Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные особенности внеклассной работы по литературе в современной школе



Из истории вопроса

В истории русской школы накоплен богатый опыт внеклассной работы. Истоки её - «литературные беседы» и «читательные беседы» в Благородном пансионе и Царскосельском лицее, столичных и провинциальных гимназиях.

Такие беседы существовали задолго до появления словесности как предмета преподавания и были ориентированы на внеклассную самостоятельную работу учеников, на их творчество. Одно из первых исследований вопроса о литературных беседах в русской школе принадлежит К. Евсееву; история вопроса освещена в трудах Я. А. Ротковича, В. Ф. Чертова и др.

К. Евсеев намечает в развитии литературных бесед три периода. Первый период он называет периодом частной инициативы (с конца ХVIII-го до 70-х годов XIX века).

Второй - период административной инициативы, когда министерство народного просвещения пытается взять в свои руки литературные интересы учеников (период реакции во всей жизни России и в жизни школы).

Третий - период общественно-педагогической инициативы (конец 90-х годов XIX века и начало XX века).

Известны литературные беседы в Благородном пансионе при Московском университете, организованные по инициативе А. А. Антонского-Прокоповича.

Целью бесед было воспитание прирожденных склонностей детей. Использовались различные формы работы: чтение речей, критический анализ собственных сочинений и переводов, выразительное чтение «образцовых» отечественных сочинений в стихах и прозе с литературоведческими комментариями, издание сборников ученических опытов по литературе. Участниками бесед были В. А. Жуковский, братья Александр и Андрей Тургеневы, гр. Дашков.

Литературные беседы в Царскосельском лицее при директоре Е. А. Энгельгардте также были ориентированы на общее образование и нравственное воспитание. Направленность таких бесед была историческая («Взгляд на законодательство Екатерины»), нравственная («Об общественном мнении»), литературная («О «Мизантропе» Мольера»).

В с ороковые годы XIX века л итературные беседы получают большее распространение; проводятся по инициативе попечителей учебных округов. Цель их - национальное воспитание.

В циркуляре С. С. Уварова от 1847 г. это направление названо приоритетным: «Я обращаю свои слова преимущественно к тем преподавателям, которым досталось обрабатывать на ученом поприще участок славный, но трудный: русский язык и русскую словесность с прочими соплеменными наречиями как вспомогательными средствами для родного языка, русскую историю и историю русского законодательства; им предпочтительно перед другими принадлежит возбуждение духа отечественного».

Основными формами работы в рамках этих занятий были чтение и анализ сочинений на свободные темы учащихся старших классов в присутствии начальства заведения, преподавателя словесности - руководителя беседы и преподавателя того предмета, к которому относилась написанное сочинение, защита сочинения.

Целью бесед являлось совершенствование орфографического навыка. В центре внимание находились орфография и грамматика, язык и особенности авторского стиля.

Эта же цель оставалась актуальной и в шестидесятые годы XIX века. В Казанском и в Петербургском учебных округах беседы были введены были по инициативе М. Н. Мусина-Пушкина.

Литературные собрания в Петербургском учебном округе проходили под руководством В. Я. Стоюнина. С 1852 по 1856 г. он провел 68 бесед.

Школьники готовили доклады на исторические («Генрих IV»), искусствоведческие («Выставка картин в Академии художеств»), историко-литературные («Характер скупого у Гоголя и у Пушкина») темы; анализировали литературные произведения, писали сочинения на свободные темы («Столетие Московского университета», «Юность и просвещение»). На беседах выступал Д. И. Писарев.

В Одесском и Киевском учебных округах проходили под руководствам Н. И. Пирогова. Они ставили целью научную подготовку учащихся.

В семидесятые – восьмидесятые годы XIX века Л. И. Поливанов широко использовал активные формы работы на уроке и во внеклассной работе: беседы с писателями, искусствоведами, литературные дискуссии, часы артистического чтения, инсценирование, устные сочинения, риторические состязания, конкурсы сочинений-стилизаций, внеклассные формы обучения (литературные вечера, научные конференции по филологии, театральные кружки, сочинительство).

