Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В вопросо-ответной форме автор излагал свои взгляды о пользе образования для дворян и для народа, о содержании обучения и организации училищ, о том, какими качествами должен обладать учитель и воспитатель. В. Н. Татищев развивал мысль о том, что образование не только полезно отдельному человеку, оно необходимо для самого государства; без него оно не может существовать. Низшие сословия, церковнослужители, солдаты также должны иметь доступ к обучению, хотя, конечно, содержание образования детей дворян и низших сословий должно быть различным.
В «Разговоре о пользе наук и училищ» В. Н. Татищев рассматривал образовательную ценность отдельных наук и учебных предметов и затрагивал вопросы возрастных особенностей учащихся.
На первый план выдвигалась задача познания человека как предмета и
Василий Никитич Татищев
субъекта образовательного процесса, познания самого себя: «Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать». Затем науки разделялись по моральному принципу: 1) нужные; 2) полезные; 3) щегольские или увеселяющие; 4) любопытные или тщетные; 5) вредительные. Конкретизацию данной схемы наук можно видеть в программе образования, которую этот выдающийся ученый, государственный, общественный деятель, промышленник, руководитель учебных заведений и педагог намечал для своего сына. В «Духовной моему сыну» она изложена столь кратко, что ее можно здесь воспроизвести почти без сокращений.
«Весьма нужно тебе поучиться и в светских науках, в которых нужнейшее — право и складно писать; затем арифметика, геометрия, артиллерия и фортификация и прочие части математики, такожде немецкий язык, чтоб тебе необходимо нужно для известия о состоянии государства нашего; история русская, которую ты хотя не в совершенном порядке, однако ж довольную в моих письмах найдешь, и к оной примечания и дополнения, из чужестранных книг выписанные на разных бумагах, если охота будет, можешь в порядок собрать и как себе, так и всему Отечеству в пользу употребить; география русская, которую всему шляхетству знать нужно: сие никто не сочинил, я хотя много о том трудился, но окончить не надеюсь, ибо того без помощи государя никак сделать не можно, ты из учненного мною распорядка можешь довольно ее пользу знать.
Необходимо нужно есть знать законы гражданские и воинские своего Отечества, конечно, во младости надобно тебе уложенье и артикулы воинские, сухопутные и морские, не однова, а некогда указы прочитать, дабы как скоро к какому делу определишься, мог силу надлежащихся к тому законов разуметь; наипаче же об оном, по причине собственных своих и посторонних дел, с искусными людьми разговаривать, и порядком, яко же и толкованию законов... учиться должно, что тебе к немалому счастию послужит...»*.
Такой круг знаний должен быть усвоен юношей до 18-летнего возраста. Это была программа реального образования в достаточно четком ее выражении.
Дворянские идеологи высказывались за обучения народа, или, по их терминологии, «подлости», потому, что видели в школе необходимое средство приучения «подлых» людей к исполнению государственных узаконений, а это одной лишь церковной проповедью не достигалось. Тем более что далеко не все служители церкви имели достаточные познания в законе Божьем. «В "подлом" сословии нет понятия о том, что убийство, грабление, ненависть, прелюбодей-
* Цит. по: Антология педагогической мысли России XVIII века. — М., 1985. — С. 81.
ство, пианство, обжорство и т. п. не только по закону Божию смертельный грех, но и по природе самому вредительно и губительно, ибо без отмщения или наказания никогда не преходит».
Дворянские теоретики считали церковное вероучение недостаточным потому, что оно обращается исключительно к морали, к душе «подлого» человека, тогда как ему следует уяснить, что за неисполнение гражданского закона он несет наказание уже на Земле. Без этого «неуки из подлости тяжких злодеяний и в грех не ставят, а если и признают за грех, то он в довольное умилостивление Бога поставляет, когда свечу иконе поставит, икону серебром обложит, не мясо, но рыбу ест и на покоянии попу за разрешение (от греха. — С. Е.) гривну даст, то уже думает, что ему грех оный отпущен, и впредь в той же надежде на далыпее поступает»*.
Аналогичные взгляды высказывал Иван Тихонович Посошков (1652—1724), один из экономистов петровского времени, автор «Книги о скудости и богатстве». Как и Татищев, он выступал за обязательность распространения грамотности: «Не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои 10 лет и ниже, отдавали дьячкам в наученье грамоты и, науча грамоте, и учили бы их писать. Я чаю не худо бы было так учинить, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека, и положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте, и положить им срок годы на три или на четыре. А буде в четыре года детей своих не научат, такожде, кое робята и впредь подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование»**.
