Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Когда-то говорившая о Франции как о самой просвещенной стране Европы, Екатерина II в связи с революционными событиями последнего десятилетия XVIII в. называла Париж «притоном разбойников», а учредительное собрание «преступной, пагубной и всеразвращающей ассамблеей», «гидрой в 1200 голов». В начале 1793 г. последовал указ о высылке французов из России, о запрете ввозить книги из Франции, об изъятии из библиотек «просветительной литературы».
Изменились настроения в петербургских ложах. Один из известнейших масонов — И. В.Лопухин заявлял о своей готовности отказаться от всех своих крестьян, лишь бы «никогда в отечество наше не проник тот дух ложного свободолюбия, который сокрушает многие в Европе страны». А один из персонажей изданной Н. М. Карамзиным в 1795 г. драмы «Аглая» восклицал: «Век просвещения! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя — среди убийств и разрушения не узнаю тебя!»
Обозревая педагогику XVIII в. в ее характерных чертах, остается сказать о педагогической деятельности Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765), которая осталась практически не замеченной современниками. А между тем роль Ломоносова в развитии русского просвещения и культуры по своему зна-
Николай Михайлович Карамзин
Михаил Васильевич Ломоносов
чению не сопоставима со взглядами чиновников от образования составлявших «проекты», которые должны были удовлетворять сословному эгоизму дворянства. Ломоносовым создавалась концепция как система взаимосвязанных и взаимообусловленных идей и положений, объясняющих педагогический процесс в его целостности, включая цели, содержание, методы образования и воспитания. О ней необходимо сказать подробнее.
Имя его принадлежит к числу наиболее известных в мире науки. О Ломоносове-естествоиспытателе мы знаем из его трудов по физике, минералогии, астрономии; о Ломоносове-обществоведе — из трудов по философии, истории, филологии; чтобы составить представление о Ломоносове-педагоге, необходимо, сверх того, обратиться к его просветительской деятельности, а также узнать больше о нем как о человеке.
Ломоносов родился в деревеньке, со всех сторон омываемой водами могучей и привольной Северной Двины, в краю белых ночей (не потому ли он до сих пор несет людям благодатный свет знания и многоцветие северного сияния). Совершенно очевидно влияние поморского Севера, суровой и величественной природы этого края, условий труда и жизни, его особой ментальности на формирование личности Ломоносова.
Поморский Север практически не испытал ни татаро-монгольского ига, ни крепостной зависимости, оставаясь и после вхождения в состав Московского государства регионом свободного черносошного крестьянства. Для поморов было характерно стремление жить независимо в хозяйственном и социальном отношении, на принципах самоуправления и взаимопомощи, что развивало в людях самостоятельность, силу духа, чувство собственного достоинства. Подобные качества характера, присущие Ломоносову, помогали ему преодолевать многочисленные препятствия и вместе с тем создавать непреходящие духовные ценности русской и мировой культуры.
Он тайно из дому ушел в Москву, от самых Холмогор шел пешком. Лишь в 80 верстах от дома догнал обоз с рыбой и со слезами умолял обозного приказчика позволить ему идти с обозом. Но трехнедельный зимний поход был не самой большой трудностью. Тяжелее было другое. Стремление сына к знаниям разрушало надежды отца: Михайло был наследником промышленного человека Василия Дорофеевича. Отец уже и невесту для сына присмотрел из местных девушек.
В Москве юноша оказался без гроша в кармане. Еще в пути при-. шлось продать даже кафтан. Первую ночь спал на возу, укрывшись соломой. Согревала мечта об учебе в Славяно-греко-латинской академии. Но указом Синода от 1728 г. предписывалось в академию «крестьянских детей не принимать». Надо было рисковать, и Ломоносов назывался то сыном холмогорского дворянина, то поповичем. Его приняли. Если бы не огромная страсть к учению, вряд ли ему удалось вынести материальные лишения, которые сопровождали его все годы учебы. Позднее Ломоносов вспоминал: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше чем на Денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил»*.
