Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

вать их в своей работе



Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок - более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства как дидактические звенья.

Важно отметить, что основное содержание урока определяют программы по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе таких авторов как: Ю.Б.Алиев[1], Д.Б.Кабалевский[2], Г.П.Сергеева[3], Л.В.Школяр [4], Д.М.Юланова[5] и других. Данные программы определят основное содержание уроков музыки на разных этапах освоения искусства учащимися. В них определяется музыкальный репертуар для различных видов деятельности – слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация (других формах деятельности).

К уроку музыки как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования. Где, дидактические требования предполагают:

- определение образовательных задач урока и его составных элементов, места конкретного урока в системе других занятий;

- определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями урока и учетом уровня развития обучаемых;

- выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную активность обучаемых.

Воспитательные требования к уроку музыки предполагают постановку воспитательной задачи урока; формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и т. п.

Организационные требования к уроку музыки предполагают наличие продуманного его плана, организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том числе технических.

По содержанию уроки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности ребенка. В доминантных — преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства, художественной деятельности.

Основную роль в подаче содержания уроков музыки имеют методы обучения и воспитания. Метод обучения (от др.-греч. - путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка[6].

В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.), по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический и т.д.), по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования[7].

Своего рода «метаметодом», относящимся к этой сфере образования, является метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В.Асафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех ее уровнях.

С педагогических позиций Б.В.Асафьев считает принципиально значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стихах, импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.

На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в самых различных модификациях:

- метод выявления сходства и различия, который Д. Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания небольших элементов музыки вплоть до различения или сходства творческих стилей разных композиторов»;

- метод идентификации — отождествление предметов, явлений, процессов, их опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других); метод перекодирования — представление содержания по знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и др. Методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом произведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.

Метод сравнения может применяться не только по отношению к музыкальным произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам. Такие контрасты прослеживаются в различных способах организации музыкальной ткани в инструментальной и вокальной музыке, сравнение звучания синтезатора и традиционных инструментов. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи.

На уроках музыки необходимо использовать такие методы, как:

Методы наглядно-слухового показа в слушательской деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какого-либо музыкального произведения посредством музыкально-компьютерных технологий – синтезатора, различных компьютерных программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д. Наглядный метод (в музыкальном воспитании и обучении имеет две разновидности) - наглядно-слуховой (получает свое выражение в слушательской деятельности на уроках музыки с помощью компьютерных технологий, а также в исполнительской деятельности как показ необходимого качества певческого звучания, демонстрации примера выполнения творческого задания учителем или учащимися и т.д.) и наглядно-зрительный (показ картин, рисунков, музыкальных инструментов, мультимедиа-презентаций, видеофрагментов, видеофильмов, электронных энциклопедий и т.д.), которые конкретизируют впечатления и фантазии школьников.

Словесные методы при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое предназначение. С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. Словесный метод (тон речи учителя музыки может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность; манера его общения со школьниками - эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности) используется учителем для того, чтобы организовать внимание детей. Передать знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения позволяют расшить такие программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс».

Практический метод в музыкальном воспитании и обучении очень важен. Показ учителем исполнительских приемов помогает учащимся приобретать опыт и осваивать определенные навыки и умения в различных видах исполнительства, необходимые для музыкальной деятельности (в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкально-компьютерных инструментах). Например, при обучении пению (в сочетании со словесным и наглядным методами) учитель музыки показывает школьникам приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Пение школьников может сопровождаться под аккомпанемент синтезатора, программы караоке или фонограммы, записанной на диск. Показ способов и приемов игры на синтезаторе необходимы, так как многие действия здесь учащиеся осваивают по подражанию.

На уроках музыки необходимо использовать также методы, определяющиеся по характеру познавательной деятельности школьников:

- объяснительно-иллюстративный метод предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, мультимедиа-технологий), а учащиеся запоминают и усваивают ее;

- репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение материала (Интернет, электронные учебник и энциклопедии) или повторение способа деятельности по заданиям учителя;

- эвристический (частично поисковый) метод используется для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать и предполагает побуждение школьников к высказываниям, рассуждениям по поставленной учителем проблемы и частичное ее решение.

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования сформировались и специальные — собственно музыкальные методы. Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности учащихся.

Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).

Идею создания урока как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой цели, впервые в общей педагогике выдвинул М.Н.Скаткин. Эта мысль очень близка к пониманию урока музыки как урока искусства. Разумеется, в реальной практике трудно создать и воплотить каждый урок как музыкально-педагогическое произведение. Однако, когда учителю удается это сделать, эффект от такого занятия в плане его эмоционально-эстетического воздействия на учащихся, создания особой духовной атмосферы неизмеримо возрастает.

Метод эмоциональной драматургии направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:

- некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоциональной направленности всего урока;

- построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы;

- заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.

Метод эмоциональной драматургии не означает необходимости очного следования схеме, в том числе приведенной выше. Здесь итожено лишь некое теоретическое построение, допускающее любые варианты, творчески создаваемые самим учителем в зависимости от его музыкально-педагогической фантазии, профессиональных возможностей, уровня музыкального и общего развития учащихся, условий проведения занятий.

Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения заранее сконструированной драматургии урока, тем более что речь при этом идет в первую очередь о драматургии эмоциональной, а значит, поддающейся изменению, корректировке, тому или иному творческому по характеру наполнению.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе музыкального занятия, да уроков, всего процесса музыкального образования (Э. Б.Абдуллин), направлен на установление самых разнообразных связей жду темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности и т.д.

Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, следовательному и все более глубокому познанию той или иной картины, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.

Метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в натизме программы и направленных на развитие музыкального пиления.

Данный метод включает в себя ряд последовательных действий.

Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт школьников, те знания о музыке и умения, которые необходимы для последующего усвоения сущности изучаемой темы.

Второе действие имеет целью познакомить детей с новой темой, раскрывающей какую-либо закономерность музыкального искусства, его связи с другими видами искусства, с самой жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой опыт.

Третье действие метода связано с закреплением представлений о новом знании в разных видах музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных знаний.

Метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский). Автор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий — окончательный вывод.

Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности «встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того или иного композитора и т.п.).

Метод создания композиций ( Л. В. Горюнова) направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.

Метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства, осознать связь с историей и т. д.

Метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е.В.Николаева).

Данный метод реализует интонационную теорию Б.В.Асафьев применительно к проблемам музыкального образования. Само понимание термина «интонация» имеет множество значений: как категория художественная (ибо в интонации «свернут» музыкальный смысл), и как категория «техническая», при которой узкотехническое значение чистоты интонации понимается как условие постижения ее выразительного начала.

Сквозь призму метода установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе рассмотрим методы, относящиеся к различным видам музыкальной деятельности.

Методы развития умений и способностей слушать музыку в течение длительного времени основывались на подходе Н. Л. Гродзенской, которая выделяла четыре этапа: 1. Вступительное слово учителя (вступление). 1. Слушание произведения, исполненного учителем или в записи экспозиция). 3. Анализ («разбор») произведения (разработка). 4. Повторное прослушивание произведения на более высоком сознательном и эмоциональном уровне (реприза). 5. Повторение, закрепление музыки в памяти (кода).

Изложенная схема организации слушательской деятельности имеет во многом общепедагогический характер, поскольку учитывает в первую очередь психолого-педагогические особенности восприятия детьми нового музыкального материала, требующего определенного настроя учащегося на прослушивание произведения, первичного ознакомления с ним, его анализа, повторного прослушивания. В том или ином виде данная логика выстраивания учебного материала применима к любым музыкальным образцам, предлагаемым детям для прослушивания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что центральным музыкально-дидактическим элементом в этой схеме выступает анализ музыкального произведения. Именно в нем находит отражение тот общий стратегический подход, от которого зависит глубина погружения учащихся в музыкальный материал и шире — в процесс осознания музыкального искусства. Такой анализ может осуществиться на разных уровнях:

- на уровне метода установления взаимосвязей между отдельными средствами выразительности и художественного образа данного конкретного произведения;

- на уровне метода интонационного анализа, предполагающее прослеживание в музыкальном произведении процесса становления и развития его интонируемого смысла (Б.В.Асафьев).

Реализация метода единства художественного и технического на интонационной основе применительно к певческой деятельности заключается в том, что школьники учатся постигать выразительность в музыке и готовятся к ее выразительному интонированию непосредственно через осмысление самой музыкальной интонации. При этом дети специально ставятся в условия, когда приоритетное значение в раскрытии художественного образа произведения и выразительности упражнения имеют для них не столько слова, сколько его собственно музыкальная сторона. Поэтому, разучивая такой материал, они могут подойти к ее осознанному выразительному интонированию, главным образом через осмысление выразительности музыкальной интонации, без помощи или с минимальной помощью словесного текста. Это становится возможным при последовательном и постепенном усложнении тех задач, которые ставятся перед учащимися.

На конкретном примере покажем возможности воплощения этого метода в практике музыкальных занятий.

Уже с первых занятий маленьких певцов нужно учить не только петь в характере музыки: радостно, грустно, нежно, ласково и т.п., но, что особенно важно, чувствовать в своем исполнении тончайшие оттенки музыкальной интонации. Для этого необходимо развитие у них эмоционального слуха и подведение их к постижению музыки как искусства интонационного. Такая направленность работы должна быть определяющей и при разучивании песен, и при распевании учащихся, и при отработке вокально-хоровых упражнений. Важно, чтобы учащиеся научились чувствовать красоту певческого звучания и могли осмысленно интонировать даже отдельно взятый звук, вкладывая в свое исполнение ту или иную эмоциональную окраску, не говоря уже о соединении нескольких тонов в мелодическом обороте, и тем более в целой фразе.