В отличие от Татищева зло безграмотности Посошков видел в том, что неумение крестьянина читать и писать позволяет чиновникам злоупотреблять законом, а помещикам «творить над ним насилие». Такое объяснение Посошкова выходило за рамки дворянского толкования пользы образования в России. Не потому ли пославший свое сочинение Петру I с просьбой «сохранить втайне pro мизерное имя» Посошков закончил свою жизнь в заключении, а его книга увидела свет только спустя более века (в 1842 г.)?
В 30-40-х годах XVIII в. дворянство получило право определять детей в школы по своему выбору или обеспечивать им «домашнее образование», а также по достижении 20-летнего возраста избирать юношам род службы. Хотя при этом было установлено нечто вроде контроля за домашним обучением в виде экзаменовок в присутствии государственных чиновников, но этот контроль оказывался неэффективным. Началось повальное увлечение дворян всем иностранным, особенно французским. В Петербурге и Москве один за другим открываются частные иностранные пансионы. В дворян-
Цит. по: История педагогики в России: Хрестоматия. — М., 1999. — С. 83. Там же. — С. 78.
ской среде быстро развивалось пренебрежительное отношение ко всей русской культуре.
Русские дворяне, не желавшие учить своих детей вместе с детьми «всякого чина людей», прибегали к услугам пансионов, в которых учителями и наставниками были иностранцы. Плату в пансионах брали высокую. Обещали научить «всему, что ценится в свете», сделать из мальчиков «настоящих французов». Обучали же в пансионах* вульгаризированному французскому, танцам, «манерам обращения в обществе» и французской литературе. Большего пренебрежения науками, знанием культуры своей страны, образованием нравственным не было ни в каких других заведениях России.
Ни общеобразовательных, ни тем более профессиональных знаний большинство пансионов не давало. Они оставили после себя недобрую славу. Родители переживали чувство позднего разочарования, видя по прошествии нескольких лет горькие плоды пансионного обучения, не соответствующие тем обещаниям, в реальность которых они имели несчастье поверить.
Иностранным языкам дворянских недорослей начали обучать с младенческого возраста с целью достижения «чисто французского выговора», без русского акцента. Другой целью было умение разговаривать на иностранном языке и тем самым отличаться от «простонародья». Среди прочих она была объявлена в знаменитом памятнике воспитания XVIII в. «Юности честное зерцало», содержавшем правила поведения, «собранные от разных авторов повелением Его Императорского Величества государя Петра Великого».
«Зерцало...» впервые было издано в 1717 г. а затем многократно переиздавалось. В его 27-м параграфе говорилось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать»*.,
Повальное увлечение помещичьего сословия всем иностранным стало более, чем модой; оно часто принимало курьезные формы, вызывая резкую критику даже в самой дворянской среде. Не обошла вниманием этого печального явления княгиня Е. Р. Дашкова (1743-1810) в своем исследовании о воспитании:
* История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. — М., 1999. — С. 77.
Екатерина Романовна Дашкова
«Воспитание, которое мы детям своим даем, еще более разнствует с воспитанием, кое прапрадеды дедам нашим давали. Мы еще более удалились от справедливого смысла, заключающегося в слове «воспитание», прибавя к разврату, который учителя и мадамы в сердца детей наших сеют, разврат, которому предаются дети наши, путешествуя без иного намерения, окромя веселья, без рассудка, без нужного примечания и погружая себя в Париже или в Страсбурге только в праздность, роскошь и пороки, с истощенным телом, с истощенным смыслом и кошельком домой беспоправочны возвращаются»*.
Одна из примечательных страниц педагогики XVIII в. — деятельность Ивана Ивановича Бецкого (1704—1795).
И. И. Бецкой — побочный сын генерал-губернатора И. Ю. Трубецкого и баронессы Вреде. Родился в Стокгольме и жил в Швеции до 18-летнего возраста. Большую часть жизни провел за границей. Путешествуя по Западной Европе, близко познакомился с учением французских просветителей—идеологов революции во Франции конца XVIII в. Он, как и материалисты (Гельвеций и др.), уверовал в то, что воспитание есть «корень добру и злу». В Париже был представлен матери будущей российской императрицы Екатерины II. После вступления на престол Екатерина II приблизила к себе Бецкого, назначила его тайным советником, щедро оделила деньгами, значительную часть которых он счел необходимым употребить на благотворительные цели.
