Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В поведенческих теориях выделяют два направления: рефлекторное (Б. Скиннер), социальное (А. Бандура).
Источник развития личности - среда в широком смысле слова. В личности нет ничего биологического. Компоненты характеристики личности: отношения к людям, психический уровень человека (желания, достижения), темперамент, характер.
Личность формируется в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения
Личность - система социальных навыков.
В отеч. психологии проблемами личности занимались В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев. По мнению В. Н. Мясищева, личность - система отношений человека к окружающей действительности.
По мнению Б. А. Ананьева, личность - общественный индивид, объект и субъект исторического развития. Доминирующее влияние остается за социальной стороной личности - мировоззрением, направленностью.
Важнейшим институтом социализации личности является семья, где в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период соц. жизни человека. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план.
Школа как институт социализации человека имеет функции:
1. Эмансипация ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей: ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не его личными качествами, а учебной деятельностью.
2. Усвоение общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы. По сравнению с семьей школа обладает более жесткими социальными нормами, их нарушение сопровождается формальными санкциями.
3. В школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли.
Модели семьи: патриархальная (власть в руках мужчины), матриархальная (власть в руках женщин), эгалитарная (абсолютное равенство мужчин и женщин), бикарьерная (родители сконцентрированы на своей карьере).
Типы неправильного воспитания: гиперопека (неустанный надзор);
воспитание по типу Золушки (безразличие, холодность, эмоциональное отвержение); «жесткое воспитание»; воспитание в условиях повышенной моральной ответ-нности.
Выдающиеся педагоги всех эпох особое место в воспитании ребенка отводили учителю.: его социальной роли как носителя культуры; гуманистическая направленность личности педагога; ответственность за процесс воспитания; авторитетность перед учся, их родителями.
Я.А. Коменский, давая высокую педагогическую и социальную оценку учителю в деле воспитания подрастающего поколения, отмечает, что он является «Душой и сердцем воспитания», «от него зависит будущее мира», ему «вручена превосходящая должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».
Характеристики учителя: добродетельность, благоразумие в частной и общественной жизни; бодрость и трудолюбие в деятельности; скромность, благонравие - в поведении; искусство разговора и молчания - в речи; простота в пище и одежде.
В отличие от Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, швейцарский педагог 18 - н. 19 вв. придерживался больше идеи сотрудничества учителя и ученика: воспитатель должен: заботиться о том, чтобы негативное влияние не нарушило естественного хода развития ребенка; создавать условия для саморазвития личности через организацию активной учебной и трудовой деятельности; осуществлять взаимодействие с воспитанниками на основе «отеческой» любви, создавать в школе «домашнюю, семейную» обстановку.
А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог 19 в., рассматривает основные требования к учителю: руководящая роль процессом развивающего обучения; совершенное владение предметом обучения; любовь к профессии и детям; твердый характер; строгость и требовательность в сочетании со справедливым отношением к ученикам; наличие гражданской позиции; стремление к самосовершенствованию.
К.Д. Ушинский - один из основоположников русской педагогики как науки 19 в. Высоко оценивая роль учителя, он подчеркивал: особое влияние педагога на учащегося; необходимость всестороннего знания учителем предмета, умение воспитать - человека, ребенка, «каков он есть в действительности». Важность учета учителем народных идеалов, традиций, воспитания в сочетании их с общечеловеческими; значимость овладения искусством воспитания на основе взаимосвязи теории и практики, любовь к профессии; ответственность за воспитание, образованность в области педагогики, психологии, анатомии и других наук, наличие педагогического мастерства и педагогического такта.
А.С. Макаренко - отеч. педагог советской эпохи 20-ЗО-х гг. XX в. Ценными в деятельности учителя считал: гражданскую патриотическую позицию; отношение между учителем и учеником на основе гуманизма и авторитета, умение видеть в воспитаннике положительное; веру в его творческие силы; умение управлять процессом воспитания и развития личности через коллектив и организованную трудовую деятельность; пед. этику; достижение учителем мастерства путем самообразования и самовоспитания.
Л.Н. Толстой, русский педагог 19 в. - один из представителей свободного воспитания, признавал: школьный опыт учителя важнейшим источником педагогики, основанным на уважении личности ребенка, развитии его активности, самостоятельности; важность творчества учителя; необходимость правильных взаимоотношений учителя и уч-ся, где главное - ученик, личность ребенка; соблюдение учителем педагогической и христианской этики; целесообразность спецподготовки народных учителей из числа крестьян. Требование Толстого к учителю отражает с его высказывание « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучшего того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он - совершенный учитель».
