Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
БЫТИЕ
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия: античность. 2. Проблема бытия в западно-европейской философии нового времени. 3. Проблема бытия в русской религиозной философии. 4. XX век: судьба проблемы бытия.
Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия: античность
Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы, т. е. близкие по значению. Философия использовала терми-
ны «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.
Экзистенциальные предпосылки Парменидовской интуиции бытия.
Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (V — IV вв. до и. э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как. вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что тревога и страх, которые наверняка испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования (экзистениции), отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной, посюсторонней о вещах и предметах мира, о потребностях и нуждах повседневного существания, а абсолютной мысли (впоследствии философы назовут ее «чистой», имея в виду такое содержание мысли, которое не связано с эмпирическим, чувственным опытом людей). Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.
Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой,.вечным и неуничтожимым. «Все по необходимости» означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться; день всегда придет,па смену почн, солнце
внезапно не потухнет, люди не вымрут все в один прекрасный день и т. д. Другими словами, Пармешгд постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира и что сам философ называл иногда Божеством, тем, что действительно имеется. А это означало, что для людей нет причин для отчаяния, вызванного крушением устойчивости старого мира
Для обозначения описанной экзистенциально-жизненной ситуации и способов ее.преодоления Парменид и ввел в философию понятие и проблему «бытия». Сам термин был взят из обычного языка греков, но его содержание получило новое наполнение, не вытекающее из значения глагола «быть» в его повседневном употреблении: быть —существовать в наличии. Итак, проблематика бытия явилась своеобразным ответом, философии на потребности и запрос эпохи.
Характеристика бытия Парменидом
Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие -это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых па первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не унич-тожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом.
Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера — совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.
Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Отсюда и вполне определенное толкование Парменидом человеческого мышления: оно получает знания в непосредственном контакте с Разумом, кото-
рый и есть бытие. Поэтому процесс логического доказательства, используемого отдельными людьми, не имеет решающего значения ни для самого процесса их мышления, ни для оценки истинности знания.
Не следует переоценивать логическое доказательство как могущество ума человека, ибо имеет свой источник в бытии-мысли, превышающей всякое логическое действо. Не случайно когда Парменнд в своих рассуждениях был вынужден строить логическое доказательство, он подчеркивает, что слова, которыми он говорит, принадлежат не ему лично, а богине. Истина же бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной. Всякая гордыня оказывалась в этой ситуации неуместной. Парменидовская интуиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъективного произвола и всяких случайностей.
Оппоненты Парменида в античности. Умаление человека приняли не все философы, а потому Парменидовская интуиция бытия была подвергнута критике софистами, Сократом, киниками. Софисты (например, Протагор, V — IV вв. до н. э.) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения, человек есть мера всех вещей и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера бытия, а потому и в жизни, и в философии следует ставить в центр человека. Сократ (V в. до н. э.) так же не принял Парменидово учение о бытии, ибо оно слишком возвеличивает притязания философов на статус представителей Божественного бытия и слишком умаляет субъективный разум, мысль. Сам Сократ отказался от роли непосредственного и нерефлектирующего медиума истины и установил между собой и истиной дистанцию, проходить которую и призван человеческий рассудок со своими нормами, правилами логического аргументирования. И если софисты пытались отстоять автономию человека вообще, то Сократ ратовал за автономию человеческого разума. Он объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание.
Киники (V — IV вв до н. э.) призывали людей попрать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях. Не признавая существования подлинного сущего за миром чувственных вещей, они освобождали человека от необ-
ходимости жить с оглядкой на трансцендентное, что порождало безразличие к проблемам Добра, Истины, Блага. Основатель кинизма Антисфен, будучи незаконнорожденным, выразил опыт человека, извергнутого из патриархальных связей, вынужденного в реальной жизни оставаться одиноким, безопорным. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира», отрицая тем самым чувство и понятие Родины, как чего-то родного и близкого, что дает силы, поддерживает дух, создает ощущение непокинутости в мире. Термин «космополит» был изобретен ими. Другой киник — Диоген — зашел в отрицании опорности человеческого существования так далеко, что способ своей жизни построил по формуле страшного для грека проклятия: «без общины, без дома, без отечества».