Бецкой решил посвятить себя делу российского образования. Самым известным из новых для того времени учрежденных Бецким воспитательных заведений был Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянских дочерей (с отделением для девочек из мещан).
Представленный Бецким Екатерине II доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» в 1764 г. получил силу закона. Им предусматривалась реорганизация системы воспитания. Центральная идея Бецкого заключалась в том, чтобы в закрытых, полностью изолированных от окружающей жизни учреждениях вырастить «новую породу людей», надежно защищенную от «развращающей среды», от «вредных» традиций старшего поколения. Достигнуть этой цели планировалось путем пребывания детей от 5 —6 до 18 лет в казенных учреждениях.
Этой главной идее нерусского происхождения Бецкой был предан до конца жизни, прилагая незаурядные усилия и немалые средства для ее осуществления. Но ее утопический характер к концу XVIII в. обнаружился вполне.
Бецкой продолжил почин новгородского архиепископа Иова, открывшего в 1706 г. «домик для подкидышей», куда могли откры-
Цит. по: История педагогики в России: Хрестоматия. — С. 95.
то приносить младенцев родители. Эта инициатива церкви получила поддержку со стороны государства, о чем свидетельствуют указы Петра I (1712—1715), предписывавшие выделять подобным учреждениям средства от доходов монастырей и городов. По указу же 1724 г. мальчиков с 5-летнего возраста следовало обучать грамоте, в семь лет отдавать в школу, а затем в учение «всем художествам», т. е. ремеслам.
«Генеральный план...» Бецкого предусматривал открытие воспитательных домов для детей бедных родильниц. Такие дома появились в Петербурге, Москве, Новгороде, Калуге, Туле, Смоленске, Архангельске, Каргополе, Осташкове. В таких домах жизнь детей регламентировалась до мелочей, что требовалось составленным Бецким «Кратким наставлением, выбранным из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества».
Судьба строивших свою работу по указаниям «лучших» (разумеется, европейских) авторов воспитательных домов оказывалась печальной, о чем свидетельствует высокая смертность среди их питомцев: в 1764 г. в Москве принято 524 ребенка, из которых в том же году умерло 424, в 1767 г. — соответственно 1089 и 1073 ребенка. А всего в течение 25 лет принято 37 907, а дожили до выпуска всего 1020 детей.
Опекуны и воспитатели пытались прибегнуть к патронированию, размещению детей в крестьянских семьях за соответствующую плату за их содержание, но и эта форма воспитания давала не лучшие результаты. Главной причиной высокой смертности детей, очевидно, было отсутствие родителей — матери и отца. В 1802 г. Опекунский совет санкт-петербургского воспитательного дома констатировал: «Опытностью доказано, что все еще в великом числе умирают дети; при осмотрах же по деревням оказывается, что крестьяне весьма дурно, даже в совершенной нищете содержат их, обращая исключительно все даваемые им деньги и вещи в собственную токмо свою и семей своих, а не воспитанников пользу»*.
Проблема воспитания детей без участия родителей оказывалась непосильной ни для общества, ни для государства. Среди других причин бесплодности усилий Бецкого было лицемерие императрицы; рекламируя себя сторонницей народного просвещения, Екатерина II вместе с тем приватно высказывалась совсем по-иному: «Черни не должно давать образования, поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той же мере, в какой повинуется теперь».
Всерьез императрица была озабочена образованием своих наследников. Она лично руководила воспитанием внуков до семи-
* Архив Опекунского совета СПб воспитательного дома // Гатчинский Сиротский Институт. — № 19.
летнего возраста, составив при этом ряд книг учебного характера. Ею была разработана подробная инструкция князю Н. И. Салтыкову при назначении его воспитателем великих князей.