Подготовить к этому школьников можно с помощью разнообразных методических приемов, фиксирующих их внимание на том, какое влияние исполнительская трактовка способна оказать на музыкальное восприятие одного и того же материала. С этой целью на начальных этапах обучения дети прежде всего знакомятся с тем, как меняется певческое звучание не только целой фразы (исполненной в виде вокализа), но и отдельно спетого звука в зависимости от той эмоциональной окрашенности Важная задача — научить детей слушать, а затем слышать и передавать в пении характер сопряженности нескольких элементов в небольших интонационных оборотах, в том числе в книгах. Именно интервал, по словам Б.В.Асафьева, является точным определителем эмоционально-смыслового качества интонации.

Чтобы помочь школьникам ориентироваться в этом сложном процессе, в учебный материал полезно ввести специальные упражнения на освоение детьми различных мелодических интервалов. При этом каждый изучаемый интервал следует рассматривать интонационный комплекс, который не имеет строго закрепленного за ним выразительного значения, но обладает определенными потенциальными возможностями.

В последние годы в педагогике музыкального образования предложен такой метод, как сочинение уже сочиненного (В.О.Усачева). Данный метод, по мнению автора, «требует:

• самостоятельности в добывании и присвоении знаний (они при прохождении пути композитора, в процессе проживания "технологии" сочинительства не отчуждаются от ребенка);

• способности к творчеству (когда школьник в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);

• развития восприятия как способности к индивидуальному слышанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки».

Особое место в ряду методов музыкального образования занимают арттерапевтические методы и приемы, направленные на регуляцию психологического состояния учащихся средствами музыки и специально созданных для этого упражнений.

Особенно эффективно комплексное использование этих методов в сочетании с методами и приемами воспитания, так как они активизируют познавательный процесс на уроках музыки с использованием компьютерных технологий. К данным методам относятся методы: опосредованного педагогического воздействия, побуждения к сопереживанию, убеждения, приучения и упражнения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения, контроля эффективности педагогического процесса, формирования сознания в целостном педагогическом процессе, сравнения).

Арттерапевтические методы и приемы посредством использования компьютерных технологий как инструментов для художественного творчества на уроках музыки в разных формах (индивидуальных и групповых) будет оказывать развивающее воздействие на учащихся и формировать познавательную активность. Использование специальных компьютерных тренажерных программ, терапевтических методик - путь к здоровью через электронное творчество как нового вида музицирования и образовательной технологии.

На уроках музыки наряду с традиционными музыкальными инструментами, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. В свою очередь их включение в систему общего музыкального образования порождает свои проблемы, что обусловливает поиск новых подходов в этой области.

Следует отметить широкий круг авторов, занимающихся проблемой использования МКТ в общем образовании таких как И.Айдарова[8], И.М.Красильников[9], О.Тарачева[10] и других.

В первую очередь, к музыкально-компьютерным технологиям, используемым на уроках музыки следует отнести музыкальные обучающие программы, которые, как правило, включают несколько модулей, соответствующих следующим направлениям в образовательном процессе:

- получение теоретических знаний. Для обеспечения усвоения учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.;

- навыки игры на инструменте. Программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (наиболее популярный вид — гитара, фортепиано, синтезатор). Разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей;

- развитие слуха. Разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д., и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации;

- музыкальная литература. Иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину, основанную на этом материале;

- развитие творческих способностей. Программы для выработки навыков в области композиции и аранжировки.

Виды компьютерных музыкально-образовательных программ включают: видеоэнциклопедии, электронные энциклопедии искусств и учебники, интерактивные путеводители, электронные лектории, библиотечные информационно-поисковые системы, компьютерные программы контроля знаний (тестирование, цифровые диктанты, музыкальные викторины), развивающие игры.

Многочисленное количество компьютерных программ создают широкое поле для использования на уроках музыки и при подготовке к ним. В системе образования их накоплено несколько тысяч. П.Л. Живакин[11] в своем справочнике кратко описал свыше 600 музыкальных программ, предназначенных для обучения теории музыки, элементарной грамоте, изучения музыкальной литературы, обучения пению и других.

Е.И.Машбиц[12] выделяет пять типов обучающих программ: тренировочные, наставнические, реализующие проблемное обучение, моделирующие и игровые. Б.С.Гершунский разделяет обучающие программы на управляющие, диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные и моделирующие[13]. И.Р.Айдарова классифицирует музыкально-компьютерные программы и выделяет наиболее распространенные формы и приемы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки:

- адаптированные (адаптированное использование готовых ресурсов без их качественного изменения): электронные учебные комплексы, методические пособия, энциклопедии (справочники);

- модифицированные (использование готовых ресурсов, с их изменением): электронные коллекции для уроков (видео, аудио, фотоматериалы); электронные задания для самостоятельной работы на основе таких коллекций.

- авторские (создание собственных ресурсов)[14].

Также на уроках музыки учитель может использовать группу обучающих программ по изучению нотной грамоты, элементарных знаний о музыке в играх, игровых вопросах и ответах, в кроссвордах. Их малочисленность связана с недостаточностью внимания российских разработчиков. Немногочисленна и группа программ для импровизации, коллективного музицирования и сочинения музыки. К таким программам относятся Do Remix, DRGN, Microsoft Music Producer, Magic Music Maker.

