Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Владимиро-Суздальская духовная школа домонгольской Руси отличается также глубокой молитвенной сосредоточенностью, выраженной мягкими очертаниями фигур и ликов, предельной сдержанностью движений. Некоторые образы Владимиро-Суздальских росписей предвосхищают будущую молитвенную мягкость и спокойную торжественность фресок Московской школы круга преподобного Андрея Рублева и Дионисия. Наиболее полно эта духовная ветвь русской культуры раскрывается во фреске «Страшный Суд» великокняжеского собора святого Димитрия Солунского во Владимире (1194—1197).
Сохранившиеся фрагменты росписей Успенского собора во Владимире (XII в.) и собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале (1233) свидетельствуют о едином духовном откровении, важнейшей основой которого стало углубленное молитвенное созерцание.
Новгородские фрески XIII в. (церковь Николы на Липне, роспись 1249 г.), сохраняя византийскую традицию, значительно развивают и местную. Вершиной церковных росписей XIV в. в Новгороде являются фрески Успенской церкви на Волотовом поле, написанные новгородским мастером в 1363 г., и церкви Спаса Преображения на Ильине улице, созданные Феофаном Греком в 1378 г. Новгородские фрески XIV в, представляют собой органическую часть единого общеправославного церковного искусства, переживавшего в это время расцвет как у греков, так и у южных славян и русских.
В XV в. светоносность новгородских фресок достигает высочайшего напряжения: образы святых, ангелов и Господа Феофан Грек прописывает пробелами, подобными сверкающим молниям, мастера Волотовских росписей заставляют вспыхивать светом даже пейзажи, символизируя озарение природы при свершении священных событий, а иконописец храма святого Феодора Стратилата интерпретирует фигуры как вспышки Вышнего Света.
Чисто национальный созерцательно-углубленный и лишенный экспрессивности греко-балканских фресок стиль фресковых росписей создан был в XV в. в Москве, ставшей сначала церковным, а затем и политическим центром Древней Руси. Классический образец этого стиля — искусство преподобного Андрея Рублева, представленное в росписях Успенского кафедрального собора во Владимире (1408). Созданные около 1500 г. Дионисием вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, великолепно сохранившиеся, свидетельствуют о высоком совершенстве формы и глубоком религиозном содержании искусства фрески этого времени. Одна из основных тем росписи – Акафист Богоматери, прославление Царицы Небесной и праздника Рождества Её, «возвестившего радость всей Вселенной».
Дальнейшая судьба искусства древних росписей аналогична судьбе иконописания: церковная роспись нашего времени в лучших своих образцах продолжает высокие традиции древности.
Широко распространены и глубоко почитаемы в Русской Церкви иконы Божией Матери с клеймами, рассказывающими о чудесных явлениях Владычицы и Ее икон, об истории связанных с ними русских городов и обителей.
Одна из самых известных и всеми почитаемых икон - икона «Владимирская Богоматерь».
Глаза Матери полны «радости святой печали». Свершится то, что должно свершиться. Грядущее неотвратимо. Дитя вырастет и примет мученический венец – пострадает за людей. Мать это знает.
В испытующем взоре есть и какая-то смутная тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила.
Игорь Грабарь, русский художник, искусствовед, изучавший икону, так определил своё отношение к этому произведению: «Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства – нежной, беззаветной, трогательной любви Матери к Своему Ребёнку!».
Игорь Грабарь пишет, что не знает произведения ни в эпоху Возрождения, ни в более близкие нам времена равной силы, равного вдохновения и равного очарования.
В иконе выражено то, что близко людям всех времен и народов. Сын, сидящий на правой руке, прижался округлым личиком к материнской щеке, и Его детские глаза устремлены к Марии. Тонкие уста Матери сомкнуты, но в уголках губ мы ощущаем горечь. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Мария придерживает левой рукой Младенца, словно пытаясь робко защитить Его от уготованной Ему судьбы.
Ученые-реставраторы установили, что «Владимирская Богоматерь» была записана четыре раза. От константинопольского оригинала сохранилось немногое: «К древнейшей живописи XII века относятся лица Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, часть охряного с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона...».[11]
Таким образом, немногое дошло до нас в первозданном виде. Но над поновлением этой иконы всегда трудились лишь первоклассные мастера.
