Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ключевые моменты теории когнитивного развития Пиаже. 3 страница



Цель образования сегодня – создание условий для развития и саморазвития учащийся, воспитание у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека – в полном соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека».

Развитие системы образования ставит перед собой социально-экономические и педагогические цели. К социально-экономическим целям можно отнести: преодоление отставания и развитие новых технологий в ключевых областях экономики; дальнейшее развитие культуры и духовности общества; а к педагогическим целям: обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения; разработка новых направлений в обучении; разработка междисциплинарных исследований.

Основные приоритетные направления и тенденции обновления образования:

1. гуманизация – утверждение в содержании образования человека как абсолютной ценности и смысла как самоцель развития,

2. демократизация – предоставление дополнительных прав и возможностей учащимся и учителям, открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество обучающих и обучаемых; школьное самоуправление.

3. дифференциация – обеспечение образовательных потребностей разного уровня в зависимости от особенностей личности. Не должно быть противоречий с госуд. стандартами, однако его реализация возможна в учреждениях разного типа (гимназии, лицеи и т.д.) и разными методиками.

4. стандартизация – обеспечение единого образовательного пространства, общего образовательного стандарта на разных уровнях обучения в образовательных учреждениях разного типа, обеспечение преемственности между образовательными учреждениями разного уровня (дошкольное, школьное, высшее образование), соответствие российского образования мировому.

5. направленность на развитие личности – обеспечение личностно развивающего потенциала, характера содержания образования.

6. повышение культуросообразност и – ориентация не только на овладение базовыми знаниями, но и базовой гуманитарной культурой, учет культурно-исторических традиций, уделение внимания культурологическим аспектам в традиционных предметах, введение новых предметов (МХК, логика, эстетика, этика и т.д.)

7. гуманитаризация – гуманитарные знания связаны со знаниями о человеке, обществе, включают эстетическую, этическую, в том числе коммуникативную, составляющую, создают в учебных заведениях "гуманитарную среду" благоприятного для учащихся образовательно-воспитательного пространства, здоровый морально-психологический климат.

Ученые выделяют 3 пути гуманитаризации образования:

1) увеличение количества гуманитарных предметов за счет уменьшения естественно-научных,

2) изменение характера содержания каждого предмета: внесение этических, филосовских, культурологических, исторических начал в каждый предмет,

3) внесение изменений не в содержание каждого предмета, а в процессуальный аспект преподавания предмета: использование экскурсий, деловых игр, проективной деятельности, а в концепции личностно-ориентированного образования использование личностной ситуации как основной технологической единицы пед. процесса. Благодаря этому ученик преломляет через свой опыт получаемые знания, способы деятельности, вырабатывает личностное отношение к проблеме и т.д.

8. Информационное обеспечение образовательной системы - развитие современных информационных технологий и появление высокоскоростных каналов связи сделало актуальной задачу использования возможностей этих технологий в обучении и научных исследованиях,

Глобальные информационные системы позволяют осуществить реализацию системы непрерывного (пожизненного) образования и научно-методическую перестройку всех форм обучения с учетом НИТ.

88. Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.

1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог 18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую буржуазную революцию.

В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль, или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание, подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль, или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения домашнего хозяйства и т. п.

Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19 вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 202/.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. -С.55/. “Дело не в том, чтобы подавлять природные качества, а наоборот развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/.

Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные склонности.

Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям не прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто противоречащее морали и природе.

Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.

Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он может испортить”. Но то, что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните, что природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССО. Опубликованный вслед за «Общественным договором» роман-трактат «Эмиль»(1762), рассказывает о воспитании гражданина нового общества. Руссоприобретает славу «всеевропейского еретика» за ту часть романа, котораяносит название «Исповедание веры савойского викария». Рассмотрим основныемоменты этого произведения. В «Эмиле» описана теория «естественного воспитания ребенка»,применение которой могло бы «лабораторным путем» создать тип идеальногочеловека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, сохранитьестественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимаетутопичность подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этойутопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем,чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды противустройства существующих приемов обучения. «Ваши дети, - восклицал Руссо, -не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которыенигде не употребляются; они учатся слогать стихи, которые они сами едвамогут понимать…» В «естественном» воспитании за исходную предпосылку берется теория,основное положение которой сформулировано в начале «Эмиля» в замечательныхсловах: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; все портится вруках человека». Поскольку природа хороша, а общество дурно, то основнойзадачей воспитания является полная изоляция воспитанника от окружающейсреды и предоставление его благотворному влиянию природы. Эмиль растет, нестесняемый никакими искусственными правилами ложной цивилизации, растет вблаженном неведении ее соблазнов, ее морали и ее житейских правил. Изгнанодаже чтение, этот «бич детского возраста», в частности чтение басенЛафонтена, которые, по мнению Руссо, могут лишь породить в девственномсознании Эмиля массу опасных вопросов, сомнений и соблазнов. Задачей воспитателя является сохранить в неприкосновенностиестественные чувства добродетельного по своей природе питомца и в то жевремя помочь процессу его естественного, непринужденного саморазвития. Этоосуществляется путем ряда педагогических приемов и наставлений, врезультате которых ребенок сам приходит к ряду здоровых, простых иестественных умозаключений по основным вопросам морали. Одновременно с этимосуществляется и рациональный курс физического воспитания, в свою очередьимеющего целью помочь юному организму наиболее полно развить заложенные внем самом природой основы здоровья и нормального, естественногофункционирования всех органов тела.. «Великий секрет воспитания, - писалРуссо, - в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнениявсегда служили отдыхом одни для других.» Обучение основам геометрии,физики, астрономии, и географии производится по наглядной системе, вкомплексном порядке знакомства с действительностью и с природой, преждевсего. «Когда у человека есть понятия, развитая привычка к размышлению, то,полагаю, гораздо лучше своим умом доискиваться до всего, что можно найти вкнигах, - верный способ применить знания к своему образу мыслей и овладетьими» – писал Руссо. В целях воспитания трудовых навыков ребенок обязательнообучается какому-либо полезному для жизни ремеслу. Эмиль, в частности,упражняется в плотничьем деле. Когда Эмилю исполняется шестнадцать лет, его наставник начинаетзаботиться о воспитании его чувствительности. Он прививает ему чувствасострадания, мягкосердечия и человеколюбия. Тут он посвящает Эмиля в основы«естественной религии», катехизис которой прилагается Руссо в особомразделе трактата, носящем заглавие «Исповедание веры савойского викария».Теперь надо женить подготовленного к добродетельной жизни воспитанника.Невеста ему уже выбрана в лице идеально воспитанной по той же системедевушки – Софи. Заключительная книга трактата, с момента встречи Эмиля иСофи, превращается в сентиментальный роман, рисующий чистоту любовныхотношений двух добродетельных существ. Несмотря на всю утопичность предлагаемого Руссо воспитательногометода, «Эмиль» оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовойпедагогики не только своими отдельными, очень ценными педагогическимиидеями и наблюдениями, но и общим своим направлением, в основу которогоположено внимание к личности ребенка, преобладание моментов воспитанияличности над моментами обучения (в смысле простого усвоения знаний) и т.д.В этом отношении последующая педагогика в значительной степени обязанаРуссо рядом своих достижений, включая метод трудового воспитания, системунаглядного и предметного обучения и т.п. По мысли Руссо, его Эмиль должен стать, прежде всего, добродетельнымчеловеком. Понятие добродетели у Руссо основывается на принципах следованияпредначертаниям мудрой природы, свободы от лжи цивилизации, честности ипрямодушия, свойственным доблестным героям Плутарха, книга которого была,начиная с детских лет, любимым чтением Руссо. Наконец, в понятиедобродетели входит, по мнению Руссо, также религиозное чувство. Руссо немыслит добродетели вне религии. В этом он резко расходится с атеистическимитенденциями своего времени. Он стоит на позициях деизма, отличающегося отдеизма Вольтера своим демократическим характером и вырастающего взначительной мере из идеализации народа его благостной веры в справедливогобога. Руссо хочет построить идеальную религию, отвечающую требованиямприроды и естественных человеческих чувств. Гете видел в «Эмиле» «естественное евангелие воспитания». И.