В 30 – гг. ХХ века широко были известны кружки, литературные выставки, литературные собрания, организованные М. А. Рыбниковой.

Собрания охватывали учащихся VII и VIII классов вяземских гимназий, про­водились по свободному расписанию, в неофициальной обстановке. Школьники самостоятельно составляли список тем, выбирали докладчиков и содокладчиков по каждой теме, проводили занятия по одному тематическому циклу (в 1913 году - «Выбор профессии»; в 1914 году - «История и культура Бельгии (союзница России в мировой войне), 1915 - «Россия и русские»).

В 20-30 гг. XX века происходило дальнейшее обогащение внеклассной работы новыми формами: разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными судами и играми.

В 40-70 гг. XX века наметилась тенденция комплексного использования многообразных форм работы: в школах функционировали различные кружки, клубы, филологические общества, музеи и др.

С 1974 г. проводятся Всероссийские литературные праздники, с 1995 – Всероссийские олимпиады по литературе.

2. Основные особенности внеклассной работы в современной школе.

Внеклассная работа предполагает наличие интереса к предмету, добровольность участия, свободу выбора литературного материала, форм общения с искусством.

В основе своей внеклассная работа должна сохранять установку на скорую реализацию личности, на «конечный результат». Особенностью её является возможность полифункционального общения (межличностного, познавательного, художественного, творческого); неформальные, открытые отношения учителя и учащихся, атмосфера сотворчества.

Профиль внеклассной работы определяет взаимодействие разных видов искусства, различных видов деятельности школьников.

В школьной практике наиболее распространена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного автора. Она проводится параллельно программному изучению и часто сводится к эпизодическим «мероприятиям» юбилейного характера (просмотр экранизаций литературных произведений, знакомство с музейной экспозицией).

Эти направления связаны с традициями конкретной школы и во многом зависят от творческих пристрастий педагога-словесника.

Внеклассная работа чутко реагирует на общественные перемены и способствует созданию в школе особенной культурной среды, приобщению к искусству слова.

Внеклассная и внешкольная работа по литературе дает простор инициативе и творчеству, открывает широкие перспективы для интеграции.

В многообразии форм внеклассной работы важно обнаружить внутреннее единство. Важно помнить, что художественные интересы личности реализуются в трёх видах деятельности: знакомство с произведением, приобретение знаний о нём и собственное художественное творчество. На это ориентированы многие формы внеклассной работы.

В работах В. В. Голубкова обозначены следующие виды внеклассной и внешкольной работы: внеклассное чтение, кружки (литературные или литературно-творческие, драматические, кружки выразительного чтения), литературные вечера, литературные выставки, экскурсии в литературный музей, экскурсии и туристические походы по местам жизни писателя.

З. Я. Рез выделяет повседневную внеклассную работу (руководство внеклассным чтением); эпизодическую (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии, походы); циклическую (работа кружков, объединений, клубов, музеев).

Классификация В. А. Никольского составлена по тому же принципу: повседневная внеурочная работа (организация экскурсий, предваряющих знакомство с произведением, просмотр фильмов, встречи с известными людьми); эпизодическая внеурочная работа (школьные литературные вечера, литературные выставки, литературные олимпиады и конкурсы, литературные чтения и конференции, КВН, «Огоньки»), внеурочная работа кружков (литературно-творческих, переводческие, кружки выразительного чтения и художественного рассказывания, кружки юных журналистов, литературно-краеведческие кружки, читательские, драматические); сложные формы внеурочной деятельности (школьный клуб, литературное объединение, лектории, школьный музей)

Н. П. Терентьева, отмечая многовариантность этого явления, отсутствие строгой классификации форм внеклассной деятельности, выделяет в ней относительно самостоятельные направления: литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительскую деятельность.

1. Литературное краеведение (экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев). Работа в рамках данного направления предусматривает знакомство ребят с образом малой родины в произведениях художников слова.