Можно поручиться, что если вы хоть раз внимательно вглядитесь в это древнейшее произведение искусства, то вы его никогда не забудете, станете стремиться повидать его вновь и вновь..
История «Владимирской Богоматери» не менее удивительна, чем ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей. Если бы она могла так же говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, и трагических, и печальных, и торжественных... Сколько жизненных драм прошло перед Ее очами, сколько слез было пролито перед Нею... Сколько раз в прежние века глядевшим в Ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: «...будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира...».
Что нам известно об истории знаменитой иконы?
В рукописной «Степенной книге царского родословия», содержащей летописные известия, расположенные по генеалогии русских великих князей и царей, сказано следующее: «Повесть на сретенье (т. е. встречу) чудотворного образа Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии, его же написал богогласный евангелист Лука, самовидно зря на истинную Богородицу, при животе Ея...».
Евангелиста Луку считают автором иконы «Владимирская Богоматерь». В основу предания был положен апокриф, гласивший, что евангелист Лука славился своим высоким образованием, был не только книжником и врачевателем, но и искуснейшим художником. В Западной Европе, да и у нас, есть несколько первоклассных станковых произведений, приписываемых Луке. Русские изографы считали Луку своим защитником и покровителем, любили его рисовать с кистью в руке.
Ученые до сих пор спорят, какова была первоначальная композиция иконы, дошедшей до нас лишь во фрагментах. Но теперь никто не отрицает, что она была написана в самом начале двенадцатого века, в Константинополе, неизвестным гениальным византийским мастером.
...Перенесёмся мысленно в Киев начала двенадцатого века. Город окружали малопроходимые леса да поросшие густыми высокими травами степи. Мощный оборонительный вал, построенный еще в одиннадцатом столетии, защищал стольный град от половцев и других воинственных кочевников. За городскую черту можно было попасть лишь пройдя ворота — Золотые, Львовские и Лядские. У этих ворот в одиннадцатом и двенадцатом веках происходили ожесточённые схватки с врагами, богатырские поединки на виду у людного города.
Прекрасен был древний Киев, раскинувшийся на горе и подоле, с его затейливыми теремами и златоверхими храмами, каменными и деревянными дворцами и неприступными башнями, с округлыми и продолговатыми бойницами, с многоязычными торгами и площадями, по которым расхаживали внуки и правнуки былинных богатырей. До татарского нашествия Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира. Когда Анна — дочь Ярослава Мудрого — была выдана замуж за французского короля, то Париж ей показался провинцией.
На стольный Киев всё время зарились кочевники. Это и не удивительно — в город стекались богатства Востока и Запада. На торгах рядом с хлебом, рыбой и мёдом, тканями, изделиями местных ремесленников продавали арабское серебро, византийские ткани, египетскую посуду, франкские мечи. Князья отлично понимали, что хранить богатства в самом Киеве небезопасно: тут и междоусобные схватки, и народные волнения, и внезапные набеги кочевников. Поэтому в стороне от города, в живописной местности над Днепром, была выстроена хорошо укреплённая княжеская резиденция — Вышгород. Там подолгу жили князья со своими семьями и дружинами, там хранились наиболее ценные сокровища.
В Вышгороде и была помещена икона, названная впоследствии «Владимирской Богоматерью».
Феодальные войны, как смерч, проносились над городами и весями Руси, перемежаясь с набегами кочевников и других вражеских племен. Борьба князей за «большой стол», т. е. за Киев.
Но Русь была велика, и наиболее дальновидные люди понимали, что свет не сошёлся клином на одних днепровских кручах. Свежие народные силы зрели в далёких лесах, в междуречье Оки и Клязьмы, в далеком от Киева Владимирском Залесье.
Следующая страница биографии иконы, привезённой из Византии, связана с Владимиром Залесским и с такой колоритной исторической личностью, как Андрей Боголюбский.
Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, не стал тратить всю энергию на бесконечную борьбу с родичами из-за Киева, который по праву старшинства принадлежал ему. Он вопреки воле отца предпочёл совсем малоизвестный Владимир на Клязьме, расположенный в далёкой Суздальской земле. Чтобы оценить значение поступка Андрея, вспомним, как дорожили в ту пору правом на главный стол в Русской земле. Один князь, рассказывает Никоновская летопись, не хотел даже под угрозой смерти или ослепления уходить из «Киева, потому что сильно полюбилось ему великое княжение Киевское, да и кто не полюбит Киевское княжение? Ведь здесь вся честь и слава, и величие, глава всем землям русским -Киев».
Кому приходилось бывать во Владимире, тот знает, как красив этот город, строительство которого так энергично начал решительный и непреклонный Андрей.
По весне холмы над Клязьмой покрываются белым вишнёвым цветом. Когда утром над рекой поднимается волокнистый туман, то огромный Успенский собор, расположенный на самом видном и высоком месте в городе, кажется плавающим в воздухе. Белокаменные стены, купола, кровля, переходы представляются вознесёнными над землей. Впечатление особенно усиливается, если смотреть на город с заклязьминской стороны, от некогда непроходимых муромских лесов.
Храбрыйи расчётливый Андрей не случайно избрал столицей Владимир и обнёс его крепостными стенами: местоположение города, весь окружающий ландшафт напоминали и жителям, и гостям Владимира о далёком Киеве. Холмы Владимира походили на зелёные киевские горки. Сами владимирцы старались во многом подражать киевлянам. Речки, впадающие в Клязьму, получили названия Лыбеди и Ирпени. Были поставлены, так же как и в Киеве, Золотые ворота. Полноводная Клязьма, дремучие леса, окружавшие город, холмы и валы (некоторые из них сохранились до наших дней) позволяли горожанам чувствовать себя до некоторой степени защищёнными от военных превратностей.
Год от года богател и украшался Владимир. Росли терема и храмы. В город вели ворота — Золотые, Серебряные, Медные, Волжские, Иринины. В посаде трудились гончары, оружейники, чеканщики по золоту, серебру и меди. Искусные резчики выводили узоры на белом камне, плотничьи артели возводили чертоги для знатных людей. Бойко шла продажа на торгах, куда приезжали гости из дальних городов и стран.
Но богатый, прославленный во всех концах света, воспетый в былинах Киев — родину отцов и дедов — затмить было нелегко. Чтобы усилить могущество и получить общерусское влияние, надо было добиться перевеса не только материального, но и политического. И здесь мы должны вернуться к византийской иконе, находившейся под Киевом, в Вышгороде. В одном из списков Новгородской летописи рассказывается: «И помолився князь Андрей той чудной иконе Матери Божией, и взя нощию святую ту икону без отче повеления, и поеха на Русскую землю со своею княгиней и со своим двором».
Андрей с помощью верных ему вышгородцев Лазаря, Нестора и Микулы перенёс икону Богоматери во Владимир. Это был смелый шаг, дерзкое похищение святыни.
В окружении Андрея Боголюбского были созданы сказания о том, как царьградская святыня переселилась во Владимир. Эти легенды, исполненные простоты и поэтической прелести, пришлись по вкусу читателям и слушателям.
В сказаниях говорилось, что в Вышгороде икона чудесным образом перемещалась с места на место. Напрасно ее старались удержать там, где она много лет стояла.
Каких чудес не происходило с иконой по дороге в Залесскую землю по этим сказаниям!
Сначала она спасла тонувшего в Вазузе повозника. Потом уберегла от смерти жену попа Микулы, когда на неё налетел взбесившийся конь; затем она исцелила от «огненной болезни» володимирца; облегчила роды жене князя Андрея; помогла отроку, что отравился заколдованным яйцом; вернула зрение слепой; утихомирила сердечную болезнь муромской женщине…
Икону везли летом на санях — таков был старинный обычай. В нескольких верстах от Владимира кони встали, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней — сани ни с места. Много раз меняли коней, но сани оставались недвижимыми. Тогда решили Андрей и его спутники, что икона желает остаться во владимирской земле. На месте чудесного происшествия был позднее заложен Боголюбов-град. Знаменательному событию была посвящена особая икона — «Боголюбская». Во Владимире же построили огромный Успенский собор — «Дом Богоматери»; отсюда и пошло наименование византийской иконы — «Владимирская».