Учитель – педаг. профессия и должность в системе общего и профессионального образования. Учитель -организатор социальной воспит. среды, который реализует цели и задачи воспитания; осуществляет руководство активной учебно-понижательной, общественной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической деятельности уч-ся, направленной на развитие и формирование у них разнообразных личностных качеств, раскрытие сущностных сил и способностей учащихся.
Современные требования к учителю технологии: ценностные ориентации на избранную профессию как образ жизни и творческой деятельности; человека, ученика как цель, а не средство деятельности; развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивное общение и успешное взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами; общая направленность личности: социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, развитые познавательные интересы, самоотверженность; обладание специфическими качествами - организаторскими, коммуникативными, перцептивно-гностическими, экспрессивными; работоспособностью; высокий уровень развития професс. самосознания.
От учителя технологии требуется владение инновационными методиками технологического обучения (организационно-дидактические игры, компьютерные технологии, дизайн и проектирование предметной среды, техническое творчество, организация предпринимательской деятельности), обладание методологической культурой, позволяющей осуществить научно-исследовательскую работу. Обязательным условием успешной деятельности учителя технологии является высокий уровень знаний по предмету и способам и средствам обеспечения безопасности образовательной среды.
Учитель технологии должен быть профессионально компетентным, то есть иметь качественную теоретическую и практическую подготовку, педагогическую гибкость, уметь творчески подходить к решению педагогических задач и реализовывать в своей деятельности специфические нравственные требования, нормы поведения во взаимоотношениях с учащимися, коллегами, родителями.
Цель и задачи воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Дополнительное образование по технологии и его влияние на развитие личности современного школьника.
Воспитание - одна из основных категории педагогики. Новый закон «Об образовании в РФ» в гл. 1 ст.2 содержит трактовку данной категории: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в общества правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Системообразующим компонентом воспитания как организованного процесса воздействия на личность человека явл. его цель.
Цель воспитания - прогнозируемый конечный результат воспитания.
Задачи воспитания - составляющие цели.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Выделяют общие и конкретные цели (задачи) воспитания. Общие цели воспитания выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей; конкретные цели воспитания - у определённого человека (группы людей).
Целям и задачам воспитания подчиняются содержание, организация, формы и методы воспитательного процесса'.
Цели воспитания следуют из воспитательного идеала - представления о совершенном человеке, в котором зафиксировано тот, что сложилось как норма в определённый период исторического развития общества. В основе идеалов воспитания - определённые ценности (общечеловеческие, национальные и т.д.).
Идеалы и ценности воспитания изменяются вместе с развитием общества, человеческой цивилизации в целом. Исторически сложились различные подходы к пониманию целей и задач воспитания. Они определялись уровнем развития общества, его культуры, господствующей идеологии, принятой научной парадигмой, возможностями конкретных педагогических систем.
Цели воспитания в истории развитии человеческого общества:
- первобытное общество - вооружение человека опытом выживания;
- рабовладельческое общество - дифференциация целей по национальному и сословно-классовому признакам (в Афинах: воспитание гармонично развитой личности, т.е. «человека прекрасного телом и душой»; в Спарте: воспитание сильного, послушного, выносливого человека и т.д.);
- феодальное общество - идеалы и цели воспитания определялись распространением христианства, феодальных отношений, влиянием культуры Возрождения и конкретизировались в различных воспитательных системах: религиозных (духовное воспитание, иезуитскоевоспитание), светских (воспитание рыцаря, детей разных сословий), авторских (гуманистическое воспитание в школе Витторино да Фельтре идр.);
- индустриальное общество - формирование активной, образованной личности, готовой к трудовой деятельности и преобразованию общества на разумных началах.
Проблема целей воспитания - одна из основных в истории прогрессивной педагогической мысли. Большинство философов, педагогов соотносили идеал воспитания с всесторонне (гармонически) развитой личностью, основу которого составляет единство физического, умственного и нравственного:
- античные мыслители - воспитание добродетели: ума, воли, чувства (Платон); мужества, выносливости, умеренности, справедливости, образованности, моральной чистоты (Аристотель);
- Я.А. Коменский - «правильное» воспитание юношества, направленное на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к Богу;
- Дж. Локк - воспитание джентльмена, обладающего лучшими качествами дворянина и «буржуазного дельца»; инициативного, с острым умом, практическими знаниями и т.д.;
- Ж.-Ж. Руссо - стимулирование естественного развития ребёнка, воспитание свободной личности на основе уважения «растущего человека» и др.
