Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика преподавания музыкально-компьютерных технологий как новый раздел педагогической науки. Роль музыкально-компьютерных технологий в современном обществе



Начало XXI в. ознаменовалось глобальными изменениями как в области способов передачи информации, так и ее представления: компьютерные и коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, в область культуры, в частности, и особенно - в область музыкального творчества и музыкального образования. Достижения в области звукозаписи, технологии создания музыкальных композиций в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили не существовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые утверждают другие способы понимания музыки, развивающие классические традиции, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие
традиционное музыкальное образование, не обладают.
Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным условиям и духу времени, адекватным характеру труда и основным направлениям человеческой деятельности сегодняшнего дня. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и огромные возможности музыкального компьютера как профессионального инструмента будущего специалиста1.
Наблюдающиеся тенденции развития музыкально-компьютерных технологий в общем и профессиональном музыкальном образовании, возможности широкого их применения, различные сферы приложения, широта охвата, востребованность позволяют говорить о появлении нового образова-тельного феномена - новой образовательной творческой среды. Основными ее компонентами являются:
1) музыкальный компьютер как основной элемент аппаратно-инструментальной базы новой образовательной творческой среды и программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса;
2) методическая система и ее методологическая основа, позволяющая адекватно использовать музыкально-компьютерные технологии (МКТ) на всех этапах и во всех направлениях музыкально-образовательного процесса (особо подчеркнем, что МКТ - динамично развивающаяся образовательная среда, что требует постоянной разработки новых учебных программ и курсов, адаптированных к современным социальным запросам и соответствующих уровню развития данных технологий);
3) социально-культурный фактор воспитания всесторонне развитой личности.
В новой сфере существует ряд образовательных проблем: мир цифровых технологий (и, соответственно, - цифровых искусств) меняется быстро, и многие учреж-дения, включающие освоение музыкальнокомпьютерных технологий в свои учебные планы, не всегда успевают за этим процессом. Необходимость создавать мобильные образовательные системы, способные быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде, является обязательным условием успешности такого образования. Ряд музыковедов отмечает в этой связи, что англосаксонская модель музыкального образования, в соответствии с которой музыке обучают-
ся в контакте с немузыкальными дисциплинами, отвечает запросам современного переходного периода в развитии музыкально-образовательной системы, поскольку академическая изоляция от всего массива художественных, гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, характерная для традиционных систем профессионального музыкального образования в некоторых странах, затрудняет адаптацию к текущим изменениям, происходящим в обществе2.

2.Цели и задачи обучения информационным технологиям в школе на современном этапе.

Новые, интенсивно меняющиеся технологии обусловили потребность в сфере подготовки специалистов музыкально-компьютерного профиля, владеющих комплексом музыкальных знаний и технологической образованностью, способных вести преподавательскую работу в школах нового типа, а также реализовывать свой творческий потенциал музыканта. Музыкально-компьютерные технологии, динамично развиваясь, определили возможность создания новой профессиональнообразовательной творческой среды и на ее базе новой концепции музыкально-компьютерного педагогического образования, заключающейся в разработке методологического фундамента и определяющей узловые теоретические идеи, направленные на систему подготовки педагога, музыканта, специалиста для системы общего и профессионального музыкального образования, владеющего современными технологиями и методиками и отвечающего современным требованиям к уровню подготовки музыканта-профессионала, которая обусловлена следующим:
• развитие информационных технологий на современном этапе диктует необходимость их научно обоснованного, грамотного применения в образовании и практической деятельности специалиста в области музыкальной педагогики;
• мультимедийные компьютеры, в том числе музыкально-ориентированные, обладающие широким спектром возможностей, получают все большее распространение в
различных сферах профессиональной деятельности;
• МКТ становятся реальным достоянием культуры и фактором ее развития, что, в свою очередь, расширяет сферу их применения, создавая новые направления профессиональной деятельности музыканта;
• наличие проблем в эстетическом воспитании школьников побуждает к поиску решений, адекватных современному уровню педагогических технологий и информационной среды, окружающей современного учащегося;
• необходимость совершенствования системы музыкального образования, обусловленного постоянным расширением комплекса требований к педагогу - бакалавру художественного образования, что очевидно в связи с чрезвычайно большими потребностями в педагогах музыки, имеющих основательную художественную, технологическую, психолого-педагогиче-скую и методическую подготовку, а также подготовку в области современных компьютерных технологий, в том числе способных проводить учебную деятельность, используя среду 1п1егпе1 и дистанционные формы обучения.


