Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Метафизика. Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д.,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической.
Д. – не идеалист: выделяет в основе мира две субстанции:
· телесную | Главный принцип - протяжённость |
· духовную | Главный принцип - мышление |
На практике у Декарта три субстанции. Субстанция – причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы Богом (3 субстанции: материя – делимая до бесконечности, дух – неделимая, Бог). Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.
Существуют два типа качеств:
· Первичные: логическое мышление и познание. (для них характерна протяжённость)
· Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).
Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей:
1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром.
2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астрономаà влияние понятия идей у Платона!)
3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Первичнее врождённых идей – идея Бога.
Мир создан Богом и развивается по своим законам без участия бога. Аналогия с часами и часовщиком: когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно.
Мир как машина. У Декартаочевидна попытка унифицировать действительность, изначально многообразную и изменчивую, посредством легко управляемой механической модели. Декарт устраняет пустое пространство; по его мнению, мир полон вихрей из тонкой материи, допускающей передачу движения с одного места в другое. Животные и человеческое тело не что иное, как механизмы, "автоматы", или "самодвижущиеся машины" разной степени сложности, подобные "часам, составленным из колес и пружин, которые могут отсчитывать часы и измерять время". То, что мы называем "жизнью", сводится к некой материальной сущности, т. е. к тончайшим и чистейшим элементам; переносимые кровью от сердца к мозгу, они распространяются по всему телу, руководя основными функциями организма.
Метод. В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.
Принципы построения дедуктивной цепочки:
все истины вводятся опосредованно
непрерывность цепочки
должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.
Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.
«Правила о руководстве ума»:
§ Считать истинными такие положения, которые не вызывают сомнения (исходя из врожденных истин, идей).
§ Каждое затруднение в процессе познания надо делить на части – правило аналитич. метода.
§ Мыслить по–порядку, начиная от простого, переходить от известности к неизвестности, от доказанного к недоказанному. – правило синтеза
§ Не допускать в логическом исследовании лишнего, составлять такой перечень, в котором уверен, что ты ничего не забыл. – правило полноты знания.
В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!