Отправилась рать Андрея на волжских болгар и возвратилась с победой, богатой добычей, воинскими трофеями. Икону брали в поход, и после воинского успеха владимирцы-ратники дружно поклонились святыне — «хвалы и песни воздали ей».
Летописец, рассказывая о возведении Золотых ворот, упомянул Небесную Заступницу: из створ Золотых ворот вырвались массивные полотнища, но, к счастью, никто не пострадал.
Росли богатства и слава Андрея, ещё быстрее росли зависть и ненависть его врагов. А завидовать было чему. Каменный дворцовый ансамбль, сооружённый Андреем в Боголюбове, превосходил своим великолепием, пожалуй, все, что до этого видела Русь. Древнерусский писатель поп Микула, описывая красоту дворцового храма, говорит, что не только вся утварь была драгоценной, но даже полы, двери и порталы были окованы золотом. Когда к Андрею приезжали знатные гости из Киева, Византии, Скандинавии, то он приказывал провести их на соборные хоры, чтобы они могли любоваться пышной красотой построек, легко и свободно вписавшихся в приклязьменский пейзаж.
Долгое время восторженные воспоминания о красоте Боголюбовской резиденции казались летописным преувеличением. Но вот уже в наши дни лопата археолога коснулась земли, по которой ступал гордый князь Андрей и его искусные зодчие. Археологические экспедиции выяснили, что всё, о чём красноречиво писал Микула,— правда. Из земли вынули каменные резные маски, каменные головы зверей, нашли основания круглых столбов, порталы со следами гвоздей, некогда окованные тонкими блестящими листами позолочённой меди.
Слава и богатства не помогли Андрею уберечься от домашних врагов-заговорщиков. Когда убийцы тайно проникли в княжескую опочивальню, напрасно Андрей искал загодя похищенный врагами свой грозный меч, напрасно он грозил им божьим гневом. Тело убитого князя было выброшено «на огород — собакам», а соучастники убийства отослали себе домой награбленные в княжеских хоромах золото, жемчуг и ткани.
Византийская святыня стала переходить из рук в руки, ею поочередно владели местные князья, корыстолюбивые и злобные. Была она в руках Ярополка, потом попала к рязанскому правителю Глебу, затем её владельцем стал князь Михаил...
На Русь шли орды кочевников. Наступал самый мрачный период нашей истории — монголо-татарское иго.
Жертвами нашествия Батыя стали крупнейшие города — Рязань и Владимир, а затем и Киев. В былине о собаке-царе Калине мы находим отзвуки разгрома великих городов Руси Батыем:
Сбиралося с ним силы на сто вёрст,
Во все те четыре стороны.
Зачем мать сыра земля не погнётся,
Зачем не расступится?
А от пару было от кониного
А и месяц, солнце померкнуло,
Не видать луча света белого,
А от духа татарского
Не мощно крещёным нам живым быть.
Владимир и его жители были обречены. Клязьма и Лыбедь покраснели от людской крови. Большая часть горожан была вырезана. Не щадили даже детей. В плен брали лишь ремесленников, за которых на невольничьем рынке на чужбине давали огромные деньги.
На глазах истекавших кровью владимирцев произошло кощунственное святотатство. Кочевники, как драматично повествует летописец, «святую Богородицу разграбища, чудную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгим...»
Мы не знаем имени безвестного спасителя драгоценного произведения искусства. Видимо, кто-то из уцелевших владимирских жителей тайком унёс икону в непроходимые муромские леса. Где-нибудь в лесной землянке искали у нее утешение несчастные и загнанные люди, спасавшиеся от полона.
Горькое признание вырвалось из уст древнерусского писателя-проповедника Серапиона Владимирского: «Величество наше смирися, красота наша погыбе...».
