Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Речевая ошибка



Разновидности ошибок: употребление слова в несвойственном ему значении; неумение различать оттенки значения; употребление слов иной стилистической окраски; нарушение лексической сочетаемости, неоправданное употребление просторечных слов, и т.д.

Речевые недочёты

Речевые недочёты – это нарушение лексических норм, ошибки в использовании слова, которые можно заметить только в контексте.

Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки: 1) необоснованное смешение слов различной стилистической окраски;

2) неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений; 3) немотивированное использование устаревшей лексики;

4) нарушение порядка слов; 5) необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений; 6) ошибки в построении синтаксических конструкций.

Необходимо помнить, что часто речевые ошибки приводят к появлению ошибок иной разновидности – логических (например, необоснованное повторение одной и той же мысли) и фактических ошибок (например, употребление одного слова, термина в значении другого: «Грибоедов – известный писатель классицист»).

Основные критерии

оценки ученических сочинений

отметки содержание речь орфография пунктуация грамматические
«5»          
«4»   1-2 2 /1/0 2/3/4  
«3»     4/3/0 4/5/7  
«2»     5/4/0 5/6/10  
«1»     7/6/0 7/7/13  

Алгоритм чтения данных таблицы: отметка «4» ставится за 2 орфографические, 2 пунктуационные, 2 грамматические ошибки; за 1 орфографическую, 3 пунктуационных и 2 грамматические ошибки; за 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и 2 грамматических ошибки.

Вопросы 43-45. Наглядность и ТСО на уроках литературы

1. Конструирование урока литературы с помощью компьютерных технологий.

2. Основные принципы использования наглядности и ТСО.

3. Виды заданий по материалам технических средств.

4. Виды наглядности (словесно-образная, художественно-изобразительная) и методика работы на уроке.

5. Графическая наглядность. Требования к наглядным пособиям.

.

Конструирование урока литературы с использованием компьютерных технологий

Этап подготовки к уроку

Электронные библиотеки.

Поэтические архивы.

Сетевое объединение учителей русского языка и литературы при Московском центре Интернет-образования.

Сайты, посвященные творчеству отдельных писателей и поэтов.

Периодика для словесника.

Словари.

Традиционная методика в виртуальном формате.

Педагогические технологии: обмен опытом.

Литературное творчество.

Этап усвоения новых знаний.

Мультимедиа-технология - совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие учеником информации одновременно несколькими органами чувств.

Презентация — заранее подготовленный учителем набор слайдов с расположенной на них видеоинформацией, дополненной по необходимости звуковым сопровождением и элементами анимации.

Оформление презентации:

Наиболее важные моменты лекции.

Подборка портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей.

Определения, цитаты, схемы, таблицы.

Формы подачи материала:

Заочная экскурсия по литературным музеям, по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей.

Этап активного усвоения знаний

Создание гипермедиа-сочинения.

Гипермедиа-сочинения.

Соединение в одном документе написанного и произнесенного текста, графических и видеоизображений,

создание линейных текстов,

осуществление ссылок на другие электронные документы.

В ходе подготовки гипермедиа-сочинения происходит:

• создание информационного объекта на экране компьютера — графического текста, который можно при необходимости наполнить гиперссылками, изображениями, звуковыми фрагментами, компьютерной мультипликацией;

• поиск информации на различных носителях в глобальном информационном пространстве;

• анализ и отбор созданной и собранной информации;

• редактирование и организация информационных объектов — выбор цитат, фрагментов, образующих информационный массив сочинения, установление связей, идущих от одного информационного объекта к другому;

• представление информационного продукта — сочинения — в форме печатных текстов и мультимедиа-презентаций.

Мультимедиа-выступление.

Ученик указывает тему выступления, цель выступления, основные тезисы, выводы. По своему усмотрению он дополнит свое выступление необходимым видео- и звуковым рядом. Поддержка выступления учащегося тезисами, цитатами, изображением и звуком позволяет лучше организовать речь и помочь учащемуся, которому трудно выступать перед аудиторией.

Этап контроля знаний

Электронное тестирование.

Основные принципы использования наглядности и ТСО.

Группы ТСО

1. Экранные статистические средства ( диафильмы, диапозитивы, материалы для эпипроекции: иллюстрации на открытках, портреты писателей, рисунки, образцы записей).

2. Учебные кинофильмы и кинофрагменты (п олнометражные кинофильмы).

3. Учебные телепередачи.

4. Аудиозаписи.

Цель использования ТСО: активизация художественного восприятие учеников, усиление их эмоционального переживания, обогащение памяти наглядными художественными образами, обеспечение научной организации труда учителя и учащихся, осуществление обратной связи на уроке.

