Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
усугубила излишняя централизация управления, концепция планирования,
сложившаяся в начале 30-х годов. Регионы рассматривались только как
источник ресурсов, а не как самостоятельная среда, имеющая цели в себе
самой. Сложилось потребительское отношение отраслей к региону при
явном дефиците ответственности за сохранность ресурсов региона, их
воспроизводство и развитие. При формировании планов экономического и
социального раз 138 вития регионов местные органы - Советы - играли
последнюю роль. Это привело к целому ряду опасных деформаций.
4. В самом использовании ресурсов региона, мобилизации его
потенциала образуются неизбежные бреши. В частности, многие факторы,
относящиеся к социально-культурному потенциалу региона, вообще не
могут быть задействованы в рамках отраслевого _принцип.а. Они как бы
выпадают в межотраслевое пространство, отсюда - видимость
общекультурного перепроизводства (при фактической культурной
недоразвитости), избытка общей образованности (при фактическом его
отставании) и т.п.
Возможен ли возврат к территориальному _принцип.у жизнестроения? В
чистом виде, как это характерно для докапиталистических формаций,
естественно, невозможен. Жесткая привязка людей к территории,
тотальная интеграция в местную социальную среду, пассивное
наследование норм - все это несовместимо с долговременными тенденциями
развития современной цивилизации. Но преобразовать сложившиеся
отношения между отраслями и территориями, преодолеть территориальный
нигилизм (и его частные экологические и культурные проявления)
совершенно необходимо, Основой такого преобразования должно стать
установление новых, хозрасчетных отношений между отраслями и территориями. Начавшаяся в
стране реформа направлена не только на усиление хозяйственной
самостоятельности предприятий. Хозяйственная самостоятельность
территорий - не менее, а, скорее всего, более важная сторона реформы,
ибо затрагивает более общие условия жизнедеятельности людей,
относящихся уже не только к экономическим, но и к глобальным проблемам
современности. Соотношение отраслевых и территориальных решений можно
проиллюстрировать с помощью следующей таблицы.
Ясно, что это требует новых _принцип.ов организации и управления
культурой: отраслевые приоритеты должны смениться "популистскими";
зависимость от своих подписчиков, абонентов должна преобладать над
всеми остальными формами предписаний.
И сегодня, к сожалению, сохраняется практика централизованных
отчислений регионов в государственную казну, ничего общего не имеющая
с пропорциональным вкладом каждого региона в экономику. Так, в 1992 г.
разница между получением средств от федерации и выплатой федеральных
налогов для Чечни и Ингушетии составила плюс 865 млн. рублей, для
Татарстана - плюс 37 млрд. рублей, а, например, для Нижегородской
области - минус 67 млрд. рублей. Таким образом, Федеральный центр
продолжает осуществлять административно-командную практику
перераспределения ресурсов, приводящую к расколу регионов федерации на
два блока: тех, кто безвозмездно снабжает ресурсами, и тех, кто
безвозмездно их получает. Эта политика чревата развалом Федерации.
Необходим решительный поворот внутренней геополитики в духе
территориального _принцип.а и регионального хозрасчета.
Предыдущие десятилетия (между концом Второй мировой и концом
третьей мировой - холодной - войны) ознаменовались постепенным
формированием единого и стабильного пространства, охраняемого
общепризнанными политико-правовыми и социокультурными нормами. Вехами
этого процесса стали: 1945 г. - победа над фашизмом, 1956 г. -
образование "общего рынка" и начало интеграции Западной Европы, 1975
г. - Хельсинкское соглашение (Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе). (Правда, при этом сохранялась выгодная
Советскому Союзу асимметрия между _принцип.ом нерушимости границ в
Европе и их "революционной перерешаемостью" в Азии, Африке и Латинской
Америке.)
Это утверждение _принцип.ов нового мирового порядка осознавалось на
Западе как торжество цивилизационного начала над варварским как в
пространстве, так и во времени. В пространственном отношении это
означало постепенное, но неуклонное расширение атлантического
пространства "единых прав человека" сначала на Центральную Европу
(Германия), а затем на Восточную и Советский Союз,
революционно-кочевническая (скифская) энергия которого должна была
быть укрощена хельсинкским процессом.