Исключительные успехи в учении привели Ломоносова в Петербург. Затем для усовершенствования в науках он отправляется за границу, в Германию. В Марбурге Михаил Васильевич встретил и полюбил Елизавету Христиану Цильх. И вновь драма: по законам Российской империи православным вступать в брак с лицами иного вероисповедания не позволялось. Женился Ломоносов тайно, а затем последовало более двух лет разлуки, до тех пор, пока ценой неимоверных душевных усилий удалось устранить препятствия к супружеству. Годы занятий в Марбургском университете под руководством доброжелательного человека Христиана Вольфа сменились изучением горного дела во Фрейберге у Генкеля, который смотрел на стажера как на своего холопа и возможность личного обогащения. Жизнь в Германии для Ломоносова становилась невыносимой. Он решает на время оставить жену с дочерью и бежать в Голландию, чтобы оттуда возвратиться в Петербург. И вновь роковые обстоятельства. На пути в Дюссельдорф его обманным путем забрали в солдаты и упрятали в крепость Везеле под усиленной охраной. С опасностью для жизни Ломоносов бежал из крепости от прусской солдатчины. С большими трудностями добрался до Амстердама и с помощью русского посланника графа Головкина смог, наконец, отплыть в Петербург.
По пути на Родину его ожидало новое потрясение, научного объяснения которому во времена Ломоносова не было; нет его и в современной нам науке. Он увидел во сне мертвого отца на необитаемом острове. По прибытии в Петербург навел справки и узнал, что отец не вернулся с рыбного промысла. Ломоносов обратился к холмогорским рыбакам с просьбой поискать отца, нарисовав карту с описанием безымянного острова на Белом море (каким увидел его во сне). Просьба Ломоносова-сына была исполнена. Земляки действительно отыскали остров, нашли мертвое тело Василия Дорофеевича и предали его земле.
Сам Михаил Васильевич не мог принять участия в поисках отца из-за отношения к нему руководства Академии наук. Дело в том, что годы царствования Анны Иоанновны (1730—1740) отличались засильем иностранцев в России. В составе академии также преобладали бездарности, а подчас и авантюристы из иностранцев, не скрывавшие своего высокомерного и презрительного отношения
Цит. по: Белявский М. Т. Все испытал и все проник. — М., 1990. — С. 20.
к России, ее народу. Возвращение Ломоносова ими было встречено более чем прохладно. До 1742 г. он продолжал числиться «студентом», которого «профессоры» имели возможность использовать для поручений, к науке мало относящихся. Только много месяцев спустя ему присваивают младшее научное звание — адъюнкта.
Ломоносов прошел все ступени российского и европейского образования и, казалось, мог спокойно заняться науками. Однако судьба распорядилась иначе. В академии начиналась напряженная борьба за российское просвещение. Потрясающий рассказ об этом сохранился в написанной Ломоносовым «Истории о поведении академической канцелярии», из которой видно, что ученый был «принужден беспрерывно обороняться от недоброжелательных происков и претерпевать нападения почти даже до самого конечного своего опровержения и истребления»*.
Его пытались третировать как ученого. Плели интриги с целью не допустить Ломоносова к званию профессора, а следовательно, и к самостоятельной исследовательской деятельности. Интриганы рассчитывали получить от европейских ученых критические отзывы на работы Ломоносова. Но им была известна высокая оценка научных успехов Ломоносова X. Вольфом. Тогда они, отобрав, как им казалось, самые «никчемные» сочинения ненавистного им русского, направили их самому Л. Эйлеру. Но отзыв получили не такой, на который рассчитывали. Л. Эйлер писал: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи, самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к толкованию самым остроумным ученым людям... Я должен отдать справедливость господину Ломоносову: что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов»**.
Отзывы самых авторитетных европейских ученых, равно как временное покровительство отдельных российских вельмож, несомненно, служили ему поддержкой, но не освобождали от опасности дальнейших интриг.
Что же сделал Ломоносов для российского образования и развития педагогической мысли?
Следует иметь в виду, что Академия наук изначально мыслилась ее основателем Петром I как научный и одновременно учебный центр. Учебное дело при этом считалось не менее важным, чем научное; средством реализации такого замысла должно было стать создание при Академии наук университета с гимназией. Этот замысел начал осуществляться только с приходом в академию Ломоносова. Он уви-
* Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. - М., 1950—1959. - Т. 10. - С. 315.
* Цит. по: Белявский М. Т. Все испытал и все проник. — С. 40.