Г.Гердерутверждал, что за целое столетие ни одна книга не наделала столько шума, неполучила такой огласки. Ею зачитывались и молодые люди, и зрелые философы,как Кант, и деятели французской революции, как М.Робеспьер, у которого онавсегда лежала на письменном столе. Прочитав «Эмиля», Кант высказал надеждув самом скором времени увидеть вокруг себя совсем иных людей, чем прежние,если только получит всеобщее преобладание метод воспитания, который Руссомудро вывел из самой природы. В идеале школы, указанном Руссо, Гердер виделобразец всему человечеству, современному и будущему. Единство философских воззрений и художественных взглядов Руссоотчетливо обнаруживается в его знаменитом «Письме к Даламберу о театральныхпредставлениях» (1758). Здесь, возвращаясь к своей обычной антитезедобродетельной природы и пагубной цивилизации, Руссо продолжает линию,начатую им в «Рассуждении о науках и искусствах», и дает резкую критикутеатра как яркого выражения порчи общественных нравов. Красноречиво иподробно он развивает мысль о безнравственности самой идеи театра какподражания жизни и воссоздании в сценических образах ее страстей и пороков.Не менее красноречиво он обличает распущенность нравов лиц, занимающихсяактерской профессией и подающих тем самым дурной пример обществу. Руссоподробно разбирает аморальные стороны классической и современнойдраматургии, в особенности не щадит Мольера и изобличает его «Мизантропа»,усматривая в нем осмеяние добродетели. В итоге Руссо приходит к выводу о крайнем вреде, который причиняетсятеатром, этим наиболее утонченным и изощренным продуктом современнойцивилизации, добрым и здоровым нравам граждан. А так как письмо к Даламберубыло написано в ответ на его статью о Женеве в 7 томе «Энциклопедии», гдеДаламбер предлагал учредить в этом городе театр, Руссо не упускает случаявернуться к одной из своих излюбленных тем – идеализации патриархальногоженевского быта. Он подчеркивает свою любовь к Женеве как к одному изнемногих уголков Европы, где еще сохранилась «естественная чистота» нравов.Его страшит мысль о возможной порче этих нравов путем прививки им соблазновбезнравственной цивилизации. Театр не нужен женевцам. Он не толькобесполезен, но и вреден для них в экономическом, бытовом и моральномотношениях. Добродетельные женевцы знают иные способы и формы общественныхразвлечений, имеющие непосредственный и народный характер, как то:спортивные состязания, общественные праздники и т.д. Ведь именно в средеженевских ремесленников Руссо, по его словам, получил то общественноевоспитание, которое дается не при помощи формальных учреждений (театра), атрадициями и правилами, переходящими от поколения к поколению и внушающимиюношеству достойные чувства. Среди этих традиций и навыков отметимсравнительно высокий уровень грамотности и даже образованности, а такжестремление к политическим знаниям. Так, например, английский путешественникДжон Мор был поражен тем, что видел в Женеве людей труда за чтениемсочинений Локка и Монтескье. Опыт массовых любительских женевских увеселений подсказывает Руссомысль о том, что в Женеве и в подобных ей добродетельных государствах икоммунах место театра должны занять народные празднества, посвященные темили другим памятным дням из жизни свободного, равноправного идобродетельного народа. Эту мысль (не отказываясь, впрочем, от театра какмощного средства политической пропаганды) осуществит впоследствииФранцузская буржуазная революция с ее грандиозными и пышными массовымипраздниками и торжествами, с ее обрядами посадки «дерева свободы», с еецеремониями, апофеозами и театрализованными чествованиями братства,равенства и свободы. Было бы неверно, однако, думать, что Руссо восстает против всякоготеатра и других видов профессионального искусства вообще. Уже в своем«Рассуждении о науках и искусствах» он достаточно ясно дал понять, чтовосстает лишь против современного состояния тех и других, обусловленноголожной, искусственной цивилизацией. В ряде своих писем и высказываний Руссонеоднократно подчеркивает свою веру в добродетельное действие искусства вусловиях здорового общественного строя, в условиях, свободных от извращенийсовременной культуры. Он защищает Женеву от французского театра, потому чтостремиться сохранить женевскую республиканскую общину как некий живой музейидеального или почти идеального уклада жизни. Что касается остальных стран,то здесь окончательное разрешение вопроса о судьбе театра зависит отразвития дальнейших форм общественного устройства. Во всяком случае, Руссоне отказывается от мысли о моральном искусстве, вдохновляемом идеаламидобродетели и чистоты нравов. «Письмо к Даламберу» положило конец всяким отношениям Руссо к группеэнциклопедистов. Оно содействовало также разрыву его с Вольтером, которыйэнергично пропагандировал театральные начинания на женевской территории,осуществляя их назло кальвинистским властям города.