К последней трети XVIII в. относится деятельность Федора Ивановича Янковича (1741 — 1814). Его рекомендовал Екатерине II австрийский император. Янкович играл лидирующую роль в правительственной комиссии по организации народных училищ (1782), результатом работы которой явился опубликованный от имени правительства «Устав народным училищам в Российской империи» (1786). Данным уставом регламентировалось открытие в городах малых (с двухлетним курсом) и главных (с пятилетним курсом обучения) народных училищ. Учебный план составляли такие предметы: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура. В конце XVIII в. имелось 315 главных и малых училищ с 20 тыс. учащихся.
Основу воспитательной работы составлял учебник «Книга о должностях человека и гражданина». В ней перечислялись «должности» — требования к гражданам: «Первая должность сына отечества есть не говорить и не делать ничего предосудительного в рассуждении правительства, и потому всякие возмутительные поступки, как-то: роптание, худые рассуждения, поносительные и дерзкие слова против государственного учреждения и правления, суть преступления против отечества и строгого наказания достойны... Повиновение есть вторая должность сына отечества...
Упование на прозорливость и праводушие правителей есть третья должность сына отечества»*.
Если в понимании авторов «Книги о должностях человека и гражданина» добродетельными признаками «сына отечества» считались абсолютная покорность и повиновение правительственным чиновникам, а всякое «роптание» рассматривалось как «преступление против Отечества, строгого наказания достойное», то в сочинениях А. Н. Радищева развивались идеи иные.
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) родился в дворянской семье. Учился в Пажеском корпусе Петербурга. С 1766 по 1771 г.
* Цит. по: Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М. И.Дем-ков.-М., 1898.-С. 117—119.
Федор Иванович Янкович
Александр Николаевич Радищев
продолжал образование в Лейпцигском университете. Испытал большое влияние идей французских материалистов — К.Гельвеция, Ф.Вольтера, Д.Дидро, Ж. Ж. Руссо и других.
В сочинениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «О человеке, о его смертности и бессмертии» и других он развивал мысли о том, что главная цель педагогической деятельности — образование и воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание истинного сына отечества, способного к самоотверженной борьбе с социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Социальное зло России он видел в крепостничестве и самодержавии.
Педагогические взгляды Радищева свидетельствуют о его глубоком знании западноевропейской философии и психологии, сочинений французских материалистов, к которым он относился в ряде случаев критически. Он верил, что, придя к власти, народ будет выдвигать из своей среды людей, способных создать новую гуманную культуру, науку, просвещение.
Оригинальными были общепедагогические взгляды Радищева. Он высоко оценивал роль семьи в воспитании. Предпосылкой успешности последнего должны быть отношения дружбы и любви между родителями и детьми. Такие отношения могут основываться 1 на совместной борьбе за общие идеалы.
Новаторским было его выступление в защиту прав детства. Хотя сама по себе такая идея не было новой (вспомним, например, педагогику православия), но она становилась злободневной в условиях, когда дворяне все чаще пренебрегали своим долгом, перекладывая родительские обязанности на воспитателей наемных и отдавая детей в разного рода пансионы сомнительной образовательной и воспитательной ценности. Радищев осуждал неравные браки, следствием которых было рождение нездоровых детей. В этой же связи порицал матерей, отказывавшихся кормить своего ребенка грудным молоком по ложно понятым «эстетическим» соображениям. Он требовал, чтобы отцы не уклонялись от обязанностей содержания и воспитания внебрачных, «зазорно рожденных» детей.
Грубым заблуждениям родителей в вопросах воспитания Радищев противопоставлял положительные образы жизни дворянства, в которой формировались «нравственные и гражданские доброде-
тели истинного сына Отечества». Эти качества успешнее всего воспитываются в семье, где мать и отец при обоюдном полном согласии воспитывают своих детей. Здесь нет места насилию и принуждению. Главное средство — пример родителей и окружающих людей. Необходимое внимание уделяют родители физическому развитию: простая одежда, пища без излишеств, закаливание, разнообразные упражнения на открытом воздухе, физический посильный труд, бег, плавание, верховая езда, различные работы по дому и т. д. Вопреки модному увлечению французским языком он считал, что обучение, особенно в раннем детстве, должно вестись на родном русском языке.
Немалый интерес представляли наблюдения Радищева за процессом первоначального воспитания ребенка. «С того времени, как младенец научается говорить, развержение его умственных сил становится все приметнее, ибо он может изъявлять все, что доселе мог обнаруживать только криком и слезами; самые слезы проливает он реже, и помалу младенец становится дитя»*.