Вокально-хоровая работа на уроке музыки может проходить с помощью программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д. Ребята с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей. Даже эпизодически используемый в работе микрофон становится мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. В этом случае ребята имеют возможность показать себя с лучшей стороны, почувствовать себя настоящими артистами.

Нельзя не отметить, авторский электронный ресурс Д.М.Юлановой, предназначенный для уроков музыки. В нем представлены такие разделы как «Элементарная нотная грамота», «Караоке», «Портреты», «Инструменты» «Полезное», а также представлены игры и видеофрагменты.

Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить следующим образом:

- справочные, энциклопедические издания;

- программные средства для создания, редактирования, записи, воспроизведения музыки;

- музыкальные произведения;

- зрительный ряд;

- музыкальные игры.

На уроках можно использовать следующие компьютерные программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс».

С точки зрения создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный Ди-Джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию.

Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программ: «Adobe Audition v 3.0», «Adobe Soundbooth CS 3», «Carewalk Music Creator v 4.0», «Color 7 Music Fans Factory v 9.0», «Free Audio Editor 2008 v 4.0», «Sony ACID Pro v6.0 Build 214», «Sony Sound Forge v 9.0».

Зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы «Microsoft PowerPoint». В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету.

Действительно, учитель перестает быть единственным источником знаний, а становится организатором учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся. И, конечно же, следует учитывать, что степень эффективности применения информационных технологий зависит от системности применения ИКТ: от урока к уроку, от темы к теме, от первого класса и до выпускного! Перед учителем встают дополнительные задачи - научить детей ориентироваться в информационной среде, находить, перерабатывать и анализировать информацию. Технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, с правильно отобранными методами и приёмами обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания. Речь идёт о личностном росте ребёнка: о развитии мышления, об эстетическом воспитании, о формировании надпредметных умений и навыков, о становлении информационной культуры. В системе развивающих занятий ИКТ, как уже было сказано выше, можно применять для активизации познавательной и творческой деятельности школьников, для реализации творческого потенциала каждого ребёнка, для воспитания интереса к музыкальной культуре и для формирования духовного мира современного человека.Не менее значимым электронным инструментом на уроках музыки является синтезатор. Данный электронный инструмент предоставляет широкие возможности открытий в художественно-образной сфере. Это ярко прослеживается в проектировании музыкального звучания: оригинального по окраске, выдержанного в соответствующем стиле. А спецэффекты и возможность участия в музицировании вызывают огромный интерес у детей. Здесь важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой, и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.

Синтезатор, в том числе электронное фортепиано открывает огромные возможности в художественной деятельности, например использование тембра как средства музыкальной выразительности. Электронные инструменты предоставляют музыканту довольно большой тембровый набор, который можно видоизменять в соответствии со своим художественным замыслом. Последние модели синтезаторов имеют адекватные стереосэмплированные тембры, их более 332, которые действительно звучат «натурально», хорошо передают пространство, динамическую текстуру и тончайшие нюансы звучания. Тембровая окраска звука имеет значение при восприятии её характера, например, одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами, вызывает различные эмоции.

Данный инструмент предоставляет дополнительную возможность работы над художественным образом, сделав запись собственного исполнения. Учитель нас уроках музыки может создавать свою интерпретацию музыкальных произведений, используя различные тембровые краски и виды оркестровой фактуры. Главным при воприятии музыки – вызвать эмоции у детей. То, что делает музыка, - эмоционально объединяет людей, заставляет плакать - это фантастическая сила, которой ни одно искусство в такой степени не обладает.

Наиболее простое использование компьютера на уроках музыки - это в качестве музыкального проигрывателя. Самыми распространенными такими программами являются Windows Media Player, Win Amp. Воспроизведение с готовых аудионосителей (Mp3, CD) позволяет прослушивать музыкальные произведения только целостно, от начала и до конца, а возвращение к отдельным фрагментам музыкального произведения требует дополнительных затрат времени, которое и так ограничено рамками урока.

Программы для пения караоке также может воспроизводиться с помощью компьютера либо аппарата CD-оке. Караоке - пение под фонограмму, которое сопровождается на экране текстом песни с ритмичной подсветкой слов в такт музыке.

В связи с малым объёмом учебного времени (1 урок в неделю) в полной мере реализовать задачи музыкального образования можно, используя во внеурочной деятельности метод проектирования. Музыкальный проект предлагает учащимся широкое поле деятельности. Здесь каждый может проявить свои способности: от создания мультимедийной презентации по творчеству композитора до коллективного проекта, который даёт возможность раскрыться даже тем детям, чьи музыкальные возможности ограничены. Например, коллективные проекты, посвященные творчеству исполнителей или определённой тематике, интересны тем, что ребёнок, который хорошо поёт, работает над вокалом, другие дают информативную основу, третьи могут проявить свои организаторские способности, а кто-то стать звукорежиссёром или аранжировщиком. И во всех этих видах деятельности помогут музыкально-компьютерные технологии.