2. Литературное творчество (кружки, студии, рукописные журналы, стенгазеты). Эти формы работы воспитывают чуткое, бережное отношение к художественному слову.

3. Художественно-исполнительская деятельность школьников (кружки выразительного чтения, школьные театры).

Направления внеклассной работы связаны с тенденциями возраста. Актуальным является вид внеклассной деятельности, наиболее близкий ребёнку определённого возраста:

Методист выделяет следующие формы внеклассной деятельности:

· формы художественно-познавательной ориентации (дискуссионно-аналитические, наглядно-практические, игровые (состязательные, с ролевым компонентом));

· интерпретационные формы художественно-творческой ориентации (словесные, изобразительные, драматические, комплексные).

В 5 классе Н. П. Терентьева рекомендует проводить викторины, КВН, конкурсы проектов, литературные выставки в классе, экскурсии, в том числе в телевидеовариантах, драматизации, инсценировки литературных произведений, игры-фантазии; конкурсы чтецов, сочинение сказок, рассказов, выставки рисунков и др.

В 6 классе - воображаемые путешествия, предполагающие роль экскурсовода, составление аннотаций, картотеки книг, обсуждение книг, кинофильмов, выставок, встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции по готовому сценарию, сочинение стихов, эссе, газеты, рукописные альбомы, конкурс костюмеров, декораторов, литературно-драматические композиции.

В 7 классе - обсуждение книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков, читательские конференции, устные журналы, самостоятельную подготовку фрагментов экскурсий, турниры знатоков, репортажи, литературные кружки.

В 8 классе - вечер вопросов и ответов, диспут, туристско-трудовые экспедиции, экскурсии по следам литературных героев, создание школьных музеев, оформление кабинетов, олимпиады; вечера поэзии, литературные гостиные, составление рецензий, сценариев литературных вечеров, оформление литературных журналов, недели литературы, городские, республиканские литературные праздники.

В старших классах сохраняют актуальность некоторые формы внеклассных занятий предыдущих этапов литературного образования, однако работа приобретает ярко выраженную научную направленность. Она должна быть ориентирована на глубокое постижение произведений искусства и создание их научной интерпретации.

Методические рекомендации по организации некоторых форм внеклассной деятельности

Литературный вечер в школе – наиболее распространённая форма внеклассной работы.

Программа литературного вечера включает:

Программа вечера представляет собой единый монтаж, который комментируют, сопровождают своим словом специально подготовленные ведущие. В основе её - центральная идея, раскрывающаяся последовательно.

Оборудование вечера включает наиболее известные портреты писателя разных лет, плакаты с цитатами из его произведений, иллюстрациями к ним; школьники под руководством учителя готовят книжную выставку.

Этапы организации литературной выставки.

  1. Составление плана, определение ведущей темы.
  2. Организация экспозиции, отбор иллюстративного материала (портреты писателя, фотоматериалы, освещающие его жизненный и творческий путь, иллюстрации к его произведениям).
  3. Составление текстового сопровождения (хронологические справки, цитаты из произведений писателя, из критических статей о нем).
  4. Отбор творческих работ учащихся (сочинения о писателе, киносценарии по его произведениям, стихотворения, рассказы).
  5. Подготовка школьников – экскурсоводов.
  6. Систематизация материалов выставки с целью использования их в дальнейшей работе на уроке литературы.

Методика проведения конкурса чтецов.

Отбор материала должен быть регламентирован необходимостью обращения к произведениям определенного автора и жанра

Этапы проведения конкурса.

  1. Предварительное прослушивание конкурсантов. Отбор лучших исполнителей.
  2. Проведение конкурсного вечера. Награждение победителей.

Не рекомендуется включать в программу конкурсных чтений очень большие произведения, так как это ограничивает число участников и утомляет слушателей.

Методика проведения конкурса на лучшее сочинение (проводятся 1 раз в год).