Проблема бытия и судьба западного мира. Выдающийся философ XX в. М. Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, утврерждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешили судьбу западного мира, который рождался в поэтических изречениях античного философа. Что имел в виду Хайдеггер? В чем смысл такой предрешенности?
С одной стороны, в культуру и мировоззрение было введено представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро.
Западный мир воспринял это представление и продолжил развитие идеи трансцендентного подлинного бытия. Но если существует подлинное бытие, то, следовательно земное бытие имеет истину не в самом себе, а в чем-то ином, невидимом. Поэтом}' европейский мир на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постигать инобытие мыслью, изучал ее, тренировал ее способность работать в пространстве, где нет чувственных образов и представлений. Европейская культура, как никакая иная, довела данную способность мысли до невообразимых высот. С другой стороны, если существует подлинное бытне, то земное не есть подлинное. Оно нуждается в переделке, в совершенствовании, приближающем его к миру подлинному, истинному и совершеннейшему. Разного рода социальные утопии, которыми полна история Запада, явились своеобразным следствием мировоззренческого устремления к подлинному бытию.
Желание людей Запада победить неправду земного бытия исторически реализовывалось двумя путями. Первый был ориентирован па практическое, предмепшо-деятель-
5. Философия 129
постное воздействие на земной мир с целью его перестройки; деятельность направлялась па внешне-вещное; обряды в религии, государственное устройство, способ экономической жизни и т. д. Это — путь бунтов и революций, главным моментом которых был слом иеподлиниого бытия и строительство на его «обломках» подлинного мира —мира всеобщего равенства, свободы, братства. В античности на этот путь встали кшшкп: они высказывали свое пренебрежение к миру, в котором они жили, не только в слове, но и в деле. Киники противопоставляли себя устоявшимся нормам и ценностям бытия, рассматривали их как чуждое подлинности, а потому обреченное на гибель и разрушение. Отсюда' странности их- поведения: Диоген жил в амфоре, хотя нормальные люди жили в домах, ходил босой, не мылся, как бы бросая вызов людям. Выказывая пренебрежение к красивым и ценным вещам и предметам, киники стремились разрушить их: ходили грязными ногами по дорогим коврам, били фарфоровую красивую посуду, предпочитая есть из собачей миски. Они были философами поступка (к которым можно отнести и Рахметова, спавшего на гвоздях), возбуждающими толпу нигилистов, стремящихся им подражать чисто внешним образом, не понимая часто духовно-смысловых содержаний самих поступков.
Второй путь - путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Проблема неподлшпюсти бытия остается, но теперь она переносится с внешнего мира на внутренний. Люди, ставшие на этот путь, стремятся переделать не государственное уст-' ронство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми, монахами, описан в Житиях святых, представлен в деяниях Сергея Радонежского, Оптписких старцев и др. Небезынтересно отметить, что многие русские мыслители в канун революции 1917 г. призывали интеллигенцию и народ пойти по второму пути борьбы с пеподлишюстыо бытия.
Итак, во-первых, проблему бытия Парменид не придумал, не изобрел, опираясь на субъективные фантазии: она имел реальные жизненные (экзистенциальные) корни, отражала вполне определенные запросы и потребности общества. Он лишь сформулировал ее на языке философии и «попытался философскими методами и способами найти ее решение. Вы-вторых, вопрос о бытии и ответ, данный па него философом, в какой-то степени предопределили мировоззренческие и ценностные установки западного ^тра. 3-третьих, нельзя отождествлять Парменидово бытие
(Абсолют, Благо, Добро и т. д.) с христианским Богом. Парменвд не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие — это безлнчностная трансцендентная реаль- | ность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обра- * титься с помощью личного местоимения «Ты». Античный а грек не искал общения с Парменидовскнм бытием; ему достаточно было уверенности в том, что бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования. В-четвертых, решение проблемы бытия Парме-нидом открыло возможности для метафизики, т. е. учения, в котором люди пытаются говорить не только о материальном, но и о нематериальном бытии, независящим ни от человека, ни от человечества, искать последние идеальные причины природных сущностей и в конце концов - всего существующего. Учение об Абсолютном духе, Боге, духовных сущностях и монадах, которое составило в дальнейшем содержание многих трудов мыслителей западного мира, следует отнести к метафизической дисциплине.
Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени
В Новое время проблема бытия претерпела глубокие изменения. В чем н как это проявилось?
Отказ от метафизики — одно из важнейших событий, сопровождавших изменение отношения к проблеме бытия в Новое время. Термин метафизика (дословно: 4пю, что идет после физики») был введен одним из комментаторов Аристотеля -- Андроником Родосским - для названия той части учения античного философа, содержание которого не относилась к познанию природы, выходило за рамки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим термином обозначали и в античности, и в средние века те разделы философии, которые исследовали первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе н человека. Методы метафизического познания не включали в себя чувственный опыт и предметно-практические действия и проверки; они ограничивались рассуждениями в пространстве чистой мысли.
Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Продолжая и развивая сформулированную Парменидом проблему бытия, философы всерьез занимались выяснением соотношения бытия, как реальности, нахо-
5*
дящейся «за» миром чувственным, с вещами этого мира. Строились модели иерархического упорядочения вещей мира, критерием которого выступала степень их свободы от материи, или иными словами, степень их близости к подлинному, нематериальному бытию. Аристотель, например, располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал растения, животных, человека — высшее из материальных существ, способное более других к свободе от физической материальности, далее следовали смертные духи и на вершине иерархической лестнице — Бог, абсолютно свободный от материи, а потому совершеннейший.
Фома Аквинский тоже строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей бытию. С его точки зрения, Бог и только он Одни есть бытие как таковое, подлинное. Все остальное — материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы,— имеет ограниченное, непод-лшшое бытие; мера же нёподлишгости определяется степенью причастности к бытию как таковому. Различные ступени причастности обусловливают способ существования: чем выше стоит вещь на шкале ценностей, тем она самостоятельнее, независимее от других, тем мене она есть частица многого, тем более она принадлежит себе самой. Одним словом, все уровни иерархии имеют ту или иную степень автономии, самостоятельности; между ними нет связи порождения и взаимной причастности: все они причаст-ны только одному Богу.
Отсюда следовало: 1) Никто не помышлял объяснить
происхождение высшего из низшего, например, человека из
обезьяны или вообще животного мира. Каждый уровень
иерархической лестницы имел свою укорененность в бытии,
свою причастность бытия, определяющую характер свойств
вещей. 2) В процессе познания человек ничего не мог ни
прибавить, ни убавить относительно их свойств. Характери
стики бытия как подлинного, так и неподлинного ни в коей
мере не зависели от процесса познания, от субъекта позна
ния и специфики его методов. Считалось, что познание от
крывает свойства явлений, процессов существующего мира
так, как они есть на самом деле. Гарантом такого познания
является Разум, укорененный в бытии. Именно это дает
возможность делать заключение от представления о вещи к
самой вещи. Бог есть Разум, а потому мысль о бытии тож
дественна самому бытию. 3) Человек, хотя и обладает наи
большей самостоятельностью по сравнению с другими уров
нями иерархии, все же не есть абсолютно самостоятельное
бытие в силу своей причастности Богу.!;
Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия.
Философские истоки упразднения понимания бытия как абсолютного и предельного основания мировоздаиия. Они лежат в средневековом номинализме, философском учении, отрицающим онтологическое значение универсалий (общих понятий). Возникнув в V в. н. э., номинализм достигает расцвета в XIV в. Самый выдающийся номиналист этого времени Оккам, используя идеи своего предшественника Дунса Скота, объявил Бога творцом, а сам акт творения рассматривал как Божественную волю. Это противоречило аристотелевской традиции, которой следовала средневековая томистская онтология, рассматривавшая Бога как устроителя порядка.
Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волей творит вещи, а затем уже в Его уме возникают идеи этих вещей. Поэтому и порядок познания должен быть такой: познавать вещи как единичные данности, как «вот это», а затем выяснять отношения между терминами, их обозначающими. Что же касается умопостигаемых реальностей, к которым относится бытие, то они не могут являться предметом всеобщего и необходимого знания. Познание — продукт познающей души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение от представления о вещи к самой вещи, поскольку Бог своей волей может породить в душе такое представление, которому нет никакого соответствия в реальности. Следовательно, мышление не тождественно бытию. В результате разум лишался той укорененности в бытии, которая признавалась со времен Парменнда. Разум человека объявлялся самостоятельной внутренней деятельностью, не зависящей от Логоса, Бога, Абсолюта, а потому большое внимание уделялось теперь открытию законов логики и их изучению.
Если Парменид считал, что не человек открывает истину бытия, а сама истина открывается человеку, в силу приобщенности его разума к Космическому Разуму, то номинат лпзм ставит проблему истины в прямую зависимость от субъективных познавательных способностей человека. И если Парменид удерживал людей от переоценки своих логических способностей и действенности логических доказательств, внушал им, что могущество их ума имеет свой источник не в самом уме, а в чем-то, что превышает его способности, то номиналисты объявили человеческий ум самой непосредственной и самоочевидной реальностью, существующей сама по себе. Парменид учил: уму непосредственно дано бытие, тогда как номиналисты говорили: уму непоо
редствсшю дан только сам ум через посредство рефлексии. Разум, ум рассматривались теперь не как реальная сущность, а лишь как направленность на реальность интепци-альность. Существование самоочевидных и умопостигаемых истин отрицалось: разуму человека теперь надо было прибегать к интеллектуальным уловкам, чтобы достичь какого-либо приближения к истинному знанию. Именно номинализм заложил основания для выделения гносеологии в самостоятельную область исследования, занятую изучением способов и методов постижения рельиости с помощью ума человека.
Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей Запада XVII — XVIII вв., как эмпирического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Юм и др.), так и рационалистического (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Так, Юм утверждал, что быть — значит быть единичным фактическим существованием.
В аристотелевско-схоластической традиции ум человека не трактовался как особая «внутренняя» реальность, а потому никто в этой традиции не помышлял о специальном ее изучении, о ее противопоставлении материальной реальности. Единственной подлинной реальностью признавалось абсолютное бытие, Бог, а все остальные реальности, как материальные, так и нематериальные, считались существующими, но с разной степенью причастности к подлинному бытию. Номиналистически ориентированные философы занялись изучением возможностей познания, признав человеческий ум самодостаточным для деятельности познания. Произошло возвеличивание человека и его ума.
Номиналистическая традиция была усвоена протестантизмом (в частности, лютеранством), поэтому философы протестантского вероисповедания сильнее всего испытали влияние номинализма. Основатели протестантизма — Лютер, Кальвин, Цвингли —признали огромные права за индивидуальным разумом, считая, что он сам, один, может вместить в себя все богатство Истины, всю ее полноту. Прежнее толкование индивидуального разума как частицы Абсолютного Разума оказалось невостребованным.
Нагляднее всего номиналистическая традиция, усвоенная протестантизмом, проявилась в философии И. Канта. (Не случайно русская религиозная философия ие приняла его гносеологию.) Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии — знание и субъект знания. Он отвергает принцип тождества мышления и бытия (глашшй принцип парменидовской и арислотелевско-
134 ■
средневековой традиции), возможность интеллектуального созерцания, связь ума человека с Логосом — Абсолютом.