Таким образом, современный урок музыки - это урок, который насыщен новыми приёмами педагогической техники практически на всех его этапах, к которым относятся:

- звуковой и информативный музыкальный материал, необходимый на уроке, содержат готовые программные продукты. Данные ресурсы служат «сырьём» для создания тематических мультимедиа презентаций, а также позволяют вплести в ткань урока видеоряд. Особенно это важно на уроках, посвященных музыкально-сценическим жанрам. Очень увлекает детей прос­мотр выступлений юных музыкантов. Это побуждает их к музыкально-творческой деятельности;

- Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash-технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку;

- музыкальные редакторы, посредством которых можно создавать качественные музыкальные композиции, объединять в единое целое фрагменты урока;

- современные технологии сжимания звука позволяют хранить гигантские объёмы музыки, а быстрый её поиск помогает на уроке обращаться к самыми разными музыкальными примерами;

- цифровой инструментарий – синтезаторы, электронное фортепиано, обладающие существенным преимуществом – тембровой палитрой различных инструментов;

- программы нотного набора дают возможность создавать школьную типографию музыкальных сочинений. Один из результатов - авторские сборники;

- электроакустическое звучание, пространственная организация и динамический размах цифровых инструментов и проигрывателей выводят на качественно новый уровень музыкальное прослушивание;

- звукозапись на уроке даёт возможность проанализировать исполнение.

В современных уроках музыки в общеобразовательной школе важным средством постижения искусства являются музыкально-компьютерные технологии. Их использование на уроках музыки делает все этапы постижения учащимися знаний, умений, навыков разнообразными, а, исходя из этого, мобилизируются все процессы их активности, обеспечивается успешность развития творческих способностей, формируется кругозор, интересы, вкусы, потребности. Следует отметить, что компьютерные технологии, используемые на уроках музыки в общеобразовательной школе, включают в себя мультимедиа-презентации, флеш-анимации, творческие проекты, аудио-видео-медиа-ресурсы, электронные инструменты, музыкально-компьютерные программы, электронные учебники, энциклопедии и другие их разновидности.

Учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы высококачественные тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, целесообразно систематизировать возможность использования компьютерных технологий в процессе обучения на уроке музыке в общеобразовательной школе при:

- изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point и Flesh-анимаций);

- обобщении пройденного материала – определение уровня знаний учащихся по разным темам;

- закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);

- систематизации контроля и проверки – тестирование с оцениванием, контролирующие программы;

- вокальном исполнении музыки – использование оркестровых фонограмм, караоке, «минусовок»;

- инструментальном исполнении музыки – импровизация на музыкальных инструментах с использованием синтезатора и в работе с компьютерными игровыми программами;

- проектировании – использование возможностей медиапрезентаций в исследовательской деятельности учащихся;

- самостоятельной работе учащихся – энциклопедии, развивающие программы;

- участии во внеурочных формах деятельности – концертная и развлекательная деятельности школы, виртуальные экскурсии в театры и концертные залы, использование современных Интернет-технологий.

Компьютерные технологии стали оперативным средством наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся. ИКТ могут использоваться как при проведении моноцелевых уроков (с точки зрения типологии), так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения - это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства.

При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знание функциональных возможностей и условий применения каждого из вышеназванных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе.

Таким образом, современный урок музыки, построенный на музыкально-компьютерных технологий, как форма постижения искусства, предоставляет такие возможности как:

· существенная активизация развития музыкального слуха и мышления учащихся. Понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что дополняет возможности вербального общения;

· автоматизация практических занятий по развитию музыкальных способностей, чтению нот с листа;

· развитие практических навыков в области композиции, аранжировки, возможности экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером;

· изучение принципов формообразования, исследование тембров, темпов и других элементов музыкальной речи;

· развитие музыкально-художественного кругозора посредством обучения на основе электронных музыкальных энциклопедий, учебников, охватывающих творчество композиторов, начиная с XVII века;

· повышения качества преподавания уроков музыки и объемов преподавания и улучшения управления процессами усвоения и использования знаний за счет использования основ сольфеджио, тренажерных и контролирующих систем.

В заключение отметим, что актуальность дальнейшего исследования феномена МКТ как новой образовательной и творческой среды определяется:

- современной ситуацией в педагогической науке и практике, ориентированной на осуществление процессов интеграции различных предметных областей, среди которых информационным технологиям принадлежит особое место;

- развитием информационных технологий и необходимостью их научно обоснованного, грамотного применения в образовании и практической деятельности специалиста в области музыкальной педагогики;

- развитием МКТ, которые становятся реальным достоянием культуры и фактором ее развития, что в свою очередь расширяет сферу их применения, создавая новые направления профессиональной деятельности;

- наличием проблем в эстетическом воспитании школьников, что побуждает к поиску решений, адекватных современному уровню педагогических техно­логий и информационной среды, окружающей современного учащегося;

- развитием новых направлений в образовании специалистов технического профиля на базе МКТ, обусловливающих возникновение новых творческих технических специальностей.

Основными формами работы являются индивидуальная и групповая. Учащиеся получают на занятиях творческие задания и выполняют их дома, на своих компьютерах. Таким образом, наличие у учащихся персональных компьютеров или свободного доступа к ним является весьма желательным.

Основной формой обучения сегодня является классно-урочная система, единицей которой является урок - более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства как дидактические звенья.