Задача применения ТСО - педагогически целесообразное включение этих средств в структуру анализа литературного произведения с учетом специфики восприятия словесного образа и особенностей восприятия зрительно-звуковой учебной информации.

Педагогическая целесообразность: оправданность, практическая полезность, высокая результативность педагогического приема, подхода, организация педагогического процесса в соответствии с объективными закономерностями обучения и закономерностями познания основных наук, соответствие между избранными способами руководства познавательной деятельностью учащихся и запланированной целью урока, между содержанием изучаемого материала и методическими приемами его познания.

Внимание!

Использование ТСО носит в основном характер желательности.

Использование ТСО на уроках не может быть самоцелью: кино, диафильмы, диапозитивы и звукозапись не могут и не должны подменять чтение.

Проблемы урока с использованием ТСО

Проблема четкого определения преподавателем учебной функции ТСО.

Место их использования на уроке (вступительные занятия, анализ текста, заключительные занятия, кино-или диафильм - основной компонент урока, занять его большую часть).

Учёт точки зрения создателей фильма (трактовка темы, методическая позиция).

Эффективность применения учителем диафильма, кинофрагмента, аудиозаписи и др.

При подготовке учителя к уроку – просмотру фильма необходимо учесть:

на какой возраст рассчитан,

в какой момент изучения темы может быть использован,

совпадает ли позиция создателей фильма с концепцией урока в целом и т. д.

соотношение фильма и литературного источника,

соотношение фильма и материала учебника,

соотношение реальных знаний учеников и информации, которую несет экранное пособие.

Организация деятельности учащихся в моменты вынужденных пауз (перематывание плёнки и т. д.)

Чёткость изображение и звука.

Было бы рационально 6) пользоваться фильмами и диапозитивами, авторы которых имели определенную методическую позицию и запрограммировали в них задания, имеющие точный адресат и требующие активности учеников на уроке.

Тем не менее, не всегда рационально совсем отказываться и от безадресного фильма: отдельные его кадры можно показать без фонограммы (или подписи), предложив школьникам самим прокомментировать изображение; иногда же такой фильм может стать объектом критического обсуждения на уроке.

Виды заданий по материалам технических средств

1. Задания, связанные с воссозданием деталей и эпизодов литературного текста (пересказ кадров литературных диафильмов; изложение эпизодов текста с помощью немых или звуковых диакадров или фрагментов из фильмов; составление пересказа опущенных в фильме эпизодов и пр.).

2. Задания творческого характера, связанные с развитием воображения и познанием других видов искусства (сравнение фрагментов из фильмов, передач и диафильмов с текстом; составление кадропланов, сценарных вариантов отдельных эпизодов текста и пр.).

Методика использования наглядных пособий на уроках литературы.

«Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком...»

К.Д. Ушинский

Применение наглядных пособий на уроке способствует:

1. Лучшему усвоению учащимися курса истории и теории литературы.

  1. Повышению эффективности эстетического воспитания.
  2. Развитию речи учащихся.

Важно помнить: демонстрация на уроке не есть самоцель, она является лишь средством (среди многих других средств), способствующим лучшему усвоению учащимися курса литературы.

Виды наглядности (по В. В. Голубкову).

1. Словесно-образная (выразительное чтение, декламация и художественное рассказывание).

2. Художественно-изобразительная (портреты, снимки с картин, с рукописей).

3. Графическая наглядность (запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, диаграмм).

Словесно-образная наглядность.

Словесно-образная наглядность при характеристике жизненного пути писателя. Отрывки из мемуарной литературы.

Отрывки из произведений писателя.

Отрывки из наиболее значительных литературоведческих работ.

Дневники и письма писателя (необходимо помнить, что данным документам в большей степени присущ элемент субъективности).

Официальные документы.

Аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова.

Музыкальные произведения.

Методы использования различных видов словесно-образной наглядности.

Цитирование.

Живой пересказ материала (отрывки должны быть небольшими по объёму и интересными).

Методика организации прослушивания.

Сообщение задач прослушивания.

Знакомство со стихотворным текстом прослушиваемого произведения.

Сопоставление музыкального и литературного произведения.

Художественно-изобразительная наглядность.

Иллюстративный материал подбирается с учетом содержания учебной программы и времени, выделяемого на ее прохождение.

Демонстрационный подвижной иллюстративный материал монтируется на экспозиционной площади с помощью липких держателей или постоянных керамических магнитов и т. п.

Иллюстративный материал составляет комплект.

Виды комплектов

1. Комплекты демонстрационного изобразительного материала к

изучению биографий писателей.

