Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1.Характеристика образа литературного героя. «Образ «лишнего человека» в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина».
2.Групповая характеристика. «Мертвые души помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души».
3.Сравнительная (сопоставительная) характеристика литературных героев. «Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
а) сравнительная характеристика — синтез (например, сопоставление образов Андрея Болконского и Пьера Безухова, княжны Марьи и Наташи Ростовой как прием раскрытия (выражения) нравственного (положительного) идеала самого Толстого;
б) сравнительная характеристика — противопоставление, которое имеет значение для раскрытия идейного конфликта произведения (например, сравнение образов П.П.Кирсанова и Е.В.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»);
в) сравнительная характеристика, раскрывающая эволюцию образов героев определенного типа (например, «Образ «лишнего человека» — Онегина, Печорина, Рудина, Обломова — в русской литературе первой половины XIX века»).
Сочинения на «свободную» тему
1.Сочинения-размышления проблемного характера. Варианты формулировок: «Герой нашего времени... Кто он?».
2.Сочинения-обзоры; сочинения реферативного типа. «Поэзия, пропахшая порохом» и под.
Сочинения, связанные с литературоведческими знаниями.
Выделение этой — третьей — группы сочиненийво многом условно, так как раскрытие тем, связанных с содержанием художественных произведений, в любом случае опирается на литературоведческий аппарат и литературоведческие приемы анализа. И поэтому правильнее было бы говорить не об особой группе сочинений, а о литературоведческом аспекте в работе над сочинениями школьных жанров, т.е. сочинениями уже перечисленных выше групп и типов.
В целом представленные классификации сочинений на литературную тему достаточно близки друг другу.
В последнее время в школьном преподавании литературы наметилась тенденция более широко формулировать темы сочинений
1. Мир поэзии Лермонтова. Мои любимые стихи.
2. «Мысль семейная» в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).
3. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова (тему формулирует учащийся).
4. Историческая тема в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).
5. Гротеск как одно из художественных средств сатиры.
6. Размышление о добре и красоте (на литературном материале или по жизненным наблюдениям).
7. Я хочу рассказать вам о книге (фильме, спектакле).
Согласно жанровому принципу сочинения учащихся рассматриваются как речевые произведения. Разработка одной из таких классификаций принадлежит ТА. Ладыженской: «...Как любой текст, сочинение ученика (в том числе и на литературную тему) в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определяемое коммуникативной установкой автора)...Каждое из этих речевых произведений имеет свое предметно-логическое содержание, свою структуру, свои речевые (стилистические) особенности, что и составляет предмет обучения в средней школе... Именно при таком подходе сочинение как речевое произведение определенного типа и явится предметом обучения (в частности, на тех уроках литературы, которые специально отводятся на развитие связной речи учащихся»1.
Т.А. Ладыженская выделила на основе данного принципа три группы текстов сочинений:
1) тексты, в основе которых лежит воспроизведение (пересказ) исходных текстов — основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме;
2) тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе); эти тексты отличаются от исходного — художественного произведения — своим стилем и структурно-речевыми или композиционными особенностями;
3) тексты, в которых концепция их автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме: литературно-критические статьи публицистического стиля; статьи теоретико-литературного характера; оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия.
Жанровая классификация может включать в себя разнообразные формы сочинений на литературную тему, и в работах по методике
преподавания литературы такие формы раскрываются. Если в качестве устоявшейся жанровой классификации сочинений ранее были приняты такие их разновидности, как описание, повествование, рассуждение, то в последние годы происходит пересмотр этих позиций, так как элементы описания, рассуждения и повествования входят практически в любое школьное сочинение. Предлагаемое жанровое разнообразие предоставляет учащимся широкие возможности для раскрытия собственной творческой индивидуальности.
Жанровые особенности сочинения определяются способом изложения материала, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою Исходя из собственной индивидуальности, уровня мышления и речи, учащийся отбирает лексику, фразеологию, синтаксические особенности и тем самым определяет форму письменной работы. Ю.А. Озеров различает такие жанры школьного сочинения, как сочинение — литературный портрет, сочинение-рецензия, сочинение — литературно-критическая статья, сочинение-очерк (сочинение-рассказ), сочинение-воспоминание, сочинение-дневник, сочинение-стихотворение.
Если жанры, предлагаемые Т.А. Ладыженской, ориентированы на основную массу старшеклассников, то Ю.А. Озеров в свою классификацию включает такие виды сочинений, которые рассчитаны на авторскую индивидуальность ученика.
Сочетание в процессе обучения сочинениям двух подходов к письменной речи учащихся — тематического и жанрового — оказывается весьма плодотворным для учащихся. В комплексе эти подходы способствуют совершенствованию уровня речевой подготовки и углублению анализа литературных произведений.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2121 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!