Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Бытие науки



Развитие науки неотделимо от мировой истории. Во второй половине XIX века появляется новая отрасль знания – философия науки, изучающая строение и основные формы развития науки. Возникает также и философия техники, связанная с осмыслением роли и значения техники в развитии общества, человека. Исследователи современной науки выделяют несколько периодов, сыгравших определяющую роль в ее становлении25.

− Начало первого периода датируется примерно 1600 годом и связано с именем Г.Галилея. Своими работами в области механики ученый создал основу эмпирического метода познания и окончательно доказал истинность гелиоцентрической системы Н.Коперника. Этот период свидетельствовал о зарождении современной науки, пришедшей на смену схоластической философии природы, основанной на учении Аристотеля. Потребности и нужды общественной практики нового времени пришли в противоречие с созерцательными, умозрительными методами «аристотелевской» науки, пользовавшейся в течение предшествующих столетий безоговорочным авторитетом. Экспериментальный метод познания, который Г.Галилей развивал с опорой на взгляды своих предшественников – Леонардо да Винчи, Н.Коперника, а также всеобщая математизация знания, существенно «раздвигали» границы теоретического описания мира. Переворот в науке получил свое завершение в трудах И.Ньютона, открывшего закон всемирного тяготения, который доказал свое превосходство над всеми более ранними теориями. Возникла новая система мира. «Галилеевская» или классическая наука получила свое относительное завершение.

− Второй поворотный пункт в развитии научного познания наступил примерно в 1900 году26. Этот период характеризуется целым потоком фундаментальных открытий – рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон и другие. М. Планк сформулировал основополагающую идею об «атомах энергии» или «квантах». Это привело к возникновению квантовой физики. А. Эйнштейн создал частную, а затем и общую теорию относительности. Новые теоретические концепции раскрывали действительность, которая не укладывалась в рамки ранее открытых структур и закономерностей. Это дало повод говорить о возникновении неклассической науки XX века, отличной от классической.

− И, наконец, развитие идей синергетики, синтез системного и эволюционного подходов обусловили возникновение концепции глобального эволюционизма – стержневого направления развития современного этапа развития науки, названного постнеклассическим. Основные идеи этой концепции принадлежат И. Пригожину, Э. Янгу, Н.Н. Моисееву, В.С. Степину и др.

Истоком объяснения и понимания науки, научного познания служит одна из наиболее давних идей европейской цивилизации – идея развития мира (природы и общества). Разнообразие постоянно изменяющихся природных и социальных процессов, явлений порождает многогранность бытия самой науки. Она выступает и как система знаний, и как производство нового знания, и как социальный институт, и как особая область культуры. Коротко рассмотрим эти грани. В состав науки входят знания, накопленные человечеством и подкрепленные практикой. Информация, аккумулируемая в течение тысячелетий, представляет чрезвычайно сложную систему. Систематичность – важнейшая характеристика «научного пространства». И. Кант по этому поводу писал, что наука – это система упорядоченного на основе определенных принципов знания.

Но наука – это не только система достоверного знания, но и процесс получения нового знания. Проблема производства знаний и построения науки всесторонне рассматривалась еще в древнегреческой философии. Так, Аристотель в качестве универсального орудия познавательной деятельности использовал разработанную им логическую систему – «органон». Основатель индуктивного метода Ф.Бэкон для накопления знания использовал различные приемы под общим названием «новый органон». В современном научном познании процесс накопления новых сведений о мире происходит в результате постоянного взаимодействия теоретических конструкций и экспериментальных исследований. Учеными руководит не простая любознательность или абстрактная любовь к истине, хотя эти факторы и имеют немаловажное значение. Научная деятельность определенным образом организована и служит для выработки материальных или духовных ценностей в интересах общества.

Социальный характер науки проявлялся всегда. Но особенно очевидным он становится в Новое время (XVII в.). Возникают сообщества ученых в форме национальных академий (Англия, Франция), которые становясь элементом социальной структуры, стали регулировать социально-правовые отношения в научной сфере, формировать нормы и ценности, устойчивые нормы поведения ученых и т.д.

Наука выступает также и как особая область культуры. Сущность культуры состоит в проявлении творческого начала личности, раскрытие ее возможностей, синтезе способностей и функций. В этом отношении наука как творчество объективно осуществляет и функции культуры. Культурная означенность современной науки проявляется и в разработке этоса науки – нравственного кодекса, определяющего ценностные ориентиры ученого сообщества28.

Многоликость науки затрудняет ее определение. Некоторые исследователи, например Дж.Бернал, вообще отрицают возможность какой-либо дефиниции. Вряд ли подобная точка зрения является убедительной. Видимо, при определении наиболее общих очертаний рассматриваемого феномена следует исходить из представления о целостной системе (см. схему)

Объект познания – предмет научной дисциплины или отрасли, вещь на которую направлено

Субъект познания – ученый, научный коллектив, научное сообщество, человечество

особый язык: естественный или искусственный, знаки, символы и т.д.

система методов, приемов, технологий, материально-техничес-кая база

Главной, определяющей, функцией науки является производство и систематизация знаний об окружающем мире с целью всестороннего развития человека и создания благоприятных условий его жизнедеятельности.

Существует научное и вненаучное или паранаучное (гр. para – возле, при, вне) знание. Разграничение этих сфер познания сложная и до конца не осуществимая задача.

Познание не исчерпывается только лишь сферой науки, так как существуют и иные ненаучные формы познания. К ним можно отнести:

− несистематизированные и недостаточно обоснованные знания, например, относящиеся к личному или общественному опыту, вербальным образом выраженному в форме традиций, притч, поговорок и т.д;

− различные формы общественного сознания (мифология, религия, искусство) также содержат знания о реальности, не отвечающие критериям научности, но, тем не менее, содержащие в себе истинные знания ("зерна" истины), отражающие многовековой опыт существования человека;

− домыслы, необоснованные предположения, возникающие в процессе когнитивной деятельности, которая постоянно сталкивается с познавательными трудностями, превосходящими существующие возможности и средства гносеологического плана;

− следует учитывать и личностные качества познающего, цели которые им преследуются, ценностные нормы которыми он руководствуются: приспособленчество, карьерные или престижные соображения, стремление достичь, поставленных во главу угла, (зачастую необоснованных) личных амбиций порождают опусы далекие от науки, пусть даже и облеченные в наукообразную форму.

Многозначность вненаучного знания порождают различные терминологические смысловые оттенки, используемые в философии науки (лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное и др. знание)30.

Каким образом соотносится наука и паранаука в познавательной деятельности. Необходимо учитывать бесконечность мира, а, следовательно, невозможность получения финитивного знания о нем. Возрастание объема знаний с необходимостью порождает новые вопросы и проблемы. Поскольку 90 процентов когда-либо существовавших ученых относятся к нашему времени можно сделать вывод не только о нарастание знаний о мире, но и об объеме проблем, которые вдруг предстали перед человечеством. Наука приобрела парадоксальный характер. По-новому звучат слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". Для преодоления этого современного "ученого незнания" необходимо использовать весь состав познавательного опыта человечества. Речь идет не о возврате к прежним научным воззрениям. Это реакционная идея. Речь о другом об использовании познавательных смыслов прошлого, всех форм познания для поиска путей разрешения современных проблем.

40. Периоды развития научного знания: классический, неклассический, постнеклассический.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...