дел, что малочисленный контингент гимназистов состоял преимущественно из детей иностранцев, что гимназия (как и университет) существует больше на бумагах канцелярии, чем в действительности. Такая фикция вполне устраивала распорядителя академической канцелярии Шумахера. Вопреки противодействию канцелярии Ломоносов принимает энергичные меры к созданию учебных заведений.
В письме к графу И. И. Шувалову он пишет: «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»*. Здесь речь идет об академическом университете с гимназией в Петербурге. В другом письме к российскому вельможе Ломоносов развивал идею создания университета в Москве. Эта идея явилась одной из особенно плодотворных, реализованных при жизни ученого. Московский университет при активном участии в его деятельности учеников и последователей Ломоносова вскоре превратился в главный научный и образовательный центр страны, он сыграл выдающуюся роль в развитии российского просвещения.
Особенно много в области просвещения Ломоносов сделал в то время, когда был назначен членом академической канцелярии и ему было поручено руководство учебными заведениями академии.
Хотя по проекту регламента в Московской гимназии предполагались два отделения — дворянское и разночинное, ученый был убежденным сторонником бессословности. Для него был «тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». Более того, дети из демократических слоев для Ломоносова-педагога оказывались предпочтительнее: «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих занятий»**.
В 1761 г. Ломоносов заменил К. Ф. Модераха на должности инспектора академической гимназии русским академиком С. К. Котельниковым. В гимназию теперь стали принимать детей солдат, ремесленников, мелких приказных, имевших способности к учению. К работе были привлечены новые преподаватели из русских ученых. Ломоносов настойчиво добивался увеличения числа гимназистов сначала в три, а затем в четыре раза. Когда один из недоброжелателей российского просвещения (Фишер) стал распускать слухи, будто увеличение числа учащихся обременительно для казны, а имеющихся гимназистов и студентов девать некуда, ученый негодующе протестовал: «Мы знаем без него... куда их в России употребить можно». Он говорил о великом недостатке «природных докторов, аптекарей и лекарей, механиков, юристов, металлургов»***. Гимназическое образование в России рассматрива-
Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. — Т. 10. — С. 539. Там же. -С. 55, 126-127. Там же. — С. 314.
лось как звено в подготовке специалистов по необходимым для развития страны профессиям.
Ломоносов мечтал сделать школу и образование общедоступными. Планами создания гимназий и школ во всех «знатных и малых» городах России он увлек графа Шувалова. Правда, в условиях, когда общественное положение человека определялось его сословной принадлежностью, такие планы' не могли быть реализованы в значительной мере. Однако последующее развитие российского просвещения представляло собой не что иное, как приближение к практической реализации ломоносовской идеи.
Не менее перспективными и глубокими оказались идеи Ломоносова, относящиеся к научному обоснованию педагогики, методологии общеобразовательной школы, содержанию и методам образования и обучения. В историко-педагогической литературе говорится о проведенных Ломоносовым изменениях в содержании гимназического образования. Однако вернее говорить не об изменениях, а о создании совершенно новой системы общеобразовательного звена в педагогике, которая от общих принципов и до методических частностей разрабатывалась на научных основах. В этом заключалось принципиальное отличие педагогики Нового времени, которую олицетворял собой Ломоносов.
Созданию русской народной школы мешали обстоятельства, при которых великий ученый у себя на родине «претерпевал нападения от чужеземцев», а также то, что в массе своей система образования строилась как сословная. На первых порах количество обучающихся в гимназии оставалось сравнительно небольшим. В сущности, это были своеобразные лаборатории, где формировались педагогические взгляды Ломоносова, кристаллизовались идеи, которые вскоре стали определяющими для всего последующего развития отечественной педагогики: идеи гуманного просвещения, патриотизма, народности. Именно они в XIX в. составляли основу большинства концепций классической русской педагогики, связанных с именами Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. О них подробно пойдет речь в дальнейшем. Здесь же ограничимся несколькими примерами в подтверждение сказанного.
Ломоносов положил начало русскому просвещению Нового времени. Во многих сочинениях он доказывал преимущества людей образованных перед лишенными знания: «Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит. Толь великую приносит учение... пользу, толь светлыми лучами просвещает оно человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!
Желал бы я вас ввести в великолепный Храм сего человеческого благополучия»*.
