Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Российской интеллигенции



1. Место интеллигенции в жизни России в XIX веке. В XIX веке в жизнь страны все активнее стали входить новые силы. Среди этих сил важнейшей общественной силой стала интеллигенция или, как говорили тогда, «образованное общество». Это было особое, хотя и не столь явно определенное сословие: дворянство, купечество, крестьянство, духовенство.

В сословие входили люди, имеющие высокое образование и занятые в разных сферах умственного труда: науке и искусстве, образовании и медицине, сфере управления, живущее исключительно за счет умственного труда.

Значение интеллигенции с каждым годом все более возрастало, так как расширялось пространство деятельности, связанное с умственным трудом. А определяющее значение интеллигенции в жизни России в этот период объясняется тем, что помимо своих профессиональных задач, она стала решать мировоззренческие и идеологические задачи общества.

2. Раскол русской интеллигенции. Расхождения внутри интеллигенции стали замечаться уже в XVIII веке., во второй его половине. В это время в среде русского образованного общества происходило увлечение различными неправославными духовными движениями: атеизмом, масонством. В то же время честь образованных людей строго держалась традиционных духовных и культурных ценностей.

И, пожалуй, первой, кто почувствовал реальную угрозу благополучию страны со стороны новых умственных течений, стала императрица Екатерина II. Увидев, к каким ужасным результатам привело вольнодумство во Франции, она поняла, что это же неизбежно ждет и Россию. Всем известны ее слова: «Нам надо оставить наши многомудрые книги и засесть за букварь». Поэтому она начала самую беспощадную войну с атеизмом и масонством. Так, она отправила в тюрьму наиболее видных представителей атеизма – А.Н. Радищева (1749–1802) и масонства – Н.И. Новикова (1744–1818).

Однако в правление Александра I, в эпоху либеральных реформ, эти направления, и особенно масонство, обрели такую силу, что казалось, само православие будет запрещено в России.

Охранительная политика Николая I смогла прекратить деятельность многих вольнодумцев, но не вольнодумства. Уже в первой половине XIX века в России обозначился новый социальный разлом, который в начале XX века стал роковым для всей страны и всего народа. И возник этот разлом внутри интеллигенции. И фактически при Николае I русская интеллигенция раскололась на три больших направления: либеральное, атеистическое и православное.

И хотя русские интеллигенты этого времени лично хорошо знали друг друга, воспитывались на одних и тех же трудах и дружили, но постепенно они все более стали расходится между собой. При этом одна часть русской интеллигенции стала уходить в либерализм, другая – в атеизм, а еще одна часть, начиная с И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, пришла к пониманию жизненной важности и значимости православия для жизни общества и каждого человека.

3. Либеральное направление общественной мысли. Оно восходит ко временам императрицы Елизаветы, когда широко увлекались французской культурой, что получило название галломании. При Екатерине это увлечение обрело массовый характер, и даже характер национального бедствия. Сама Екатерина II, воспитанная на французской философии и литературе, много раз говорила и писала о ненормальности этого явления. В конце жизни она вынуждена была бороться с масонством.

Однако при Александре Iих деятельность получила не только свободу, но и государственную поддержку, а сами масоны вольно жили в Санкт-Петербурге,много масонов было в армии, они служили в государственных учреждениях. Первым серьезным общественным движением, сделавшим вызов российскому государству, стало восстание декабристов. Часть русских офицеров, увлеченных масонством, подняла восстание, которое, в случае его успеха, могло бы привести к катастрофе в стране. Удивительно, но в ссылке все декабристы стали православными, глубоко верующими людьми.

Многие либералы искренне любили Россию, желали блага своей стране. Однако среди либералов было и немало людей, ненавидящих свою Отчизну. Профессор Московского университета Печерин прямо писал: «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженья». Его ненависть к Родине была столь велика, что он уехал из России, перешел в католичество и стал монахом католического монастыря.

В 30-е годы XIX века либеральные настроения в образованном обществе возросли. Представителей либерального направления характеризовало негативное отношение к социальному устроению России, православию, ее традициям, преклонение и увлечение Западом, оккультными учениями.

Либералы создали свою идеологию для России. Согласно их представлениям оптимальное развитие страны заключалось в том, чтобы перейти на пути западной цивилизации, перестроить развитие страны на основе западной культуры.

Наиболее ярким представителем либерального мировоззрения стал П.Я. Чаадаев. Блестяще образованный человек, в своих «Философических письмах» он сформулировал настоящее кредо либерализма, состоящее в том, чтобы коренным образом реформировать Россию на западный манер, а православие заменить католичеством.

В дальнейшем влияние этого мировоззрения многократно возросло, и поэтому с каждым годом оно играло все более значимую роль в жизни России.

4. Атеистическое направление общественной мысли. Уже начиная с трудов А.Н. Радищева атеизм входит в общественное сознание России.

Еще более сильное звучание идеи атеизма получили в публикациях В.Г. Белинского (1811–1848). Человек, отличавшийся любовью к стране, но очень резкий и бескомпромиссный и совершенно не знавший православия, он полагал, что все несчастья страны и народа идут от самодержавия и православия. Поэтому Белинский беспощадно критиковал самодержавие и православие. В своем последнем письме к Н.В. Гоголю – одному из самых образованных людей России, он писал: «Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то, между тем как православное духовенство никогда ничем и нигде не было, кроме как слугою и рабом светской власти».

