Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Предпосылки переосмысления проблемы сознания. В главе «Бытие» мы уже показали, что Новое время воШло в историю под знаком того события, которое Ницше выразил в афоризме «Бог умер». В работе «Веселая наука» он, ориентируясь на обычный человеческий способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни в формах самой жизни, так описал это событие: «Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!». Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. «Он что, пропал?» — сказал один. «Он заблудился как ребенок»,— сказал другой... Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог? — вокликнул он.— Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я...» Наконец, он бросил свои фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. «Я пришел слишком рано,— сказал он тогда,— мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей... Деяниям нужно время, после того как они уже совершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила,— и все-таки вы совершили его...»
Отметим в приведенном тексте два важных момента. Во-первых, люди «убили Бога» каким-то странным образом, ибо, совершив это деяние, они еще не знают о нем. Другими словами, люди действовали бессознательным для самих себя образом; никто из них не ставил перед собой сознательную цель: отказаться от Бога, вывести саму идею Бога из цивилизационной структуры. Хайдеггер впоследствии назовет данный процесс онтологическим «ничтожествованиг ем», «онтологическим 1шгилизмом», признав тем самым, что отказ от Бога не есть результат каких-то учений, философских построений и т. д. Отказ от Бога, или нигилизм.
как его называл мыслитель, «это всемирно-историческое движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу влияния Нового времени... Точно так же нигилизм и не порождение отдельных наций, чьи мыслители и литераторы говорят о нигилизме». Более того, Хайдеггер считает, что невозможно точно определить, назвать исток этого «зловещего и неприютного гостя». Во-вторых, безумец в тексте Ницше называет отказ от Бога «страшным событием», а Хайдеггер, как бы вторя ему, вводит для характеристики данного события определения типа «зловещий», «неприютный». С чем связаны такие мрачные характеристики? Дело в том, что идея Бога — это целая цивилизационная структура, которая задавала меру объяснения мира в целом и жизни отдельных людей, не давала людям погрузиться в стихию инстинктов, требовала от людей строить свое бытие по типу должного, т. е. выходить за рамки сиюминутных материально-экономических интересов и потребностей. Отказ от идеи Бога означал неизбежное изменение способа человеческой жизни, понимания содеянного, оценок и осмыслений. Произошел отказ от Абсолюта, человечество отпало от Вечности, перестало соотносить с этим понятием свои мысли, чувства и действия. Человек сам захотел стать богом на земле, царем природы. Он абсолютизировал свою индивидуальность в свой разум. Эту ситуацию и почувствовал Ницше, выразив ее в словах безумца «вы убили Бога».
Для нас важно отметить, что отказ от Бога свидетельствовал о формировании нового духовного опыта людей, в котором, не оказалось места для того высшего его уровня, который Плотин называл Божественной простотой, отдохновением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Если нет Бога и нет того уровня в духовном опыте, воспоминания о котором и составляли содержание и сущность сознания, то требовались какие-то иные объяснительные принципы. Возникла необходимость переоткрыть сознание, по-новому его истолковать.
Итак, переоткрытие проблемы, сознания происходило в обстановке, когда человек освободился от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному, стал объяснять свое происхождение только через природную эволюцию, согласившись впоследствии с теорией Дарвина, согласно ко-торой человек произошел из животного царства. Русские философы — Н. Бердяев, Вл. Соловьев — не признавали такое ничтожество человеческого происхождения, тем
более, что в подобном признании, по их мнению, таилось глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим духовно-плебейским происхождением — от обезьяны, а с другой — претендует на духовный аристократизм в рамках всего живого, приписывает себе способность сравняться в своих делах на земле с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом. Вл. Соловьев зафиксировал это противоречие в следующих словах: люди произошли от обезьяны, а потому надо любить друг друга. Ясно, что любовь как феномен вообще нельзя вывести из обезьяньей природы, а тем более возвышенную любовь людей друг к другу. Так издевался русский философ над самонадеянностью тех, кто довольствовался естественнонаучными теориями происхождения человека.
Европейские философы и мыслители Нового времени в основном приняли мировоззрение «онтологического нигилизма» и попытались его выразить и обосновать. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Нет ничего, кроме самого человека, что обеспечивало бы ему возможность реализовать себя как человека. Человек есть условие и возможность мира, но не мира вообще, а мира, который он' может понимать, что-то о нем знать, действовать в нем и т. д. Человек сам, своей деятельностью творит свой мир, в котором он что-то может делать и жить. Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание. Р. Декарт — основоположник новоевропейской философии — объявил, что акт «я мыслю» является самым простым и самым очевидным основанием существования человека в мире, а также самого мира. Можно сомневаться, существует ли объективный мир (Бог, природа, люди, даже мое собственное тело), но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, чувствую, следовательно, существую прежде всего как это мыслящее, чувствующее существо. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности.
Русские мыслители копца XIX и начала XX в. назвали такую философию метафизикой индивидуализма и эгоизма, не признающей «никакого сверхиндивидуального самосознания и воли» (Л, П. Карсавин). Они выступали против абсолютизации индивидуальности, утверждая, что «я» не является совершенным и самодостаточным сущим, ибо «я» { есть только «здесь» и «сейчас», т. е. в настоящем: его нет в прошлом уже, а в будущем нет еще. В своем настоящем бытии «я» живет маленькой минуткой между последним моментом прошлого и первым мигом будущего. Поэтому бе-
зумно строить философское мировоззрение на признании «я» последним основанием бытия и единственной несовместимой реальностью.
