Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение педагогической теории песталоци



Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Он видел страдания крестьянства и стремился ему всемерно помочь через школу и просвещение. Революционного из создавшегося положения он не искал. Его окрыляли, вызывали у него стремления ближе подойти к народу идеи некоторых французских просветителей, в особенности Руссо.

Песталоцци отдал всего себя делу воспитания детей, он создал теорию элементарного обучения, которая способствовала развитию в 19 веке народных школ в Европе, начал разработку частных методик, и они нашли широкое применение в начальной школе. Однако элементы формализма заложенные в педагогической теории Песталоцци и развитые его учениками, оказали и некоторое отрицательное влияние на народную школу.

Взгляды Песталоцци были исторически ограничены: он не мог понять и не понимал классового характера воспитания в классовом обществе и в то же время по своему изо всех сил стремился помочь трудовому народу. «Песталоцци мечтал о такой школе, которая удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималось ими и была в значительной мере созданием их собственных рук», — писала Н.К. Крупская.

92. Педагогическое наследие П.П. Блонского.

Павел Петрович Блонский (1884—1941), занимаясь практикой обучения и воспитания, смог соотнести успехи наук о поведении (идеи Павлова и Бехтерева) с тенденциями развития мировой философско-психологической мысли. Именно этим, а не только личным талантом, объясняется его новаторский подход к психологии, поныне сохраняющий высокую ценность. Его исследования детской психики стали составной частью весьма популярной и влиятельной в те годы педологии (от греч. слова “пейдос” — дитя и “логос”—учение), изучавшей развитие ребенка как целостного существа.
Если до сих пор ребенком занимались различные дисциплины (биология, генетика, социология, антропология, физиология, гигиена, психология), каждая из которых рассматривала этот объект под различными углами зрения, то педологи поставили перед собой задачу соотнести все эти знания и создать особую науку о ребенке, на которую мог бы ориентироваться учитель. Проект предусматривал самую непосредственную связь педологов со школьной практикой, повседневное изучение ребенка с помощью научных методов. Главными среди них были методы психодиагностики (тесты), с помощью которых определялся уровень умственного развития детей и давались рекомендации о перспективах их обучения.
Вопрос о психическом развитии был в педологии центральным. На нем и сосредоточилась энергия П. П. Блонского как психолога. (Огромную работу по строительству новой трудовой школы, проделанную им вместе с Н. К. Крупской, вынесем за скобки.) Блонский считал предметом психологии историю поведения, включая различные стадии (уровни) изменения субъективных состояний ребенка, эволюцию его эмоциональной жизни, памяти, произвольных актов и других психических проявлений. Во всех случаях он выделял ступени, отличающие один уровень развития от другого.
В процессе памяти, например, Блонский видел генетический ряд из четырех ступеней (прежде они считались видами памяти): моторная память (к ней он относил условные рефлексы и навыки), аффективная память (когда запоминаются эмоциональные состояния), образная память (запечатление и воспроизведение объектов, воспринятых органами чувств), вербальная память (знание о прошлом, излагаемое в речевой форме).
Последняя ступень присуща только человеческой памяти. Изменение культуры в ходе исторического развития человечества изменяет и характер памяти. Новый этап в истории психики связан с эпохой появления письменности, когда, как писал Блонский, “на смену гегемонии памяти идет гегемония мышления”. Мышление, в свою очередь, является процессом, имеющим ряд качественно различных стадий.
Свои выводы Блонский делал не на основе умозрительных соображений, а опираясь на экспериментально установленные, главным образом в опытах со школьниками, данные. Так, например, давая школьникам задание выучить из учебника рассказ и ответить тогда” когда они будут его хорошо знать, Блонский выявил следующие стадии усвоения: сначала ребенок сразу же говорит, что готов отвечать; затем проверяет себя, рассказывая текст полностью; наконец, проверяет себя “по вопросам”, выделяя главное. Такой самоконтроль, в свою очередь, изменяется, становится поэтапно более совершенным, что можно опять-таки выяснить путем психологических опытов. Принцип развития выстудил у Блонского применительно к человеку как принцип историзма.
Все советские психологи под воздействием философии марксизма признали приоритет социальной регуляции психики над биологической. Блонский же этим не ограничился. В своих трудах (основные из них—“Развитие мышления школьника”, “Память и мышление”) он выделил в качестве детерминант (причинных факторов) психических форм человеческого поведения факторы истории культуры. Это сближает Блонского с его выдающимся современником, Л. С. Выготским, который, не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле.
Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии (По материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru )
Педология стремилась изучать ребенка целостно, комплексно. С 1928 по 1932 год выходил журнал “Педология”. Отменена постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” от 4 июля 1936 года.
Педология – новая наука. Разработчики давали ей описательное определение. Стороны педологии: теоретическая проблема педологии как науки, практическое педологическое движение. Теор. (Выготский) – это целостная наука о развивабщемся чаде. Центральные категории: развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.
Представление о законах психического развития:
1. Закон специфичности детства
2. Принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий
3. Закон динамогенеза: всякое влечение имеет свою логику развития.
4. Периодичность (ритмизация) развития ребенка, его неравномерность.
5. Биогенетический закон
6. Закон оптимальной продолжительности подготовки. Более продолжительные стадии способствуют дальнейшему продвижению.
П. встречает трудности, т.к. туманно определение ее предмета. Непонятно так же, где границы между психологией, педагогикой и педологией. Наука не создала собственныз методов. Активно использовались тесты.
П. развернула очень широкое практическое твижение. Тестовые методы, тестология. На их основании часто педагогическая запущенность принималась за слабоумие и т.п. Спецшколы для тупых. 1928 год – первый съеед. Начало 30-х – критика педологии. 1934 г. 4 июля – статья “О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСа” запрет педологии и тестовых методов.

