Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рост научного знания



В современной философии науки существуют различные подходы к функционированию, развитию и росту научного знания. Одна из наиболее влиятельных концепций представлена американским философом науки Т.Куном (1922). В качестве основных он используется такие понятия, как парадигма, научное сообщество, нормальная наука, научная революция. Парадигма – модель решения исследовательских задач, правила работы (дисциплинарная матрица), принятые данным научным сообществом. Безраздельное господство определенной парадигмы свойственно нормальной науке – периоду относительно спокойного развития в форме накопления знаний. Но постоянно возникающие аномалии, которые противоречат принятым взглядам, ведут, в конце концов, к исключительной ситуации научной революции. Старая парадигма разрушается и образуется новая. Затем цикл повторяется 32.

Последовательным критиком смены научных парадигм выступил И.Лакатос (1922–1974) – британский философ и историк науки. Он считает недостаточным логическое обоснование перехода от старых теоретических взглядов к новым и видит в этом иррационалистические тенденции теории Т.Куна. Развитие науки рассматривает как конкуренцию различных научно–исследовательских программ, каждая из которых представляет собой цепь последовательно сменяющих друг друга теорий. Если новая теория не в состоянии расширять эмпирическое и теоретическое содержание программы, то она переходит из прогрессивной к вырожденческой стадии развития. Достижением И.Лакатоса явилось логическое обоснование взаимодействия различных элементов знания – жесткого ядра и защитного слоя, обеспечивающих устойчивость программы; эвристического элемента, способствующего ее эволюции 33.

П.Фейерабенд (1924) – американский философ, работающий в области методологии науки, рассматривает развитие науки с позиций теоретического и методологического плюрализма. Он считает, что следование какому-либо одному методу или единой теории несовместимо с творческим мышлением. Поэтому ученые должны руководствоваться принципом «все дозволено». Свою концепцию назвал «теоретико-познавательным анархизмом», отрицал понятие истины и объективность знания. На этом основании предлагал уравнять науку с религией, мистикой, магией, идеологией, искусством34. Последовательно выступал против неопозитивизма, представлял модернистское направление в науке.

Д.Холтон (1922) – автор концепции тематического анализа науки. Непрерывность знания, по его мнению, обусловлена наличием тем – неизменных структур знания, истоки которых находятся еще в мифологическом сознании. Например, в физике насчитывается около сотни подобных тем. Они-то и регулируют творчество ученого, ограничивают выбор догадок, гипотез, предположений и т.д., определяют целостность научного познания, единство естественнонаучных и гуманитарных наук.

Существует ли идеальная, некая завершающая модель научного познания? Вряд ли. Ведь каждая из них ограничена историческим опытом науки, субъективными взглядами, установками, творческой интуицией конкретного исследователя. Совокупность различных моделей, схем, их интерпретация позволяет эксплицировать объективные тенденции развития, функционирования и роста научного знания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...