Приводимые Радищевым положительные примеры воспитания, объяснения процесса психического созревания в связи с умственным развитием с позиций французских материалистов, горячей поклонницей которых была Екатерина II в начале ее царствования, теперь ее не удовлетворяли. Читая главы «Путешествия из Петербурга в Москву», посвященные педагогическим взглядам автора, императрица заметила, что они «противны закону Божию, десяти заповедям, Святому Писанию и гражданскому долгу»**. Летом 1790 г. А. Н. Радищев был арестован, приговорен к смертной казне, которую заменили «по милости императрицы» ссылкой в Илимск сроком на 10 лет.
Большой вклад в распространение образования внес Николай Иванович Новиков (1744—1818). Он родился в семье небогатого дворянина Московской губернии. Сначала обучался у деревенского дьячка, затем в гимназии при Московском университете, из которой был отчислен «за леность и нехождение в классы». Поступил на военную службу; участвовал в событиях, приведших к власти Екатерину II, за что был произведен в унтер-офицеры.
В 1767 г. был направлен работать в Комиссию по составлению проекта нового Уложения, где вел журнал заседаний отделения «о среднем роде людей» и общих собраний депутатов. Через год Новиков был произведен в прапорщики Измайловского полка, но не пожелал продолжать службу и ушел в отставку в чине поручика. «Всякая служба не сходна с моею склонностью: военная — кажется угнетающею человечество... приказная — надлежит знать все про-
* Цит. по: Чувашев И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955. - С. 44.
** Там же. — С. 42.
нырства... придворная — надлежит знать притворства»*. Новиков $ нашел себя в журналистике и издательской деятельности.
В просветительской деятельности Новикова можно выделить два периода: петербургский и московский. В первый период (1769— 1 1779) он издавал сатирические журналы, обличавшие невежество, суеверия, доказывал практическую пользу образования. В Петербурге он открывал народные училища на средства от издания журналов «Трутень» (1769—1770), «Живописец» (1772 — 1773), «Кошелек» (1774), «Утренний свет» (1778). Постоянной темой новиковских журналов была критика недостатков воспитания в дворянских семьях: пренебрежение к образованию и наукам, слепое 1 преклонение перед всем иностранным, особенно французским, космополитизм.
Во второй период (1779 — 1789) Новиков арендует типографию Московского университета, широко развертывает издательскую деятельность. Он издает большими по тем временам тиражами научные и учебные книги. Среди новиковских изданий значительное место занимают сочинения религиозно-нравственного содержания: «Памятник повседневный православного христианина», «Душеспасительные размышления», «О познании Бога» и др. Наибольшую известность из педагогических сочинений Новикова имел его трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия», опубликованный в издаваемых им «Прибавлениях к Московским ведомостям» (1789). В нем проявилось стремление автора согласовать идеи западноевропейской педагогики с традициями русского воспитания, приспособив их к нуждам дворянского сословия России конца XVIII в.
Надо при этом заметить, что не все педагогические идеи, заимствованные Новиковым из сочинений французских философов, были для русской педагогики новыми и оригинальными. Таким, например, было требование начинать воспитание с самого раннего возраста или положение об ответственности родителей за воспитание своих детей. Они были известны на Руси задолго до Новикова. Но развитие подобных идей Новиковым имело практическую ценность, потому что многие из дворян XVIII и последующего веков уклонялись от исполнения родительского долга и передоверяли его исполнение наемным учителям, отдавая детей в частные пансионы.
Безусловно полезными были пропагандировавшиеся Новиковым педагогические идеи, обоснованные современной ему психологией: «Упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо; не погашайте любопытство детей; не отягощайте память ребенка знаками и словами, не доводя их до познания вещей, оными означаемых; гораздо лучше детям не знать совсем многих вещей, нежели несправедливо оные себе представлять...»
* Цит. по: Масонство в прошлом и настоящем. — М., 1991. — Т. I. — С. 178. 118
Эти и подобные дидактические идеи развивались Новиковым и авторами, которых он привлекал к участию в своих изданиях.
Характерная черта педагогических взглядов Новикова — гуманность. Наставников и учителей он призывал воспитывать в детях «искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам без различия состояния, религии... Научайте почитать братьями всех человеков, низших и знатных, бедных и богатых... Не позволяйте говорить о черни, подлом народе, сопровождая речи сии презрительным видом и ужимками...»*.