Важно отметить, что основное содержание урока определяют программы по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе таких авторов как: Ю.Б.Алиев[15], Д.Б.Кабалевский[16], Г.П.Сергеева[17], Л.В.Школяр [18], Д.М.Юланова[19] и других. Данные программы определят основное содержание уроков музыки на разных этапах освоения искусства учащимися. В них определяется музыкальный репертуар для различных видов деятельности – слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация (других формах деятельности).

К уроку музыки как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования. Где, дидактические требования предполагают:

- определение образовательных задач урока и его составных элементов, места конкретного урока в системе других занятий;

- определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями урока и учетом уровня развития обучаемых;

- выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную активность обучаемых.

Воспитательные требования к уроку музыки предполагают постановку воспитательной задачи урока; формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и т. п.

Организационные требования к уроку музыки предполагают наличие продуманного его плана, организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том числе технических.

По содержанию уроки могут быть типовыми, доминантными, тематическими или комплексными в зависимости от использования различных видов музыкальной деятельности, наличия темы. Так, типовые уроки музыки включают все виды музыкальной деятельности ребенка. В доминантных — преобладает какой-либо один вид музыкальной деятельности, на тематическом уроке выбирается одна тема, которая объединяет все виды деятельности. Комплексный урок содержит различные виды искусства, художественной деятельности.

Основную роль в подаче содержания уроков музыки имеют методы обучения и воспитания. Метод обучения (от др.-греч. - путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка[20].

В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов: по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.), по их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический и т.д.), по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.). Все они применимы и в педагогике музыкального образования[21].

Своего рода «метаметодом», относящимся к этой сфере образования, является метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В.Асафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех ее уровнях.

С педагогических позиций Б.В.Асафьев считает принципиально значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стихах, импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.

На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в самых различных модификациях:

- метод выявления сходства и различия, который Д. Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания небольших элементов музыки вплоть до различения или сходства творческих стилей разных композиторов»;

- метод идентификации — отождествление предметов, явлений, процессов, их опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других); метод перекодирования — представление содержания по знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и др. Методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом произведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.

Метод сравнения может применяться не только по отношению к музыкальным произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам. Такие контрасты прослеживаются в различных способах организации музыкальной ткани в инструментальной и вокальной музыке, сравнение звучания синтезатора и традиционных инструментов. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи.

На уроках музыки необходимо использовать такие методы, как:

Методы наглядно-слухового показа в слушательской деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какого-либо музыкального произведения посредством музыкально-компьютерных технологий – синтезатора, различных компьютерных программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д. Наглядный метод (в музыкальном воспитании и обучении имеет две разновидности) - наглядно-слуховой (получает свое выражение в слушательской деятельности на уроках музыки с помощью компьютерных технологий, а также в исполнительской деятельности как показ необходимого качества певческого звучания, демонстрации примера выполнения творческого задания учителем или учащимися и т.д.) и наглядно-зрительный (показ картин, рисунков, музыкальных инструментов, мультимедиа-презентаций, видеофрагментов, видеофильмов, электронных энциклопедий и т.д.), которые конкретизируют впечатления и фантазии школьников.

Словесные методы при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое предназначение. С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. Словесный метод (тон речи учителя музыки может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность; манера его общения со школьниками - эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности) используется учителем для того, чтобы организовать внимание детей. Передать знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения позволяют расшить такие программы энциклопедической направленности: «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Музыкальный класс».

Практический метод в музыкальном воспитании и обучении очень важен. Показ учителем исполнительских приемов помогает учащимся приобретать опыт и осваивать определенные навыки и умения в различных видах исполнительства, необходимые для музыкальной деятельности (в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкально-компьютерных инструментах). Например, при обучении пению (в сочетании со словесным и наглядным методами) учитель музыки показывает школьникам приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Пение школьников может сопровождаться под аккомпанемент синтезатора, программы караоке или фонограммы, записанной на диск. Показ способов и приемов игры на синтезаторе необходимы, так как многие действия здесь учащиеся осваивают по подражанию.

На уроках музыки необходимо использовать также методы, определяющиеся по характеру познавательной деятельности школьников:

- объяснительно-иллюстративный метод предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, мультимедиа-технологий), а учащиеся запоминают и усваивают ее;

- репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение материала (Интернет, электронные учебник и энциклопедии) или повторение способа деятельности по заданиям учителя;

- эвристический (частично поисковый) метод используется для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать и предполагает побуждение школьников к высказываниям, рассуждениям по поставленной учителем проблемы и частичное ее решение.

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования сформировались и специальные — собственно музыкальные методы. Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности учащихся.

Метод эмоциональной драматургии на уроке музыки (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).

Идею создания урока как своеобразного произведения, направленного на реализацию единой цели, впервые в общей педагогике выдвинул М.Н.Скаткин. Эта мысль очень близка к пониманию урока музыки как урока искусства. Разумеется, в реальной практике трудно создать и воплотить каждый урок как музыкально-педагогическое произведение. Однако, когда учителю удается это сделать, эффект от такого занятия в плане его эмоционально-эстетического воздействия на учащихся, создания особой духовной атмосферы неизмеримо возрастает.