Метафора сознания в Новое оремя: мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем. Из сказанного выше совершенно очевидно, что в Новое время средневековое понимание сознания остается невостребованным, и более того, объявляется несоизмеримым с человеческим духовным опытом, в котором,-как мы уже говорили, выделялось не три уровня, как это делал Плотин, а всего два: уровень рефлексии и рассуждения и уровень чувств, эмоций и инстинктов. В терминологии Плотина — это средний и низший уровни духовного опыта. «Смерть Бога» и трансформация структуры духовного опыта — явления одного и того же порядка. «Смерть Бога» сопровождалась появлением «новой» популяции людей, которые потеряли способность мистического единения с Богом, испытывали презрение ко всему спонтаннонепосредственному, боялись мистификаций со стороны духовного, с энтузиазмом воспринимали любую рациональную конструкцию. Оки объявили средним векам культурный крестовый поход, а потому стали искать опору для себя в классической древности.
Как мы помним, в античности образ сознания создавался через сравнение его с «вощеной дощечкой». Античные мыслители были уверены, что'образы предметов и явлений, находящиеся в нашем сознании, имеют реальные аналоги во внешнем мире. Мир отпечатывается на доске ума-разума, как печать на воске. Новоевропейская тенденция возвеличивания реальности «я», с одной стороны, не имела ничего против такого толкования сознания, но с другой — начала сомневаться в возможности подобного натуралистического объявления сущности сознания. Началась критика античного образа сознания. Аргументы были таковы: а что если отпечаток в сознании есть просто галлюцинация? Кто даст нам гарантию в том, что образ, имеющийся в сознании, соответствует какому-то реальному объекту? Никто не оспаривал тот факт, что в нас находятся образы предметов, однако существование вне нас соответствующих реальных аналогов было объявлено проблематичным. Сомнение в существовании строгой и адекватной корреляции между образом предмета в сознании и предметом вне сознания стало исходным пунктом декартовской модели сознания. Он изменил сам подход к проблеме сознания по сравнению с античным: единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли.
В условиях отказа от связи с Божественным мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Акты мышления автономны и самодостаточны в силу автономности и самодостаточности ее носителя — индивида. Отсюда, и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром. Ор-тега-и-Гассет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нем как идеи». В истории философии такое учение было названо идеализмом, в отличие от античности реализма.
Возврат к классической древности в понимании сознания был одновременно и его преодолением: метафоры сознания античности и Нового времени имели противоположные смыслы. Но в одном они совпадали: содержание сознания сводились к предметному; ни античность, ни Новое время не связывали сознание с тем пластом духовного опыта, где совершалось таинство духовного единения с Божественным. Античность еще не знала об зтом таинстве, Новое время уже не принимало, отвергало его в своих размышлениях о природе сознания.
Но как бы иг отказывались от средневекового мировоззрения мыслители Нового времени, они сохранили с ним связь, так как воспроизвели навыки работы с внутренним миром. Неработанное в средние века умение человека обращать внимание па свой внутренний духовный мир стало основой новоевропейской культуры. Поэтому при объяснении феномена сознания никто не сомневался в том, что оно открыто только себе самому, что точку отсчета при его изучении надо выбирать в нем же самом. Сознания нет без самосознания - таков был вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру.
Выше уже говорилось о том, что в Новое время появляется и новая структура духовности. Смысл ницшеанского афоризма «Бог умер» был связан прежде всего с изменением внутреннего мира людей. Произошел «распад души», когда самопознание и самосознание уже не знают переживания как \ субстанции, не знают вечности. Причем, это не вымысел психологов и писателей: происходит реальное изменение структуры духовности. Внутреннее духовное пространство сжимается как шагреневая кожа до предметно-логического додержа-ния и переживаний, связанных с чувственностью. Поэтому
Декарт все свое внимание обращает на тот уровень духовной жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и размышления. Бога в душе уже нет; на уровне рефлексии и размышления человек уже не вспоминает свои переживания, связанные с Божественным; он занят проблемами внешнего объективного мира. Не случайно Декарта интересует не доказательство бытия Бога, а метафизическое обоснование существования внешного для человека мира. Сознание стало средством- обнаружения объективно-природного мира, средством доказательства его существования. Сознание в актах самосознания обращало внимание только иа предметное содержание, т. е. такое содержание, которое было связано с характеристиками объективно-предметного мира. И в этом Новом времени повторило античное понимание сознания. Таким образом, в новоевропейском сознании соединились античная установка на ценность предметного мира, на правленность внимания на него и средневековый навык работы сознания с самим собой.
Античное, средневековое и новоевропейское понимание сознания: сравнительный анализ. Постулируя возврат к античности в понимании сознания, новоевропейские мыслители одновременно и преодолели такое понимание. В чем это выразилось? Античные философы, будучи реалистами в толковании сознания выделяли при его объяснении акт восприятия, который и составлял основной смысл метафоры «воск-отпечаток». Восприятие — это принятие воздействия внешнего мира на мир внутренний. В Новое время при объяснении сознания мыслители сделали акцент на воображении. Когда сознание работает в режиме воображения, то не предметы запечатлеваются в нем независимо от его воли, а оно само вызывает их к жизни. С помощью воображения сознание творит и конструирует предметы, разбирает нх на части, Идеализирует их, соединяет и разъединяет. Содержание сознания приходит к нам не извне, это мы извлекали его из собственных глубин.
