Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Классификация сочинений на литературные темы производится по тематическому и жанрологическому принципам. Тематический принцип лежит в основе требований к формулировке тем сочинений, отбору и группировке материала, работе с текстом художественного произведения. Сочинение на литературную тему — это заключительный этап работы с текстом произведения. Рассуждение по предложенной теме является одним из интерпретаций учеником художественного произведения. При самостоятельной работе над сочинением ученик выражает свою личностную позицию, показывает, насколько он был внимателен при чтении или перечитывании текста к художественным деталям, авторским характеристикам и т. д., то есть к позиции писателя в целом.
Разнообразные приемы анализа крупных эпических и драматических произведений в старших классах ведут к разнообразию ученических сочинений на литературную тему. Среди них можно выделить следующие виды.
1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая,, сравнительная характеристика образов-персонажей). В таких сочинениях на первый план выходит одна из социальных, нравственных, философских, художественно-эстетических проблем, связанных с образом данного героя или ряда героев одного или нескольких произведений одной эпохи. К таким темам можно отнести «Прекрасное в любимых героях А.П. Чехова»; «Роль образа Татьяны Лариной в раскрытии идейного содержания романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»; «Пугачев глазами автора и Гринева (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка")»; «"Маленький человек" в прозе А.П. Чехова»; «Образ Женщины в поэзии А. Блока»; «Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")»; «Семейные гнезда (Ростовы, Волконские, Куракины) в изображении и оценке автора романа "Война и мир"» и др.
2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом; здесь, в свою очередь, выделяются темы, требующие: а) оценки всего произведения («Какое произведение Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?»; «Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской войне назвал "Капитанская дочка"?»; «"Дубровский" А.С. Пушкина как романтическое произведение»); б) рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведении («Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А.Н. Островского "Гроза"»; «Рок, судьба и человеческая воля в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»; «Роль поэмы А.А. Блока "Двенадцать" в понимании прошлого нашей Родины и ее сегодняшнего дня»); в) анализа художественной формы произведения («Прием антитезы в романе И.А. Гончарова "Обломов"»; «Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»; «Художественные открытия Толстого-психолога в романе "Война и мир"»).
Разумеется, исходя из единства формы и содержания, пишущий сочинение на любую из данных тем должен обращать внимание на художественные особенности, способы выражения авторской позиции, проявившиеся в раскрытии образов-персонажей, в изображении тех или иных конфликтов и т. д. Последние темы требуют преимущественного внимания к форме произведения, а через нее и к раскрытию его духовного потенциала.
3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения («Мои любимые страницы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»; «Природа в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»; «Н.В. Гоголь — мастер художественного портрета (по поэме "Мертвые души")»; «Загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать"»; «Сны героя и их художественные функции в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»).
4. Литературные обзоры («Судьбы русской деревни в литературе 50—80-х годов XX века»; «Человек и его время в рассказах А. И. Солженицына»; «Личность и государство в литературе XX века на примере творчества...»; «Тема мещанского быта в творчестве А.П. Чехова и М.М. Зощенко»; «Эволюция образа разночинца в русской литературе XIX века»).
5. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни («Что мне дало изучение русской классической литературы», «Почему русскую литературу XIX века можно назвать литературой вопросов?»; «"В Россию можно только верить" (Ф.И. Тютчев). Русская тема в русской поэзии второй половины XIX века»).
6. Сочинения-исследования проблемного характера («Революционер ли Базаров?»; «"Я себя убил или старушонку?" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")»; «Смешон или страшен Молчалин?»).
Выделяют и следующие проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему: сочинения-характеристики (одного литературного героя, сравнительная характеристика двух героев; характеристика группы литературных героев; обобщающая характеристика и сочинения литературно-критические, к которым относят анализ определенной темы, характеристику определенного периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении, анализ определенной проблемы.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1785 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!