Основное назначение данных пособий - конкретизировать представления учащихся об образе писателя, а также общественной и литературной среде, влиявшей на его мировоззрение и творчество.

Виды пособий: лучшие портреты писателя и тех современников, которые влияли на его творчество, а также групповые их портреты; картины художников, изображающие наиболее важные исторические события того времени и отдельные эпизоды из жизни писателя, имеющие воспитательно - образовательное значение для учащихся; фотоснимки мест, связанные с жизнью и творчеством писателя; копии биографических документов и др.

2. Комплекты демонстрационного изобразительного материала к текстуально изучаемым литературным произведениям.

Задача пособий - конкретизировать представления учащихся об исторической обстановке, изображенной писателем, литературных образах произведений, иллюстрировать художественные приемы, какими пользовался автор в создании портретов, отдельных сцен, интерьера, показать, как работал писатель над данным произведением, историю его создания Виды: разные варианты отдельных страниц произведения, копии автографов.

3. Комплекты демонстрационного изобразительного материала к историко- литературным обзорам.

Задача пособий - помочь учащимся представить историко-литературное движение в определенные периоды.

Виды пособий: картины, воссоздающие крупные исторические и литературные события; наиболее важные для учебных целей иллюстрации к главнейшим литературным произведениям литературы, портреты крупнейших общественных деятелей, писателей, критиков, художников, композиторов; титульные листы прогрессивных журналов.

4. Виды иллюстраций из учебника.

1. Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения (дают зрительное представление о героях произведения, их внешности, месте действия).

2. Рисунки-портреты действующих лиц (собирает воедино различные черты характера персонажей, дополняют и обогащают представление о герое).

3. Фотографии сцен из спектакля (возможность знакомства школьников не только с местом действия пьесы и ее героями, но также с выдающимися исполнителями).

Методика работы на уроке

Приёмы работы - рассказ учителя, беседа с классом.

Методика работы на уроке:

Демонстрация репродукции или фотографии.

Рассказ об истории создания произведения живописи, анализ его содержания и художественных достоинств.

План работы с иллюстрацией.

1. Какой эпизод изображен на иллюстрации.

2. Композиция рисунка и его соответствие или несоответствие замыслу писателя.

3. Характер изображения на рисунке действующих лиц произведения. С помощью, каких средств и приемов раскрывается идея рисунка (через внешность героев, их мимику, позу, через изображение обстановки, пейзаж и т.д.).

4. Художественные достоинства иллюстрации.

5. Нравится или не нравятся иллюстрация. Мотивировать ответ.

Примерные вопросы.

1. Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации?

2. На чём он останавливает своё внимание, мимо чего проходит? Чем это можно объяснить?

3. Удалось передать художнику в иллюстрации стиль литературного произведения?

4. Каковы особенности композиции рисунка?

5. Каковы изобразительные средства и материалы (линия, объёмность фигур, переданная с помощью цветотеневых переходов).

6. Какие герои изображены на иллюстрации?

7. Как передал художник душевное состояние героев?

8. Во всём ли художник следует тексту, есть ли отступления?

9. Кратко перескажите содержание иллюстрации.

10. Составьте связный рассказ по данной иллюстрации.

11. Составьте подписи под рисунком, используя строчки из текста.

12. Составьте цикл иллюстраций, включив в него иллюстрацию, представленную в учебнике.

13. Составьте рассказ о герое, изображённом на иллюстрации. Опишите выражение его лица, позу и т. д.

14. Удалось ли иллюстратору передать авторское отношение к персонажу произведения?

15. Расходится ли замысел художника с замыслом писателя?

16. Какие детали интерьера обращают на себя внимание?

17. Близок ли автор иллюстрации к писательской манере автора рассказа?

18. Составьте план письменной работы по данной иллюстрации.

Изучение пособий-вещей.

1. Организация экскурсии в литературно-художественные и исторические музеи.

Подготовка:

Постановка цели.

Указания по отбору материала для наблюдений (объяснить, что и как записывать, на что обратить главное внимание).

Знакомство руководителя экскурсии с классом, уровнем знаний, указание на материал, знакомство с которым особенно нужно для усвоения школьной программы по литературе.

Завершающий этап.

Обобщение материалов на специально организованной выставке, которая объединит работы учащихся и необходимый документальный и художественно-изобразительный материал.

2. Экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя.

(Экскурсии по пушкинской и грибоедовской Москве, по пушкинскому Петербургу (виртуальная и заочная)).

Объект внимания: рисунки и автографы писателя, фотографии вещей и предметов, его окружающих, книги, фотографии рукописей писателя, дающие представление о его кропотливой и упорной работе над текстом своих произведений (просмотр специальных учебных кинофильмов и серии диапозитивов).