Проблему сознания как воображения наиболее полно проработал немецкий философ И. Кант.- В сознании человека, с его точки зрения, наличествуют особые, непосредственно данные знания о чем-то как о целом. Получить такого рода знания нельзя с помощью познавательных актов, совершаемых индивидом даже в течение всей жизни. А они, эти знания присутствуют в нас, и мы их обнаруживаем, как только начинаем сознавать себя. Значит, они нам даны до наших познавательных усилий, т. е. даны априори (apriori — до опыта). Мы обнаруживаем, что каким-то образом в нашем сознании
уже есть знание о том, что мир пространственен н временен, причинно обусловлен, что в мире есть добро и зло и т. п. Эти непосредственно сзтцествующие в нас знания составляют условия возможности нашего познания как внешнего мира, так и самих себя. Можно сказать иначе. Когда человек осознает себя как «я», он имеет дело с уже каким-то содержанием своего внутреннего мира: у него уже есть способности к логическому мышлению, к языку, умение воспргашмать мир как упорядоченный пространственно и временно, он может делать выбор, чувствовать красоту, и т. д.
Кант попытался философски обосновать основание наших знаний. В качестве такового, по его мнению, выступает форма сознания, пли, как выражается профессиональная философия, трансцендентальное единство апперцепции. С данного философского выражения просто: форма сознания предшествует всем другим знаниям. А это значит, что до философского выявления акта «я мыслю» в качестве перво-знания (о чем заявил Декарт), на котором основано все человеческое знание, это «я мыслю» уже существует и работает в структуре человеческого сознания. Работает до того, как человек открыл акт «я мыслю».
Таким образом, признав, что «Бог умер», философия пошла по пути понимания сознания как какого-то естественного процесса появления условий определения и понимания человеком мира и себя самого. Например, мы видим мир пространственно-временным, потому что в нас уже есть способность видеть его таким. Прежде чем изучать мир, к примеру, в физике, мы уже знаем, что он существует как временной процесс и вводим во все формулы время. Тем самым с помощью сознания, как условия возможности познать мир, мы творим мир на уровне явлений, т. е. на уровне его какого-то определенного, зависящего от структур нашего сознания, понимания. Изучая мир, мы вкладываем в содержание проводимых с ним исследований какие-то параметры, которые принадлежат нашему сознанию. Сознание — это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам), он стал «маленьким богом» (Лейбниц), верховным законодателем Природы (Кант). После Декарта и Канта была признана участ-ность (от слова «участие») сознания в бытии.
Рассмотрим соотношение средневекового и новоевропейского толкования феномена сознания. Как-уже неоднократно говорилось, мыслители Нового времени сохранили при анализе сознания навык работы с внутренним миром. Но при этом изменилось как понимание структуры этого мира,
так и технология «работы» с ним. Отметим несколько моментов такого изменения.
Для Плотина сознание есть воспоминание о чем-то, что самое не есть сознание, а именно отражение того состояния, которое возникало в духовном опыте единения с Божественным. Поэтому сознание выступало как нечто вторичное, производное. Оно рассматривалось не как реальность, а как воспоминание на уровне рефлексии и рассуждения о духовной реальности.
Для Декарта (мы берем фигуры Плотина и Декарта как персонализащш мировоззренческих установок соответствующих эпох) сознание есть единственная несомненная реальность, а уровень рефлексии и рассуждения рассматривался им как основополагающий в структуре духовного опыта.
Для Плотина сознание есть соприкосновение с иррациональными, мистическими элементами духа, непрерывное общение с мировой сущностью, единой космической волей. Оно по исходу религиозно и если не полностью, то все же обязательно содержит в себе элементы религиозности. Оно по определению мистично.
В трактовке Декарта сознание имеет дело не с мистически-иррациональным содержанием, а с характеристиками предметного объективного мира. Оно утрачивает способность соприкасаться с мистическим, а если и сохраняет ее частично, то в силу непросвещенности ума индивида. Человеку неприлично теперь быть мистиком, он становится рационалистом-позитивистом.
Плотин трактует сознание как воспоминание о переживании блаженства души, пребывающей в состоянии Божественной простоты. Вспоминать о переживании и не переживать при этом нельзя. Поэтому, сознание для него эмоционально окрашено. Декарт не отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого всегда ориентированы на очищение от эмоционально-личностных переживаний и эмоций. Мышление претендует на бесстрастность.
Сознание в плотиновском толковании существует для другого: для воспоминания о чем-то, где оно не присутствовало. Сознание-мышление в декартовской трактовке бытий-ствует для себя, оно размышляет о себе, погружается в себя как единственную и несомненную реальность. Мысль самопорождает мысль, а потому она претендует на то, чтобы быть исходным данным Универсума. Действительно, ни о чем нельзя сказать, что достаточно мне о нем помыслить, чтобы оно существовало. Напротив, достаточно мне помыслить, что я мыслю о чем-то, как эта мысль существует. У
мышления есть особая способность: давать себе самому существование. Когда мы говорим о других вещах, то мы всегда различаем их существование и то, что мы о них думаем. Но для того, чтобы существовала мысль, достаточно просто помыслить. Когда я мыслю, я даю мысли существо-ванне. Это и дало возможность идеализму объявить сознание единственной несомненной реальностью.
Плотин, признав сознание вторичным, не может даже помыслить, чтобы начать философствование с признания «я» и сознания чем-то основополагающим. Декарт, напротив, именно так реализует акт филофствования. В этом и проявляется дух новой культуры «без Бога»: исходной точкой отсчета для понимания мира, истории становится человек и его сознание. Все, что совершается и наблюдается в мире и истории, связывается только с его творческой деятельностью. Ничто, взятое помимо человеческой деятельности, не допускается в качестве утверждения о мире.
