Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Школа и просвещение в Беларуси во второй половине 19 века



1860-е годы стали временем перестройки системы образования в Беларуси, в том числе и начального (народного). Виленский генерал-губернатор М. Н. Муравьев, придерживаясь русификаторской политики правительства, считал, что народные школы должны открываться на местные средства, за счет закрытия средних учебных заведений и 10 % сбора с помещиков польского происхождения, виновных за участие в мятеже. Преподавание в них должно быть на русском языке.

В 1863 году «Западным комитетом» были утверждены «Временные пра­вила для народных школ в губерниях: Виленской, Ковенской, Минской, Могилевской и Витебской», в соответствии с ними были учреждены дирекции народных училищ для управления школьными делами. Все училища распределялись между инспекторами для постоянного за ними наблюдения.

Начиная с 70-х годов XIX века активно насаждаются церковно-приходские школы, усиливается борьба с «тайными» школами, создававшимися самим населением. В 1892 году правительством были изданы «Временные правила о взыскании за тайное обучение в северо-западных губерниях». В 1904 году эти «Правила» были подкреплены циркуляром министра внутренних дел, которым предусматривалось выявление тайных школ. О распространенности таких школ может свидетельствовать тот факт, что только в 1909 году в Слуцком уезде Минской губернии было закрыто 72 тайные школы.

Церковно-приходских школ и школ грамоты духовного ведомства в начале XX века в Беларуси было в два с половиной раза больше, чем школ министерских. Они были худшим типом начальных школ для народа и расценивались прогрессивной общественностью как фиктивные рассадники просвещения. Грамоте в них обучали буквослагательным методом, преподавали Закон Божий, церковное пение, церковно-славянскую грамоту, русский язык, письмо, начало арифметики, для девочек — рукоделие.

Существовали и другие типы начальных учебных заведений: городские училища по положению 1872 года, приходские училища по уставу 1828 года в городах и сельской местности, сельские училища по инструкции 1875 года (двухклассные и одноклассные), начальные народные училища по правилам 1863 года, иноверческие училища при церквах, еврейские училища по правилам 1844 года, казенные еврейские училища по положению 1873 года (одноклассные и двухклассные), талмудторы, хедеры.

Методы обучения в министерских народных школах предписывались «Инструкцией народным учителям Виленского учебного округа» (1863 г.) и циркуляром в дополнение к ней. Этими документами предусматривалось добиваться от учащихся понимания того, что они заучивают. Учитель обязан проверять понимание учениками материала путем вопросов, придерживаться «наводящего приема», заставлять самих учеников наблюдать, соображать, устанавливать сходство и различия. Обучение чтению предписывалось проводить звуковым методом.

Положение народного учителя в белорусских губерниях определялось правительственными инструкциями и циркулярами. Так, в 1871 году «Инструкцией народным учителям Виленского учебного округа» было установлено «к местному приходскому священнику и вообще к священнослужителям учителя должны относиться со всевозможным уважением как к духовным пастырям и наблюдателям за религиозным и нравственным направлением в училище». В последующие годы с учителей брались письменные «клятвенные обещания» во всем повиноваться начальству.

Несмотря на жесткую регламентацию, прогрессивно настроенные учителя не ограничивались обучением учащихся только грамоте, они организовали для детей и взрослых библиотеки, библиотеки-читальни, литературные чтения, показ «туманных картинок», празднование Рождества, Нового года и др.

Материальная база министерских народных школ в начале XX века даже официально признавалась неудовлетворительной: значительная часть школьных зданий не соответствовала ни педагогическим, ни санитарным требованиям.

Церковно-приходские школы пользовались большим вниманием правительства. «Положением» о них (1902 г.) устанавливалось, что церковно-приходские училища должны содержаться на пожертвования городов, благотворительных учреждений, а также приходскими попечительствами и братствами, частными лицами, на специальные средства Синода, на средства, отпускаемые из казны, из губернских земских сборов. Но это не делало их популярными среди населения. Нередко крестьяне отказывались посылать своих детей в церковно-приходские школы и требовали открытия школ министерских. Земские народные училища стали появляться в Беларуси только после 1911 года с появлением самих земств.

Идет сокращение средних учебных заведений. В 1859 году существовавшие средние учебные заведения были преобразованы в гимназии, прогимназии, пятиклассные и трехклассные уездные училища для дворян. В 1860 году в четырех белорусских губерниях было восемь гимназий (Гродненская, Минская, Слуцкая, Пинская, Новогрудская, Витебская, Могилевская, Мозырская), две прогимназии (Свислочская, Молодечненская), пять пятиклассных дворянских училищ, девять трехклассных. В дни национально-освободительного движения была закрыта Молодечненская прогимназия, Новогрудская гимназия, Свислочская прогимназия, трехклассное дворянское уездное училище в Дрогичине; дворянские училища в Бресте и Бобруйске превращены в прогимназии. В 1865 году закрыты все дворянские училища. Остались только гимназии и прогимназии (гимназии: Гродненская, Минская, Мозырская — классические; Могилевская, Витебская — полуклассические; Пинская стала реальной; Слуцкая до 1868 года оставалась в ведении реформаторского синода; прогимназии — в Бресте, Бобруйске, Гомеле; все они, за исключением Слуцкой гимназии, были преобразованы по общероссийскому уставу 1864 года). Особенность этого процесса состояла в том, что, как утверждал попечитель учебного округа, на Виленский учебный округ возлагались тогда надежды по возрождению русской народности в «забытом и ополяченном крае». Свое мнение о важности среднего образования он изложил в письме на имя министра народного просвещения в 1866 году. В нем говорилось, что русские мужские гимназии здесь необходимы в большем числе, чем во внутренних губерниях. Он утверждал, что Западный край примыкает к царству Польскому, Остзейским губерниям, немецким государствам, где много средних учебных заведений. Через народные училища, писал он, легко удержать воспитание масс в своих руках, но нельзя выпускать из рук воспитание и высших сословий.

