Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ключевые моменты теории когнитивного развития Пиаже. 4 страница



Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усердно занимающийся"».

В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многиеутверждения его педагогики, является принцип природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся внаучном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовкеКоменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требуетучитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, изаконы природы самого воспитания. В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеетчеловек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созреваниясил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общемуправилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя изтезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление ихк развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественнымпроцессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, асознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личностиученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с темприродосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»педагогика естественного и свободного развития природных сил испособностей. На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создаетграндиозный и по современным масштабам проект воспитания человека орождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научнуюобоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствиепедагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - нарациональную организацию «массовой школы». Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил времявзросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил длякаждого этапа задачи. Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:детство - от рождения до 6 лет включительно |отрочество - от 6 до 12 лет |юность - от 12 до 18 лет |возмужалость - от 18 до 24 лет | В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детствохарактеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется болеевысоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли испособностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастнымособенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступеньобразования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой онподразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочествапредназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, илигимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большойобласти - академия. В плане содержания образования этот принцип последовательногоизучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждыйвозраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, иисходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнскойшколы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создаетучебники. Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован нацелостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннююработу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,которую ученик брал памятью и напряжением воли. Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идеювсеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одноговека была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования какнеотъемлемого права каждого человека. Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая впедагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всейсистемы. Цель воспитания определена на основе признания самоценностичеловека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности. В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить какгуманистическую модель педагогического процесса, цель которого являетсяценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностейрастущего человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников внравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннееразвитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующихприродосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, всистеме гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействияпедагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающейсубъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогическогопроцесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» всамовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанникомуровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанникаобеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляетсяв образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, чтосвидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.1) Принцип сознательности и активности Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся непассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко иосновательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствуетсознательность, обучение ведется догматически и в знании господствуетформализм.2) Принцип наглядности Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоениеучащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами иявлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считаетзолотым правилом обучения.3) Принцип постепенности и систематичности знаний Последовательное изучение основ наук и систематичность знанийКоменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требуетовладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической иметодической последовательности.4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками Показателем полноценности знаний и навыков являются систематическипроводимые упражнения и повторения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занималиформализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоениезнаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманиюпредметов и явлений, их сознательному усвоению использованию впрактической деятельности. Семейное воспитание в педагогике Коменского Важной функцией семейного воспитания для Каменского являетсяпробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учениюпробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самимиучебными предметами, методом обучения и школьным начальством Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания,Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первойступени образовании. Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественновнешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими ихпредметами и распознавать их Цель воспитанияДистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении«самодеятельность в служении истине, красоте и добру». При всейабстрактности и неопределенности этой туманно-романтической формулы, онаимела все же прогрессивное значение для своего времени, так как впротивовес реакционным официальным «установкам», возбуждала у учительства

стремление к каким-то высшим человеческим целям жизни и воспитания.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 79/.

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -C.109/.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

“Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в- четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности?

Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” / Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

91. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности k людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а. также, осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.

В школе дети по мысли Песталоцци («Лингард и Гертруда») проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы «согревать и развивать ум детей» ибо цель, которую он себе ставил, — воспитание человека, а «не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами». Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.

Однако такое «практическое» трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...