Тринадцатый век на Руси — глухая, беспросветная ночь. На месте цветущих некогда городов — развалины и пепел.
Пахотные земли заросли лебедой. На медных образках, которые носили люди, безвестные мастера изображали Марию, печально прижимающую ребенка. Матери, конечно же, не переставали любить своих детей, хотя народ, как отмечают историки, «находился в состоянии мертвенного оцепенения».
Наверное, каждый современный москвич знает залитую электрическими огнями Сретенку, где бойко торгуют магазины, движутся автомашины, до глубокой ночи снуют пешеходы. И разумеется, мало кто обращает внимание на сравнительно небольшую церковку, что стоит поблизости от Бульварного кольца. А она имеет прямое отношение к участию Владимирской иконы в отечественной истории.
Шёл 1395 год. До Москвы доходит слух о том, что «покоритель вселенной» Тамерлан вторгся в русские пределы, захватил и разграбил Елец и движется со своими несметными полчищами к белокаменной столице. Представьте себе ужас населения, пережившего всего тринадцать лет назад разорительное нашествие Тохтамыша.
Москва начала готовиться к обороне. Правда, надежд на победу было мало. С Тамерланом шла тьма воинов, всю жизнь не расстававшихся с оружием.
Несмотря на военные приготовления, население Москвы находилось в панике.
Положение в самом деле было отчаянным. И тогда великий князь Василий, сын Дмитрия Донского, как об этом сообщает Н. М. Карамзин, «желая успокоить граждан любезной ему столицы... писал митрополиту, чтобы он послал за иконою Девы Марии». А сам князь собрал всех способных носить оружие и вышел навстречу дерзкому захватчику.
Икону «Владимирская Богоматерь» из города на Клязьме привезло посольство, посланное князем Василием Дмитриевичем и митрополитом Киприаном, в Москву. Все горожане и жители окрестных сёл, что не ушли в ратное ополчение, вышли встречать святыню.
Это было на Кучковом поле двадцать шестого августа 1395 года.
На следующий день стража Москвы рано утром увидела всадника, который мчался на взмыленной лошади по направлению к городским валам. Ударило било. Измученный гонец в льняной, пропахшей солёным потом рубахе взошел на видное место. Он снял шапку, поклонился на четыре стороны и объявил: «Радуйтесь, добрые люди. Нечестивый Тамерлан и его поганое воинство, не приняв сражения, обратились вспять. Ночью татары оставили Елец и бегут прочь от Русской земли».
Тысячи горожан устремились на Кучково поле, где днём и ночью шёл молебен перед Владимирской иконой. Уже пелась сочиненная по такому необычайному поводу стихира «Умилительная».
Когда победное войско, не потеряв ни единого человека, отогнало полчища Тамерлана и вошло в ликующую Москву, жители встречали его шумно и радостно.
Событие было столь знаменательным и редким, что в его честь ровно через год на Кучковом поле в Москве возникла Сретенская церковь.
Древнерусские писатели не могли не задуматься над тем, что же заставило грозного Тамерлана, не знавшего поражений, обратиться вспять. Была, в частности, сочинена широко бытовавшая в списках безымянная «Повесть о Темир-Аксаке». Сначала в ней рассказывалось, как Тамерлан покарал своего строптивого вассала Тохтамыша, сообщалось о походах Железного Хромца в далёкие южные страны, где после его пребывания даже трава не росла, а на месте цветущих городов и селений появлялись дикие пустыни. Вторая часть ее была посвящена описанию того, как из Владимира в Москву несли чудотворную икону, как в белокаменной её встречал народ. Далее было написано, что Тамерлану ночью пригрезился сон. Тамерлан ясно узрел идущих на него святителей «с золотыми жезлами» и «жену некую, в багряные ризы одешу». Тогда Тимур «ужасно вскочи, яко от тресновен бысть», и, собрав своих сподвижников, сообщил о том, что видел, и услышал от них следующее: «...на русских движемся все и без успеха метемся». Устрашенное небесным знамением, войско в ужасе обратилось вспять.