В русской дореволюционной (нормативной) педагогике цель воспитания выводилась из трёх начал: православия, самодержавия, народности. Представители гуманистической национальной педагогики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.) обосновывали цель воспитания как формирование свободной, активной, творческой и гармоничной личности, готовой к самостоятельной трудовой деятельности.
Таким образом, в истории педагогики обращалось внимание на приоритетность цели воспитания гармонически, всесторонне развитой личности человека, достижение которой предполагало единство физического, интеллектуального, нравственного, трудового воспитания.
Психологической основой воспитания является знание и учет особенностей учащихся: возрастных; индивидуальных (личностных); возрастных кризисов; особенностей поведения (девиантное поведение).
В соответствии с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать в старших классах - лекции, в младших - рассказ.
Необходимо учитывать следующие индивидуально - личностные особенности учащихся:
- если самооценка высокая - меньше поощрений, больше требований;
- если у уч-ся слабый тип нервной системы рекомендуется: использование метода поощрения; деление учебного материал на небольшие фрагменты; создание спокойной ситуации; ответ в письменной форме; осторожность при оценивании неудач; отсутствие ситуаций неожиданного вопроса, предоставление времени на обдумывание.
- если повышенный уровень тревожности (как свойства темперамента) необходимо: внушение уверенности; одобрение при неудачах; предпочтение воздействия похвалой (по сравнению с порицанием); минимизация угрозы при столкновении с опасностью; отвлечение внимание от раздражающих мыслей и переживаний; обучение методам регуляции эмоциональных состояний.
- если учащийся ярко выраженный экстраверт - требование лучшей сосредоточенности, внимания на собственных действиях.
Воспитание как социальное явление - передача накопленного опыта от старш. поколения к младшему. В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, преемственность в овладении культурными ценностями цивилизации.
Воспитание как педагогический процесс - специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на развитие и формировании качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.
В истории педагогической мысли сложилось несколько точек зрения на происхождение воспитания и различные подходы к его рассмотрению как социально-педагогического явления:
- эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, А. Эс-пинас) признаёт ведущую роль биологического фактора;
- психологическая теория (П. Монро) признаёт ведущую роль психических процессов;
- социально-классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) ориентирует на соотнесение сущности воспитания с социально-классовой структурой общества, коммунистической идеологией;
- цивилизационный подход (Г.Б. Корнетов) рассматривает воспитание в контексте развития человеческой культуры, цивилизации в целом;
- культурно-антропологический подход (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко) признаёт человека главным субъектом воспитания, выступающего потребителем и носителем культуры; следовательно, успешное решение задач воспитания - важнейшее условие т основа развития человеческой культуры.
Л.Н. Толстой (1828-1910) - гениальный русский писатель, философ, педагог-теоретик и учитель. Предложил новое философско-педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира; доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний.
Толстому принадлежит раз работк а тео ретических и практических основ свободного (ненасильственного) воспитания. Свободное воспитание – это….
- свобода в организации школ, народного просвещения;
- свобода как педагогический принцип: процесс самопроизвольного, естественного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, при осторожной помощи педагога.
Цель воспитания - способствовать развитию наибольшей гармонии, которую ребёнок несёт в себе.
Противоречивость во взглядах Толстого на понятие воспитания и его взаимосвязь с образованием в следующем:
- в 60-е гг., рассматривая образование, признавал его как свободное общение двух заинтересованных сторон, воспитание - как педагогический процесс, основанный на подчинении ребёнка воле учителя и, значит, насильственный, неприемлемый для свободной народной школы (статья «Воспитание и образование»). Тем не менее, по существу Толстой отрицал не воспитание как вообще, а воспитание, основное на принуждении, навязывании детям ничем не обоснованных своих убеждений, верований, взглядов;
- в конце жизни признаёт, что воспитание и образование неразделимы: «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» («Письмо к В.Ф. Булгакову», 1909).
Л.Н. Толстой создал учение о формировании личности ребёнка на основе его личного опыта в сочетании с этикой «непротивления злу насилием». В связи с этим обосновал важность непрерывности нравственного (духовного) самосовершенствования человека в течение всей жизни. В этом процессе отводил большую роль семье, труду, беседам с детьми на нравственные темы. Обретение нравственного образа жизни - источник психического здоровья и творческой энергии.