И наконец, по Плотину, сознание не занимает всю сферу духовного опыта: выше него и первичнее него находится безмолвная, не осознающая себя, т. е. бессознательная, жизнь нашего «я» в Боге. Бессознательное пребывание души в единении с Божественным определяет содержание сознания и сам факт его существования. Сознание есть как бы антенна, подключенная к Космосу, Богу. Декарт не прибегает к помощи бессознательного для объяснения сознания по той причине, что для него сознание, отождествленное с рефлексией и размышлением, способно прояснить, высветить все, даже самые темные уголки духовного внутреннего мира человека, а потому бессмысленно говорить о бессознательном. Сознательное преобладает в человеке над бессознательным; если учесть, что в связке «сознание-бессознательное» под последним, вплоть до Нового времени, понималось мистическое содержание духовного общения с Богом, то многое религиозные философы Нового времени рассматривали в преобладании сознательного над бессознательным «признак близости конца для человечества» (Эд. фон Гартман).
Признав сознание чисто интеллектуальной деятельностью субъекта, философы Нового времени явно или неявно исходили из следующих допущений относительно природы сознания. Во-первых, считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечное число раз. Например, пространственно-временные формы созерцания, категории рассудка и пр. остаются постоянными в любых повторах их использования. А так как содержание сознания сводилось к предметно-
му, то его можно преобразовывать, перестраивать, держа сам этот процесс обработки данных сознания под контролем самого же сознания. Совершенно очевидно, что так обращаться с содержанием сознания в шготиновском его понимании абсолютно невозможно, ибо, как отмечалось ранее, состояния Божественной простоты не могут повторяться, воспроизводиться по желанию бесконечное число р.чз с постоянным и одинаково формализуемым содержанием.
Во-вторых, содержанием сознания признавалось только такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюдаемости: сознание должно «уметь*- рационально воспроизвести свое содержание, развернуть его с помощью рефлексии в какую-то схему— структуру— образ, причем, при желании повтора такой развертки оно должно уметь это сделать без особых затруднений. Вне всякого сомнения плотииовские состояния откровения не являются такими состояниями, которые можно наблюдать в рефлексии сколько угодно раз, сохраняя при этом неизменной его форму и содержание.
Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики, а поскольку была признана участность сознания в конструировании мира явлений, то возникло убеждение, что весь мир и все вещи созданы и существуют по правилам логики, хотя не всегда целесообразно п полностью совпадая с ними. Отсюда и родилась нацеленность сознания: переделать все, подправить, улучшить в соответствии с этой логикой. Сознание перестали отличать от познания. Люди создали образ мира, соответствующий структуре их духовного опыта. Человек «принужден» был «жить в тех категориях, в которых он мыслит» (Л. Шестов). Мыслит же он в категориях не экзистенциальных, а логических. Человек Нового времени воспринимал такой образ мира и такой способ своей жизни как само собой разумеющееся, ибо каково сознание, таково и бытие человека, и наоборот.
5. Маркс: диалектико-материалистическая концепция сознания
Социальные предпосылки пересмотра новоевропейской метафоры сознания. Человечество в своей рационально-сознательной ориентации открыло могущество социальных, материально-экономических, психологических и иных факторов. Оно реально ощутило силу того мира, который Пло-
тин называл низшим, считая его слабым по сравнению с высшим миром божественного присутствия. Утвердилось миропонимание, в котором «возвышенные» категории бытия и ценности перестали играть заметную роль, их влияние ослабло. Низшее стало наделяться изначальной силой, а высшее оказалось бессильным (М. Шел ер). Плотин даже не мог подумать о том, чтобы как-то связывать сознание, его содержание с характеристиками «низшего» мира. Сознание для него было явлением, отражением «высшего».
Для Декарта и Канта проблемы зависимости сознания от указанных факторов, как мы показали выше, также не существовало, но по иным причинам, нежели это было у Плотина. Сознание, как мы помним, было объявлено ими первичной реальностью, а потому по определению оно не могло быть детерминировано экономическими, социальными, национальными и т. д. факторами.
Интересно отметить одно обстоятельство. Ведь и Декарт,
и Кант жили в эпоху уже сформировавшегося буржуазного
общества. Люди уже свершили деяние: создали такой спо
соб жизни, при котором главенствуют материальные по
требности, а деньги превращаются в капитал, в реальную и
страшную силу, в молох. Однако, говоря словами безумца,
о котором писал Ницше, известие об этом деяшш еще не
дошло до их ушей; люди уже совершили переустройство
общества, но eiufi до конца-не осознали последствий данного
переустройства. И только во времена, совпавшие с жизнью
К. Маркса и Ф. Энгельса, противоречия буржуазного обще
ства проявились столь явно, а давление социально-экономи
ческих факторов на все сферы жизнедеятельности людей
обнаружилось столь отчетливо, что, никто уже не сомневал
ся в первичности, базисное™ материального, экономическо
го интереса. Люди и окружающая природа стали в чистом
виде объектом хозяйственной и только хозяйственной дея
тельности. Материальные потребности стали ведущими, а
материальное производство — основополагающим, домини
рующим способом производства. Люди признали этот спо
соб жизни, что свидетельствовало о том, что соответственно
изменилась и структура их духовного опыта. В нем про
изошла перестановка ценностных ориентации: материаль
ный интерес и материальные потребности были признаны
главными ценностями. Началась открытая и осознанна^
борьба классов за материальный успех. ь
К. Маркс изучал именно такой способ жизни людей, а также механизм формирования соответствующего ему сознания. Он сформулировал идею вторцчности сознания,
его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего - экономическими.