3.Современные тенденции развития образования в свете развития музыкально-компьютерных технологий.

Теоретической основой построения содержания музыкально-компьютерного педагогического образования является:
• создание профессионально-образовательного комплекса психолого-педагоги-ческих и современных информационно-технологических образовательных условий, направленных на формирование личности педагога-музыканта, обладающего адекватной социокультурной реальности системой знаний и умений и знанием особенностей использования новых образовательных технологий;
• создание новых творческих форм проведения уроков музыки, обеспечивающих многообразные связи различных областей художественного и информационно-технологического образования, что отражает взаимосвязь искусства и науки, а также вза-
имообусловленность различных видов творческой деятельности обучаемых, интеграцию различных областей знаний, характерную для современного образовательного пространства;
• формирование ключевых компетентностей, универсальных и интеллектуальных умений, способствующих формированию гармонично развитой личности, человека новой формации, способного к творческой самореализации и непрерывному самообразованию.
Научная новизна разработанной обра-зовательной концепции заключается в следующем:
1. Научно осмыслен феномен музыкально-компьютерных технологий как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных кон -цепций.
2. Разработаны элементы построения новой модели современного высшего педагогического образования на базе музыкально-компьютерных технологий на основе анализа музыкальной, информационно-технологической и педагогической реальности.
3. Обоснована сущность принципиально важных категорий «музыкальнокомпьютерное образование», «музыкально-компьютерные современные технологии», «МКТ - новая образовательная творческая среда», «МКТ - новый инструмент музыканта», обогащающих понятийный аппарат современной педагогической науки.
4. Обоснована новая система проведения занятий по музыкальным дисциплинам, заключающаяся в органичном сочетании традиционных форм обучения и использовании современных информационных, в том числе музыкально-компьютерных образовательных технологий, способствующая актуализации всего образовательного потенциала обучаемого в целом.
5. Создана новая образовательная технология обучения, которая опирается на ис-
пользование - наряду с традиционными -мультимедийных, дистанционных и Интернет-технологий.
Практическая значимость концепции.
1. Данная концепция обогащает педагогическую практику новой, опережающей стратегией и тактикой высшего музыкально-компьютерного образования с учетом социокультурной реальности.
2. Созданы профессионально-образовательные программы для высшего музыкально-педагогического образования, профессиональной переподготовки музыкантов, актуализирующие информационную, психолого-педагогическую, технологическую и профессиональную подготовку специалиста в области музыкального образования.
3. Создана принципиально новая по форме, содержанию, методическим и педагогическим, психологическим способам представления учебного материала система занятий, опирающаяся на педагогику СОТВОРЧЕСТВА.
Новая образовательная концепция высшего музыкально-педагогического образования на базе МКТ открывает перспективные направления в развитии музыкального образования и художественной культуры в целом в XXI в.:
а) в области педагогической науки, инновационных разработок и технологий обучения:
• создание программ, отражающих современный уровень развития образовательных технологий для различных ступеней непрерывного музыкального образования -общего и профессионального;
• обоснование закономерностей развития новой профессиональной творческой среды - музыкально-компьютерные технологии - в образовании и творчестве и выявление на этой основе значимых позиций для становления личности музыканта-педа-гога, владеющего современными технологиями и методиками;
• исследование социально-педагогических условий деятельности педагога-музыканта, направленное на создание на базе МКТ школ-мастерских нового типа в XXI в.;
• формирование мобильных образовательных систем, способных быстро адаптироваться к изменяющейся информационнокоммуникационной среде, что является обязательным условием успешности такого образования;
б) в области развития художественной культуры в целом:
• формирование адекватного понимания кардинальных изменений, происходящих в художественной среде, концептуальная и продуктивная фаза которых сегодня во многом определяется областью цифровых искусств;
• осознание необходимости интеграции различных видов искусств в едином цифровом информационном художественном поле;
• формирование адекватного понимания места нового и традиционного музы -кального искусства в рамках художественно-образовательного пространства, анализ путей взаимосвязи наиболее активных в творческом отношении сфер, определяющих перспективные направления развития художественной культуры в целом.

Содержание преподавания музыкально-компьютерных технологий в детской музыкальной школе.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...