Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 7. Коренные изменения государственно-религиозной политики России конца XVIII – первой половины XIX вв



1. Религиозная политика Павла I. После смерти Екатерины II императором России стал ее сын – Павел I. Новый император был во многом прямой противоположностью матери. Так, в отличие от нее он, воспитанный митрополитом Платоном (Левшиным), был глубоко верующим человеком. Поэтому, придя к власти, Павел I сталуделять большое внимание укреплению Русской Православной Церкви и решительно изменил религиозную политику российского государства.

Хотя Павел I не изменил синодальную систему управления Церковью, но он многое сделал для улучшения отношения государства к Церкви. «О благоустройстве Церкви и призрении к служащим ей почитаем одною из главнейших обязанностей царствования», – заявил Павел I в одном из указов.

Если официальной государственной политикой на протяжении XVIII в. была политика подчинения Церкви государству, ограничение ее влияния, даже вытеснение из всех сфер жизнедеятельности государства и общества, то Павел I сделал главным в своей религиозной политике возвышение Церкви, придание ей и священству более высокого статуса в государстве и обществе.

Эта политика выразилась и в том, что Павел I даровал свободу монастырям и приходам, а государство стало оказывать им материальную помощь. Забота государства по отношению к священнослужителям выразилась в том, что архиереев он награждал высшими государственными наградами, в дальнейшем эта практика распространилась и на священников. Священству же он фактически предоставил права личной свободы. Он начал реально заботиться о материальном положении священства, особенно сельского.

Большую роль сыграл Павел I и в развитии духовного образования. По его указам были открыты в России новые семинарии и две новые духовные академии: Санкт-Петербургская и Казанская.

2. Утверждение православия в качестве официальной идеологии России. Самое главное и самое важное событие, которое произошло в этот период в государственной религиозной политике – утверждение православия в качестве официальной идеологии России. Тем самым появилась возможность изменения господствующей в образованных кругах идеологии, формировавшейся на протяжении всего XVII в. и состоявшей в сведении православия к важной, но уже устаревшей исторической традиции, на традиционную отечественную идеологию. А это имело важнейшее значение для всего дальнейшего развития России.

3. Государственная политика первой четверти XIX века. После трагической гибели Павла I императором России стал его сын Александр I. В отличие от своего отца он, воспитанный европейскими педагогами, окруженный либеральными политиками, начал осуществление в стране либеральных реформ.

В духовной сфере эта политика дала широкий простор для атеизма и вольнодумства, но особенно для масонства, которое при Александре I получило широкое распространение в России и особенно в высших сословиях русского общества.

Однако Отечественная война 1812 года, когда само существование России было поставлено под вопрос, заставила императора переосмыслить значение религии. Он говорил: «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Писание».

Но религиозность императора в это время приводит его не столько к православию, сколько к увлечению разного рода мистическими учениями. И это увлечение стало характерно для многих представителей высшего сословия, в том числе и обер-прокурора Священного Синода князя Голицына. Это способствовало тому, что в Россию хлынули западные мистики. Лабзин стал издавать мистические книги и запрещенный при Павле I «Сионский вестник».

Особенно вредное значение для религиозной жизни России в этот период имело создание Библейского общества. Само по себе оно служило благим целям – переводу Библии на разные языки России, в том числе и русский. Но его возглавили люди с мистическими взглядами. Поэтому в российском обществе стали широко и беспрепятственно распространятся мистические учения.

В этот период всякие попытки православных людей, православных иерархов остановить этот поток мистики и вернуть образованных людей к православию, вели, в лучшем случае, к их отставке. А некоторые, подлинно православные люди в этот период и погибли.

Свою отрицательную роль по отношению к православию сыграло и учреждение в 1817 году Министерства духовных дел и народного просвещения, которое свело Священный Синод к одному из министерств, а руководителя сделало фактически одним из министров. И хотя в 1824 году сам император Александр I отменил это решение, восстановив Священный Синод, но положение Синода фактически осталось прежним – он еще более стал государственным учреждением, а его руководитель, светский человек, фактически становится главой Церкви.

Вместе с тем, император все эти годы помогал Церкви. Он заботился о восстановлении монастырей, улучшении их материального положения. Он разрешил монастырям покупать и незаселенные земли, что сделало возможным возрождение монастырских хозяйств. Благодаря ему духовное сословие было законодательно освобождено от телесных наказаний. Он заботился о совершенствовании духовного образования и его материальном обеспечении.

На исходе своей жизни Александр I по-настоящему вернулся к православию. А это стало основой того, что он стал менять и религиозную политику. Когда император осознал, какую опасность для России представляют мистические учения, он немедленно запретил масонство. Архимандрит Фотий и митрополит Санкт-Петербургский Серафим также сумели объяснить императору опасность Библейского общества. Во главе его был поставлен митрополит Серафим. А при императоре Николае I деятельность этого общества была прекращена.

Благодаря этим решениям православие стало возвращаться в качестве основы духовной жизни России. Поэтому неслучайно в народе считают, что Александр I не умер. Вместо него в 1825 году был похоронен другой человек, а сам император простым странником под именем Федора Кузьмича ушел в народ. Это предание, глубоко жившее в народе, ярко характеризуют императора последних лет его жизни как глубоко православного человека.

4. Религиозная деятельность императора Николая I. Решения политики Александра I последних лет его царствования были продолжены его братом – императором Николаем I.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...