Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятия материального и идеального. Определения материи



Развитие философских взглядов на природный мир связано с формированием понятия "субстанция" (лат. substantia − сущность, нечто, лежащее в основе), под которой понималась постоянная основа и причина изменяющихся явлений действительности.

Одни философы в качестве основы мира выдвигали материальное начало, как, например, это делал Демокрит, исходя из мельчайших материальных частиц – атомов. Другие, как Платон, видели субстанциальную основу мира в идеальном, духовном начале – идеях (эйдосах), преобразующих инертную материю в вещи мира. При всех изменениях, которые претерпевали философские взгляды вплоть до наших дней, материальное связывали с природой, природными процессами, отношениями и связями, а под идеальным понимали мышление, сознание, духовную сферу человеческого бытия, дух.

В различных исторических формах материализма субстанциональная роль принадлежит понятию "материя" (лат. māteria). Предпосылки его появления возникают в глубокой древности. Еще натурфилософы античности (Фалес, Анаксимен, Гераклит и другие) пытались найти некое "первовещество", лежащее в основе мира. Значительный вклад в понимание материи был сделан в философских системах Дж. Бруно и Б.Спинозы, французскими материалистами эпохи Просвещения: Ж.Ламетри, К.Гельвецием, П.Гольбахом, Д.Дидро и др. Чаще всего под материей стали понимать атомы − последние неделимые элементы мира.

В конце XIX века Дж.Томсон открыл электрон − первую внутриатомную частицу. Экспериментально было доказано деление атома. Поскольку атом отождествлялся с материей как неделимой далее первоосновой, то некоторыми учеными и философами был сделан вывод об «исчезновении» материи. Потребовался радикальный пересмотр прежних представлений о материи и формулирование новых, соответствующих вновь открытым реальностям мира. Дальнейшее развитие представлений о субстанциональности мира связано с признанием его неисчерпаемости. Исходя из этого, возникли новые определения материи.

Под материей стали понимать философскую категорию для обозначения объективной реальности, данной в ощущениях и существующей независимо от них. Данная дефиниция связана с предшествующими материалистическими взглядами и составляет часть определения понятия «материя» у Гольбаха и Гельвеция. Основной акцент делался не на некий неделимый «последний» субстрат, а на сам процесс познания, познавательную (гносеологическую) ситуацию. Один из главных признаков такого подхода заключается в признании первичности материи и вторичности сознания. Существует и онтологическое определение, связанное с признанием бесконечного множества существующих в мире объектов и систем (известных и неизвестных), основы любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Здесь противоположность материи и сознания носит относительный характер. В онтологическом аспекте сознание может быть рассмотрено как неотъемлемая часть бытия, содержащего возможность природы осознать себя. Эта возможность исторически реализуется посредством возникновения наивысшей формы материи − социальной. Человек же выступает в качестве субъекта этого всеобщего потенциального свойства Универсума. Исходя из онтологического определения, можно выделить еще один аспект рассмотрения материи − личностный (антропный), который делает ее содержание более полным, учитывает высшую форму материального мира − социальную, наделенную сознанием, самосознанием, духовностью. Необходимость подобного подхода всесторонне обосновывается современными российскими философами-материалистами.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 853 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...