Дополнительное образование по технологии является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формированию его как личности. Будучи органически связанным с учебной деятельностью, дополнительное образование строится по принципу добровольности, его содержание должно отвечать интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать запросы учащихся, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Оно носит ярко выраженный воспитывающий характер, способствующий, в том числе, трудовому воспитанию учащихся. Необходимо подчеркнуть, что для ее успеха необходима целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально-творческого потенциала молодого человека, как одного из основных условий подготовки личности к успешному и социально-значимому функционированию в современном обществе. К такой целенаправленной деятельности следует относить не только кружковую и факультативную работу, связанную с вариативными направлениями технологии.
Огромную роль в развитии школьников могут сыграть апробированные и давно нашедшие свое место в арсенале дидактических и воспитательных средств массовые формы внеклассной работы: олимпиады, выставки творческих работ, различные экспозиции, экскурсии ознакомительного или тематического характера, конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, читательские конференции, круглые столы (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т.д. Многие из названных форм возможны для использования в любой школе, а не только в крупных городах. Еще одно направление внеклассной деятельности, которому учитель технологии и предпринимательства может дать огромный импульс, связано с практической реализацией одного из принципов, заложенных в программе «Технология», - подготовке школьников к жизни в условиях рыночной экономики. Это: организация школьного кооператива, создание центра по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам - любой вариант диктуется местными условиями. В дополнительном образовании по технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач.
Содержание воспитания. Методы воспитания, их классификация. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Воспитательный потенциал занятий по технологии.
Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными усилиями и задачами.
Содержание воспитания рассматривается на современном этапе как совокупность нравственного, физического, трудового, умственного и эстетического воспитания.
В частности, нравственное воспитание рассматривает патриотическое, гражданское, идеологическое, половое, правовое воспитание.
Нравственными (моральными) называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним.
К положительным нравственным чувствам относятся чувство доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т.д.
К отрицательным нравственным чувствам относятся чувство индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и т.д.
Гражданское воспитание. Основная цель - формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключается во внутренней свободе и уважении к государственной власти, любви к Родине и стремлении к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности, гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работу учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения.
Экологическое воспитание - целенаправленная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств; осуществление природоохранительной работы.
Цель ЭВ - в развитии экологического сознания детей, это развитие возможно при изучении предметов гуманитарного и эстетического циклов (истории, литературы, ИЗО, музыки и т.д.)- Большое влияние на ЭВ школьника оказывают СМИ.
Формы ЭВ: школьные лесничества, трудовые отряды по охране среды, уголки природы, туристско-краеведческая работа.
Трудовое воспитание (ТВ) - есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
Труд - особый вид деятельности человека, направленный на создание общественно - полезного материального и идеального продукта. Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности, так как благодаря ему человек стал тем, кто он есть, построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни. Труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу.
Задачи ТВ:
- формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;
- выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;
- развитие способностей, интересов, ума, воли и т.д.;
- формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем;
- подготовка к выбору профессии.
Физическое воспитание (ФВ) - есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
К задачам ФВ относятся:
- развитие основных двигательных умений и навыков,
- обеспечение правил физического развития, укрепления здоровья, закаливание, повышение работоспособности,
- воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них,
- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физической культуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,
- формирование знаний в области здоровья, гигиены и спорта.
Физическая культура - часть образа жизни человека - система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она упирается на научные данные о физических и психических возможностях организма.
Формы осуществления ФВ - образование учреждений (комплексная программа физического воспитания), спортклубы, секции здоровья, зарядка дома и на работе.
Функции:
1) развивающая - совершенствование сущностных сил людей, в т.ч. мышечной и нервной системы, психологических процессов;
2) воспитательная - укрепление выносливости и закалки морального духа человека (в здоровом теле - здоровый дух; воля - твердость - решительность и т.д.);
3) образовательная - знакомит с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности;
4) оздоровительно-гигиеническая - повышение сопротивляемости организма болезням, предупреждение гиподинамии;
5) общекультурная.
Содержание ФВ определяется комплексной программой для учащихся 1-11 классов.
1 часть: физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляются в течение учебного дня.
2 часть: уроки по физической культуре.
3 часть: внеклассная занятия спортом (секции, клубы).
4 часть: физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей
восприятия и понимания прекрасного в искусствен жизни, выработки эстетических знаний и вкусов развитие задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания- формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:
- эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические св-ва, образцы и испытывать эстетические чувства;
- эстетические чувства - эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
- эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
- эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
- эстетические идеалы - социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
В отеч. школах эстетическое воспитание основывается на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.