П.П.Блонский был крупным педагогом. Его интересы распространялись от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. Он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политехнического образования. П.П.Блонский проделал большую работу по освобождению школьных учебных программ от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования онотводил важное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение, стремился подойти к каждой дисциплине с точки зрения того, какую роль она играет в подготовке учащихся к трудовойжизни. Важнейшими требованиями к содержанию образования ученый считал научность, идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. П.П.Блонский всегдавыступал за то, чтобы содержание школьного образования было тесно связано с задачами строительства социализма. Разрабатывая программу школьного образования, он уделял особое внимание проблеме соотношения науки ишкольного предмета. Ум школьника сознательнее, активнее и глубже усваивает подлинно научные знания, чем всякого рода суррогаты науки, говорил Блонский и призывал смелее вводить в содержание школьного образования данныесовременной науки. Вместе с Н.К.Крупской и С.Т.Шацким П.П.Блонский участвовал в составлении программ ГУСа, сыгравших положительную роль в развитии советской школы. Эти программы создавались в 20-е гг., когда еще отсутствовал опыт и приходилосьидти неизведанными путями, преодолевая большие трудности, а порой иошибки. Так, П.П.Блонский не был приверженцем комплексного построения программ для старших классов и решительно отказался от всякого участия в ихсоставлении. Этот метод, по его мнению, был непригоден для школ второй ступени. Однако для него, равно как и для других советских педагогов,остался незамеченным такой существенный недостаток комплексного построения программ, как нарушение систематичности знаний. Большое внимание уделял П.П.Блонский воспитанию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Образование, говорил он, требует активного отношения к себе, и лучше не «получать», а «строить», «делать свое образование». В связи с этим сохраняют интерес его высказывания о стимулировании активной самостоятельной деятельности, развивающей познавательные способности. Являясь активным существом,ребенок, говорил Блонский, томится от безделья, неподвижности и пассивного созерцания. По своей природе он ищет знания. Ему надо оказать помощь впоисках материала для самостоятельной работы, чтобы эта тяга не оставалась без применения. Даже самая лучшая школа, отмечал Блонский, не может дать столько знаний, сколько нужно для жизни. Поэтому главная задача школы –выработать у детей желание и умение приобретать знания на протяжении всей жизни. Обучение в классе, по его словам, не в состоянии дать ученику такой багаж знаний, который избавил бы его от необходимости дальнейшего ихприобретения. Человек не в силах сохранить в памяти те знания, которые он приобрел во время учебы. Вот почему одна из основных задач школы – вооружение учащихся умениями и навыками самообразования. П.П.Блонский всегда был сторонником «активных методов» обучения, обеспечивающих высокое качество знаний. Старая школа, говорил он, строила работу не на мысли, а на памяти учащихся. Образование, которое давала она,не способствовало развитию самостоятельного мышления. В новой школе необходимо сделать учение интересным, увлекательным, удовлетворяющим интеллектуальные запросы школьников. Одним из таких методов он считал«исследовательский метод», который, по его мнению, способствует активному, критическому восприятию мыслей, воспитывает охоту и привычку к проверке общепринятых положений. Вместе с тем этот метод вооружает учащихся умениемориентироваться в окружающей действительности, способствует формированию у них творческих способностей и потребности к творчеству. В своих работах П.П.Блонский много внимания уделял учителю. Он неоднократно подчеркивал необходимость воспитания и перевоспитания работников просвещения в духе идеологии пролетариата. Учитель, говорил он,должен принять активное участие в социалистическом изменении общественных отношений. Только марксист может быть педагогом социалистической трудовой школы. Назначение учителя – воспитывать людей, строящих новое общество. Они организатор, активный строитель социалистического просвещения. Ученый настойчиво претворял в жизнь ленинское указание о том, что учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Очень важно,подчеркивал он, чтобы учитель любил детей, был близок им, умел учить и воспитывать. Преподаватель должен знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с ними строить учебный процесс, использоватьрациональную методику обучения и воспитания. Особенно нужно воспитателю умение пробуждать интерес к своему предмету, воздействовать наэмоциональную сферу, давать яркие образы, хорошо рассказывать. Учитель должен непрерывно совершенствовать свои знания и мастерство, и здесь, как подчеркивал Блонский, велика роль самообразования. Учитель, если он не учиться, не учитель; не надо спешить развивать детей, надо сначаларазвивать самих себя. Без самообразования, без творческого роста невозможно преподавать. В новой школе, подчеркивал Блонский, может работать лишь человек, знающий технику и современное производство.

93. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» /Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. \ Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестьюСферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы».. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья.и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей.

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

94. Научная доктрина и модернизация образования.

В документе «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», разработанном МО РФ в июле 2002 г., обосновывается необходимость перестройки образования в изменившихся соц.-экон., политич. условиях жизни, повышения человеческой ценности; повышения требований на рынке труда к уровню профессиональной компетенции специалистов.

Главная задача модернизации образования – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Повышение качества образования должно быть достигнуто за счет:

- ориентации школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и «на развитие личности, ее познавательный и созидательных способностей»,

- формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

- более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности,

- модернизации материально-технической базы, компьютеризации обучения,

- изучения иностранного языка со 2 класса, при сокращении часов на изучение математики, литературы, русского языка и предметов естественного цикла (физика, химия, биология)

- изменение выпускных экзаменов в высших и средних учебных заведениях с учетом результатов эксперимента по введению ЕГЭ.

- введение профильного обучения в старших класса школы, ориентированного на учет реальных потребностей рынка труда,

- планируется разработать общий учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов,

- создания системы гос. образовательного кредитования для расширения возможностей получения среднего и высшего проф. образования.

Также принято решение о восстановлении учета детей школьного возраста и создании гос. системы обеспечения обязательного общего образования и мониторинга его реализации.

С целью борьбы с беспризорностью, асоциальным поведением детей предлагается создать сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, летных, мореходных, промышленных, сельскохозяйственных и др. училищ.

Предлагается расширение кадров специальных педагогов и психологов по профилактике соц. сиротства и работы с детьми группы риска.