Аргументы против первичности сознания. Начиная с Декарта, а особенно с Канта, сознание рассматривалось как творчество Содержание связи «мир— сознание» определялось деятельностью сознания, которое конструировало мир явлений. Разрешались и признавались те суждения о мире, которые прошли через человеческое сознание. Первичность сознания, его самодостаточность, а также способность прояснить свое содержание в актах самосознания— все эти допущения с восторгом принимались ранним буржуазным обществом, переживающим эйфорию свободы от диктата религии и Бога. Все верили, что явления и процессы, как природные, так и социальные, могут быть объяснены через акты сознания. Признать вторичность сознания от внешних факторов (Бога, общества и т. д.)—означало признать несвободу человека. С этим не могли согласиться идеалистически и романтически настроенные философы.
Однако в своей развитой форме капитализм онтологически продемонстрировал зависимость людей и их сознания от внешних социально-экономических условий. Стало ясно, что в социальном бытии есть какие-то явления, которые нельзя объяснить через акты сознания.
Так, Кант утверждал, что мы можем объяснить объективность мира, т. е. его независимое от нас существование, причинность в мире и т. п., предположив наличие в структуре сознания априорных форм чувственности и априорных категорий рассудка. Но как объяснить возникновение в социальном бытии буржуазного способа производства, или современный феномен НТР? Эти явления не могут быть объяснены ссылкой на соответствующие априорные структуры сознания. В противном случае пришлось бы предположить, что в структуре сознания есть априорные формы буржуазности, позволяющие воспринимать мир и творить его как буржуазный.
Маркс начинает утверждать, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Заметим, что под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе. Это было странное общество в том отношении, что все в нем поставлено на службу материальному успеху. Данное обстоятельство роковым образом повлияло на ценностные ориентации людей. Само собой разумеющимся считалось мнение, согласно которому морально все, что приносит материаль-
ный успех, поэтому морально использовать любые средства для его достижения. Изменилась и смысловая оценка межчеловеческих отношений: они стали вещными, т. е. люди интересовали друг друга не как личности с богатым духовным опытом, не как интересные собеседники и т. д., а как владельцы вещей. Достоинство человека стало определяться количеством вещного или денежного богатства. Социально значимой признавалась только деятельность, ориентированная на пользу и успех.
Маркс зафиксировал реальный факт: буржуазные отношения могли состояться только при одном условии- изменении сознания людей. Причины этого изменения он стал искать во внешнем для самого сознания мире социально-экономических отношений. Другими словами, Маркс показал, что буржуазный способ производства породил таких людей, духовный опыт которых не мог быть описан не только в терминах Плотина, но даже близкого по времени к этим людям Декарта. Действительно, как мог например человек выжить в условиях кредитных операций, сопряженных с риском для кредитора? Если он будет стремиться к духовности, наслаждаться состояниями Божественной простоты, он просто разорится. Чтобы такого не случилось, ему надо следить за «тайнами личной жизни человека, идущего кредит», разглашать временные неудачи этого человека для того, «чтобы, вызвав внезапное потрясение его кредита, убрать с дороги соперника» (К. Маркс).
В сознании, как показал Маркс, проявляется вся сущность человеческого бытия. Сознание детерминировано самыми низшими, с точки зрения Плотина, формами жизни— материальными. И если у Декарта вера в человеческий разум, верховенство сознания еще основывается на предположении, что в своих «ясных» и «отчетливых» идеях человек является носителем Божественного света (у Декарта этот свет назван «естественным»), то для Маркса человек и его сознание, • вся его духовная жизнь определены ^стихиями мира сего», безблагодатными общественно-экономическими отношениями.
Можем ли мы винить Маркса за то, что он так «заземлил», принизил человеческое сознание, духовный опыт? Конечно же, нет. Напротив, он показал людям, что ведомые только материальным интересом, они «измельчали», их сознание стало утилитарно-прагматичным, они ни о чем не могут более думать, кроме материальной выгоды, они борются не за высшие идеалы и страдают не по поводу своего несоответствия образу Божшо; они изобрели способ жизни, где все
замыкается на материальный успех, выгоду, деньги. Капитал стал целью человеческой деятельности, а экономические отношения и зависимости— главнейшими фактическими зависимостями. Сознание людей с неизбежностью должно было перестроиться в соответствии с новыми социальными реалиями.
Как же осуществлялась перестройка сознания в период перехода от средневеково-феодальных к новоевропейским буржуазным отношениям?
Проблема перестройки сознания в переходные периоды истории. Проведя анализ генезиса капитализма, Маркс открывает одно онтологическое обстоятельство: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. В противном случае социальная система не может функционировать стабильно. То есть к условиям ее существования относятся не только экономические, производственные, политические и иные связи и отношения, но и содержание сознания людей. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественности бытия; при этом, чем больше сознание тяготеет к естественной, близкой к автоматизму вплетенности в реальные процессы жизни, чем более оно адекватно по своему содержанию социальной системе, тем она устойчивее.
Следовательно, возникновение той или иной формаци-онной структуры должно сопровождаться изменением сознания, перестройкой сознания, присущего предыдущей формации. Как же происходит эта перестройка?
Выше мы писали о том, что переход от средневековья к Новому времени произошел прежде всего в сознании людей, которые отказались от Бога, признали себя самих самодеятельными н самодостаточными творцами своей собственной жизни и жизни общества. Хайдеггер, как уже говорилось, назвал это изменение сознания «онтологическим ничтожествованием» и отказался искать его истоки.