89. Педагогические идеи Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) родился 28 августа 1828 года в усадьбе Ясная поляна Тульской области. Полное собрание сочинений Толстого составляет девяносто томов. В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна"(1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 году вторично отправился за границу. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её "Азбука", но это была скорее энциклопедия в четырех томах. Огромную работу проделал писатель, добиваясь, чтобы, как он сам говорил, все было "красиво, коротко, просто и главное, ясно".

Однажды на вопрос немецкого педагога: есть ли у вас система? – Лев Николаевич сказал, что его система в том, чтобы не иметь никаких систем. Этот ответ не был оригинальной шуткой или оговоркой.
Всякая учеба, считал Лев Николаевич, должна быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но жизнь не впишешь в систему, так же как не впишешь в нее душу, божественное начало человека – все то, что Толстой определял как самое важное и существенное в людях. А какая же это школа, если она не затрагивает главное и глубинное, а касается только внешнего и поверхностного?
По Толстому, основным методом обучения является опыт живого, не скованного и не искаженного любого рода схемами, моделями, системами общения двух людей – учителя и ученика. Б ольшинство учителей того времени, да пожалуй, и нынешнего, на вопрос, кто является предметом воспитания, скорее всего, ответят односложно: ребенок. Толстой к этому ответу добавлял еще одно слово: свободный ребенок. Всего одно слово, но в нем-то и содержался главный смысл. Таким образом, единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...

Тонко чувствующий детскую душу, писатель считал, что ребенок более совершенен и естествен, чем взрослый. Ребенок добр по своей натуре, в нем природой от рождения заложено влечение к познанию, к образованию, к творчеству. Но проявиться все эти качества в полной мере могут только в атмосфере свободы.
Принуждение, угроза наказания или порицания закрепощают ребенка. Перечисляя “наивыгоднейшие условия” для душевных сил ученика, Толстой подчеркивает, что ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.
Кому-то эта свобода может показаться чрезмерной. Как же управляться с детьми, которым все позволяется? Сомнения эти происходят от неверия в ребенка, от отношения к нему как к существу неумелому, незнающему, непонимающему. А Толстой в ребенка верил. В самом маленьком человеке присутствуют все качества и желания, необходимые для его развития.
А впоследствии оказывалось, что при нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем сильнее ими самими чувствуется потребность в порядке. Она органично уживается в ребенке вместе с потребностью к познанию. Среди педагогов до сего дня идут споры, как совместить обучение и воспитание. Толстой нашел гениально простое решение. Он соединил обучение и воспитание в едином целом – в предмете. Готовя материал для своих “Азбук”, Лев Николаевич собрал в этих учебниках множество притч, пословиц, поговорок, в которых в ненавязчивой и в то же время отчетливой образной форме говорили о положительных и отрицательных чертах людей, проявляющихся в их повседневных отношениях. Большинство рассказов “Азбуки” моралистичны, но это не нравоучения, а мораль, естественно вытекающая из содержания.
Толстой очень много и кропотливо работал над тем, чтобы учебные тексты были близки ребенку, чтобы их содержание ученик легко мог соотнести с тем, что знал о жизни. Когда содержанием образования становится сама жизнь, форма существования человека начинает органично связываться с процессом обучения.

Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, следующие принципы: принцип сознательности и активности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности.

Усвоение памятью непроверенных или непонятных обобщений Толстой считал величайшим злом, нарушающим естественность процесс мышления. Он решительно выступал против механического перенесения обобщений, абстрактных понятий в головы детей. Дети не могут понять и усвоить обобщения, не пережитые и не понятые ими самими, а догматически переданные учителями.

Прочность знаний Толстой справедливо рассматривал как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования. Прочные знания учащихся - это высшая оценка работы учителя, его радость и гордость.

Толстой требовал гибкости применения методов обучения. Всякий метод, заявлял он, можно извратить, если подойти к нему формально, не поняв его существа, не почувствовав живую душу.

“Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую инновационную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Базовая идея концепции: “создание школы, формирующей творческую созидательную личность в единстве развития нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека”.

Основные педагогические и общегуманистические идеи Толстого:

1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок - цель, а не средство образовательного процесса;

2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положительной сущности;

3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал;

4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент;

6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия;

7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение);

8) целесообразность и доступность добываемых знаний, но главное - формирование понятийного аппарата, исходя из возрастных особенностей ребенка и принципов, говоря современным языком, развивающего обучения;

9) непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие”.

Источник: http://ps.1september.ru/1999/49/3-1.htm и еще другие сайты.

90. Педагогические взгляды Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, веем этим человечество обязано ему». Его известность и мировое признание, педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...