Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы средневекового религиозного мышления



Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):

- Непрерывное сопряжение философии и религии: философствование посредством веры (=> рождение философии антропологии – наука о происхождении и эволюции человека), взаимосвязь между верой и разумом. Вера несет в себе познавательное значение.

- Принципы откровения и монотеизма (Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.)

- Ретроспективность и традиционализм (обращенность мышления в прошлое: чем древнее, тем подлиннее, тем ближе к истине. Наиболее подлинный источник- Священное Писание. «Достаточно расшифровать библейские идеи-притчи, чтобы понять смысл и найти ответы» - это мышление хар-но для теологов Патристики)

- Творческий метод/иконографический метод - передать потомству образ истины таким, какой он был в Священном Писании. Мышление такого рода характеризуется литературностью, филологичностью, так как определяющую роль играет текст. Семантический анализ(толкование отдельного слова) => концептуальный анализ (толкование мыслей наиболее ранних авторитетов- Аристотеля и Платона)=> спекулятивный анализ (движение мышления в русле противоречий, возникает система творчества)

- Дидактизм, учительство, назидательность. Средневековые мыслители- проповедники или учителя. Диалог, в котором рождается истина.

- Психологическая самоуглубленность и рефлексивнсть. Самоуглубленность через исповедь (своеобразное достижение Средневековья.) – «Исповедь» Августина.

- Скептицизм и агностицизм (принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей). «В этом земном мире все нет ничего открытого и закрытого, он пронизан светом Бога, все постижимо кроме самого Бога».

- Теологический мистицизм, связанный с попыткой понять, кто есть Бог.

- Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него

- Концепция линейного времени и множественности времен. Время считается чем-то многообразным, оно не сводится только к природным процессам., переход к понятию прогресса. Идея историзма

- Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

26. Философия патристики (Августин): проблема веры и знания

Патристика - христианское богословие, 2–8 вв.

Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики. Родился в Северной Африке, получил классическое образование в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Лишен должности преподавателя риторики, изгнан за принятие христианства. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом.

А. Попадает в сети манихейства (особая религиозно-рационалистическая секта, которая стремилась к богу с помощью разума). Духовное развитие Августина:

1). Период поиска. Итог- «Исповедь»

2). Авг. Размышляет о судьбе человека. «Уверовал прочно», получает звание епископа. Много занимается литерат.деятельностью. «Против академиков», «О музыке», «Троица», «О граде божьем», «О христианском учении».

Отношение Августина к античности: много читал греч. Авторов, особенно выделял Сократа и Платона – ближе всего стоят к науке о Боге. Т.о. Платон был, с точки зрения Августина, «зачинателем истинной религии».

Тема веры и знания.Феномен веры в Христа у Августина централ. и многознач. Вера (по Августину)- здоровое чувство, верить- делать выбор, кому верить- суть веры -вера в жизненный авторитет (в родителей, в хорошего учителя). Существует лестница авторитетов веры. Те, что более отдалены, т.е. не поддаются пониманию – наиболее высокая ступень. => Вера в абсолютный авторитет- в Бога. «Верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить»(Авг. Блаж.)(речь о понимании Бога) => вера не противостоит разуму взаимодополнительность.

Вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить.

Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. => Разум, просветленный откровением. (тема истинной веры)


27. Философия патристики (Августин): трактовка бытия, человека и времени

Фундаментом теоретического и идеологического развития средневековой философии

выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками - последователями Платона и неоплатонизма. Пытались совместить христ. филос. с греческой.

Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие средневековой философии.

Бытие – это то, что не имеет никакой примеси небытия, оно неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся удержать свою определённость, это носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. (с одной стороны, это влияние неоплатонизма, но А. Разделяет понятия Бога и бытия).

Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после (Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему.

(В 410 году в падении Рима обвинили христианство с его идеей безвольного человека. Ответом на эти обвинения стал «Град Божий» Августина.) А. Утверждает, что подобные катаклизмы повторяются в истории. Существует град земной и град небесный, который дано увидеть в жизни земной. В нашем мире эти два начала перемешаны, но в высшем мире они разделеныà идея мирской и священной истории. Книга А. Способствовала тому, что христиане могли принять факт крушения империи как факт религиозных чувств. Таким образом, складывается идея линейного развития истории.

Бог – вечная бесконечная длительность, нах. вне времени. Время возникает, когда Бог создает мир.

Религия базируется на антиномиях – вечность времени и его преходящесть.

Августин большое внимание уделил человеку и его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать между добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

А. Считает, что существуют изменяемые духовные предметы – разумные души, обладающие бессмертием, изменяющиеся во времени, а не в пространстве. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

Бессмертие не только души, но и тела (2е приш. Х.).

Разгадать тайну человека – разгадать бытие.

В человеке есть три ипостаси:

· разум – Бог

· познание – Христос

· любовь – Дух

Тайна человека – душа – принцип персонализации философии.

Основные догматы антропологии:

1. Творение человека Богом – абсолютное значение человека.

2. Греховность чел. по природе

3-4. Искупление и воскресение Христа – «путь спасения»

Обретение истинной веры:

1. Первично в ощущениях – ощ-ие самой души

2. Бестелесное обличие души – благодать.

3. В душе образуется предустановленная гармония (Душа видит не так, как глаза).


28. Философия схоластики: понятия номинализма и реализма

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Церковь господствует во всех сферах жизни. Одновременно с призванием уйти из мирской жизни, церковь породила и новое отношение к труду: он становится не прерогативой рабов, теперь праздность расценивается как грех.

Проблема универсалий –проблема общих понятий..à Догмат о Троице. Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества? Именно по этому вопросу произошёл раскол церкви. Таким образом, проблема универсалий – это проблема соотношения множества и единичностей.

Эти вопросы решались путём разбора языковых средств. Мир схоластической философии – мир, воспринятый через призму зыка. Понятия укоренены не только в человеческом уме, но и в бытии, в вещах. (Связь с Платоном: вещи причастны к идеям, которые существуют в уме Бога).

Итак, существовало два взгляда на проблему универсалий:

Реалисты (Иоанн Скотт Эриугена). Реально существует только общее (согласно учению Платона, идеи существуют до конкретных вещей). Мир вещей сотворён под влиянием Святого Духа. Первопричины дают начало миру отдельных вещей. Таким образом единство Бога понимается как общее.

Номиналисты. Реально существует вещь. Общее, имя вещи, существует только после самой вещи.

Эриуген (один из отцов схоластики)был реалистом. Бытие разделяет на четыре природы:

1. Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

2. Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3. Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...