Новые теоретические концепции образования: их разработка основывается на 1)оправдавших себя традициях отечественного образования, 2)разработках отечественных и зарубежных специалистов последних десятилетий, 3)современных глобальных тенденциях развития образования, 4)опытно-экспериментальных работах образовательных учреждений.

Важным направлением является развитие идей гуманизации образования: рассмотрение гуманистической природы образования и воспитания, решение проблемы воспитания духовности школьников через приобщение учащихся к культуре. Разработаны новые подходы к реализации личностно-ориентированного обучения в практике обычной школы. В отличие от традиционного, личностно-ориентированное обучение ставит целью не формирование индивидуальности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных свойств ученика. Наряду с воспроизводимыми предметными знаниями, умениями и навыками здесь значимы такие результаты обучения как целостный опыт учащихся, порождение смыслов, рефлексия своих состояний и поступков.

Важное значение оказывает сопоставление общенациональных интересов России в сфере образования и мировых тенденций развития теории обучения.

Воспитание рассматривается как первостепенный приоритет в образовании. Оно должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Новым теоретическим подходом является рассмотрение проблемы развития личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя для учащегося, при взаимодействии с родителями учеников, для представителей социума.

Сегодня ведущая идея развития образования в глобальном масштабе – идея непрерывного (пожизненного) образования.

95. Педагогическое наследие СТ. Шацкого.

<Бесконечно водянистый и видимо совковый еще текст, написанный ужасным языком, простите великодушно, что именно это. Как ни странно, основные мысли здесь есть и они здравые, просто форма изложения вызывает легкую тоску J Не печальтесь, всё будет хорошо. Жиркова Ирина. Источник в тырнете указывает на собрание сочинений Самого, что конечно сомнительно. Тем не менее почти весь грамотный текст – это цитаты. Всё.>

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) выдающийся русский советский педагог. Двенадцать дореволюционных лет работал в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И. Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество "Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь"). Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. После революции Шацкий широко развернул с большим коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, по организации педагогических исследований и подготовке педагогов. Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905 году. Лозунг, под которым началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники будущего". Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах. "Вся наша работа носила социальный характер, т.к. была связана с изучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубной работы, необычной для того времени по своей организации (детское самоуправление)". Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую "систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы и организацию. «Общие цели ставит сама жизнь». … «Ближайшая цель - организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент. Эта реальная цель ставит перед педагогами важнейшие вопросы, над которыми педагогика обязана работать».

Воспитание есть организация детской жизни, объект воспитания ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм. "Единственное назначение школы и учителя организовывать разнообразные деятельности детей, все время их изучая".

Итак, как уже прозвучало выше, организовывать жизнь детей, значит, организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную). Организация детской деятельности должна отвечать их возрастным особенностям ребенка, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно необходимой для него. Соответственно Шацкий разработал систему обучения, представляющую получение знаний детьми не по предметам и не по комплексам, а в деятельности. «Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы язык, математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельности детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности». Программа Шацкого заставляет вглядываться и изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении. Ее учет и контроль лежат в достижениях, отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она действительно связывает школу с жизнью. Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем в широком обществе, в стране, процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основных сил, направляющих жизнь страны. В чем же заключается основной метод Шацкого?

Четыре элемента этого метода, который считается основным в работе Шацкого. Метод опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки".

Итак, основная методическая задача связать в единый процесс, поставить в обдуманную зависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный, и готовый опыт. Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким, связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу. Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого метода стоит и самая организация педагогической работы. Ясно, что школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой. Щацкий говорил о школьной организации, протекающей в широких рамках, о сети школ, своеобразно объединенных друг с другом педагогическими курсами для всех практических работников-педагогов, организации, имеющей в центре научно-педагогическую деятельность, изучающую среду, ее быт, экономику, ее материальные способности и физические условия ее развития.