Маркса интересовал более конкретный вопрос: как и почему появились люди с сознанием, соответствующим капитализму? Речь при этом шла о вполне конкретных людях: капиталистах и рабочих. Что касается буржуа, то проблема их появления до сих пор полностью не решена. Можно только фиксировать, что появились, так называемые, «новые люди», «новые дворяне», которые «делали» свой способ жизни, ведомые своим узкочастным материальным интересом. Они мыслили в соответствии с его логикой, а потому не видели во всем мире «ничего, что не существовало бы
ради денег». Они не знали «иного блаженства, кроме быстрого обогащения*, не знали иных страданий, «кроме денежных потерь» (К. Маркс). Буржуазию никто не заставлял жить ради денег: она изобрела данный способ жизни сама и воспринимала его как само собой разумеющийся. Сознание буржуазии, ее духовность были изначально «вплетены» в «язык» ее реальной жизни. Сознание «новых людей» было неотъемлемым моментом их бытия в качестве «новых».
Л как появилось сознание пролетариата? Ведь становящийся буржуазный способ производства не был спонтанной реализацией его материального интереса. Совсем наоборот: формирование пролетариата происходило как исторический процесс отделения производителя от средств производства. В этом и состоял смысл первоначального накопления капитала нарождающейся буржуазией. Она начала свое утверждение с экспроприации земли у сельского производителя, крестьянина. Маркс писал, что этот процесс, «когда значительные массы людей внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и выбрасываются на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев» служил «рычагом для возникающего класса капиталистов». Такой вывод он делает в последней главе первого тома «Капитала», описывая далее исторические судьбы «этой значительной части людей».
В чем же они состояли? Согнанных со своих земель крестьян надо было «принудить добровольно продавать себя». Перед людьми, насильственно «освобожденными» от всякой собственности, было два пути: либо продавать свою рабочую силу, обменивать на деньги весь свой труд, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. «Исторически установлено, констатировал Маркс, что эти люди сперва пытались заняться последним, но с этого пути были согнаны посредством виселиц, позорных столбов и плетей на узкую дорогу, ведущую к рынку труда». Так исторически было установлено,, что люди, лишенные собственности, не хотели работать на других и заставить их делать это могла лишь крайняя необходимость или насилие. Отцы современного рабочего класса были бродягами и пауперами, и около 150 лет их насильственно приучали к дисциплине наемного труда. Акт такого «приучения» вписан в летописи человечества пламенеющим языком крови и.огня». На протяжении многих десятков лет шел невиданный по масштабам эксперимент над людьми Европы: их «приучали», «опираясь на чудовищно террористические законы, к дисциплине наемного труда поркой, клеймами, пытками». В конце XV— начале
XVI вв. столбы на дорогах Европы были увешаны трупами бродяг— бывших мелких сельскохозяйственных собственников. Только один Генрих VIII повесил 72 тыс. человек. Не случайно Маркс назвал его «пособником исторического процесса разложения» феодализма.
Успех описанного эксперимента'был налицо: людей не только принудили «добровольно продавать» свою рабочую силу; произошло нечто более существенное— люди «признали» «условия этого способа производства как само собой разумеющиеся естественные законы», т. е. перестроили содержание своего прежнего сознания, ориентированного на гарантии существования, обеспеченные феодальными структурами быта и производства. Память экспроприированных о прежнем способе их жизни была блокирована, чувство собственности атрофировано. Прежних производителей насильно отучили от психологии владения, развили в наемном рабочем «покорность, умеренность, прилежание» и «готовность переносить чрезмерный труд».
До тех пор, пока реальные люди не восприняли буржуазные отношения как само собой разумеющиеся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабилизации отсутствовала. Для того, чтобы буржуазные отношения стали устойчивыми, окончательно сформировавшимися, мало иметь на одном полюсе капитал, а на другом— людей, которым нечего продавать, кроме своей рабочей силы. Надо еще, чтобы эти люди по своему воспитанию, привычкам, традициям признали, что данный способ производства не является для них чуждым и внешним, что они могут производить свою материальную жизнь и все, что с нею связано, только в пространстве и времени этого способа производства. Одним словом, когда'рабочих приучили воспринимать созданные.«новыми» людьми обстоятельства жизни и труда как органические, естественные, капитализм «стал на собственные ноги».
Таким образом, в переходный период от феодализма к капитализму совершалась грандиозная переделка, перестройка сознания людей с помощью насилия. Насильственное изменение содержания сознания огромного большинства люден явилось историческим условием капиталистического способа производства. С помощью насилия рабочих приучили к такому способу жизни, когда они жили не «своей» жизнью, а навязанной «извне», со стороны. Люди были поглощены целиком и полностью целями и интересами, которые были в очень малой степени связаны с их индивидуальностью.
Насилие, как историческое условие становления капитализма, сопровождало этот процесс во всех странах. Маркс, изучая формы и методы первоначального накопления, приходит к выводу, что во всех странах, переходящих к капитализму, пользуются государственной властью, т. е. «концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический, сократить его переходные стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция».
Насилие всегда реализуют люди, причем «новые» люди, которые являются проводниками новых средств производства. Торжество нового социального строя зависит от активности «новых», их энергии и умения «принудить» подавляющую часть населения принять новый способ жизни. Поэтому нельзя утверждать, что развитие буржуазных отношений из феодальных было «фатальным» (неизбежным) следствием кризиса средневековых порядков. Ни одйо из европейских государств не было застраховано от' того, что зачатки про-мышленно-капиталистической деятельности будут опрокинуты феодальным милитаризмом, опирающимся на неприятие людьми нового способа производства. Тем самым изменение сознания людей, приспособление его к новым порядкам всегда представляет собой одну из главных задач «новых». Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей, в расширении круга «новых», появлении им сочувствующих и их поддерживающих.