Важно отметить, что Новиков не ограничивался только абстрактной проповедью гуманности и милосердия. Он, как и Радищев, рекомендовал наставникам воспитывать в детях деятельную любовь к людям: «Водите их иногда в печальные, но поучительные жилища бедных, больных, умирающих... Приучайте их ограничиваться несколько в своих забавах и удобствах, дабы тем помогать неимущему. Награждайте их за благодеятельность не подарками, но допуская их участвовать в радости бедного и нуждающегося, вами подкрепленного, больного, получившего от вас облегчение». Характерен в этой связи случай, когда ученики открытых Новиковым двух интернатного типа школ для детей городской бедноты отказались на целый месяц от завтраков и ужинов для того, чтобы сэкономленные таким образом деньги отдать для пропитания неимущим**.
Говоря о просветительской деятельности и взглядах Новикова, нельзя не упомянуть о его отношении к масонству, что определенным образом связано с драматическими событиями его личной жизни.
По свидетельству российских масонов XVIII в., в России ложа была учреждена Петром I по возвращении его из первого заграничного путешествия, «мастером стула» ее стал Лефорт, первым надзирателем — Гордон, а сам царь лишь вторым надзирателем. А вот дошедшие до нас документы указывают, что возникновение масонства в России относится к 1731 г., когда Джон Филипс был назначен великим мастером для всей России самим гроссмейстером великой лондонской ложи.
* Цит. по: Чувашев И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. — С. 37. ** Там же.
Франц Яковлевич Лефорт
Бесспорно и то, что масонство в Россию пришло с Запада. В последней трети XVIII в. оно было представлено» людьми различных устремлений и верований: «вольтерьянцами» и< атеистами, людьми религиозными и просто искателями приключений. Движение это распространилось столь широко, что слово «масон» стало чуть ли не синонимом слова «интеллигент». Для интеллигенции того времени притягательной в масонстве была идея религиозно-нравственного самосовершенствования, послушания, братства всех сословий. Масоны гуманность понимали как благотворительность, а просвещение — как средство воспитания «доброго христианина».
Советские историки видели в масонстве одну из форм идеологической реакции, противовес рационализму Просвещения. Что касается отношения Новикова к масонству, то понимание им целей своей деятельности в какой-то мере характеризуют его слова: «Истинное масонство в том просвещении, к которому можно прийти, идя по стезям христианского нравоучения»*.
О приверженности христианскому вероучению заявляла и Екатерина II в первые годы своего императорства, когда она состояла в активной переписке с французскими материалистами. Но политика ее правительства вела к усилению крепостничества. Указ от января 1765 г. давал право дворянам—собственникам крепостных за «непослушание» ссылать их в Сибирь. В «просвещенный» век Екатерины II был изобретен железный ошейник — орудие наказания для непокорных. Широко практиковалась торговля крестьянами. Крепостных, как и во времена татаро-монгольского ига, продавали на рынках, проигрывали в карты, меняли на лошадей и собак. Крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков. Екатерина II распорядилась жалобщиков наказывать как «нарушителей общего покоя», а затем ссылать их в места отдаленные. В течение только пяти лет ее правления такому наказанию подверглись около 20 тысяч человек. Д. Дидро, по заказу Екатерины II готовивший проект системы образования для России, в то же время о самой Екатерине II говорил: «Русская императрица, несомненно, является деспотом».
Осознавая опасность революционных потрясений, усматривая их связь с тем или другим характером образования, Екатерина II при-
* Цит. по: Масонство в прошлом и настоящем. — Т. 1. — С. 183.
Патрик Гордон
казала выяснить (1785), как ведется преподавание закона Божьего в московских школах и пансионах, открывавшихся без разрешения правитед&ства, какие книги печатаются в типографии Новикова.
Под подозрение попала и благотворительная деятельность Новикова. Было велено осмотреть открытые им в Москве больницу и школу. В результате книжный магазин был опечатан, школа и больница закрыты. Типографская компания Новикова и его сотрудников прекратила свое существование (их императрица назвала «скопищем нового раскола», а Новикова — «человеком коварным, хитро скрывающим порочные свои деяния»). В 1792 г. Новиков был арестован и приговорен к заключению в Шлиссельбурге на 15 лет.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 358 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!