Что же такое клуб, по Шацкому? Ребенок хочет быть активным, ему надо разрядить свои силы, но условий, благоприятных для этого, окружающая его жизнь часто не дает. Не нужно ли употребить все усилия для того, чтобы создать для проявления детской жизни подходящие условия? Основная идея Шацкого создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучение детей, нужна большая работа, чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела. В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Клуб должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. Т.о., в основу работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Самая важная работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. Методы работы в клубе: 1. работа должна быть постепенной, 2. должна соответствовать возрасту, 3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам), 4. должна соответствовать детской природе 5. никогда не должна переходить в механическую работу.

Игра ребенка - жизненная лаборатория детства. <Это важно, хотел сказать автор>. + Физический труд играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей. Труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда. Соединение обучения с трудом и общественно-полезной работой придает всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания сознательными и действенными. + Искусство имеет цель развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей. Библиотека должна стоять в центре детской организации. Руководитель учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых. Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными организациями.

96. Основные теории развития в педагогике и психологии.

Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, но ни одна из х не рассматривает развитие личности во всей его сложности и многообразии. По той причине мы изучаем много различных теорий как для расширения своего круго­зора так и для того, чтобы найти пути их объединения.

Бихевиоризм — это философия, лежащая в основе теорий научения, которые исходят из того, что наиболее значимым фактором развития человека является вне­шняя среда. Например, при классическом обусловливании происходит связывание новых раздражителей с уже имеющимися безусловными реакциями. Считается, что многие наши эмоциональные реакции приобретаются подобным образом. При оперантном обусловливании новое поведение должно иметь место еще до того, как оно может быть усилено путем подкрепления. Многие принципы оперантного обус­ловливания применяются в педагогике и программах модификации поведения.

Теория социального научения применяет принципы научения к социальному поведению. Научение часто происходит посредством наблюдения за поведением моделей и подражания им; таким образом дети усваивают половые роли, социаль­ные установки и моральные нормы своего окружения. В целом можно сказать, что, хотя теория научения полезна с практической точки зрения, она не объясняет та­кую сложную форму поведения, как пользование языком.

С точки зрения когнитивных теорий, психика человека активна, динамична и обладает врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют инфор­мацию. Созданная Пиаже теория когнитивного развития является, по существу, интеракционистской моделью, рассматривающей интеллект как образец адаптации к требованиям внешней среды. Эта адаптация осуществляется за счет взаимно до-°лняющих друг друга процессов ассимиляции (включения новой информации в Уже существующие структуры) и аккомодации (изменения структур в соответствии с требованиями внешней среды). С точки зрения Пиаже, ментальные структуры, называемые схемами, образуют основу для приобретения новых знаний. Пиаже утверждал, что когнитивное развитие делится на четыре стадии: сенсорную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. На каждой из этих стадий дети используют для решения задач качественно различные

Сторонники информационного подхода к развитию критически относятся к тео-Пиаже. Для исследования сквозных, пронизывающих всю жизнь человека психических процессов, таких как внимание, восприятие и память, они используют аналогию с компьютером. В отличие от Пиаже, они не ищут качественных разли­чий в познании в зависимости от степени зрелости индивида. Л. С. Выготский и его последователи также не соглашаются с некоторыми положениями теории Пиаже. Л. С. Выготский был склонен считать когнитивное развитие по сути своей встроен­ным в социальный и культурный контексты. Сложные знания приобретаются по­этому путем участия в культурно значимой деятельности под руководством других людей. Хотя Пиаже не стал бы оспаривать такие взгляды, он подчеркнул бы, что познание определяется факторами созревания наряду с социальными факторами.

Психоаналитическая теория Фрейда основана на принципах детерминизма. Согласно этой теории, поведение и личность находятся под контролем врожденных сексуальных и агрессивных влечений. Личность в своем развитии проходит не­сколько психосексуальных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. На каждой стадии дети должны разрешать определенные конфлик­ты и устанавливать равновесие между фрустрацией и удовлетворением своих по­требностей. Будущая личность ребенка определяется успехами или неудачами при разрешении конфликтов каждой стадии.