Проблема перестройки сознания людей была одной из самых актуальных и в переходный период от капитализма к социализму в нашей стране. В. И. Ленин, понимая это, неоднократно подчеркивал, что «так вдруг» переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя. Можно «попробовать загнать население в новый строй силой, но это приведет к всероссийской мясорубке. О том, что такая «мясорубка» все же была использована в переходный период, написано много. Причем многие теоретики и практики большевизма приветствовали жестокие силовые приемы (вплоть до расстрела) воздействия на людей, видя в них метод выработки из человеческого материала капиталистической эпохи коммунистического человечества.
Но вернемся к эпохе становления капитализма в Европе. Только тогда, когда рабочие привыкли к условиям наемного труда, когда они приняли сложившийся способ производст-
ва как само собой разумеющийся, их сознание стало необходимым моментом функционирования общественной системы, которая только при этом условии функционирует как устойчивая целостность. Ставшая на собственные ноги система капитала начинает теперь воспроизводить и поддерживать сложившиеся стереотипы сознания, которые, в свою очередь, обеспечивают ее нормальное функционирование. При этом происходит дальнейшая «очистка» сознания от тех элементов, которые не соответствуют капиталистическому способу производства, мешают ему. Так, «с развитием капиталистического производства в течение мануфактурного периода общественное мнение Европы освободилось от последних остатков стыда и совести. Нации цинично хвастались всякой гнусностью, раз она являлась средством для накопления капитала» (К. Маркс).
В условиях ставшего на «собственные ноги» капитализма изменяется и форма принуждения рабочего к продаже своей рабочей силы. На смену прямому непосредственному физическому насилию (тюрьмы, розги, виселица, порка и т. д.) приходит насилие скрытое, не физическое, а экономическое. Физическое принуждение сменяется принуждением через власть естественных законов производства, через власть капитала. Он превращается в средство господства над живым трудом, орудием присвоения воли рабочего, орудием воздействия на сознание рабочего с целью воспроизводства его готовности признать существующий строй. Многие экономисты впоследствии согласились с Марксом, что господство капитала представляет собой более могучую силу по сравнению с непосредственным принуждением в период первоначального капитала. Это господство становится всеобщим и тотальным: оно формирует одинаковое поведение, одинаковое мироощущение, оно порождает среднее, общественно-массовое сознание, в котором гасятся любые индивидуальные отклонения в ту или иную сторону.
В ставшей капиталистической системе хозяйствования «привычка» продавать рабочую силу постоянно подпитыва-ется таким средством экономического насилия, каким является безработица. В богатых капиталистических странах задача обеспечения полной занятости населения могла бы быть легко решена. Однако массовая безработица постоянно существует. Почему? Она держит по угрозой увольнения работающих, а страх потерять работу становится действенной силой воздействия на работающего. Организованность и дисциплинированность последнего есть своеобразная защита от угрозы стать безработным. Капитал отработал
утонченные формы насилия над сознанием человека, скрытые механизмы манипулирования им. Сознание людей постоянно держится под контролем капитала, формируется им в массовом масштабе. Так как уклонение от среднего содержания сознания становится для каждого рабочего ничтожно малым, то стало возможным говорить об общественном сознании. Словосочетание «общественное сознание» не понял бы не только Плотин, для которого сознание было воспоминанием о встрече индивидуального человека с Богом, но и Декарт, объявивший началом человеческого существования акт мышления. Для Маркса в определении сознания как «общественного», т. е. зависящего в своем содержании от общества, нет ничего странного, ибо он открыл реальный факт: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизведении в массовом масштабе такого содержания сознания, которое адекватно ей.
Общественное сознание и общественное бытие. Обще
ственное сознание- это массовидное сознание. Оно фор
мируется общественными связями и отношениями, и его
содержание надындивидуально, всеобще. В нем проявляет
ся «всеобщий характер отношений людей друг к другу и к
природе» (К. Маркс). Говорить об общественном сознании
можно только в том случае, когда социальная система уже
сформировалась и стабильно функционирует. Тогда она ав
томатически производит «нужное» ей массовидное созна
ние, которое обеспечивает ее нормальное существование.
Общественное сознание становится условием существова
ния социальной системы, а потому взаимоотношение созна
ния и бытия не строится по принципу «причина—следст
вие», т. е. по типу порождающей модели: одно порождает
другое в качестве своего следствия. В стабильно функцио-
нирующем обществе сознание «вплетено в язык реальной
жизни» и без него просто нет общества. Более того, как мы
показали выше, возникновение нового типа социальных от
ношений возможно только при условии изменения содержа
ния сознания. Прежде чем возникает новый тип социаль
ных отношений, происходит переворот в сознании людей.
Философы «замечают» это изменение ранее других людей
(вспомните того безумца, который раньше остальных людей
осознал, что их духовный мир изменился, они «убили
Бога»), а потому они могли зачастую прогнозировать буду
щее развитие человечества. >
Итак, вырисовывается очень сложная картина взаимодействия общественного сознания и общественного бытия. В переходные периоды, когда идет становление ново-
го общества, «ведущей^ и во многом определяющей стороной выступает сознание, вернее, его изменение, совершаемое часто под воздействием внешнего насилия. Оно является исторической предпосылкой нового способа социальной жизни. Затем, когда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того выступало исторической предпосылкой его становления. Сознание как бы становится вторичным явлением по отношению к общественному бытию. Но это— «вторичность» элемента системы по отношению к целостной системе. Сознание - функция социальной системы, ее необходимый момент. Как живой организм не может существовать, например, без такого своего элемента, как дыхание, так и общество воспроизводит сознание в качестве элемента жизненно для него важного. В результате сознание одновременно и условие существования общества и обусловленное им.