Н. М. Карамзин так повествовал о Тамерлане и его армии: «Сокровища, найденные ими в Ельце и некоторых городах рязанских, не удовлетворили их корыстолюбие и не могли наградить за труды похода в земле северной, большей частью лесистой, скудной паствою, и в особенности теми изящными произведениями человеческого ремесла, коих цену сведали татары в странах Азии».
Конечно, Карамзин, как и его современники, имел весьма смутные представления о наших древних сокровищах.
Но надо помнить и другое. Тамерлан только что разгромил в кровопролитной схватке своего недавнего вассала Тохтамыша. Потери были огромными. «Завоеватель вселенной», как его именовали приближённые льстецы, не мог не помнить о судьбе полчищ Мамая, о Куликовом поле, где его недавний предшественник потерпел жестокое поражение. Историки также пишут о том, что Тамерлан вторгся в русские пределы по инерции, преследуя убегавшего Тохтамыша, и в планы Железного Хромца не входила война с Москвой и новые кровопролитные схватки.
Знаменитая икона была помещена в соборе Московского Кремля, но Владимир властно заявил свои права на византийскую святыню. Город на Клязьме считал себя единственным и законным владельцем иконы.
Чтобы Владимир не помнил зла и не таил обиды на Москву, великий князь объявил, что во Владимир будет послан для украшения Успенского храма именитый изограф Андрей Рублев и его содруг Даниил Черный.
Вот как описывает эти события И. Э. Грабарь:
«Ввиду настойчивых ходатайств владимирцев о возвращении иконы, московский князь, желая их хоть чем-нибудь утешить, посылает во Владимир в 1408 году Даниила-иконника и Андрея Рублева для украшения Успенского собора, поновления его обветшавшей росписи и написания новых икон». В это именно время во владимирском соборе появляется копия с задержанной в Москве иконы, присланная московским князем и долженствовавшая заменить владимирцам потерянный оригинал.
Копией, в этом смысле слова, как мы его понимаем теперь, этой иконы назвать нельзя, но в то время не только русский иконник, но и итальянский мастер копировали настолько свободно, что эти копии являлись в лучшем случае лишь вольным пересказом оригинала. Это очень хорошо иллюстрируется одним эпизодом легенды об иконе «Владимирская Богоматерь». «Князю Василию Дмитриевичу наскучили вечные ходатайства и паломничества владимирцев. Когда одна из таких депутаций стала угрожать князю открытым восстанием, он велел заковать назойливых ходатаев в железо, а во Владимир послал отряд для подавления недовольных силою. На другой день после этой расправы пономарь кремлёвского Успенского собора, открыв храм, увидел в нём вместо одной иконы «Владимирская Богоматерь» две совершенно сходные, и не было возможности отличить, какая из них подлинно владимирская. Когда об этом было доложено князю и он лично убедился в тождестве двух икон, он тотчас велел освободить заключённых и предложил им выбрать любую. Выбранная была увезена во Владимир, после чего ропот там прекратился»[12].
Она оказалась подлинником.
Византийско-русской иконе было суждено еще один раз посмотреть в глаза кочевникам грабителям.
Московский летописный свод повествует, как нижегородский боярин Семен Карамышев по наущению своего князя Данило Борисовича навёл полчища Талыча на Владимир в 1410 году. «Окаянные», как называли тогда кочевников-грабителей, сначала укрылись в заклязьминском лесу, а в полдень, увидав, что у городской ограды никого нет, сначала захватили стадо, а затем бросились сечь и грабить людей. Драма разыгралась возле Успенского собора, куда успела укрыться часть людей. Ключарь Патрикей спрятал горожан и драгоценные сосуды на верху церкви, а затем, убрав лестницы, стал «пред образом Пречистые плачася». Татары ворвались в собор и учинили Патрикею жестокие пытки. Летописец говорит о мужестве и стойкости Патрикея: «Он же никако не сказа того, но многие муки претерпе: на сковороде пекоша и за ногти щепы биша и ноги порезав, ужа вздергав, на хвосте у конь волочища, и тако в том муце скончашеся».