Эриксон расходился с Фрейдом в отношении значимости сексуальности как де­терминанты развития личности. Эриксон считал, что главной движущей силой раз­вития личности является обретение эго-идентичности. Он утверждал, что процесс поиска эго-идентичности продолжается от рождения до смерти индивидуума и представлен восьмью психосоциальными стадиями. В разные возрастные периоды потребности каждой стадии становятся критическими, хотя присутствуют в тече­ние всей жизни.

Гуманистическая психология и теории «Я» отвергают детерминизм психоана­литической школы и теорий научения. В центре внимания теорий «Я» находится развитие осознания индивидуумом собственной идентичности. С точки зрения гу­манистических теорий, люди действуют по своему усмотрению, проявляя актив­ность и творчество при достижении целей. Маслоу ввел в оборот понятие самоакту­ализации, то есть развития внутренних настоятельных потребностей, благодаря которому люди стремятся к более глубокому пониманию себя и мира. В отличие от Маслоу, Роджерс сосредоточился на терапевтическом совершенствовании личнос­ти посредством клиентоцентрированной терапии. Согласно Роджерсу, человек об­ладает в основе своей положительной, здоровой и созидательной натурой.

И наконец, этология — ветвь биологии, изучающая поведение животных, — также внесла свой вклад в психологию развития. Этологи изучают социальное по­ведение в естественной обстановке с учетом его адаптивных функций для индиви­дов и групп. Предположение социобиологов о том, что сложные формы человечес­кого поведения, как и некоторые формы поведения животных, определяются гене­тически, не раз подвергалось критике.

97. Психоаналитический подход к развитию ребенка (Фрейд, Эриксон).

<Товарищи, описывать этапы по ЗФ просто ужасно глупо и бестолково. Мы их все чудесно знаем, если кто-то против, я пришлю, расскажу, напишу письмо или телеграмму, подарю Хьелла и Зиглера, обоих. Здесь общее описание похода к развитию детей, всякие психоаналитические примочки, таблица с возрастами, последствия фиксации. Про Эриксона в вопросе номер 1. Про различия ЗФ и ЭЭ – внизу. Ваша, Жиркова Ирина.>

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0—18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Анальная 1,5—3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая 3—6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная 6—12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Регрессия — это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация.

<Про стадии я надеюсь подробно рассказывать не нужно, все в табличке и отдельно про фиксации и регрессии каждой стадии как варианты негативных последстаий.>

ОРАЛЬНАЯ: при чрезмерной или недостаточной стимуляции в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. (веселый, оптимистичный, ищет одобрения, доверчив, пассивен, незрелости и чрезмерной зависимости).

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. Если фиксация на 2ой фазе оральной стадии (орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза) (зубы). Фиксация: любовь к спорам, пессимизм, сарказм, а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

АНАЛЬНАЯ: анально-удерживающий тип личности: упрям, скуп, методичен и пунктуален. анально-выталкивающий тип: склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ: мужчины с фиксацией дерзки, хвастливы, опрометчивы, стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола), пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость (Дон Жуаны). У женщин: склонность флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими».

ГЕНИТАЛЬНАЯ: Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви.

----------------------------------------------------

Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

1. отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.

ЗФ: конфликт в эго между ид суперэго. ЭЭ доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.

2. Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

3. теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

4. различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

98. Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта.

Содержание:
1.Краткие биографические сведения
2.Роль наставника в управлении учениками
а) средства управления
3.Роль наставника в обучении воспитанников
а) воспитывающее обучение
б) средства обучения
в) ступени обучения
г) методы обучения
4.Роль наставника в воспитании учеников
а) нравственное воспитание
б) религиозное воспитание
1.Краткие биографические сведения
Гербарт (Herbart), Иоанн-Фридрих - немецкий философ, психолог и педагог. Родился в Ольденбурге в 1776 году в Германии. Образование получил в латинской классической школе, затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение Парменида о том, что все в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность.
Объектом его внимания было гимназическое образование.

Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он на­стаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психоло­гии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...