Воспроизводя адекватное себе сознание, социальная система поддерживает стабильность своего существования. М. Ве^-бер, к примеру, описывает такой исторический факт. Помещик платил жнецам йо 1 марке за обработку 1 моргена земли, и они обрабатывали 2,5 моргена в день. Желая увеличить продуктивность труда, он увеличил плату в 1,5 раза. Результат ошеломил его: жнецы сократили обработку земли до двух и менее моргенов в день, получая примерно те же 2,5 марки. Причина такого парадокса в сознании людей традиционного общества. У них сложились устойчивые представления о каких-то своих естественных потребностях, и они работали столько, сколько надо было для их удовлетворения. То есть традиционное сознание, рассматривающее труд и производство в целом в качестве средства удовлетворения естественных потребностей сработало «автоматически» и тем самым воспроизвело экономические устои традиционного общества. Развитие капитализма на базе такого сознания невозможно. Потому-то в период первоначального капиталистического накопления, как показано выше, начался насильственный слом стереотипов традиционного сознания, замена их на новые стереотипы, для которых производство становится самоцелью.
Исторический опыт существования социализма в нашей стране также свидетельствует о том, что жизнеспособность системы социализма обеспечивалась прежде всего адекватным сознанием людей: отсюда и трудовой героизм, и победа в Великой Отечественной войне. Не случайно такое большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, преемственности традиций и т. д.
Маркс проработал проблему общественного сознания для развитого капитализма, где обнаружилось классовое противостояние. Поэтому он связывал содержание сознания того или иного индивида с его классовой принадлежностью. В антагонистических формациях, к которым принадлежит капитализм, средний член класса не в состоянии реально возвыситься над тем, что он есть в- действительности, ибо индивиды подводятся цод класс как под род. И такое «подведение» будет до тех пор, пока будут классы, отстаивающие свой особый интерес. Средний представитель класса думает как все, чувствует как все, интерпретирует события как все. «Класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем и их личную судьбу, подчиняет их себе» (К. Маркс). Одним словом, сознание индивида становится функцией надындивидуального, сознания. Индивидуальное cojimmie полностью определяется содержанием коллективных форм мышления и чувствования. Каково бытие людей, таково и их сознание, и наоборот. Отдельные индивиды «повторяют» в своем сознании содержание коллективных интересов и потребностей, причем, происходит это зачастую стихийно, без контроля со стороны самосознания, «я*.
Маркс изучал общественное сознание того общества, где доминантой бытия были классы со своими особыми экономическими и политическими интересами. Отсюда и пафос учения Маркса: до тех пор, пока в обществе будет расслоение экономических интересов, индивиды не смогут сполна реализовать свои сущностные силы, не обретут способность стать творческими личностями, их сознание не будет свободным.
Что же происходит с социальной системой, когда люди, по тем или иным причинам, перестают воспринимать способ ее существования как естественный, само собой разумеющийся? Появление в сознании людей размышлений по поводу истинности или неистинности существующей общественной жизни, ее человекоразмерности, справедливости и т. д.--признак перехода социальной системы в режим нестабильного существования. Поэтому во все времена и эпохи существующий способ производства препятствовал проникновению в массовое сознание мыслей тех, кто его критиковал. Для своего сохранения социальная система вынуждена блокировать силой (аресты, тюрьмы, заказные убийства и т. д.) всякого рода несовпадения содержания сознания отдельных индивидов с логикой своего развития. Когда такое «несовпадение» становится характерным для сознания подавляющего числа людей, система обречена. Так, с появлением у рабов античного общества осознания
себя личностями, «рабство влачит уже только искусственное существование н не может дальше служить основой производства» (К. Маркс). А когда рабочие капиталистического общества начали понимать, что продукты их труда не могут принадлежать только капиталистам, когда они оценили отделение труда от условий его осуществления как несправедливые, насильственные, классический капитализм потрясли мощные социальные взрывы. Под воздействием социализма, построенного в нашей стране, проходило «просвещение» сознания всех трудящихся. Этим и обусловлен тот факт, что капиталисты вынуждены были идти на серьезные уступки в сфере распределения продукта труда, социальной защиты трудящихся. Классический капитализм трансформировался в посткапиталистический, а затем и в постпосткапиталистический не без влияния успехов социалистической системы.
Как правило, критики существующего способа производства появляются в периоды проявления противоречий общества. Но в условиях развившихся противоречий живет уже другое поколение людей, которое не участвовало в создании существующего способа производства и жизни. Ему, этому позднейшему поколению «условия бытия прошлых поколений кажутся чем-то случайным, односторонним, не соответствующим природе человека. И этот свой взгляд на прошлый способ бытия как «на оковы» «позднейшие поколения» приписывают также и прошлому времени». Приведенное высказывание Маркса имеет прямое отношение к событиям, совершающимся в нашей стране сейчас. Представители нового поколения, воспитанные в сытости и довольстве, не испытавшие всех трудностей, которые выпали на долю их отцов и дедов в построении первого в мире социалистического общества, не принимавшие участия в его защите, не испытавшие ужаса порабощения фашизмом и т. д, измеряющие все степенью материальной обеспеченности, бездумно твердят, что советские люди— это несчастное поколения рабов, не знающее ни материального достатка, ни радости жизни. Духовное же самочувствие прошлых поколений и восприятие их жизни поколением молодых-разные вещи. Люди, отдававшие добровольно все свои силы на построение социализма и его защиты от внешних и внутренних врагов, бесспорно, не считали себя обделенными радостями жизни. Их чувства, мысли в основной своей массе были искренни, а это—необходимое условие полноценной жизни, соответствующей природе человека.
Марксов метод анализа сознания. Маркс изучал реаль-
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 643 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!