Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В Беларуси IX-XVIII . вв



В обозначенный период Беларусь находилась в составе разных государственно-политических образований, в соответствии с чем, выделяются следующие этапы в развитии просвещения и образования: период с IX по XIII вв.; эпоха Великого княжества Литовского; эпоха Речи Посполитой.

В IX—XIII вв. педагогика народов, проживающих на территории сегодняшней Беларуси, определялась взаимодействием двух культур: языческой и христианской. Огромное влияние на воспитание детей оказывала народная педагогика. Посредством сказок, песен, пословиц, поговорок у детей воспитывалось бережное отношение к природе, уважение к старшим, труду, родной земле.

Важным фактором в становлении письменной культуры, развитии образования стало появление крупных городов (Полоцк, Туров, Брест, Витебск, Новогрудок и другие) и создание государства. Потребность в образованных людях ощущал государственный аппарат, дипломатия, торговля. В больших городах школы открывались при княжеских дворах, церквях и монастырях. Распространению грамотности содействовали мастера грамоты. Большую роль в воспитании играли произведения религиозно-поучительного характера. Автором многих из них был Кирилла Туровский (1130 —1182 гг). Особого внимания заслуживает также деятельность Евфросинии Полоцкой (1110—1173 гг.). Она основала в Полоцке женский и мужской монастыри, цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских нравственных принципов существования человека.

Активно развивается просвещение в эпоху Великого княжества Литовского. В это время формируется белорусская народность. Большинство документов того времени изложены на старобелорусском языке. О широком распространении письменности свидетельствуют рукописные памятники («Пинская грамота», Оршанское рукописное Евангелие, «Хроника Быховца» и др.).

Огромное позитивное влияние на развитие просвещения в Беларуси оказало становление книгопечатания. Возникновение его связано с деятельностью выдающегося сына Беларуси Франциска Скорины (ок. 1490 — ок. 1541 гг). Дело просветителя было продолжено его последователями — С. Будным, В. Тяпинским и др.

В период Великого княжества Литовского в Беларуси получили развитие разные по своей идейной и религиозной направленности школы (православные, католические, протестантские школы, возникшие на закате эпохи ВКЛ).

Православные школы были представлены церковноприходскими и монастырскими (они открывались духовенством), частными школами при княжеских дворах (готовили для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей), школами домашнего обучения.

Католические школы возникли позже православных. Они открывались в XIV веке. Это были фундушевые (основывались за счет пожертвований); соборные, или кафедральные (открывались при костелах); парафиальные школы (школы начального обучения, дававшие элементарное образование); епархиальные школы (возникли в XVI в.).

После принятия Люблинской унии (1569 г.) Великое княжество Литовское становится частью Речи Посполитой и играет в новом государственном образовании зависимую роль. На развитие образования этого периода непосредственно влияли происходившие политические и религиозные события (религиозная уния, католическая экспансия, духовная монополия церкви).

Во второй половине XVI—XVII вв. на белорусских землях существовали разные по своей конфессиональной принадлежности школы: протестантские, православные, католические, униатские.

Протестантские школы возникали при протестантских общинах, которые стали появляться в Беларуси в начале XVI века. Отличительной особенностью протестантских школ являлось использование в обучении родного языка. На белорусских землях существовали протестантские школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские, арианские. Большинство белорусских протестантов были кальвинистами (Радивиллы, Сапеги, Хадкевичи и др.), соответственно, кальвинистских школ было больше, эти школы были начального и повышенного типа. Наиболее известными школами повышенного типа являлись Виленская и Слуцкая. Арианские школы были открыты в Ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и других городах. Они были двух видов: начальные школы и школы гимназийного типа, которые давали среднее образование. Учебный план арианских школ был очень насыщенным (латинский, греческий, древнееврейский языки, философия, риторика, право, история, этика, география, теория музыки, природоведение, математика, медицина, физика и др.). Эти школы давали образование, достаточное для поступления в университет.

Православные братские школы открывались при церковных православных братствах. Эти школы получили распространение в конце XVI — первой половине XVII вв. Известны Виленская, Могилевская, Брестская, Минская, Гродненская, Оршанская и другие братские школы. Школы руководствовались «Уставом братства» и «Уставом школы».

В братских школах в организации процесса обучения использовались элементы классно-урочной системы. Дисциплина была строгой, пропуск занятий без уважительных причин не допускался. Преподавание велось на церковнославянском и белорусском языках. Плата за обучение не взималась. Учащиеся изучали такие предметы, как диалектика, риторика, астрономия, математика, музыка, история, география, греческий, латинский, польский языки. В братских школах в свое время преподавали Симеон Полоцкий, Л. Зизаний, М. Смотрицкий и другие известные просветители. Братства имели типографии, в которых печатались учебники, пособия.

Из православных школ в это время в Беларуси также функционируют приходские, монастырские, частные школы.

Из католических школ наибольшую известность приобрели иезуитские школы. В своих школах иезуиты воспитывали преданных сынов католической церкви. Первые школы этого типа появились в Беларуси в конце XVI в., а первая коллегия, позже преобразованная в иезуитскую академию, была открыта в Вильно в 1569 г. Школы функционировали в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Витебске и других городах. Они были двух типов: низшие школы и коллегии. Коллегии, в свою очередь, состояли из двух отделений — низшего и высшего. Полная иезуитская коллегия состояла из пяти классов. Некоторые коллегии имели классы-новициаты, куда поступали наиболее способные учащиеся. Выпускники иезуитских коллегий получали хорошее образование, владели латинским, греческим, древнееврейским языками, умели литературно излагать свои мысли. Обучение в школах было бесплатным, принимались протестанты и православные. Иезуиты ввели систему оценок в баллах, деление учащихся по возрастам, много времени уделяли физическому воспитанию учащихся. Применялась система вознаграждений, соревнований. Высокие требования предъявлялись к педагогам. Кроме иезуитских, в Беларуси существовали другие католические школы; соборные, кафедральные, монастырские, епархиальные.

Униатские школы в Беларуси появились в результате заключения унии между православной и католической церквями. Первая униатская школа была открыта в Бресте, позже подобные школы открывались в Новогрудке, Минске, Полоцке, Вильно и других городах.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1729 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...