Методика работы с портретом на уроке

1. Отдавать предпочтение наиболее известным изображениям писателя, получившим высокую оценку критики и самого писателя и отличающимся правдивостью в передаче его внешности и духовного облика, а также совершенством формы. Наибольший интерес представляют прижизненные изображения писателя.

2. Демонстрацию портретов на уроке желательно приурочить к соответствующим этапам изучения биографии писателя. Наиболее известные изображения надо вывесить в классе на все время прохождения темы.

3. Использовать портреты его современников, изображения близких ему людей, а также рисунки и фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Графическая наглядность.

Цель использования графических наглядных пособий: - обобщение и выводы, являющиеся следствием изучения конкретных явлений развития литературы;

восприятие основного материала без длительного объяснения;

использование зрительного образа для лучшего закрепления знаний.

Виды графической наглядности:

Таблицы статичного или динамичного характера.

Статичные, т.е. подготовленные заранее.

Динамичные монтируются на классной доске во время урока по ходу объяснения или повторения учебного материала.

Виды таблиц.

1. Синхронистические таблицы.

Задача таблиц - сообщить основные наиболее существенные в учебных целях факты из жизни и творчества писателя, связав их с общественно - политической обстановкой данной эпохи, с борьбой в литературном движении различных направлений; указать в определенной системе важнейшие события общественно - политической и литературной жизни того или иного периода времени, необходимые для понимания основ историке -литературного процесса.

1 вариант синхронистической таблицы.

• Дата.

• Исторические и литературные события.

• Факты жизни и творчества писателя.

2 вариант синхронистической таблицы включает еще графу, в которой содержится краткая характеристика произведений писателя.

3 вариант синхронистических таблиц содержит сравнение творческого ряда писателей одной эпохи

4 вариант. Таблица, систематизирующая основные события литературной и общественной жизни за определенный период времени. Используется в классе во время прохождения обзорных тем.

• Дата.

• Общественно-политические события.

• Публицистика и критика.

• Литературная жизнь.

Таблицы по теории литературы

Задача таблицы: оказать учащимся помощь в уяснении содержания определенных теоретико-литературных понятий.

Целесообразно разобрать такие таблицы по теории литературы, которые можно было постепенно монтировать на классной доске в процессе изложения на уроке учебного материала. Примерные темы таблиц:

а) основные виды и жанры литературы;

б) виды и формы стихотворной речи (строфа, стих, рифма, ритм);

в) системы в русском стихосложении (ямб, хорей, амфибрахий и т. д.);

г) основные приемы художественного изложения (повествование, описание, диалог, монолог, характеристика - с примерами из изучаемых в школе литературных произведений);

д) изобразительные средства образной речи (тропы, стилистические фигуры).

3. Схемы и графики.

Задача: формирование представлений о развитии литературного процесса, важнейших событиях из жизни писателя, рассматриваемых на фоне общественной и литературной борьбы.

4. Плакаты-цитаты.

Задача: подчёркивание основной мысли урока, усвоение содержания урока, более быстрое запоминание высказывания.

5.Литературные карты. (Картосхемы).

Картосхемы путешествий писателя.

Картосхемы к отдельным произведениям литературы.

Задача пособия: дать учащимся четкое представление о том, где происходили исторические события и явления, описанные автором произведения, а также события, связанные с жизнью и творчеством самого писателя; показать маршруты путешествий писателя, дающие наглядное представление о некоторых моментах из его биографии, а попутно и о круге жизненных впечатлений.

Технология изготовления.

Краской или цветной тесьмой наносятся маршруты путешествий, походы с указанием мест и времени действия. На таких пособиях, в отдельных случаях, могут помещаться изображения крупных размеров.

Макеты и диарамы.

Задача: дать учащимся яркое представление об отдельных памятных литературных местах; о важнейших сюжетных моментах, пейзажах и интерьерах в художественных произведениях; об отдельных сценах спектаклей и декорациях к ним.

В макетах и диарамах могут быть даны, например, изображение мест, связанных с жизнью и творчеством писателя (Михайловское, Тархан Ясная Поляна и т. д.); изображения важнейших сюжетных моментов эпических произведений (встреча Метелицы с пастушком, Чичиков Собакевича и т. п.); мизансцены спектаклей (с размещением предмет обстановки и расположением фигур действующих лиц соответствен ремаркам автора); декорации к отдельным сценам драматичесю произведений («Ревизор» Н.В. Гоголя; «Гроза» А.Н. Островского, «Вишневый сад» А.П. Чехова и т. д.)

Раздаточный материал. Это наборы тематически связанных между собой иллюстраций, карточек с текстом и другого иллюстративного материала.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 821 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.031 с)...