского пострига женщинами. Теперь же у этих общин имелась возможность стать монастырями, и общины этим пользовались.

Стали стремительно развиваться и существующие российские монастыри. Развитию монастырей способствовало и попечение императора об их материальном положении. Так, в 60-е годы на хозяйственные нужды монастырей из государственных средств ежегодно выделялось 168 тысяч рублей, а к концу его правления – 425 тысяч.

Большое значение имели начинания Александра II в духовном образовании: реформа духовных заведений дала свои положительные результаты.

Он многое сделал для простого священства, в том числе и для улучшения их правового и материального положения. Например, священству были назначены пенсии по старости.

Но в религиозной политике этого времени были и свои недостатки. Назначенный обер-прокурором Святейшего Синода граф Д.А. Толстой, человек, обладавший огромным административным талантом, но неверующий, хотя и провел целый ряд нужных преобразований, и особенно духовного образования, но в дела Церкви внес административное начало, что неизбежно гасило инициативу Церкви. Наиболее печально это сказалось на судьбе церковных народных школ. Так, священство с конца 50-х годов, желая подержать реформы в стране и всячески послужить Церкви и народу, стало массово открывать народные школы. Однако эта инициатива священства, не поддержанная руководством Церкви, привела к тому, что церковные школы передавались либо в введение Министерства народного просвещения, либо земств. Поэтому из 20 000 школ, которые были открыты к 1869 году, к 1881 году их осталось не более 4 500.

3. Государственно-церковная политика в период правления Александра III. Императора Александра III (1881–1895 гг.) называют Миротворцем. Это имя он получил потому, что, став правителем России после убийства своего отца – Александра II, он сумел установить многолетний и прочный внутренний и внешний мир. При нем Россия достигла успехов во многих сферах экономической и культурной жизни.

Усматривая в деятельности Церкви один из важнейших факторов благополучия и процветания страны и государства, император в своей религиозной политике стремился к всемерному ее развитию.

Как и его отец, он способствовал процветанию существующих и открытию новых монастырей. При нем было открыто несколько десятков монастырей, а всего в России в XIX веке был основан 241 монастырь. Развитию монастырей способствовало и то, что с 1881 года вопросы открытия монастырей были переданы в ведение Синода, именно он стал определять число насельников в монастырях.

При нем было основано 13 новых архиерейских кафедр и построено 5 тысяч храмов. При этом сложилась новая архитектура и новый, древнерусский, храмовый стиль. В 1883 году состоялось освящение храма Христа Спасителя, что стало и памятью об его трагически погибшем отце, столь много сделавшем для строительства храма. В Манифесте по этому случаю говорилось: «Да будет Храм сей во все грядущие роды памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном нашем Отечестве в годину тяжкого испытания, памятником мира после жестокой брани…».

В 1883 году началось строительство одного из самых известных храмов в Петербурге – храма Воскресения Христова, получившего в народе название – Спаса-на-Крови.

Он многое делал для улучшения материального положения Церкви и священства, для повышения образовательного уровня последнего. Так при нем возросло материальное жалование священства и был наведен порядок в расходовании государственных средств, которые отпускались на нужды Церкви.

В 1881 году было основано Русское Палестинское общество, цель которого – защита и сохранение мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Эти места удалось найти и построить там храмы.

Широкому развитию Церкви способствовала и деятельность Священного Синода во главе с обер-прокурором К.П. Победоносцевым.

Самое важное в своей религиозной политике он видел в том, чтобы православие заняло видное место во всех сферах жизни общества, так как наряду с армией и флотом считал ее самым важным столпом прочности России. Умирая, он говорил своему сыну, будущему императору России Николаю II: «Ты несешь ответственность за судьбу Твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость Твоего царского долга будет для тебя основой Твоей жизни… В политике внутренней прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства».

4. Значение К.П. Победоносцева для развития Церкви и России. Одним из самых значимых политиков эпохи Александра III, напрямую определивших внутреннюю, и особенно религиозную политику страны, стал Константин Петрович Победоносцев (1827–1907), который возглавлял Святейший Синод с 1880 по 1906 годы.

В молодые годы он участвовал в кружке Петрашевского, и чудом избежал ареста. Вскоре он понял ту опасность, которую несут в себе для России атеизм, либерализм и революционные движения. В эти годы К.П. Победоносцев прекрасно понял, что угроза православию – это прямая и смертельная угроза России. Поэтому он становится не просто активным защитником монархии и православия, как институтов, на которых держится благополучие России, но и виднейшим православным идеологом России.

