Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конец XX в. и проблема человека



В течение нынешнего пека, особенно в последней его трети обостряется интерес к проблеме человека. Нарастаю­щая критика науки и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ог­раниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру в целом. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустри­альной цивилизации в информационное общество резко по­вышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

Важной особенностью нашего времени является уход с ис­торической сцены доминировавших в недавнем прошлом тота­литарных режимов, прошедшая и проходящая деколониза­ция, тенденция перехода к социально ориентированному, де­мократическому и правовому обществу, катастрофическое падение материального и социального статуса человека в на-


шей стране, имеющее своим следствием обостренное внимание к смысложизненной, экзистенциальной проблематике.

Предпринимаются настойчивые попытки создать так на­зываемую понимающую социологию, психологию личности н другие, ориентированные на субъекты научные дисципли­ны, снижение интереса к гносеологической, методологиче­ской и онтологической проблематике в самом корпусе фило­софии. Немаловажную роль играет сохранившееся со вре­мен господства представление о философии как «науке наук»,-ее понимания как основы наук, особенно тех, кото­рые непосредственно имеют дело с человеком. В рамках этого подхода сформулированы специфические характери­стики философского знания, имеющие непосредственное от­ношение к рассматриваемой нами те.ме.

Наука формирует так называемую «картину мира», фи­лософия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является лишь моментом. Для «картины мира* характерен объективный подход. Он яв­ляется холодной сводкой данных о Мире, взятом самим по себе, без человека как человека. В ней нет места свободе, спонтанности, творчеству. Они—в слепом пятне современ­ной науки. Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто зна­ние, но знание, облаченное в ценностные формы. Она ис­следует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъ­ект, способный к изменению мира и самого себя. Рассматри­вая научное знание как момент отношения человека к миру, она позволяет взять его в более широком контексте, выйти за пределы внутринаучной рефлексии. И более того, рас­смотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...