Во второй половине XIX в. антирелигиозные идеи получили еще более широкое распространение. Значительную роль в развитии атеизма сыграли Н.Г. Чернышевский, а затем Г.В. Плеханов и другие, трудами которых были увлечены многие интеллигенты.

В работах Н.Г. Чернышевского (1828 –1889) содержится резкая критика религии. Сын ростовского священника, он в университете стал атеистом. В своих трудах Чернышевский призывал к борьбе с верой и религиозным мировоззрением, поскольку они, якобы, не совместимы с научным мировоззрением. Спасение народа же он видел в революции, которая уничтожит самодержавный строй и религию.

Г.В. Плеханов (1856–1918) – один из самых образованных русских людей XIX в. Он стал марксистом, выступил сторонником революции в России и многое сделал для ее подготовки. Известен своими атеистическими публикациями.

Представители этого направления, связывая все беды и проблемы России и народа с монархией и православием, прямо требовали их уничтожения и замены монархической власти диктатурой, выступающей от имени народа, уничтожения православия и замены православного сознания атеистическим мировоззрением. Им казалось, что в результате таких перемен можно будет создать новый социальный строй, который принесет подлинное счастье народу.

5. Православное направление общественной мысли. Глубокие поиски, которые шли в русском общественном сознании, привели к тому, что наиболее талантливая часть русской интеллигенции пришла к православию. Именно это направление стало не только наиболее значимым и самобытным явлением русской социальной мысли и своего рода пророческим, поскольку именно представители этого направления наиболее правильно спрогнозировали дальнейшие сценарии развития России.

Иван Васильевич Киреевский (1800–1854). Как и многие другие образованные люди того времени, он был человеком далеким от православия. К православию он пришел благодаря своей жене. Глубоко верующая девушка, воспитанная на трудах Святых Отцов, она сумела показать существенные недостатки его мировоззрения. Благодаря ее урокам он понял коренную недостаточность и, если угодно, безжизненность немецкой философии, являющейся в то время самым высоким достижением мировой философской мысли.

Однако, уяснив недостатки тогдашней философии, он выступил не просто с позиций ее голого отрицания. Общаясь с немецкими философами, в том числе и со знаменитым философом Ф. Шеллингом, доказывая принципиальную недостаточность рационализма, он говорил о необходимости обращения философии к христианству, как мировоззрению, которое дает более глубокие ответы на вопросы жизни, которые решает философия.

Его труд «О характере просвещения Европы, его отношении к просвещению России» выявил принципиальные отличия в устроении России и Запада. В работе были показаны разные траектории развития России и Запада и, соответственно, их просвещения.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – один из самых выдающихся мыслителей России, чьи взгляды только в наше время получили достойное признание. Необыкновенно одаренный человек – в 17 лет он закончил Московский университет; энциклопедически образованный человек – он блестяще знал философию и науки, владел многими языками; удивительно одаренный человек – он был военным, ученым, поэтом, художником; он стал основоположником во многих сферах, даже в изучении древнеиндийского языка – санскрита, а будучи талантливым ученым и поэтом, он возглавил «Общество русской словесности» и выступил решительным сторонником православия.

А.С. Хомяков был тем человеком, который всегда был православным. Он одним из первых понял глубину, истину и истинность православия.

Алексей Степанович стал автором многих трудов по православию.

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) – один из основоположников славянофильства. К.С. Аксаков также доказывал принципиальную недостаточность немецкой философии, ее неспособность ответить на главнее вопросы жизни. Как и другие мыслители-славянофилы, он отстаивал необходимость самобытного развития России.

Представителей славянофильства часто упрекали в том, что они не знали западную культуру и отрицали ее. На самом же деле они хорошо знали Запад, часто бывали в европейских странах.

Они выступили критиками не просто либерализма и атеизма, но самой идеологии Просвещения, которой были увлечены их друзья.

В трудах этих мыслителей показана глубокая несостоятельность идеологии Просвещения, ее опасность для философии и для самого западного общества. Можно смело сказать, что они первыми указали Западу его ошибки и те опасности, которые эти ошибки представляли для Западной Европы, и прежде всего все более усиливающийся отказ от христианства.

Обращаясь к Англии А.С. Хомяков писал:

«О, грустно, грустно мне! Ложится тьма густая

На дальнем Западе – стране святых чудес:

Светила прежние бледнеют, догорая,

И звезды лучшие срываются с небес.

А как прекрасен был тот Запад величавый!

Как долго целый мир, колена преклонив,

И чудно озарен его высокой славой,

Пред ним безмолвствовал, смирен и молчалив!...

Но горе! век прошел, и мертвенным покровом

Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок...

Противопоставляя этой культуре православную, они доказывали, что русский народ сохранил истинную веру и, соответственно, более значимую культуру, которая дает возможность более оптимального решения проблем человечества. И поэтому они стремились, по крайней мере для России, показать те истинные духовные и нравственные богатства, которые несло в себе православие.

Подумай: в чем принципиально расходились взгляды деятелей либерального, атеистического и православного направлений теоретической мысли России?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 771 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...