Известна плодотворность для отечественной педагогики середины и второй половины прошлого века идеи народности. Ею пронизало большинство статей, учебных книг, исследований К. Д. Ушинского. На ее основе создавалась общеобразовательная школа в противоборстве с засильем германской педагогики. Идеей народности руководствовался в своей педагогической деятельности Л.Н.Толстой. Целая плеяда талантливых учителей трудилась над созданием народной школы во второй половине XIX в., создавая тем самым предпосылки всеобщего обучения в России. Начало же этого продолжавшегося многие десятилетия движения восходит к Ломоносову.
Не менее важное значение имело обоснование им ценности естествознания для общеобразовательной школы: он впервые вводил в число обязательных школьных предметов химию, астрономию, а преподавание философии в старшем классе соединял с преподаванием физики как «главнейшей части натурального знания». В вышедших из-под пера Ломоносова программах и учебных планах впервые подобающее место занимали естественные науки, изучение природы, которая, по его словам, «держится своих законов самым крепким образом, даже в малейшем, чем мы пренебрегаем»**.
Сравнивая исходные позиции классической русской педагогики 60-х годов XIX в. с аналогичными идеями и решениями Ломоносова, приходится констатировать их созвучие, а иногда и прямое сходство. Так, демократическая педагогика XIX в. отвергала умозрительный подход к проблемам обучения и воспитания. В программной статье первого номера журнала «Ясная Поляна» (1862) Л. Н. Толстой заявлял: «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами». Ломоносов же утверждал: «Ныне ученые люди... мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи...», «мысленные рассуждения» заслуживают внимания лишь в том случае, если они «произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов»***.
Ломоносов учил «из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение»****. Этот завет сравним со знаменитой статьей К. Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» (1857): «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из кото-
* Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. - Т. 2. - С. 351.
**Тамже.-Т.1.-С.1б1. *** Там же.-С. 424. "** Там же.-С. 161.
рого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует # за которым не следует идея»*.
Отечественная педагогика XIX в. в своих исканиях приходила к плодотворным результатам в той мере, в какой она наследовала методы Ломоносова: критерии истинности теоретических положений усматривала в ясном представлении о самой вещи и, что не менее важно, изучала педагогический процесс в связи с практическими целями воспитания. Сознательно принятая методологическая позиция и устремленность на совершенствование практики создают предпосылки такого видения факта и опыта, которое недоступно для непреднамеренного наблюдения. Как говорил Ломоносов, «те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем...»**.
Близость общих позиций классической русской педагогики XIX в. идеям Ломоносова проявилась и в вопросе о значении родного языка и истории для общего образования.
«Родной язык является краеугольным камнем всякого образования, всякой учености» — такой взгляд в XIX в. утверждался вкачестве педагогической аксиомы. Начало же ему было положено Ломоносовым. Он первым начал читать лекции на русском языке.; Он ввел русский язык вместо немецкого и латинского в число! обязательных предметов гимназического образования. Ломоносов: в русском языке видел не только средство общения, но и универсальное орудие познания. «Польза его толь велика, коль далече ныне простираются происшедшие от него в обществе человеческие знания»***.
Утверждению этой истины Ломоносов посвящает свои филологические исследования. Он создает «Российскую грамматику» как строго научный свод законов изменения слов, составивший эпоху и в языкознании, и в истории отечественной педагогики, показывая при этом нерасторжимую связь слова и мысли. «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция... без грамматики», — писал Ломоносов и заключал: «Когда в грамматике все науки таковую нужду имеют, того ради, желаю, даба она...привлекла российское юношество к своему наставлению»****. Многие десятилетия «Грамматика» Ломоносова была одним из самых распространенных учебных руководств.
По Ломоносову, изучение грамматики не самоцель, как это, к сожалению, случается в школьной практике, а лишь путь к овла-
.* У"»™™* К.Д. Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988 - Т 1 - С 161 >м Ломоносов М. В. Поли. собр. соч - Т 1 - С m
Там же. — Т. 7. — С. 394.
Там же.
дению языком как орудием познания и практической деятельности человека. Весьма многозначителен тот факт, что в составленном Ломоносовым учебном плане первым среди других предметов был не «Русский язык», а «Чистота русского языка», а на следующей ступени обучения — «Красота русского языка».