Утверждая существование априорных форм чувственности и рассудка, Кант придал им функцию направлять ум (провоцировать иитенционалыгость ума), но не к постижению Бога, Абсолюта, а на познание объекта, который не имеет автономного существования, но конституируется в мире опыта, т. е. в мире отношений предметного мира и человека как субъекта познания. Кант, как и номиналист Дуне-Скот, рассматривает Божественную волю основанием творения. А так как содержит всегда элементы иррациональные, то мир, сотворенный Богом, не может быть до конца познан разумом. Отсюда и следует основная мысль пюсеологпи Каита: разум человека ограничен в своих познавательных возможностях, ибо Бог творит не по разуму, а по воле. Правда, Кант вводит понятие «вещи в себе» для обозначения реальности, безотносительной к познающему субъекту, но к познанию это не имеет уже никакого отношения.
Суммируя, сделаем следующие выводы: 1. Начиная со средневекового номинализма на Западе нарастает тенденция отказа от метафизики. 2. Утверждается точка зрения, согласно которой непосредственно нам дано только содержание нашего создания, мышления. 3. Это содержание есть именно то, о чем мы можем что-то знать. 4. Мир не есть некая сумма многообразных, пребывающих в нем форм существования; он представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается с помощью рефлексии. 5. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. 6. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом, который многие философы XX в. называли «роковым».
М. Хайдеггер считал, что отказ от понимания бытия в его метафизическом смысле - не результат каких-то учений, философских построенийу Совсем наоборот: философия отказалась от темы бытия в силу того, что в Европе произошли какие-то мировоззренческие сдвиги, которые сам он называл «онтологическим нигилизмом». Нигилизм — отрицательное отношение к чему бы то ни было. Онтология - учение о бытии как оно есть вне и независимо от человека. Поэтому «онтологический нигилизм» означает отказ от признания существования такого бытия, а в пределе - отказ от Бога. Причем, по мысли Хаидеггера, этот «нигилизм» принял всемнр-
но-исторпческие размеры, и в процесс отказа от Абсолюта (Бога) вовлечены многие пароды Нового времени. Такова судьба Европы, и как всякая судьба, она не может быть причинно объяснена
Когда мы говорили о проблеме бытия, открытой Парме-нидом, то указали па исток: людям нужна была опора в мире, они желали стабильности своего существования и гарантии порядка Однако почему люди отказались от Абсолюта, Бога, почему они решили взять на самих себя ф\чи< ции Абсолюта? — эти вопросы остаются без ответа, и Хай деггер честно о том говорит.
Мировоззрение Нового,времени и философское осмысле пие проблемы бытия. Отказ от проблемы бытия, от метафизики — не просто взгляд, которого начали придерживаться те или иные мыслители, в той или иной стране Это историческое свершение, выразившееся прежде всего в изменении мирочувствования, мироощущения, мировоззре ния. Произошедшие изменения (бытийно-онтологнчески) философия только зафиксировала, выразив на своем языке
Можно выделить несколько основных компонентов ми ровоззрения Нового времени. 1. Теряется ощущение того, что есть подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни и деятельности людей. Отсюда замкнутость в субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту, превращается, как писал русский религиозный философ отец П. Флоренский, либо во внешне-полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным бытием) ■, либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не духовного развития). Замкнутость на субъективном проявилась и в языке. Появляется слово «изобретение» вместо прежнего «обретения». П. Флоренский пояснил, что «изобретение» признает меня (тебя), т. е человека, главными творцами всего, позволяет сказать о произведении искусства- «Мое», даже если оно является компиляцией. Человек стал говорить и творить от себя забыв, что апостол Павел учил. «Ибо от самого Господа принял, что и вам передал... Мы — посланники от имени Христа, и как бы сам Бог увещевает через наг» (ПП Кор. 5:20). «Обретение» — нечто иное Этим словом люди выражали уверенность в том, что все созданное ими — результат не их субъективных усилий и фантазий, а объективно сущее, но проявленное с их помощью. Поэтому-то в средние века перед каждым актом
учения, творчества н любого иного деяния льди мгупиП' Бога о помощи и благодарили за нее в конце В нашей к\ чъ- туре «онтологического нигилизма» только моиахи-нконошг цы придерживаются упомянутого правила они долго потят ся молятся, прежде чем приступить к написанию иконы, шн не изобретают, а обретают в иконе Божью благодать
2. Человек, его сознание, его потребности, его жизнь
стали восприниматься как единственное несомненное и
подлинное бытие. Такую мировоззренческую установк-V
воспроизводил в своей философии основатель рационали
стической культуры Запада Р. Декарт. Он писал, что мож
но сомневаться, существует ли объективный мир Бог,
природа другие люди, даже мое собственное тело,- не
нельзя сомневаться в том, что я мыслю, а следовательно
существую Более того, употребляя термин «бытие» в тек
сте, Декарт сразу же оговаривается, что он просит у читате
ля разрешение на пользование данным термином схоласта
ки, т. е. средневековой философии и теологии Это виде
тельство того, какой резкий сдвиг в мировоззрении людей
произошел на рубеже XVI - XVII вв Философы-Нового
времени связывают проблему бытия лишь с человеком, от
казывая бытию в объективности.