Метод эмоциональной драматургии направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:

- некая интродукция, вступление, где обозначается вектор эмоциональной направленности всего урока;

- построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности учащихся, форм работы;

- заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.

Метод эмоциональной драматургии не означает необходимости очного следования схеме, в том числе приведенной выше. Здесь итожено лишь некое теоретическое построение, допускающее любые варианты, творчески создаваемые самим учителем в зависимости от его музыкально-педагогической фантазии, профессиональных возможностей, уровня музыкального и общего развития учащихся, условий проведения занятий.

Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения заранее сконструированной драматургии урока, тем более что речь при этом идет в первую очередь о драматургии эмоциональной, а значит, поддающейся изменению, корректировке, тому или иному творческому по характеру наполнению.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе музыкального занятия, да уроков, всего процесса музыкального образования (Э. Б.Абдуллин), направлен на установление самых разнообразных связей жду темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности и т.д.

Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, следовательному и все более глубокому познанию той или иной картины, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.

Метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в натизме программы и направленных на развитие музыкального пиления.

Данный метод включает в себя ряд последовательных действий.

Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт школьников, те знания о музыке и умения, которые необходимы для последующего усвоения сущности изучаемой темы.

Второе действие имеет целью познакомить детей с новой темой, раскрывающей какую-либо закономерность музыкального искусства, его связи с другими видами искусства, с самой жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой опыт.

Третье действие метода связано с закреплением представлений о новом знании в разных видах музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных знаний.

Метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский). Автор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко сформулированная учителем задача; второй — постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий — окончательный вывод.

Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности «встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того или иного композитора и т.п.).

Метод создания композиций ( Л. В. Горюнова) направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, игра в четыре руки с учителем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех детей класса в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.

Метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры учащихся благодаря «выходам» за пределы музыки (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.). Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других видов искусства, осознать связь с историей и т. д.

Метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е.В.Николаева).

Данный метод реализует интонационную теорию Б.В.Асафьев применительно к проблемам музыкального образования. Само понимание термина «интонация» имеет множество значений: как категория художественная (ибо в интонации «свернут» музыкальный смысл), и как категория «техническая», при которой узкотехническое значение чистоты интонации понимается как условие постижения ее выразительного начала.

Сквозь призму метода установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе рассмотрим методы, относящиеся к различным видам музыкальной деятельности.

Методы развития умений и способностей слушать музыку в течение длительного времени основывались на подходе Н. Л. Гродзенской, которая выделяла четыре этапа: 1. Вступительное слово учителя (вступление). 1. Слушание произведения, исполненного учителем или в записи экспозиция). 3. Анализ («разбор») произведения (разработка). 4. Повторное прослушивание произведения на более высоком сознательном и эмоциональном уровне (реприза). 5. Повторение, закрепление музыки в памяти (кода).

Изложенная схема организации слушательской деятельности имеет во многом общепедагогический характер, поскольку учитывает в первую очередь психолого-педагогические особенности восприятия детьми нового музыкального материала, требующего определенного настроя учащегося на прослушивание произведения, первичного ознакомления с ним, его анализа, повторного прослушивания. В том или ином виде данная логика выстраивания учебного материала применима к любым музыкальным образцам, предлагаемым детям для прослушивания.

Вместе с тем следует иметь в виду, что центральным музыкально-дидактическим элементом в этой схеме выступает анализ музыкального произведения. Именно в нем находит отражение тот общий стратегический подход, от которого зависит глубина погружения учащихся в музыкальный материал и шире — в процесс осознания музыкального искусства. Такой анализ может осуществиться на разных уровнях:

- на уровне метода установления взаимосвязей между отдельными средствами выразительности и художественного образа данного конкретного произведения;

- на уровне метода интонационного анализа, предполагающее прослеживание в музыкальном произведении процесса становления и развития его интонируемого смысла (Б.В.Асафьев).

Реализация метода единства художественного и технического на интонационной основе применительно к певческой деятельности заключается в том, что школьники учатся постигать выразительность в музыке и готовятся к ее выразительному интонированию непосредственно через осмысление самой музыкальной интонации. При этом дети специально ставятся в условия, когда приоритетное значение в раскрытии художественного образа произведения и выразительности упражнения имеют для них не столько слова, сколько его собственно музыкальная сторона. Поэтому, разучивая такой материал, они могут подойти к ее осознанному выразительному интонированию, главным образом через осмысление выразительности музыкальной интонации, без помощи или с минимальной помощью словесного текста. Это становится возможным при последовательном и постепенном усложнении тех задач, которые ставятся перед учащимися.

На конкретном примере покажем возможности воплощения этого метода в практике музыкальных занятий.

