Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 12. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви



1. Общая характеристика миссионерской деятельности. XIX векстал временем системной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

В отличие от времени Екатерины II и Александра I, с их политикой широкой веротерпимости, когда православное просвещение не только не поощрялось, а даже запрещалось, эпоха царствования Николая I характеризуется тем, что была сформирована настоящая миссионерская политика. В соответствии с ней в каждой епархии необходимо было организовать свое миссионерское служение, соответствующее условиям данной местности. В силу этого удалось создать хорошую систему миссионерской деятельности не только в России, но даже за пределами России: в Японии, Китае, Персии и других странах.

Следует также сказать и о том, что в это столетие многие русские православные подвижники взяли на себя труды духовного просвещения иных народов и преуспели в своей деятельности.

2. Миссионерская деятельность в Сибири. Архимандрит Макарий (Глухарев). Хотя христианизация Сибири шла с первого дня прихода сюда русских людей, но настоящая системная работа по просвещению сибирских народов началась с XVIII века. И очень успешно она шла в XIX веке. Миссионерская деятельность в XIX веке характеризуется тем, что сложилась система миссионерской работы, которая заключалась в том, что люди не просто знакомились с православием и крестились, но была организована их постоянная повседневная православная жизнь.

Одним из тех людей, которые создали такую систему, был архимандрит Макарий Алтайский (в миру Михаил Яковлевич Глухарев) (1792–1847), который был просветителем алтайской земли. Он родился в семье священника, в городе Вязьма. Окончил Смоленскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, затем получил назначение в город Екатеринослав инспектором семинарии и профессором. В 1819 г. принял монашество и в 1821 г. был назначен ректором Костромской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1823 г. Макарий стал служить в Китаевской пустыни в Киеве, а затем перешел в Глинскую пустынь Курской губернии.

Когда он услышал призыв о просвещении сибирских народов, то не раздумывая поехал на Алтай, чтобы всю свою жизнь посвятить этому благому делу.

В 1830–1843 гг. Макарий возглавлял религиозную «миссию для сибирских инородцев». Он поселился в Бийске, а затем перенес свою миссию в поселок Улала. Здесь он построил церковь, в других поселках молитвенные дома с миссионерскими станами. Он открыл три школы и больницу, чтобы уберечь новокрещенных от влияния шаманов. А самым же важным он считал перевод кочевников на оседлый образ жизни, совместную жизнь и общение с православным населением Алтая.

Он положил начало изучению алтайских языков, составлению словаря местных наречий, переводу церковных книг на языки местных жителей. Эту работу успешно продолжили его последователи.

Большое значение он придавал православному просвещению девушек и женщин, так как через них вера передавалась их детям. С этой целью он начинает создавать сестрические общины. Их создание началось с поселка Улала. Первую общину организовала француженка София де Вельмон, перешедшая в православие. Затем на основе этого сестричества в 1881 году был организован женский монастырь.

Служа в алтайской миссии, архимандрит Макарий не забывал и русский народ. Заботясь о его просвещении, он перевел Ветхий Завет с древнего иврита на современный русский язык. Однако за это он впал в немилость к церковному начальству.

В 1843 г. его назначили настоятелем в Болховско-Оптин монастырь, где он заболел и в 1847 году умер. В 2000 г. преподобный Макарий Алтайский был канонизирован Русской Православной Церковью.

Его дело достойно продолжили его ученики и последователи – протоиерей Стефан Ландышев и архимандрит Владимир Петров.

4. Деятельность святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова). Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) (1795–1879) – один из величайших подвижников православия, крестил многие восточные регионы России и Америки, благодаря чему распространение православия шло не только в России, но и в Америке. Поэтому его называют просветителем Америки и Сибири.

Он родился в селе Анге на реке Лене в семье пономаря, который умер, когда будущий святитель был еще совсем маленьким. Его отправили учиться в Иркутскую семинарию. И здесь, несмотря на тяжелую жизнь и лишения, он обратил внимание всех на свои способности.

В 1823 г. молодого священника отправили на остров Уналашка, располагавшийся в Алеутском архипелаге, куда он прибыл в конце 1824 года. Здесь он построил первую церковь, составил азбуку и грамматику алеутского языка, перевел на алеутский язык Евангелие. И обратил много алеутов в православие.

Свою пастырскую деятельность он сочетал с заботой о местном населении, помогая им в улучшении их быта.

С 1834 г. священник служил в Новоархангельске (ныне – г. Ситка на острове Баранова, на юго-востоке Аляски), где проповедовал христианство среди воинственных индейцев-тинклитов.

Во время своего священнического служения в Америке он написал три тома научных «Записок об островах Уналашкинского отдела» и создал ученый труд о языках аборигенов Аляски.