Приведем примеры понимания бытия в разных философских учениях. И. Кант говорит о бытии, зависимом от познания Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием мира. Фило софская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее Эмпириокритицизм видит единствен ную бытийную реальность в человеческих ощущениях, а эк зистенциализм прямо заявляет, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие вопрос о бытии -это вопрос о его смысле, а смысл всегда задает сам человек Марксистская философия отождествляет бытие с при родой, утверждая, что бытие «вообще есть открытый воп рос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Энгельс). Бытие есть только то, что может быть определено (определить - положить предел, ограничить какими-то границами) научным, рациональным знанием и практикой Оно есть объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно практической дея тельности
3. Ослабление идеи существования величественного объек
тивного бытия Абсолюта, Бога и т д. шгровождается пере-
оценкой времени: никто уже не думает о вечности. Время человеческого существования рассыпается на «взаимно исключающие точки — мгновения: здесь и теперь, там и тогда». (П. Флоренский). Точка - мгновение, как временной интервал, не в состоянии вместить в себя всю полноту мыслей и чувств человека, связанных с переживанием вечности: ее вместимость ограничивается набором сиюминутных потребностей «я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жизни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих («слишком человеческих», как говорил Ницше) потребностей. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и «сейчас», насытиться ею перед смертью, за которой пустота и тлен,— такова одна из мировоззренческих установок Нового времени.
Время человеческого существования выпадает из вечности, спрессовывается в настоящем «здесь» и «сейчас». Связь с традицией практически прерывается, и формируется цивилизация, которую русский религиозный философ Н. Федоров называл «цивилизацией молодых». Она характеризуется забвением долга перед отцами, предками, возвеличиванием поколения молодых, сынов, которые в своей гордыне пренебрегают опытом прошлого, надеясь только на свои силы и формируя свои ценности. Возникает принципиальное непонимание между старым и новым поколениями: рвется связь времен.
Еще Сервантес обнаружил зазор между старым (средневековым) мировоззрением и новым, нарождающимся в Европе на рубеже XVI — XVII вв. Его Дон-Кихот, пытающийся жить по законам рыцарской чести и доблести, не знающим тяги к накопительству, исповедующий культ прекрасной дамы и тяготеющий к любовной рыцарской возвышенной лирике, воспринимается «новыми» людьми (буржуа) как сумасшедший или близкий к безумию человек. В новой мировоззренческой структуре бескорыстная доблесть и честь выглядят, по меньшей мере, как нелепость. Дон-Кихот непонятен и смешон для людей Нового времени: это яркий показатель того, что мир сдвинулся, построился по-новому и стал продуцировать совсем иное, свое мировоззрение.
