Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пьер Абеляр. Жил на рубеже XI и XII веков



Жил на рубеже XI и XII веков. Родился на севере Франции, был популярен как мастер диспута. Критически относился к авторитету церкви. Трактат «Познай самого себя»: главный критерий нравственности – согласие совести. Существует единый нравственный закон, общий для всех людей. Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существ. признаки класса предметов. Благодаря универсалиям возможно познание.


29. Особенности и основные понятия философии Возрождения (Бог, природа, человек

Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; новая философия, утверждающая человеческий индивидуализм. Возрождение началось в XIV веке - развитие светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция.

Средневековье Возрождение
Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения) Созерцательный, а не творческий тип личности Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры. Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства.

1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

Гуманизм, признание Человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о при­
роде.

Перенос акцента с Бога на человека.

Постулирование универсальной творческой субъекстивности человек а: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

Личностно-материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

Новое отношение к природе (Олич. От средневек. И антич.) Загадочность природы в ее непостижимой красоте. Художник должен быть весьма образованным человеком, должен уметь изображать пространство, математически осмыслять нарисованное.

Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я.Гус, М.Лютер,Т.Мюнцер, Ж.Калъвин.Движение протестантов- религиозное восстание человечества против католичества. Обращение к истокам христианства. Когда усиливается элемент веры, земная жизнь перестает быть важным местом. Сам Бог избирает людей для жизни и просто для спасения или просто для жизни., все зависит от самой души => роль священника может исполняться и обычным человеком..

Геометрически-структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

Пантеизм. Отождествление Бога и Природы.

Философия эпохи Возрождения – переход от традиционализма к личностно-конструктивному сознанию. Возрождение вскрывает новые потенциалы человека, открывает новые жанры искусства. Авторитет разума растет.


30. «Ученое незнание» и метод Николая Кузанского

Николай Кузанский (1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности или Абсолютного максимума. Бог един и всемогущ. Н.К вводит идею абсолютного максимума. Этот абсолютный максимум и есть Бог. (природа, мир и Бог–одно и тоже(идея пантеизма, всебожия)).

. Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание»–несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

«Об учёном неведении»

В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным. Бесконечное непредставимо в какой бы то ни было пропорции и поэтому остается для нас неизвестным. Это тот случай, когда причина нашего незнания - отсутствие пропорций, которые присущи вещам законченным. Сознание такой структурной диспропорции между умом человеческим (конечным) и бесконечностью - это и есть ученое незнание.

· демократичность – обращение ко всей аудитории

· единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

· в центре внимания оказываются вопросы познания

· появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

Бесконечность не с чем сравнивать, следовательно невозможно познать.
Философия Фрэнсиса Бэкона (эмпиризм и учение об индуктивном методе)

Френсис Бэкон (1561 – 1626)

Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат «О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки, отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигается новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты. => Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Опыты плодоносные Опыты светоносные
Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы.  

Принцип невмешательства религии и науки.

Естественная философия
физика метафизика
Две категории причин
Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе Формальные – целевые причины

Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт (эксперимент). Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт. Но Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

Познание начинается с освобождения от идолов:

1. Призраки рынка (на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения),

2. пещеры (каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности),

3. театра (в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей),

4. рода (люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества–антропоморфность мифа).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум à наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты (см. Опыты плодоносные и светоносные). Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии).

.Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод(ранний предшественник научного метода) методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт

Т.е. метод Бэкона опирается на индукцию и эмпиризм.

32. Философия Декарта: идеи новой философии и принципы истинной философии

Рене Декарт (1596-1660) - французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:

· «Рассуждение о методе»

· «Правила о руководстве ума»

· «Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

Д. – рационалист, дуалист, деист, скептик (гносеологически).

Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания.

В основе познания – разум «Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом». Д. занимает позицию скептика: можно сомневаться во всем, кроме самого сомнения. «Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению». Сомнение - это процесс мышления. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления.

«Философия должна способствовать единству знания» à Цель: познать механизм познания.

Главное в процессе познания - интуиция – «усмотрение ума», «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сопоставление мнений, истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира. «Я мыслю, следовательно, я существую»

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики.

Критерий истинности и ясности суждений разума.

Самое важное – «я сам как бытие»

Первоначала д.б. ясны и отчетливы, а все остальное знание зависит от первоначал.

Сформулировал закон сохранения движения и закон инерции.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...