Однако ведущим в правительственной образовательной политике в Беларуси в 60-е годы и последующие десятилетия было мнение генерал-губернатора М. Н. Муравьева, который считал, что «излишние гимназии в этом крае вредны, потому что они потворствуют шляхетству к выходу в чиновники и дворянство».

В этот период в средних учебных заведениях усиливается преподавание русского языка и словесности, вводятся внеклассные литературные чтения, должности преподавателей заменены «лицами русского про­исхождения» православного исповедания; преподавание Закона Божьего римско-католического исповедания осуществляется на русском языке, вводится обязательный экзамен по русскому языку для окончивших гимназию в «западных» губерниях при поступлении в университет. Последняя мера была принята министерством народного просвещения в связи с тем, что в гимназиях западных губерний «вследствие польской пропаганды и раздражения умов, воспитанники показывали большее презрение к занятиям русским языком».

Были рекомендованы и методы обучения русскому языку: вести преподавание практически, посредством бесед и чтения в классах произведений русских писателей. Попечитель учебного округа утверждал, что «наши поэты суть без сомнения лучшие пропагандисты русского языка».

Наряду с закрытием учебных заведений, изменением преподавательского состава изменяется и состав учащихся. Так, в 1862 году в гимназиях православных учеников было 659 человек, католиков — 2045, учащихся иудейского исповедания — 56, прочих — 97; в 1866 году православных — 830, католиков — 1039, иудеев — 88, прочих — 107.

Начиная с 1865 года содержание обучения в средних учебных заведениях Беларуси определяется общероссийскими учебными планами, циркулярами, инструкциями. Преподавание польского языка окончательно запрещено.

К концу 50-х годов XIX века в Беларуси насчитывается 6 классических гимназий, 1 реальная, 3 классические прогимназии, 3 духовные семинарии, Полоцкий кадетский корпус, открытый на месте пиарского коллегиума в 30-е годы по положению о губернских кадетских корпусах. Его основное назначение было четко обозначено на 50-летнем юбилее корпуса, когда один из его выпускников напомнил собравшимся, что корпус был учрежден «в Западном крае» для проведения идеи русского просвещения, русского патриотизма и русского дела.

Открыто это учебно-воспитательное учреждение было в 1835 году. В первый год в него было принято 54 подростка из дворянских семей. В 1865 году Полоцкий кадетский корпус был превращен в военную гимназию, которая просуществовала до 1882 года. После 1882 года корпусу было возвращено старое название. В первую мировую войну он был переведен в Сумы (Украина).

В конце 50-х годов XIX века было создано 19 полурусских женских пансионов для дочерей дворян и чиновников. Педагогическая общественность Виленского учебного округа стояла за развитие частных женских учебных заведений с преподаванием в них на польском языке. Учебная же администрация стояла за подчинение женских учебных заведений пра­вительству и установление там русского направления в обучении и воспитании. Эта политика стала активно реализовываться в связи с национально-освободительным движением в Беларуси в 1863 году. Распоряжением генерал-губернатора М. Н. Муравьева было установлено наблюдение за политической благонадежностью частных пансионов и их содержательниц. Одновременно открываются женские гимназии ведомства императрицы Марии (мариинские) в Гродно (1862 г.), в Могилеве (1863 г.), в Мин­ске (1865 г.), в Витебске (1866 г.). Срок обучения в них — 7 лет: 6 основных классов и 1 подготовительный. Предметы преподавания: Закон Божий, русский язык, словесность, французский и немецкий языки, история, гео­графия, естествоведение, арифметика, геометрия, основы педагогики, чистописание, рисование, пение, рукоделие, танцы.

В середине XIX века женских пансионов и школ с пособием от казны в Беларуси было 8 (в Минске — пансион и школа, в Витебске — пансион и школа, в Полоцке — пансион, в Могилеве — пансион, в Мозыре — школа, в Гомеле — школа). Частных женских пансионов и школ насчитывалось 15.

Некоторое развитие женское образование в Беларуси в середине XIX века получило за счет училищ духовного ведомства. Их открытие связано было со значительным увеличением количества служителей православной русской церкви. Первым училищем для «девиц духовно­го звания» в Беларуси было Паричское, открытое в 1860 году; в 1863 году открыты училища в Могилеве и Минске, в 1864 году — в Витебске. Назначение их состояло в том, чтобы «воспитывать девиц в правилах благочестия по учению православной веры и в русском народном духе». Начиная с 1867 года, в учебные планы этих училищ распоряжением святейшего синода было введено преподавание начал педагогики «не в строгой научной системе, а в форме кратких советов и наставлений». Нередко преподавание этого предмета поручалось священнослужителям.

Основными типами женских учебных заведений в белорусских губерниях во второй половине XIX века и начале XX были мариинские гимназии и епархиальные училища (духовного ведомства). Некоторое время все еще продолжали существовать частные женские училища, министерская прогимназия в Гомеле.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 5407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...