4. Уверовав в силу своего разума, люди уверовали в свои способности изменять мир, опираясь при этом на законы мироздания, открытые разумом. Формируется убеждение в деятельности природы человека, в его назначении переделывать подлунный мир. Так, в известном П-тезисе о Фейер1 бахе Маркс писал, что философы раньше лишь различным
образом объясняли мир, тогда как дело заключается в том, чтобы его изменять. Но что же можно изменять? То, что не создано Богом, т. е. не вечно, рукотворно. На мир перестали смотреть как на Божественный порядок; все превратилось в поле конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не человеком, а чем-то или кем-то, что превышает его силы, изменить невозможно: его можно только объяснить. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей, а затем^ и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научного социализма — все они исходили из предположения возможности перекоп-■ струнрования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельных сил человека.
5. Онтологический нигилизм, задав своеобразный вектор движению европейской истории, привел к господству материализма, по пс просто в теории, а прежде всего в жизни. Материальные потребности стали ведущими, доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес. Активизируется человеческая деловитость, ориентированная на пользу и экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования стали материальные потребности.
Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось па уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму — сознание. В условиях отказа от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности, человеку оказались ненужными ранее культивировавшиеся и воспринимающиеся как само собой разумеющееся трансцендентные акты, т. е. умение выходить за пределы чувственного опьгга и делать предметом рассмотрения бытие, которое не совпадает с конечным, эмпирическим миром. Трансцендентность — это вечный бой с инстинктами, попытка возвыситься над собой, перестроить свое существование по типу должного. Некоторые авторы считают, что в настоящее время на планете имеются целые народы с угасшей трансцендентностью, среди которых называют и американский континент. Глазная тема политических дискуссий в Америке — вопросы, связанные с экономикой: прибыль, распределение бюджета, налоги и т. д. Совершенно не обсуждаются проблемы, выходящие за пределы материально-экономических отношений и устройства социального комфорта.
Ослабление тяги к трансцендентному обернулось усилением роли инстинктов, воли к власти и т. д. Эту ситуацию Ф. Ницше выразил в афоризме «Бог умер», смысл которого и заключается в том, что человек в Новое время попытался ':ам из себя сотворить нормы условия осмысления себя как личности, смысла жизни, цели существования. Его мировоззрение стало нерелигиозным
Содержание мировоззрения человека Нового времени, которое мы описали, формировалось не под воздействием философских теорий и учений. Наоборот. Философия выразила дух эпохи, высказала на своем языке, зафиксировала с помощью своего мышления случившееся реально. Например, Р. Декарт, от которого ведет отсчет философия Нового времени, утверждал, что акт мышления — «я мыслю» — есть самое простое и самоочевиднейшее основание существования человека и мира. Это утверждение на языке философии Декарта звучит так: cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). За этим малопонятным непосвященному в философию высказыванием скрывается целая концепция, суть которой в следующем: человек, как существо, способное сказать «я мыслю, я существую», является возможностью и условием существования мира, но не мира вообще, а мира, который он (человек) может понимать, по-человечески в нем действовать, ставить какие-то цели, соразмерные миру и себе, что-то знать о нем. Человек - начало и причина всего, что случается с ним и с миром. Человек сам и только сам с помощью собственного труда и собственных духовных усилий может обеспечить свое бытие в мире, может реализовать (или не реализовать) себя. Декарт, как уже отмечалось выше, сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъектным: оно трансформировалось в человекоразмерное бытие, определяемое человеческими способностями воспринимать и действовать.
М. Хайдеггер выразил это же самое так: «Бытие сущего стало субъективностью», «теперь горизонт уже не светится сам собой. Теперь он лишь точка зрения» человека, который к тому же сам и творит ее. Выражение «человек творит мир» стало одним из самых популярных как в философии, так и в общественном сознании вообще. Человек попытался занять Место Бога на Земле. Философские учения отреагировали на эту попытку по-своему: метафизическая проблема бытия перестала нх интересовать, она отодвинулась на периферию внимания со стороны философов, которые занялись проблемами гносеологии, деятельностной природы че-
ловека, его свободы, прав и т. д.
Все, о чем Мы рассуждали выше, относится к западному миру и западному человеку. Обсуждались ли проблемы бытия в русской философии, и если — да, то приняли ли русские философы переориентацию Запада в вопросах бытия?
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 3046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!