В 1860 г. его избирают профессором Московского университета, потом Санкт-Петербургского. В Петербурге его приглашают преподавателем права к будущему императору Александру III. Позже он будет преподавать его и будущему императору Николаю II.

В 1880 году император Александр II назначил К.П. Победоносцева обер-прокурором Святейшего Синода, что имело большое значение для Церкви. При нем значительно улучшилось материальное положение Церкви и священства.

Прекрасный мыслитель и публицист, широко образованный человек, хорошо знавший жизнь Церкви, он не боялся вступать в полемику со своими противниками.

Он поддержал идею создания православных братств в России и поддерживал их деятельность.

Самой великой заслугой К.П. Победоносцева перед Церковью и государством было создание церковно-приходской школы. Когда он вступил в должность, их было 4500. В начале ХХ века их стало 42 тысячи. Церковно-приходскую школу он рассматривал как способ уберечь народ от революции. Делу организации школ он отдал всю свою жизнь. Для их создания он пригласил самых умных учителей России: С.А. Рачинского, С.И. Миропольского; многих известных религиозных деятелей. Заслугу К.П. Победоносцева в деле создания церковно-приходских школ митрополит Антоний Храповицкий в своем письме к нему оценивал так: «Это есть дело великое, святое, вечное, тем более возвышающее Вашу заслугу перед церковью, престолом и отечеством, что в этом деле Вы были морально почти одиноки».

Но, отдавая должное его заслугам перед Россией, нельзя не сказать и о том, что, как главному официальному идеологу страны, ему не удалось найти оптимальный вариант развития страны.

Понимая вред революции для благополучия России, он считал, что государство должно приложить все усилия к тому, чтобы, по его собственным словам, «подморозить Россию». И эта установка негативно сказывалась на многих сторонах жизни страны и Церкви. Например, он выступил решительным противником высшего женского образования в России, что существенно затормозило его развитие. Он ввел жесткие административные порядки в Церкви. При нем архиереи постоянно перемещались с кафедры на кафедру, что мешало развитию епархиальной жизни. Он был решительным противником избрания патриарха, и через его позицию не переступил даже император Николай II, поддерживающий идею введения патриаршества и даже однажды предложившего Священному Синоду себя в качестве Всероссийского патриарха.

Но нельзя законсервировать развивающуюся страну и особенно на фоне других, быстро развивающихся стран. Победоносцеву удалось понять угрозы и опасности для страны, но он не нашел вариант оптимального развития страны и Церкви. Механическая консервация развития страны и Церкви привела к серьезному социальному напряжению, к бюрократизации жизни страны и Церкви.

5. Социальное служение Церкви. В XIX веке шло развитие православной жизни, что во многом было обусловлено не только деятельностью самой Православной Церкви: расцвет духовной жизни монастырей, значительная миссионерская деятельность; самоотверженное служение многих православных подвижников связано с тем, что государство коренным образом изменило свое отношение к Церкви и активно содействовало развитию церквей и монастырей, религиозной жизни в стране.

Социальной работой стали заниматься создаваемые православные братства, которые берут на себя заботы о православном просвещении, библиотеках, преодолении недуга пьянства, раскола.

Особой заботой стала помощь нуждающимся. Создаются приюты по содержанию старых и больных людей, а также детей-сирот.

В это время Церковь берет на себя особую заботу об образовании народа – открываются десятки тысяч церковно-приходских школ, а ведь существовали эти школы в первую очередь благодаря трудам священства, которые были их директорами, и стараниям и поддержке самого народа.

6. Духовный подъем православия. В XIX веке жила и развивалась русская православная духовная жизнь, жила и множилась Святая Русь.

И еще более важным фактором, чем коренное изменение государственной политики по отношению к Церкви и утверждение православия в качестве государственной идеологии, стал духовный подъем самой Православной Церкви, что выразилось в возвышении православия в жизни простых людей, развитии религиозного православного образования, росте учебных академий, числа приходов и монастырей.

При этом по всей России шло строительство в основном каменных храмов, и зачастую даже в селах это были огромные величественные храмы, которые на службах были наполнены людьми.

Надо отдать должное священству. Многие священники в этот период по-настоящему служили Богу и людям. И нельзя не согласиться с той оценкой сельского священства, которая дана в многотомной «Истории Русской Церкви»: «По сути дела, русский народ именно сельскому священнику обязан тем запасом положительной духовной силы, который был сохранен благодаря крепкой традиции и вопреки всем разлагающим влияниям».

И этот духовный подъем самым явным образом выразится в большом числе великих святых XIX в., которые явила Русская Церковь.

Подумай: в чем выразилась забота российского государства о Православной Церкви в правление Александра II и Александра III?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...