Объявляют конкурс и устанавливают его условия дирекция школы, школьная библиотека, школьный предметный кружок. Необходимо сформулировать требования к участникам, сроки представления работ, темы, жанры.

Тематика конкурсных сочинений должна отличаться от тематики текущих классных и домашних письменных работ.

Условиями эффективности проведения конкурса являются:

Методика проведения литературных чтений и конференции.

Обычно к юбилейным датам бывают приурочены литературные чтения (Пушкинские, Тургеневские, Горьковские и др.) и литературные конференции.

Отличия от читательских конференций от чтений:

На конференции обычно р ассматривается обычно одна книга. Ее подробно обсуждают все участники. Чтения предполагают обращения к интересным фактам биографии писателей и поэтов и их произведениям.

Литературные кружки в школе

В современной школе, к сожалению, становится эпизодической работа литературных кружков (литературно-творческих, выразительного чтения, юных журналистов, литературно-краеведческих, читательских), литературных клубов, лекториев, школьных филологических обществ).

Это явление обусловлено и падением интереса к чтению, и отсутствием материально-технической базы для обеспечения нормальной деятельности ученических коллективов.

Однако этот опыт безусловно позитивен и должен быть востребован в ходе организации внеклассных мероприятий по литературе.

Отметим некоторые особенности кружковой работы по литературе в школе.

Основными формами организации занятий литературно-творческого кружка являются коллективное обсуждение литературных опытов кружковцев, разработка тем для новых сочинений, подготовка докладов о мастерстве писателей, встречи с писателями из местной писательской организации.

Такие виды внеклассной работы, как коллективное обсуждение декламационных достижений учащихся, создание единой концертной программы в виде тематического монтажа, литературно-музыкальной тематической композиции, осуществляющееся в рамках работы кружка выразительного чтения и художественного рассказывания, могут быть использованы и при подготовке и проведении столь популярных в настоящее время литературных гостиных.

Профессия журналиста является наиболее востребованной в современном обществе, поэтому школьники охотно участвуют в работе кружка юных журналистов. Учащиеся создают очерки об интересных людях района, обсуждают новые номера литературных журналов, собственные очерки и статьи, организуют встречи с сотрудниками местных газет, совместные заседания, публикации наиболее интересных корреспонденций, оформляют «записные книжки журналиста», создают фотоматериалы и карикатуры.

В современной школе должна стать актуальной работа литературно-краеведческого кружка. Такие виды деятельности учащихся, как исследование литературных достопримечательностей области, путешествие по литературным местам, разработка карт и программ похода, киносъемка наиболее интересных его моментов, составление литературных альбомов, оформление итоговых выставок, проведение отчетной конференции, установление контактов с писательской организацией в целом и с отдельными авторами, изучение творчества народных коллективов, запись произведений устного народного творчества содействует формированию гражданской позиции, мировоззрения школьников, воспитывает любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

Как завершающий этап работы читательского кружка можно рассматривать создание литературной газеты или литературного журнала. В этом рукописном издании можно поместить творческие работы кружковцев, небольшие критические заметки о литературных событиях в стране. Газета может быть тематической и многотемной. В материалы литературной газеты можно включить и фрагменты из бюллетеней кружка, отражающих материалы выступлений с докладами, ход их обсуждения, результаты рецензирования, итоги открытых занятий кружка, отчетных конференций, выставок, вечеров.

Работа школьного драматического кружка включает ряд этапов: выбор репертуара, изучение творчества драматурга, знакомство со сценической историей пьесы, отбор исполнителей ролей.

Программа лектория по литературе для старшеклассников составляется на учебное полугодие и включает лекции и доклады по русской и зарубежной литературе. В качестве лекторов выступают учителя, приглашенные специалисты, а также наиболее подготовленные старшеклассники.

Задачей работы литературного клуба является организация встреч школьной молодежи с поэтами, прозаиками, драматургами, художниками, артистами, проведение читательских конференций, коллективные просмотры спектаклей и кинофильмов с последующим их обсуждением, переписка с литературными музеями страны.

