Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Представители философской и педагогической мысли



Н. Гусовский (ок. 1470 — после 1533 гг.), Ф. Скорина (ок. 1490 — ок. 1551 гг.), С. Будный (ок. 1530—1593 гг.), В. Тяпинский (ок. 1540 – ок. 1603 гг.,Симеон Полоцкий (1629—1711 гг.), К. Лыщинский(1634 – 1689 гг.), Г. Канисский (1717—1795 гг.), К. Нарбут (1738—1807 гг.) и др.

Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.) родился в г. Полоцке в семье купца. Начальное образование получил в г. Полоцке. Учился в Краковском университете на философском факультете (бакалавр философии). В 1507—1511 гг. работал и продолжал учиться в Западной Европе. В 1512 г. получил степень доктора медицины в Падуанском университете. В 1517 г. издал свою первую печатную книгу «Псалтырь» на белорусском языке. За два года (с 1517 по 1519 гг.) издал и прокомментировал 23 книги с Библии. В 1521г. создает в Вильно издательство, издаёт «Малую подорожную книжицу» (около 1522г.), «Апостол» (1525 г). Около 1535 г. выезжает в Прагу, работает королевским ботаником.

В предисловиях, послесловиях к издаваемым книгам Ф. Скорина учил: «народ паспаліты» любить свою родину «Понеже от приложения звери, ходящие в пустынех, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чуютиь виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,— тако и люди, игде зродилися и ускормлены сут по бозе, к тому месту великую ласку имеють». Цель человеческого существования Ф. Скорина видел в том, чтобы развивать свою духовность, воспитывать в себе нравственность. Основа всех добродетелей, считал просветитель, — человеколюбие, «любовь к ближнему». Идеалом человека великий гуманист считал личность мыслящую, интеллектуальную, целенаправленную.

Гуманист оставил свой моральный завет в следующих строчках, которые содержат мудрость человеческой жизни и взаимоотношений людей: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека».

Ф. Скорина во многом предопределил и наметил пути дальнейшего развития просвещения и книжной культуры восточных славян. Знакомство восточнославянских народов с книгами Ф. Скорины содействовало дальнейшему распространению его просветительских идей.

Педагогические взгляды и идеи Скорины, развиваясь и совершенствуясь в новых общественно-исторических условиях жизни белорусского народа, оказывали позитивное влияние на просвещение в позднейшую эпоху. Пропагандируемая издателем система образования путем изучения семи свободных наук была воспринята и реализовывалась в практической деятельности братских школ, которые возникали во многих городах Белоруссии в конце XVI— начале XVII веков. С именем Ф. Скорины у белорусского народа связано зарождение целого ряда отраслей наук, таких, как ботаника, медицина, изобразительное искусство.

Симеон Полоцкий (Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович) (1629—25.08.1680 г.) родился в Полоцке. Сначала учился в Полоцкой братской школе, затем продолжал образование в Киево-Могилянской академии и в Виленской иезуитской коллегии.

В 1656 г. принял монашество и стал преподавателем в полоцкой Богоявленской братской школе. В 1664 г. польские войска заняли Полоцк, и Симеон Полоцкий переезжает в Москву. В 1665 г он преподавал в Спасской школе латинскую грамматику, пиитику, риторику. Учил царских детей: царевича Алексея, затем Федора, царевну Софию. Произведения Симеона Полоцкого сыграли большую роль в воспитании Петра I.

Симеон Полоцкий придавал решающее значение воспитанию и начисто отрицал наличие в человеке врожденных пороков. Душу ребенка он уподоблял «скрижали ненаписанной», на которой «учитель что хочет написати, может». В этом отношении он был предшественником Джона Локка. Наиболее действенным средством воспитания он считал положительный пример, который могут дать родители и воспитатели: «Плод от древа си поблизу падает, чада от отца нравы получает».

Главное место в педагогических воззрениях Симеона Полоцкого занимает трудовое воспитание. Он считал, что трудиться должны все, без различия возраста, общественного и сословного положения, в том числе и цари. «Люботрудие», «трудолюбие», «трудник», «трудолюбец», «люботрудник» и другие подобные слова — самые частые в его творчестве. Он считал, что трудиться надо учить человека с детства, только тогда труд станет для него привычным делом. «Не возленися трудов положити, имат бо тебе польза многа быти. Аще ся видит досадно труждати, но сладко плоды трудов собирати».

Восхваляя «люботрудников», поэт и педагог остро обличал тунеядцев, которых, по его словам, следует изгонять из общества. Под трудом понимал он не только труд физический, но и умственную деятельность, чтение, учение, управление государством.

Книга, по мнению Симеона Полоцкого, приносит огромную пользу: развивает ум, расширяет образование. Она способна «душу сильно усладити», делает человека мудрым. Но настоящими мудрецами он считал тех, кто, обладая знаниями, щедро делится ими с окружающими и с большой пользой применяет их в повседневной жизни.

Особое внимание уделял Симеон Полоцкий обучению ребенка в раннем возрасте (с 7 лет). Он считал, что обучение в это время должно быть образным и наглядным. По достижении ребенком 14-летнего возраста необходимо переходить к изучению свободных наук, а ещё через 7 лет — к изучению «гражданских законов».

Главная задача воспитания, по мнению С. Полоцкого, лежит на родителях ребенка. Отец должен быть в доме солнцем, а мать — луной, и родители должны показывать пример в поведении. Родители не должны губить ребенка чрезмерным «ласканием», но допускать телесные наказания. Родители обязаны изолировать ребенка от «злого общества». С самых ранних лет детей следует учить рукоделию, прививать им любовь к труду.

Возрастная периодизация:

от рождения до 7-ми лет (период нравственного воспитания);

– от 7-ми до 14-ти лет (период практического обучения);

– от 14-ти до 21 года (период умственного развития и гражданского воспитания).

Требования к учителю:

мастерство обучения;

– организаторские способности;

– личная воспитанность.

Педагогические взгляды Симеона Полоцкого и его деятельность сыграли значительную роль в распространении просвещения в Беларуси.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...