В 1840 г. священник овдовел и принял монашество с именем Иннокентия. Вскоре его посвятили в сан епископа Камчатского, Алеутского и Курильского с кафедрой в Новоархангельске, на Аляске. Здесь он построил церковь для тинклитов, организовал миссионерскую школу, перевел сюда с Камчатки семинарию. В 1850 г. Иннокентия возвели в сан архиепископа, и после присоединения к его архиепископии Якутии, он в 1852 г. переехал в Якутск. Здесь он перевел на якутский и эвенкийский языки многие богослужебные книги.

Когда началось освоение Приамурья, то в 1862 г. архиепископ Иннокентий перевел кафедру в Благовещенск, где продолжал просвещать коренные народы Дальнего Востока.

В 1868 г. Иннокентий по личному желанию императора Александра II был назначен митрополитом Московским и Коломенским. И здесь он продолжил широкую миссионерскую деятельность. В 1869 году он основал Православное миссионерское общество, которое и взяло на себя труд по организации православного просвещения. Важно и то, что его ученики продолжили его деятельность в Сибири и в Америке. Например, его брат, Михаил, продолжил православное просвещение коряков и чукчей, а епископ Вениамин (Благонравов) продолжил его деятельность в Амурском крае.

Величайшие труды святителя Иннокентия были высоко оценены и получили широкое признание уже при жизни. В 1977 году он был канонизирован.

5. Миссионерская деятельность за пределами России. Деятельность Николая (Касаткина). В XIX веке шла успешная миссионерская деятельность и за пределами России. В одних странах, как в Китае, продолжалась уже ранее начатая деятельность. Например, к числу великих духовных деятелей и ученых, успешно работающих в Китае, можно причислить архимандрита Иакинфа (Бичурина), ученые труды которого о Китае были пеерведены на иностранные языки; архимандрита Палладия (Кафарова), составителя китайско-русского словаря; архиепископа Гурия (Карпова), исследовавшего китайский и манчуржский языки.

В других странах, как в Японии, православная миссия началась только в XIX веке. При этом миссионерами и здесь были выдающиеся люди, которые прославились успешной не только духовной деятельностью, но и научной.

Организовал и возглавил миссию в Японию святитель Николай Японский (1836–1912), создатель Японской Православной Церкви.

Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился в селе Береза, Смоленской губернии, в семье священника. По окончании Петербургской духовной академии в 1860 г. принял монашество и начал службу настоятелем церкви при посольстве в Японии.

В 1861 г. он прибыл в г. Хакодате, где столкнулся с резким неприятием христианства. Однако священнику удалось своей добротой, отзывчивостью и кротостью добиться расположения у японцев и завести друзей даже среди японского синтоистского и буддийского духовенства. Отец Николай изучил японский язык и местные обычаи, историю, литературу, философию, религию страны настолько, что стал настоящим специалистом по японской культуре, к нему обращались за советом даже японцы.

Первый японец, познакомившийся с православием и ставший потом священником, – синтоистский священнослужитель и самурай Павел Савабе, сначала хотел убить отца Николая. Однако благодаря знакомству с отцом Николаем он принял в 1864 г. православие. И уже вскоре, в 1870 г., в Японии была открыта духовная миссия, руководителем которой и стал возведенный в 1864 г. в сан архимандрита отец Николай. В 1872 г. он переехал в Токио.

В 1873 г. запрет на проповедь христианства в Японии был снят и число православных в Японии начало быстро расти. В 1880 г. было учреждено Японское епископство, главой которого стал епископ Николай. На японский язык переводились Библия и богослужебные книги, книги духовного содержания, издавались православные журналы и брошюры, была основана Духовная семинария для подготовки священников.

В России владыка Николай был известен благодаря своим работам по японской истории и культуре. В 1910 г. он был возведен в сан архиепископа. Умер и похоронен в Токио. В 1970 г. архиепископ Николай причислен к лику святых.

Подумай: в чем заключалось главное значение деятельности православных подвижников-миссионеров?

УРОК 13. БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XIX века

1. Православная богословская мысль. Великим достижением Русской Православной Церкви в XIX веке стало развитие богословия, благодаря чему была продолжена традиция «ученого монашества» XVIII века. В это время в духовных академиях изучались самые сложные метафизические системы новой европейской философии. Неслучайно академии долгое время поставляли преподавателей философских дисциплин и в университеты.

В то же время здесь шла разработка собственных оригинальных богословских и философских учений. Наиболее яркие русские мыслители, служившие в Духовных академиях – профессора Московской духовной академии, протоиерей Ф.А. Голубинский (1797–1854), В.Д. Платонов-Кудрявцев (1828–1891), профессор П.В. Знаменский (1836–1917), профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.Н. Карпов (1798–1867) и др.