Уже с первых занятий маленьких певцов нужно учить не только петь в характере музыки: радостно, грустно, нежно, ласково и т.п., но, что особенно важно, чувствовать в своем исполнении тончайшие оттенки музыкальной интонации. Для этого необходимо развитие у них эмоционального слуха и подведение их к постижению музыки как искусства интонационного. Такая направленность работы должна быть определяющей и при разучивании песен, и при распевании учащихся, и при отработке вокально-хоровых упражнений. Важно, чтобы учащиеся научились чувствовать красоту певческого звучания и могли осмысленно интонировать даже отдельно взятый звук, вкладывая в свое исполнение ту или иную эмоциональную окраску, не говоря уже о соединении нескольких тонов в мелодическом обороте, и тем более в целой фразе.

Подготовить к этому школьников можно с помощью разнообразных методических приемов, фиксирующих их внимание на том, какое влияние исполнительская трактовка способна оказать на музыкальное восприятие одного и того же материала. С этой целью на начальных этапах обучения дети прежде всего знакомятся с тем, как меняется певческое звучание не только целой фразы (исполненной в виде вокализа), но и отдельно спетого звука в зависимости от той эмоциональной окрашенности Важная задача — научить детей слушать, а затем слышать и передавать в пении характер сопряженности нескольких элементов в небольших интонационных оборотах, в том числе в книгах. Именно интервал, по словам Б.В.Асафьева, является точным определителем эмоционально-смыслового качества интонации.

Чтобы помочь школьникам ориентироваться в этом сложном процессе, в учебный материал полезно ввести специальные упражнения на освоение детьми различных мелодических интервалов. При этом каждый изучаемый интервал следует рассматривать интонационный комплекс, который не имеет строго закрепленного за ним выразительного значения, но обладает определенными потенциальными возможностями.

Контроль и учет успеваемости учащихся, занимающихся по данным программам, осуществляется ъ следующих формах: выпускной экзамен (итоговая аттестация), зачет, академический концерт, контрольный урок (промежуточная аттестация). Текущий концерт осуществляется на занятиях.

На выпускных экзаменах учащиеся по классу синтезатора и ансамбля синте­заторов исполняют созданные под руководством педагога электронные аранжи­ровки четырех произведений, охватывающих жанры классической, народной и современной музыки академических и массовых жанров. Учащиеся студии ком­пьютерной музыки аналогичную программу представляют в виде фонограммы.Учащиеся, занимавшиеся по классу синтезатора и в студии компьютерной музы­ки в рамках предмета по выбору, представляют на экзамен по три произведения различных жанров.

Помимо показа данной программы, занимавшиеся по клавишному синтеза­тору и студии компьютерной музыки в рамках предмета «Музыкальный инст­румент» выпускники на экзамене должны в течение часа самостоятельно создать и исполнить (записать с помощью секвенсора синтезатора или музы­кального редактора компьютера) аранжировку небольшого произведения или фрагмента произведения уровня сложности пятого класса (третьего класса пятилетнего курса обучения), а также обосновать в форме краткого сообще­ния свой подход к решению художественных задач в представленных на экза­мене аранжировках.

В других классах основной формой отчетности учебной работы является пе­реводной зачет и академические концерты. Для этих выступлений в течение учебного года учащиеся должны подготовить для исполнения или в виде фоно­граммы компьютерных аранжировок 3-4 (2-3 в рамках предмета по выбору) произведения различных музыкальных жанров и направлений.

На контрольных уроках, проводимых один раз в четверть, осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся и их знаний о художест­венных возможностях электронно-цифрового инструментария (в виде собесе­дования), а также - развития игровых навыков (в виде прослушивания пред­ставляющей определенные технические сложности пьесы или этюда).

В 3 классе добавляется проверка уровня развития умений и навыков элек­тронной аранжировки учащихся, занимающихся клавишным синтезатором и в студии компьютерной музыки в рамках предмета «Музыкальный инструмент» (контрольное прослушивание). Данная проверка проводится в форме само­стоятельного создания учащимися и озвучивания в присутствии комиссии с помощью цифрового инструмента аранжировки небольшого музыкального произведения или фрагмента произведения (по трудности на два класса ниже) с обоснованием собственных действий. Проверка практических навыков -подбора по слуху, чтения с листа, игры в ансамбле, импровизации и элемен­тарного сочинения (в виде выполнения учащимися поставленных перед ними комиссией тех или иных соответствующих требованиям программы творческих заданий) - является также необходимым элементом данного контрольного прослушивания.

Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и словесной характеристикой.

Переводная оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащего­
ся на академических концертах, результата контрольных уроков и оценок теку­
щей аттестации. В содержание итоговой оценки входит: оценка исполнения
программы и создания электронной аранжировки предложенного комиссией
музыкального произведения на выпускном экзамене, результаты текущей и про­
межуточной аттестации в течение последнего года обучения.



[1] Музыка: 1-8 классы: программа для средних общеобразовательных учреждений / Под. общ. ред. Ю.Б.Алиева. – М., 1999.

[2] Музыка: 4-7 классы: программа для средних общеобразовательных учреждений / Под. науч. ред. Д.Б.Кабалевского. – М.: Просвещение, 1987. – 200 с.

[3] Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студ. нач. отделений и факультетов сред. пед. учебных заведений / Г.П.Сергеева. - 2 –е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 982 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.05 с)...