Тем же целям служила «Риторика» Ломоносова, также сыгравшая выдающуюся роль в развитии школьного образования. Его «Риторика» и «Красноречие» — это учение о формах ясного выражения сущности вещей, явлений, процессов, а понятия «ритор», «риторика» у него близки понятиям «учитель», «обучение», следовательно, гораздо ближе к педагогике, чем принято об этом думать.
Аналогичное значение имели труды ученого по истории. В классической русской педагогике она являлась обязательным предметом школьного преподавания, и в этом немалая заслуга принадлежит Ломоносову. Оценивая образовательное значение истории, он говорил, что она дает «младым старых разум». Изучение ее преследует не только образовательные цели, оно должно побуждать молодых людей к практическим действиям на общественное благо. Воспитывающее воздействие истории пропорционально ее правдивости: «Когда вымышленные повествования производят движение в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особенно та, которая изображает дела праотцов наших?» При этом ученый имел в виду попытки фальсификации отечественной истории. Исследуя первоисточники, он обнаружил немало «свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели»*.
Такие «внешние писатели» составляли непосредственное окружение ученого в Академии наук. Характерной в нем фигурой был Шлетцер. Ломоносов не раз уличал его и Шумахера в краже исторических документов с целью вывоза их за границу. В 1764 г., уже будучи тяжело больным, Ломоносов познакомился с «упражнениями» Шлетцера в трактовке русской истории. Свой отзыв с указаниями преднамеренных искажений Ломоносов заканчивал так: «Из сего заключить должно, каких гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях такая допущенная в них скотина»**. В противовес фальсификациям «внешних» писателей Ломоносов создает свою «Древнюю российскую историю...» с указанием ее первоисточников, закладывая тем самым научные основы истории как предмета школьного обучения.
В Ломоносове идеальным образом сочетались качества педагога и ученого. Его исторические, филологические, лингвистические
* Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — Т. 7. — С. 391.
* Там же.-Т. 9.-С. 427.
5—356
исследования, обогащая науку, имели прямой выход в школьную практику. Такое же научное и педагогическое значение имели его труды по естествознанию, физике, химии, астрономии, минералогии. От Ломоносова берет начало интерес российских ученых к общеобразовательной школе. После него он стал традиционным, о чем свидетельствует деятельность Н. И. Лобачевского, П. Л. Че-бышева, Д. И. Менделеева, многих других ученых, сознававших, что «школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования, особенно среднего»*.
Кроме обеспечения научного уровня каждого из школьных предметов есть и другие проблемы общеобразовательной школы, разработка которых началась Ломоносовым. В педагогике ХГХ—XX вв. было немало дискуссий по вопросу ценности отдельных наук, и очень часто одни противоставлялись другим, пока ученые-специалисты и педагоги не пришли наконец к общему выводу о том, что общеобразовательное знание должно включать соразмерно науки и гуманитарные, и математические, и естественные. В сущности, это было признанием принципа, сформулированного Ломоносовым: «Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем»**. Такой подход для теории и практики образования имеет непреходящее значение.
Много сил положил ученый на разработку проблем воспитания. В этом отношении особенно интересны его регламенты. В истории российской школы аналогичного рода документов (положений, уставов) составлялось немало. Но стоит только сравнить разработанные Ломоносовым регламенты для учителей и учащихся с теми уставами, что «изготовлялись» в бюрократических канцеляриях, чтобы увидеть их разительные отличия. «Регламент для московских гимназий», а еще более «Регламент академической гимназии» Ломоносова — явление уникальное. Если позднейшие казенные школьные уставы представляли собой простое сложение подчас противоречивых правил, то каждый из регламентов Ломоносова составлял динамичную структуру педагогически обоснованных и целенаправленных требований и рекомендаций. Они охватывали все или почти все стороны, все моменты педагогического процесса, отводя каждому надлежащее место, не умаляя и не гипертрофируя значения ни одного из них.
В «Регламенте академической гимназии» Ломоносов формулировал рекомендации, следуя которым учитель осуществлял свою
* Менделеев Д. И. Заметки о народном просвещении в России. — СПб., 1901. — С. 27.
** Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — Т. 2. — С. 368.
роль наставника на всех этапах учебного процесса. Это обеспечивалось в первую очередь содержанием и методами обучения, а также предложенными Ломоносовым схемами учета и контроля за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, системой мер, стимулирующих ученика на достижение оптимального результата.
Такова и дидактическая часть регламентов. Она отвечала требованиям сознательности и прочности усвоения знаний, последовательности и систематичности, наглядности обучения и всех других принципов классической дидактики. Ведущим среди них становится принцип научности.
Поучительным было бы сравнение регламентов Ломоносова с упомянутым в первой части главы сочинением «Юности честное зерцало». В нем содержались правила поведения для дворянских детей; среди них преобладали такие, которые вскоре стали восприниматься как курьезы. Например: «Во-первых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо, а не хватай первый блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное (от слова «уха». — С.Е.), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси... Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти... Над ествои не чавкай, как свинья, а головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже... Не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего».
В регламентах Ломоносова таких курьезов нет. Гимназистам предъявлялись требования простые и ясные, которые и сегодня заслуживают внимания учителя: «Не мешать в ученьи, гордостью и грубостью никого не огорчать, остерегаться самохвальства, а паче всего лганья».
В практике казенной школы постоянно давал о себе знать отрыв обучения от воспитания. Такого антипедагогического разделения не было у Ломоносова: образование и воспитание он рассматривал как взаимообусловленный процесс. Исходные его положения гласили: «Гимназия является первой основой всех свободных наук и искусств. Из нее юношество, молодые люди должны приучаться к правильному образу мышления и добрым нравам»*.
На первом месте здесь стоят «основы всех свободных искусств», т. е. основы производств и профессий. Не сумма знаний* а правильный образ мышления и нравственное воспитание — вот цель гимназического обучения. Его регламенты превосходят позднейшие аналоги по ясности изложения и глубине педагогического содержания.
Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — Т. 9. — С. 477.
А. С. Пушкин как-то заметил, что, соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все области просвещения. Эта пушкинская характеристика гениального русского ученого-энциклопедиста помогает учителю и педагогу понять ту простую истину, что трудами Ломоносова были заложены основы российского просвещения Нового времени. Им определены на многие годы вперед цели образования, содержание школьного обучения в неразрывной связи с нравственным воспитанием. Педагогический процесс он рассматривал в единстве всех его важнейших сторон.
Взгляды Ломоносова на образование каждой строкой обращены к юношеству. Как педагог он не оставлял без заботливого внимания ни одного из своих учеников-гимназистов и студентов, страстно желая видеть в каждом из них творческую личность, превыше всего ставящую общественное и свое благо.
У Ломоносова мы находим работы, непосредственно адресованные учителям и воспитателям, по форме изложения они близки нашим учебникам — «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию» и др. Но богатство педагогических идей этими учебниками далеко не исчерпывается. Мысли о воспитании и образовании представлены в сочинениях, названия которых могут не обратить на себя внимания воспитателя: «Слово о пользе химии», «Рассуждение об обязанностях журналистов» и др. Достойные великого ученого педагогические идеи рассеяны во многих трудах Ломоносова, к педагогике прямо, казалось бы, не относящихся. Формулировались они в такой же лапидарной форме, что и открытые им законы естествознания.
Ломоносов стремился вносить свет научного знания в самые основы народной жизни, преодолевая укоренившиеся предрассудки. Ученый считал необходимым употребить все возможности, которыми обладают церковь и государство, для того, чтобы сокращать детскую смертность и увеличивать рождаемость: следить за тем, чтобы браки совершались с обоюдного согласия будущих супругов, а не по принуждению; запретить браки неравные; не разрешать монашество мужчинам до 50 лет, а также крещение ребенка в «студеной воде». Им предлагались меры гигиенического характера: распространять медицинские знания среди будущих матерей, совершенствовать с помощью науки «искусство повивальных бабок», гигиену питания беременных женщин и др.
Такими в общих чертах были педагогические взгляды ученого-энциклопедиста России XVIII в. К сожалению, наши знания научно-педагогического наследия ученого остаются неполными. Архив М. В. Ломоносова по указанию Екатерины II был изъят фаворитом императрицы Г. Орловым, и сведениями о его местонахождении и содержании историки не располагают.
ГЛАВА 5.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!