Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В царствование императора Николая I Павловича высшего пика достигло понимание народом и самим государем великого духовного смысла существования Российской империи на земле



Современный исследователь М.Д. Филин совершенно справедливо отмечает, что сам император, конечно же, не был мыслителем на троне, и не дано ему было создать теорию грядущей «Христианской империи». Но его русская православная душа, наполненная готовностью к свершению духовного подвига, несомненно, интуитивно чувствовала этот великий духовный смысл бытия России. И потому духовная энергия императора пробудила к жизни, стимулировала труды многих русских мыслителей, которые и обосновали новую идеологию и соответственно новую русскую культуру.

Николай I сформировал государственную политику по отношению к Церкви, согласно которой Церковь становилась духовной основой жизни всего государства. Он рассматривал Церковь как важнейший механизм развития российского государства, его жизни и благополучия. Поэтому он уделял большое внимание ее развитию, ее материальному положению, строительству храмов. При нем было возрождено несколько десятков монастырей, в том числе Нилова-Сорская пустынь; Почаевский монастырь обрел статус лавры; был создан устав епархиальных управлений. Большую материальную помощь оказывал он Церкви, священству и монастырям. Так, последние получают возможность свободно приобретать землю и ей распоряжаться. И дважды в 1835 и 1838 годах по указам императора монастырям отводилось без всякой платы из казенных земель земельные и лесные участки размером от 50 до 150 десятин.

И эти заботы дали свои результаты. В это время монастыри становятся подлинными центрами духовной жизни. Начинается их расцвет, материальный и духовный.

Растет влияние Церкви внутри общества. Предметом постоянной заботы было духовное развитие общества и духовное образование, особенно его материальное положение.

Таким образом, благодаря религиозной политике императора Николая I и Православная Церковь получила мощный импульс своего развития.

Однако в религиозной политике императора Николая I были и свои недостатки. И вызваны они были тем, что император, столкнувшись с западным мистицизмом и масонством, не только запретил деятельность этих организаций, но и взял под жесткий государственный контроль и саму Православную Церковь, что внесло в жизнь Церкви дух казенщины и бюрократизма.

5. Эпоха Николая I и русская культура. На время царствования Николая I приходится золотой век русской культуры, представленный гениальными творениями во многих ее областях. И уместно сказать о том, что лично императору во многом обязаны признанием и помощью А.С. Пушкин, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь, К.П. Брюллов, А.А. Иванов.

При Николае Iвозрастает влияние православия на культуру. В силу этого многие великие деятели культуры становятся подлинно православными людьми. Важно и то, что многие шедевры великой русской культуры были созданы людьми верующими, органично связанными с православием или идущими к нему.

Эпоха Николая I стала временем глубокого осмысления истории и современного состояния России, поиска путей ее развития и места в мире. В этот период работают мыслители, которые пытаются понять страну, ее место в мире и роль православия в жизни страны и народа – А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, С.А. Аксаков и др.

Подумай: в чем выразились коренные перемены государственной религиозной политики российских императоров в отношении Русской Православной Церкви во времена правления императоров Павла I, Александра I и Николая I?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 639 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...