Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научные революции и смены типов рациональности



Научные революции характеризуются сменой модели решения исследовательских задач, стратегии и способов осуществления научных исследований. Принято различать следующие типы (в. Казютинский): мини-революции, относящиеся к отдельным разделам той или иной науки; локальные революции, касающиеся конкретной науки в целом; глобальные революции, охватывающие всю науку и коренным образом изменяющие "картину мира".

Ранее уже рассмотрены основные периоды развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Их отличают революционные глобальные преобразования научно-исследовательских парадигм, в каждой из которых представлен определенный тип рационализма. Типологические различия рациональности проявляются в стратегических целях науки, методах и нормах познания, системах понятий и языках, принятыми в том или ином научном сообществе. Соответственно различаются связи, отношения и взаимодействия, которые обычно описываются в категориях объект и субъект (объективное и субъективное), части и целого, вещи и процесса, причинности, случайности, необходимости, возможности, пространства, времени и др. Возникают новые понятия, обозначающие вновь созданные эмпирические и теоретические объекты.

Классический рационализм исходил из строгого разделения реальности на объект и субъект (р.декарт). Условием получения обоснованного научного знания выступало требование элиминации (исключения, удаления) всего того, что не относится к субъекту. Причина и следствие, законы характеризуются жестким лапласовским детерминизмом. Пространство и время рассматриваются как неизменное инертное вместилище взаимодействий и вещей мира. Перечисленные категории описывают механические системы. В технике это различные механизмы (станки, машины, устройства), в науке – объекты, исследуемые механикой. Символ этого класса систем – механические часы. Совокупность свойств частей составляет свойства целого. С позиций механики рассматриваются не только физические, но биологические и социальные объекты. Картина мира представлена этим типом рационализма как "математическая модель вселенной" (и.ньютон).

В неклассическом рационализме былое противопоставление субъекта и объекта вытесняется осмыслением соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностями средств и операций деятельности субъекта. Выясняется роль субъективности в познании и ограниченность классической субъектно-объектной парадигмы. Теория относительности а.эйнштейна поместила исследователя внутрь объекта. Познающий человек стал составлять неотъемлемую часть реальности, на которую направлено его внимание. Объективность стала пониматься не как абсолютная свобода от субъективных особенностей познающего, а как все более раскрывающееся в познавательных действиях субъекта, и независящая от него, наличие еще не известных качеств и свойств объекта. Наглядным примером подобного подхода может служить научное познание микромира: прибор, фиксирующий наличие микрочастиц и фиксирующий их параметры, сам становится существенным фактором поведения частиц. Пространство и время отныне рассматриваются не как самостоятельные сущности, а как система отношений между объектами и процессами, отдельно от них не существующую. В теории относительности а.эйнштейна была теоретически обоснована глубокая, фундаментальная связь между пространством, временем и различными состояниями материи. Наличие различных форм движения лежит в основе геологических, географических, химических, биологических, социальных аспектов пространства − времени. Пространство и время становятся продуктивной силой в развитии мира, являются обоснованием физических параметров видимого мира. Возникают новые смыслы в описании времени и пространства. То, что раньше объяснялось как причина, например тяготение, открытое ньютоном, на самом деле есть проявление более глубокого основания – искривленности пространства-времени.

Появляются новые объекты исследования. Особое место стало принадлежать саморегулирующимся системам и среди них социоприродным комплексам, в которые включен человек (объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы человек – машина и др.). Целое в саморегулирующихся системах не довольствуется простой суммой своих частей, а характеризуется наличием системных качеств. Часть не существует вне целого. Установка на динамические закономерности классического рационализма (лапласовский детерминизм) дополняется вероятностно-статистическими закономерностями, роль и значение которых в познании постоянно возрастает. Картина мира определяется пространственно-временным континуумом.

Постнеклассический рационализм исходит из многомерного представления о мышлении, которое пришло на смену одномерному. Это означает, что если в классический и неклассический период в обосновании научного мышления, исходили из его соответствия универсальными и неизменным формами мышления, то современный подход характеризуется исследованием взаимодействия мысли с различными способами практического и духовного освоения мира. Рациональность становится плюралистичной. В постнеклассической науке субъект приобретает в междисциплинарных исследованиях форму "коллективного субъекта". Этот подход выявляет более высокий уровень объективности научного знания, дополняет требование объективности, которые существовали в предшествующих типах рациональности. Современная наука ищет обоснование объективности в "теории субъекта". Возрастающая роль субъективности в познании находит свое выражение в развитии антропного принципа, посредством которого рассматривается место и роль человека, разумного начала во вселенной. С позиции фундаментальных физических констант (которых насчитывается несколько десятков) вселенная достаточно точно пригнана к существованию человека. Данный принцип указывает на внутреннее единство закономерностей универсума, возникновения и развития органического мира вплоть до антропосоциогенеза (глобальный эволюционизм). Понимание сущности таких связей дает возможность теоретического и мировоззренческого обсуждения программ и проектов космической деятельности человечества. Концепция глобального эволюционизма имеет не только констатирующее значение. Она содержит и регулятивный принцип, позволяющий конкретизировать научно-теоретические и практические цели и задачи деятельности. Концепция универсального эволюционизма пока далека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Но уже сейчас вполне ясно проглядывают ее онтологическое, гносеологическое и этическое значения.

Особое значение в постнеклассической науке приобретает включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Еще сократ разработал так называемый этический рационализм. Он исходил блага как высшей цели человечества. Дальнейшее развитие европейской науки приводит к отрешению от ценностных измерений в исследовательской деятельности. В постнеклассической науке положение изменяется. Возникает необходимость гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях, систематических экологической и социально-гуманитарной ценностных экспертиз научно-технических проектов.

Постнеклассическая наука внесла целый ряд важных конкретизаций в понимание развития мира. Формируется новая категория нелинейная среда – ключевой теоретический конструкт синергетики, который используется в самых различных науках – физики, химии, экономики, истории и др. В качестве описания научной картины мира этот идеальный объект позволяет учитывать не только целостность мира, но и раскрывает динамику различных системных объектов, определяющих его уровни и состояния. Концепция универсального эволюционизма, являясь основным направлением развития постнеклассической науки, не является завершенный научной концепцией и представляет необозримые горизонты дальнейшего развития рационального принципа в понимании развития природы общества, познания, внутреннего экзистенциального мира человека.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 578 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...