Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие замечания о программе росписей базиликальной церкви



Принципы расположения повествовательных циклов в нефе различны для византийской и европейской базилик. Кратко говоря, в трансепте византийской базилики[365] располагался христологический цикл, включающий Страсти Христовы. Причем довольно часто в боковых сводах трансепта располагались «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа». В нефе христологический цикл мог иметь продолжение, причем чудеса выделялись в отдельную группу.

В латинской традиции Ветхий и Новый Заветы могли изображаться в два яруса в нефе. Идея противопоставления двух Заветов, когда циклы композиций располагаются на разных стенах, идет от раннехристианских памятников и развивается в бенедиктинских храмах. Среди таких храмов можно назвать Сан Анжело ин Формис, собор в Монреале (Сицилия), Сан Джованни а Порта Латина, Санта Чечиллия ин Трастевере (где работал Пьетро Каваллини) и др.

Прототипом декоративного убранства этих храмов во многом оказывается знаменитый раннехристианский памятник Рима – церковь Пьетро и Паоло Фуори ле Мура. О декоративном убранстве этого храма можно судить лишь по позднейшим копиям и росписям, в частности, по росписям церкви Санта Мария Антиква в Риме, выполнеными как подражание этому памятнику первых веков христианства.[366]

Другой принцип распределения циклов в нефе, характерный для романских базилик Европы, – это размещение ветхозаветного цикла над новозаветным. Данный принцип не связан с южно-итальянской традицией, описанной выше, но применяется как в храмах Северной Италии, так в базиликах стран Северной Европы (Германия). Житийные повествования могли быть помещены в боковых нефах, как в мозаиках Палатины и Монреаля, где в боковых нефах были изображены деяния Первоверховных апостолов.

Традиция членения многосюжетных циклов. Вопрос сочетаемости или противопоставления изображений внутри повествовательного цикла также может быть решен по-разному (хронологический или литургический принципы).

Примером использования обоих принципов построения повествовательного цикла могут послужить христологические композиции Монреаля. Здесь присутствует как историческая последовательность в изложении событий, так и членение евангельского повествования, основанное на логике богослужебных текстов, для которых характерна цикличность. В трансепте собора Монреаля христологические сюжеты также разбиты на отдельные циклы: Страсти – с северной стороны, Деяния Христа – с южной, Детство Спасителя в сочетании с Его родословием – в центре. Традиция помещать изображения предков Христа в арках центрального купола – византийская черта, связанная с идеей созидания Тела Христова в ходе Ветхозаветной истории. Этот тематический пласт находится на пересечении вертикальной вневременной оси «Боговоплощение – Евахаристия» и горизонтальной «исторической» оси Евангельского повествования, разворачивающегося на сводах и стенах. В Монреале данные изображения также занимают центральное положение и объединены со сценами детства Христа темой Боговоплощения.

Чудеса Спасителя в Монреале вынесены в неф, причем отдельно представлены те из них, которые были совершены в Галилее, и отдельно – чудеса, сотворенные в Иудее. В Евангельском повествовании особые надписи к некоторым композициям (в форме кратких заголовков) выделяют из общего хронологического ряда 15 сюжетов, которые соответствуют циклу Праздников годового богослужебного круга, сложившемуся в Византии в XII в., что также можно рассматривать как литургическую особенность, характерную для данных мозаик.[367] Членение Евангельского цикла, использованное в Монреале, во многом является общевизантийским. Правила объединения Евангельских сюжетов были позднее зафиксированы в греческом пособии для церковных живописцев, составленном иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом. Традиция объединения сюжетов всего Четвероевангелия в некую последовательность тематических блоков складывалась в восточно-христианском искусстве в течение длительного времени. Евангельская тематика в живописи может дополняться сюжетами св. Предания.

1) Протоевангельский цикл:

1а. Житие Иоакима и Анны;

1б. Детство Богородицы.

2) Детство Христа.

3) Деяния Христа:

3а. Чудеса;

3б. Исцеления (могли изображаться отдельно).

4) Притчи.

5) Страсти.

6) «Цветная Триодь».[x]

7) Деяния апостолов.

8) Апокалипсис;

8а. Страшный суд.

Данное членение цикла может быть использовано не только в базиликальном интерьере, но в любом церковном интерьере, как западно-христианской, так и восточно-христианской традиций (мозаики нартекса Кахрие Джами в Константинополе, XIV в.).

Членение Ветхозаветного повествования также имеет свою традицию, которая соответствует хронологии изложения событий в Библии и прослеживается даже в раннехристианских памятниках (Санта Мария Антиква). Некоторым сюжетным блокам в церковном изобразительном искусстве приписывается особое значение (далее они выделены из общего списка звездочкой). В случае необходимости сократить цикл они редуцируются реже, чем другие его части. Традиционно Ветхий Завет для раннесредневековой и романской традиций делится на следующие повествовательные блоки:

1) Шестоднев;

2) История грехопадения;*

3) Жизнь Прародителей на земле до истории Каина и Авеля включительно;*

4) История Ноя и его потомков до строительства Вавилонской башни;*

5) История Авраама* и патриархов до благословения Иакова;

6) История Иакова;

7) Иосифа;*

8) Моисея.

9) Сюжеты книг Царств (Давид, Соломон) и Пророческих книг.

10) Другие сюжеты.

Данное членение присутствует и в распределении сцен Ветхого Завета в нефе Палатинской капеллы (пункты 1-6),[368] и в других европейских памятниках, не обязательно итальянских (фрески в главном нефе романской базилики Сен Савен в Пуату, Франция; пп. 1-5, 7-8;[369] мозаики баптистерия Сан Джованни во Флоренции, XIII в.; пп. 1-4, 7).

Интересно, что те же правила сохраняются не только для романской базилики, но и для декоративных программ Возрождения в Италии. В частности, ветхозаветный цикл Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы по центральной оси реализует разделы традиционного членения 1–4 и охватывает историю Первого мира до Потопа. Дополнительный круг ветхозаветных сюжетов, посвященный Второму миру после Ноя, расположен по периметру плафона в виде образов пророков и сивилл, предвозвещавших пришествие Мессии, и четырех угловых композиций, символика которых связана с Распятием Спасителя (Медный Змий) и Его Воскресением или победой над смертью (Победа Давида над Голиафом, Победа Юдифи над Олоферном). Страшный суд на алтарной стене является символической параллелью Всемирному Потопу, поскольку он завершает историю Второго мира, как Потоп завершал историю Первого. Тема воскресения мертвых на Страшном суде особенно выделяется художником. Можно даже сказать, что идея творения, созидания жизни, победы над смертью и адом является важным мотивом цикла Микеланджело.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...