Грабители ободрали драгоценный оклад с иконы «Владимирская Богоматерь». Неизвестные люди тайно передали её митрополиту московскому Фотию, находившемуся во время татарского набега во Владимире. Захватчики гнались за Фотием и его спутниками, но он, по старому обычаю, укрылся в лесах.
Шли годы. Москва собирала силы, становясь общерусским центром. В 1480 году «Владимирская» окончательно «переселилась» в Москву, в Успенский собор, только что выстроенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по образцу прославленного владимирского храма.
С тех пор знаменитая икона несколько столетий не покидала Москву.
Перед нею стоял на коленях Иван Грозный. Каясь в грехах, царь-деспот проливал слезы и обдумывал новые казни. Надеясь откупиться от адских мучений, Иван приказал изготовить новый оклад для иконы и даже сочинил стихиру в её честь. Драгоценный оклад по праву считается чудом работы московских мастеров.
В пору Великой Отечественной войны вместе с другими сокровищами Третьяковской галереи икона была отправлена из Москвы в Новосибирск. Так далеко на Восток икона путешествовала впервые.
После сорок пятого года икона хранилась в Третьяковской галерее, в Москве. Сегодня для неё построена отдельная часовня рядом с Галереей, чтобы можно было не только посмотреть на чудотворную икону, но и преклонить перед ней молитвенно колени, зажечь свечу.
Ныне, как и века назад, перед великим творением останавливаются люди и пристально глядят в проникновенные глаза Той, что столько вместила в Своём скорбном и проницательном взоре. Перед глазами, точнее, как говорили в старину, перед нашими духовными очами возникают огни и пепелища, сечи, звон мечей которых донёсся до нас; мы можем даже почувствовать, ощутить, осязать дым и гарь далёких пожарищ.
Любуясь невыразимо-прекрасным ликом, созданным гениальным творцом, припоминая бесчисленные события — трагические и возвышенные — истории, вспомним сказанное поэтом: «Образ твой, над Русью вознесённый, в тьме веков указывал нам след».
Рассказ об иконе Богоматери «Иверская» («Вратарница»).
20 октября 1995 года на аэродроме Шереметьево собрались члены правительства Москвы и России, священники и множество народу. Когда приземлился самолет, которого все ожидали, к нему подали трап, крытый красным ковром, и к трапу торжественно двинулась процессия: патриарх в золотых ризах, священники, монахи. Кто это, такой важный, прибыл в Москву? Кого они встречали? Дверь самолета распахнулась, и народу показалась... не кинозвезда, не певец, которому поклоняются толпы молодежи, нет, это был даже не человек, это была...икона!
По заказу Патриарха Московского и Всея Руси ее прислал настоятель Иверского монастыря с горы Афон в Греции. Монах-иконописец сделал копию той знаменитой иконы Божией Матери, которая почти тысячу лет тому назад сама пришла к монастырю по волнам моря! Вот как это было.
Однажды монахи Иверского монастыря глубокой ночью расходились из храма после ночной молитвы и вдруг увидели, что в море светится огненный столп, похожий на переливающийся столб солнца, который можно видеть в комнате или в густом лесу в погожий летний день. В темной ночи от темного неба в темную воду падал, как золотая стрела, свет, и удивленные монахи начали усердно молиться, глядя на него.
Так продолжалось несколько дней и ночей подряд. Из всех афонских монастырей сошлись монахи на берегу и молились. Столп света продвинулся ближе, и они увидели, что свет стоит над иконой Божией Матери. Она не лежала на волнах, а стояла прямо, словно ее поддерживал кто-то невидимый.
К иконе потянулись руки, но она отодвинулась от берега. Люди вошли в воду сначала по колено, потом — по пояс, потом — по грудь, но не смогли коснуться иконы. Тогда все монахи собрались в храм и молились со слезами, просили Бога позволить им взять святыню.
В Иверском монастыре жил старец грузин Георгий. Он был такой добрый, чистый человек, так любил Бога и людей, что лицо его светилось, словно он уже не человек, а ангел.
Ему во сне явилась в дивном небесном сиянии Богоматерь, и он услышал Ее голос: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь, потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители». Проснувшись, старец рассказал свой сон настоятелю и братии.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!