Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности философии Просвещение (Вольтер и Руссо)



Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов, ф. тесно связана с этикой и политикой. Его родина - Англия, затем Франция, Германия и Россия. Философы Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк – родоначальники просветительских идей.

Исходные идеи эпохи Просвеще­ния–культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Идейные искания, научные творческие подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс. Идеал - принцип равенства. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Гольбах, Д'Аламбер.

Характеристика эпохи Просвещения

· Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.

· В центре внимания – идеальное общественное устройство

· Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью. Популярность Философии Декарта.

· Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.

· В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.

Просвещение зародилось в Англии (1688 – революция), и было идеологической подготовкой французской революции (1789). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.

Джон Локк - Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье.

Пьер Бейль был аристократом и гугенотом. Пытался доказать, что все верующие (лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми.

Жан Мелье – пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). Авторитет церкви был подорван.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778) –

Сторонник сенсуализма Локка, но противник фр. материалистической философии. В вопросе о духе В. колебался м/у отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — м/у индетерминизмом и детерминизмом. «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764).

Враг церкви, лозунг «écrasez l’infâme» («раздавите гадину»), но уважал личность Христа. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» - одновременно враг атеизма.

Деист – все существующее создано Божеством. Не согласен с тем, что есть некая первичная материя, способная образовывать любые формы и составляющая всю Вселенную. Как и

материалисты, считал, что материя вечна (“нет никакой причины, по которой она не существовала бы ранее”, Бог творил мир не из ничего, а из материи).

Долго разделял оптимизм английской буржуазии XVIII века (Александр Поуп: «Whatever is, is right»).

В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Вольтерьянство в современном понимании.

· рациональное знание

· атеизм

· новейшая национальная идея.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) – писатель, мыслитель, композитор. Философские взгляды выразил в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре».

Обличение неравенства, старого общественного строя. Частная собственность – источник зла, усугубляется государством. «Науки способствуют порче общественных нравов», т.к. развивают цивилизацию.

Противопоставление природы и общества – идея «естественного человека». Особое внимание уделяется воспитанию.

В мире есть и разум, и воля, и Бог. Руководствовался доказательством чувства; для него деизм и вера в бессмертие души были живыми убеждениями. «Что инстинкт для тела, то совесть для души». Признавал совершённым все, что выходит из рук природы, происхождение зла нашёл в человеке.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 981 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...