Большую роль в развитии философско-богословской и историко-богословской мысли России в XIX века сыграли ученик митрополита Платона (Левшина), митрополит Московский Филарет (Дроздов), ставший первым в России доктором богословия, митрополит Московский Макарий (Булгаков), епископ Игнатий Брянчанинов и епископ Феофан Затворник.

2. Святитель Филарет – великий православный богослов. Святитель Филарет (1782–1867) (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился в Коломне, в семье священника. Учился в семинарии Троице-Сергиевой лавры, где обратил на себя внимание митрополита Московского Платона (Левшина). В 1808 г. принял монашеский постриг, а в 1812 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.

С 1821 г. – архиепископ Московский, в 1826 г. был возведен в сан митрополита. Уже в эти годы Филарет стал известен как талантливый православный богослов, автор «Христианского катехизиса Православной кафолической восточной Греко-Российской Церкви» (1823 г.).

Огромный труд митрополита Филарета – подготовка и издание нового перевода Библии на русский язык, который полностью вышел в свет уже после кончины святителя в 1877 г.

Митрополит Филарет твердо стоял за чистоту православной веры, был непримиримым противником сектантства и суеверий. Он отказывался от потворства светским обычаям, заведенным со времен Петра I и противным духу Русской Церкви. К примеру, в 1829 г. вопреки пожеланию императора Николая I Филарет отказался участвовать в освящении Триумфальных ворот в Москве, украшенных иероглифами, зверообразными фигурами и языческими лжебожествами.

Святитель резко выступал против материализма и нигилизма, идеи которых постоянно звучали в либеральной и «передовой» печати. В Москве святитель Филарет приложил много усилий к тому, чтобы искоренить чуждые русскому православному сознанию и враждебные российской государственности масонские увлечения. Так, по его инициативе произошло переосвящение храма Архангела Гавриила (на Чистых прудах), до того превращенного в место сборища московских масонов.

Святитель Филарет ревностно защищал государственные интересы Российской империи. Именно митрополит Филарет был составителем и хранителем тайного манифеста-завещания императора Александра I о передаче им престола великому князю Николаю Павловичу.

Позднее, в 1861 г., митрополит Филарет написал знаменитый Манифест об отмене крепостного права. В 1863 г. он высказывался за сохранение единства России, за подавление мятежа в Царстве Польском и западных губерниях, осуждал всякую нерешительность правительства в борьбе с польскими мятежниками.

Митрополит всегда был включен в общественную и культурную жизнь страны. Он чутко реагировал на сочинения русских литераторов. Известен его поэтический диалог с А.С. Пушкиным в конце 1820-х гг. Святитель в своих стихах напомнил поэту, переживавшему чувство тоски и безотрадности, о смысле жизни и высоком предназначении человека.

Труды митрополита Филарета были по достоинству оценены потомством – в 1994 г. он был канонизирован Русской Православной Церковью.

3. Митрополит Макарий (Булгаков) – великий православный историк. Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) (в миру Михаил Петрович Булгаков) в родился в семье сельского священника. Когда мальчику было пять лет, скоропостижно скончался отец. И семья осталась почти без средств к существованию. Тем не менее, мать, несмотря на крайне тяжелое материальное положение, дала детям образование. В восемь лет мальчик поступил в Корочанское приходское духовное училище, а потом его перевели в училище в Белгород. Здесь он обнаружил редкое трудолюбие. Затем в нем открылись и замечательные умственные способности.

Успешно закончив училище, он столь же успешно закончил и Курскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В академии он проявил себя и как ученый, начав труд «История Киевской академии», за который ему была присуждена ученая степень магистра и за которую он получил признание в науке. Затем началась его преподавательская работа и церковно-административное служение: он был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а затем последовательно управляющим Тамбовской, Харьковской, Вилленской и Московской епархиями.

Но какую бы должность не занимал святитель, он все время занимался научной работой. Ему принадлежит много трудов, в том числе и пятитомный труд «Догматическое богословие», который десятилетия был главным учебником по догматике в духовных академиях.

И, безусловно, главным трудом митрополита Макария стал его труд «История Русской Церкви». Работе над этой книгой святитель посвятил всю свою жизнь. И до сих пор в российской науке нет труда, равного ему. В своей книге он изучил историю православия в России, начиная с Андрея Первозванного. В своих трудах он убедительно показал, что апостол Андрей прошел Русь, тогда здесь с юга до севера жили славянские племена. Затем он проследил развитие православия на территории Руси в первом тысячелетии. Он исследовал историю православия до начала XVIII века.

В своем творении Митрополит Макарий показал, что православие – великий и значимый фактор не только религиозной жизни России, но и социальной, и государственной.