Задачи и содержание ЭВ - формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений творческих способностей. Задачи эстетического воспитания теснбо связаны с нравственным воспитанием- формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.
Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое некрасивое, ужасное прекрасное) через определенные эталоны.
Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой. Поэтому эстетическое воспитание в пед.классах часто рассматривается как эмоционально-волевое воспитание.
Большое значение в ЭВ оказывает такие учебные предметы как:
- литература (искусство художественного слова)
- Музыка (пение) (искусство воспроизведения)
- ИЗО искусство изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Метод воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Прием воспитания - составляющие элементы метода.
Методы воспитания (общие):
1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная; игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
4. методы контроля и самоконтроля, самооценки в воспитании.
Будучи очень тонким и гибким инструментом прикосновения к
личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к «индивидуальному уровню развития личности». Выготский определил 2 уровня: уровень актуального развития и уровень «зоны ближайшего развития». Поэтому на известном уровне развития ребенка наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование и неуместным будут лекция или диспут. Таким образом, большое значение в выборе методов и приемов воспитания с психологической точки зрения будет учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Разнообразие «натур» воспитанников диктует педагогам многообразие рецептов воспитательного воздействия и взаимодействия.
С педагогической точки зрения выбор методов воспитания должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условие ее решения.
А.С. Макаренко четко определил, что методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.
Процессы обучения и воспитания неразделимы, т.к. каждое из них в своей сущностной характеристике добавляет друг друга в контексте содержательной характеристики.
Процесс обучения будет эффективен, если педагог выбрал правильную форму общения и взаимодействия с детьми. На уроке педагог включает ребенка в разные виды деятельности: познавательную, трудовую, общественную, коммуникативную и др.
Владение педагогом технологией организации учебно-познавательной деятельности непосредственно связано с методическими аспектами воспитания учащихся, т.к. предмет имеет в своем начале воспитательную функцию.
Универсальным исходным методом и основной технологией организации развивающих видов деятельности школьников является педагогическое требование.
Технология организации коллективной творческой деятельности -это, по сути, продуманная система ключевых мероприятий, направленных на решение задач гармонического развития личности.
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Интернационализм - мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальности, расовой принадлежности, уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.
Космополитизм - идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек - гражданин мира».
Менталитет - совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной группы, национально-этнической или территориальной общности, отражает особенности психического склада и образа мыслей ее членов.
Веротерпимость - мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции, либо нерелигиозные убеждения, концепции.
Толерантность - в целом, терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке к людям, концепций, событий.
Культура межнационального общения - совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, общностям.
Этнические группы рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него в важных отношениях, т.е. - это любая группа с общими культурными традициями и ощущением идентичности.
Этнические группы могут объединяться историей и традициями (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы), социологическим определением расы (черные американцы), религией (мусульмане) и т.д.
Этнические меньшинства - группа или группы, которые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и / или языковыми традициями либо особенностями, значительно отличаются от традиций и особенностей остальной части населения и стараются эти традиции сохранить (сепаратистские меньшинства, воинствующие меньшинства и т.д.).
Движение общественной психологии, зародившейся в 1960-х гг. способствовало распространению плюралистического подхода, признавая необходимость уяснить и принимать разнообразие культур, предоставленных в каждом обществе.
Занятия по технологии обладают огромным воспитательным потенциалом, т.к. это единственный учебный предмет в базисном учебном плане, предоставляющий возможность для реализации всех направлений воспитательной работы с учащимися. Несомненно, приоритетным на занятиях по технологии является трудовое воспитание учащихся, предполагающее не только формирование практических умений в рамках ряда направлений трудовой деятельности, но и формирует у учащихся мотивацию к практической деятельности, трудолюбие, уважение к людям труда, актуализирует проблему профессионального самоопределения. В процессе теоретического изучения и практических работ осуществляется умственное воспитание, которое в значительной мере базируется на освоении приемов практического мышления. Выполнение учебных проектов активно содействует развитию творчества, экономического, экологического и эстетического воспитания. Выполнение трудовых операций связано с разнообразными физическими действиями школьников. Изучение народных промыслов и традиций является благодатной почвой для осуществления духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания на примерах освоения ценностей предшествующих поколений. Огромное воспитательное поле - сфера дополнительного образования по технологии, учитывающее интересы, склонности и способности школьников.
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2784 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!