Клуб объединяет любителей произведений одного писателя. В процессе работы школьники устанавливают связи со всеми музеями страны, организуют отбор литературных материалов о писателе, поездки, пропагандируют творчество поэта или писателя среди молодежи, проводя конкурсы и вечера, собирают библиотечку книг о поэте. Членами клуба могут быть учителя, представители молодежных общественных организаций. Ученический коллектив выбирает правление клуба, учреждает членские билеты, составляет устав клуба и следит за его выполнением.

Приоритетным направлением работы школьного филологического общества является привлечение к руководству научных работников: преподавателей университетов и педагогических институтов, сотрудников институтов усовершенствования учителей. На собраниях общества заслушиваются доклады ученых и учителей-словесников, учеников, которые проводят большую самостоятельную работу исследовательского характера.

Лучшие доклады могут быть опубликованы в местной печати, прозвучать в выступлениях на радио.

На современном этапе литературного образования актуальной остаётся работа школьного литературного музея, в задачи которого входит собирание экспонатов, продумывание экспозиции собранных материалов, их оформление, установление контакта с мемориальными и литературными музеями страны, учеными-литературоведами, местными краеведами. В музее обычно находятся витрины с фотоматериалами, выставка­ми книг писателя, иллюстрации к произведениям, плакаты с цитатами из его писем и произведений, репродукции портретов писателя и его современников, фотопортреты.

Работа школьных музеев имеет целью популяризацию творчества писателя или поэта, подготовку кадров школьников-экскурсоводов, знакомящих посетителей с экспозицией, принимающих экскурсии учащихся других школ.

Организация и проведение предметной недели по литературе

Интересной формой организации внеклассных занятий по литературе является предметная неделя, подготовка и проведение которой содействует актуализации знаний школьников.

В организации предметной недели участвуют все параллели. План составляется на заседании методического объединения учителей-словесников с участием представителей учащихся коллективов и утверждается администрацией школы.

Мероприятия распределяются по дням недели и предполагают разный уровень сложности. В программу могут быть включены выставки словарей (из школьной библиотеки и личных библиотек учителей), предметов декоративно-прикладного искусства (палехских, хохломских, гжельских, дымковских и т. д. изделий, литературный вечер турнир знатоков литературы, викторины, заседания литературного кружка.

В рамках недели литературы проводят литературные игры («Умницы и умники», «Слабое звено», КВН), вечера портрета, устные журналы, конференции, литературные гостиные.

На этажах школы можно организовать рекламные акции, инсценировки отдельных фрагментов произведений (учащиеся должны угадать, эпизод какого произведения инсценирован), костюмированный конкурс (ученики в костюмах литературных героев рассказывают о своих ролях), выставку предметов быта эпохи (перья для письма, чернильницы, часы и другие аксессуары, произведения писателя, фото, бюсты, репродукции картин, произведения с иллюстрациями, труды известных литературоведов, сочинения, рефераты учащихся), стол с угощениями в духе эпохи.

Специально подготовленные экскурсоводы представят характеристику эпохи, расскажут об интересных фактах биографии писателя, передадут содержание произведений, прочитают отрывки наизусть.

Можно организовать благотворительную лотерею, костюмированное шествие героев эпохи литературного произведения; выпустить специальные листовки с датами и событиями из жизни писателя, брошюры с рассказами автора для младшего школьного возраста; организовать прослушивание в записи голосов поэтов и писателей и многое другое.

Литературные олимпиады

Основными целями и задачами олимпиады по литературе являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Олимпиада готовится на основе общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Методические комиссии по предметам разрабатывают разнотипные задания для олимпиады.

Первый тип заданий - комплексный анализ художественного текста. Он рассчитан на проявление творческих способностей учащихся и связан с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, умением написать отзыв и рецензию на прочитанное произведение. При подборе рассказов учитывается принцип их соответствия Минимуму содержания образования. Произведения при этом должны быть малоизвестными. При выборе рассказа для анализа желательно ориентироваться на высокую художественную значимость текста, неожиданность сюжетных поворотов, своеобразие стиля писателя. Объем рассказа не должен превышать 8 печатных страниц.