4. Богословская деятельность Игнатия (Брянчанинова). Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович) Брянчанинов (1807–1867) широко известный своей подвижнической и духовной деятельностью, происходил из старинного дворянского рода. С юных лет Дмитрий мечтал о монашестве, но по настоянию отца в 1822 г. поступил в военное Инженерное училище, которое с успехом окончил. Учась в училище, Дмитрий, благодаря своим литературным способностям и знакомству с семейством А.Н. Оленина, президента Академии художеств России, познакомился с выдающимися писателями России – А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, К.Н. Батюшковым, Н.И. Гнедичем.

Однако ни наука, ни литература, ни военная карьера не могли удовлетворить Дмитрия. Его душа искала прежде всего Бога, и Богу он хотел всецело посвятить себя. Вскоре после окончания училища он тяжело заболел, оставил военную службу и в 1827 г., с разрешения императора Николая I, поступил послушником в Троицкий Александро-Свирский монастырь (в окрестностях г. Олонца). В 1831 г. принял монашеский постриг в Вологде под именем Игнатия. В 1833 г. Игнатий, по желанию императора Николая I, стал архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива. Под водительством Игнатия в обители возродилась духовная жизнь, и она стала широко известна. Воспитанники архимандрита Игнатия были назначены в другие монастыри, которые они впоследствии обустраивали.

В 1857 г. архимандрита Игнатия рукоположили в епископа Кавказского и Черноморского. Здесь он развил широкую деятельность по распространению православия, устроению монастырей, просвещению населения, открытию новых школ, совершенствованию работы семинарии, преодолению раскола.

В 1861 г., по причине крайне расстроенного здоровья, он ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где провел свои последние годы жизни и целиком посвятил себя богословию.

Еще с юности Игнатий Брянчанинов отличался литературным талантом, был автором повестей, жизнеописаний, путевых очерков, стихотворений. Однако главными его трудами были духовные сочинения, в которых он изложил свои богословские идеи. Его работы, где богословие предстало как живое и жизненное учение, убеждали, что христианство необходимо каждому человеку.

В монастыре владыка написал свои главные произведения. Его работы «Аскетические опыты», «Приношение современному монашеству» по праву считаются одними из лучших творений в русской духовной литературе.

После его смерти осталось богатое литературно-богословское наследие. В 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала епископа Игнатия.

5. Богословские творения Феофана Затворника. Огромное значение для духовной жизни России и развития богословия имела деятельность святителя Феофана Затворника (1815–1894).

Будущий святитель Феофан Вышенский Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в Орловской губернии, в семье сельского священника. Окончив Киевскую духовную академию, он принял монашеский постриг и преподавал в духовных учебных заведениях. Затем в течение восьми лет он проходил служение в Иерусалиме и Константинополе. В 1857 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1859 г. Феофана поставили епископом Тамбовским, а в 1863 г. – епископом Владимирским. Управляя епархиями, он показал себя активным духовным руководителем, заботящимся о верующих, их благополучии, просвещении и образовании.

Но желая всецело заняться богословием, в 1866 г. епископ Феофан оставил высокий церковный пост и удалился в Успенскую Вышенскую пустынь в Тамбовской губернии. С 1872 г. он жил «в затворе» – в отдельном флигеле, где предавался молитвенным и духовным трудам.

Его особым монашеским подвигом стала литературно-богословская деятельность, оказавшая глубокое воздействие на духовное состояние современного ему общества. Отличающийся литературным талантом, он еще в 1859 г. написал работу «Слова архимандрита Феофана», в которой читатель мог найти проповедь духовно-нравственного совершенствования человека как истинного пути развития человечества.

Его самая знаменитая книга – «Начертание христианской нравственности» – посвящена обоснованию православной антропологии и педагогики. Эта книга до сих пор является живым классическим трудом не только в богословии, но и в философии и науке.

Другая известная его книга – «Путь ко спасению» (1868–1869) – посвящена вопросам духовного и нравственного совершенствования человека, православного образования и воспитания.

Размышления о сущности истинной христианской жизни, о преодолении грехов и слабодушия, о судьбах человечества представлены в «Собрании писем» (1898–1901) и в книге «Созерцание и размышление».

Огромное значение имели переводы святоотеческой литературы, в том числе «Добротолюбия», важнейшего памятника святоотеческого наследия, в котором собраны величайшие творения Святых Отцов Православной Церкви.

Книги Феофана Затворника вызывали самый широкий интерес по всей России, между автором и читателями велась обширная переписка. И в настоящее время труды святителя широко издаются. А с 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла издается полное собрание его сочинений, которое будет состоять из 40 томов.

За свои труды и духовное подвижничество в 2000 году епископ Феофан был канонизирован Русской Православной Церковью.

Подумай: чему были посвящены труды русских богословов XIX века?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1439 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...