Второй тип - интерпретация стихотворного текста. Необходимо сопоставить два –три поэтических текста Выбор стихотворений не должен дублировать школьную программу.

Третий тип заданий направлен на выявление теоретико- литературных знаний и историко - культурной эрудиции школьников. Такие задания позволяют определить, как школьник владеет понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения. В связи с этим вопросы ориентированы на знание конкретного материала и предполагают конкретный, однозначный ответ. Завершаются задания такого типа работой литературно- творческого характера.

В качестве задания для этого этапа можно предложить составление репортажа об олимпиаде по литературе или поучения будущему участнику олимпиады, письма от лица литературного героя, послания, адресованного любимому писателю.

Вопросы по теории литературы, предусмотренные в третьем туре олимпиады, должны способствовать выявлению знаний основных особенностей различных систем стихосложения, умений составлять из данных слов поэтическую строфу, определяя её стихотворный размер; по предложенному началу поэтического произведения определять размер, которым оно написано, объяснять причины отступления от заданного ритма в тексте, определять жанр стихотворения и указывать в произведении основные его признаки.

Учащиеся должны не только видеть тропы в стихотворном тексте, но и указывать их стилистическую роль; создавать собственные тексты, прозаические и поэтические, используя данные тропы, а также словарь художественных средств с объяснением понятий примерами из текстов указанного автора; знать принципы построения поэтического текста и называть произведения, созданные на их основе.

Важно, чтобы школьники умели находить в прозаическом и поэтическом тексте приметы того или иного литературного направления, обосновывая свою точку зрения, составлять оригинальную литературоведческую статью.

Задания третьего тура олимпиады должны также способствовать выявлению уровня понимания роли значимых деталей в литературном произведении. Существует мнение, что ответы на подобные вопросы могут свидетельствовать лишь о степени развития памяти школьников. Однако, с нашей точки зрения, подобные суждения – методическая ошибка. Учащиеся не только должны помнить имена героев, ремарки, названия городов, где происходят события, портретные описания, а также начальные и финальные строчки произведения, но и отмечать особенности авторского стиля, структуры текста. В этой связи представляется целесообразным включение вопросов, позволяющих определить степень осмысленности ответов.

Задания такого типа предполагают два уровня сложности.

Ответы на вопросы первого уровня дадут основания для суждений о степени развития литературного вкуса школьников, понимании особенностей художественной манеры того или иного автора. Могут быть предложены следующие задания: «Приведены цитаты, характеризующие литературный персонаж; одна из них к нему не относится. Вычеркните её. Назовите имя героя. Определите название произведения и его автора по отрывку. Назовите произведения, в которых встречаются данные персонажи. Перу какого автора принадлежат портретные описания? Назовите героев данных литературных произведений. Определите название произведения и его автора по финальным (начальным) строкам. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев. Назовите имя автора и произведение по описанию сна героя. Назовите пьесу и её автора по ремаркам. Определите произведения и его автора по имени героев. Укажите приметы авторского стиля в отрывке».

Ответы на вопросы второго уровня (повышенной сложности) должны содействовать определению уровня сформированности литературных компетенций учащихся. Данный блок может включать следующие вопросы: «Какую роль играет данное географическое название в творчестве писателя? Какое значение для понимания литературного произведения имеет такой финал? Как в подобной портретной характеристике отражены черты личности героя?» и др.

Основной акцент в системе заданий, способствующих выявлению знаний истории литературы, традиционно сделан на сведениях о времени публикации литературных произведений, литературных направлениях, темах творчества поэтов и писателей: «Кто в литературе второй половины XIX века обращается к теме поэта и поэзии? К каким литературным направлениям вы бы отнесли творчество данных писателей? Расставьте произведения в зависимости от времени их публикации. Назовите произведения, дополните ряд. Назовите имена известных русских писателей - переводчиков названных ниже произведений мировой литературы. В каких статьях сформулированы основные положения эстетики того или иного литературного направления. Назовите подлинные фамилии писателей, печатавшихся под псевдонимами. С какими литературными группировками связаны имена русских писателей и поэтов XX века?».

Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с определением времени создания произведения. Важно, чтобы даты, предложенные в задании, имели важную историческую, культурную и литературную подоплёку. Представляется целесообразным предложить учащимся составить короткие комментарии, объясняющие их смысл.

Особую категорию представляет собой блок вопросов, позволяющих выявить историко-культурную эрудицию школьников и вместе с этим судить о мировоззренческих установках учащихся. Участники олимпиады должны хорошо знать не только исторические и культурные реалии, но и верно судить об отношении к ним тех или иных авторов, высказывать собственную точку зрения. Этому способствуют следующие вопросы: «Современником каких из перечисленных историко-культурных явлений был автор и как он к ним относился (перечислены исторические и культурные реалии). Какие исторические события легли в основу указанных произведений? Объясните смысл мифологических имён в тексте. Распределите произведения в зависимости от места их написания. Кто из русских писателей совершил путешествие с целью исследования какого-либо явления социальной жизни общества? С именами каких русских писателей связаны данные географические названия? Соотнесите названия произведений и литературных журналов, в которых они были опубликованы» и др.

В систему заданий для олимпиады по литературе целесообразно включать вопросы, касающиеся литературной критики. Школьники должны иметь представления об основных её направлениях, называть имена авторов известных рецензий и критических статей. Данный блок может быть представлен следующими вопросами: «Каким произведениям русской литературы посвящены перечисленные литературно-критические статьи? Каким русским критикам посвящены стихотворения? Соотнесите имена крупных литературоведов XX века с именами писателей или названиями произведений, ставших предметом их исследования. Кто из критиков первый выступил с рецензией на спектакль, поставленный по пьесе писателя-драматурга?»

Наиболее актуальная педагогическая проблема межпредметных связей уроков литературы, музыки и изобразительного искусства должна быть также отражена в системе олимпиадных заданий. Отвечая на подобные вопросы, учащиеся обнаружат уровень эрудиции, умение выявлять общие темы в произведениях различных видов искусств, определять их специфические особенности. Этому в немалой степени должны способствовать вопросы о современных театральных постановках, экранизациях классических произведений, произведениях архитектуры. Могут быть предложены следующие задания: «Назовите произведения русских писателей и поэтов XVIII - XX веков, посвящённые жизни театра, музыке. Назовите иллюстраторов литературных произведений русских писателей и поэтов XVIII – XX веков. Укажите литературные произведения, по мотивам которых сняты художественные фильмы. Назовите общие жанровые наименования для музыкальных и поэтических произведений. Назовите режиссёров-постановщиков драматических произведений русских писателей XVIII – XX веков и спектакли, поставленные известными режиссёрами по произведениям русской классической литературы XVIII - XX веков. Укажите имена актёров, игравших главную роль в спектаклях, поставленных по произведениям русских писателей - драматургов XVIII - XX веков. Назовите композиторов, создавших оперы (балеты) на сюжеты произведений русских писателей и поэтов XVIII - XX веков; художников, создавших живописные образы русских писателей и поэтов XVIII - XX веков; известных иллюстраторов произведений русских писателей и поэтов XVIII – XX веков. В каких произведениях литературы и других видов искусства нашёл отражение образ известного исторического персонажа? Назовите музыкальные произведения, упомянутые в текстах русских писателей и поэтов XVIII - XX веков; танцы, упомянутые в произведениях русских писателей и поэтов XVIII – XX веков. Назовите мемориальные музеи русских писателей и поэтов XVIII - XX веков. Составьте оглавление для альбома «Рисунки русских писателей». Назовите картины русских художников, репродукциями которых вы могли бы проиллюстрировать произведение русской классической литературы. О каких архитектурных сооружениях идёт речь в литературных произведениях русских писателей XVIII – XX веков».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...