Геополитический "экзистенциализм" настаивает на _принцип.иальном
одиночестве государств и народов в этом мире, и потому его
доминирующим мироощущением является тревога. Он не верит ни в какие
цивилизационные гарантии: в мире нет гарантий, в нем господствуют
столкновение разнонаправленной воли и коварство случая. 152 Надо
сказать, что интуиция геополитического сознания в чем-то существенном
корректирует ощущение застрахованности от хаоса, свойственное
цивилизационной идеологии.
Выше уже упоминалось, что базовыми _принцип.ами геополитики
являются не столько вариативные факторы, меняющиеся вместе с
прогрессом, сколько некоторые инварианты, связанные со статусом
государства в географическом измерении. Независимость коллективных
субъектов (в том числе государственных) от географического
пространства может возрастать в перспективе прогресса, но она никогда
не становится полной: география - это тот тип наследственности,
который можно облагораживать, но нельзя совсем изменить.
Первая из таких дифференциации относится к различию
социокультурных доминант модернистской и постмодернистской эпох. С
этой точки зрения в рамках политического спектра выделяются носители
двух разных языковых стилей: технократического и гуманитаристского.
Технократическая элита, доминанта которой соответствовала духу
промышленных модернизаций, стремилась организовать всю общественную
жизнь по законам "технической среды". Ленинский образ общества как
"единой фабрики", управляемой согласно _принцип.у единоличия,
представлял собой радикализированный вариант технократического мифа
модернистской эпохи. Советская история отмечена противоборством между
технократами и идеологами, дающими чередование социокультурных фаз:
идеологическая доминанта гражданской войны сменяется технократическим
рационализмом 20-х годов; реванш идеократии, характерный для 30-50-х
годов, сменяется новой технократической волной 60-70-х.
Социокультурным итогом последнего из указанных периодов явилась
технократическая переориентация компартии. Подавляющее большинство
секретарей райкомов-горкомов-обкомов представляли "хозяйственники" -
лица с высшим техническим образованием. Печально знаменитая программа
"ускорения" - последнее формообразование коммунистического мифа
накануне краха, носила явные следы технократического происхождения.
Вторая дифференциация элит связана с отделением этакратии от
этнократии. Или, если сформулировать вопрос иначе: что является
истинным мотивом сепаратизма: взыскующие авторитарной власти
эксплуатируют идеологию национализма или национализм требует
авторитарной власти для самореализации? С одной стороны, нет никакого
сомнения, что в целом ряде случаев риторика национализма маскирует
логику производства власти. Партийная этика номенклатуры формировала
людей, которые служили не "местному населению", а партии и ее
"ленинскому центральному комитету". Поэтому ее национальная
"беспочвенность", а нередко и прямое отщепенство не оставляют
сомнений. Это сказалось сегодня в процессе формирования компрадорской
буржуазии, в большинстве своем вышедшей из рядов номенклатуры. У
властвующей элиты, лишенной национальных корней, есть только две
мощных мотивации: власть и богатство. А поскольку наш номенклатурный
капитализм игнорирует _принцип. разделения экономической и политической
власти (богатство по-прежнему выступает как функция власти), то
расширенное воспроизводство власти стало главным смыслом жизни
номенклатуры в постсоветский период. Отсюда - феномен "стилизованного
национализма", проявившийся во внезапной метаморфозе бывших теоретиков
и проводников "пролетарского интернационализма". Закон расширенного
воспроизводства власти в пространстве Евразии может быть сформулирован
так: чем больше независимых государств, тем большее число
"ответственных постов", в том числе связанных с вожделенным статусом
"первого лица".
Однако наряду с этой логикой производства власти в том же
направлении дробления единого пространства действует и логика
национального самоопределения, В основе ее лежит "недоразумение века":
смешение самоопределения народов и самоопределения наций. "Народ -
понятие географическое и включает каждого, кто живет внутри
определенных государственных границ. Исходя из географического
положения, процедура осуществления самоопределения будет точной и
последовательной. Иной вопрос - самоопределение наций. возможность
последовательного и систематического разрешения вопроса резко
уменьшается. Все нации географически распределены неравномерно."17
Механическое перенесение некоторых западноевропейских _принцип.ов на почву неевропейских
культур часто порождает монстров. Таким монстром стало и пересаженное
на неевропейскую почву понятие национального суверенитета. Как
справедливо замечает В. Цымбурский, синкретизм понятия нации в
политической лексике Европы мешает европейцам проводить важнейшие
дифференциации, касающиеся "суверенитета народа", "национального
суверенитета" и "прав этноса". "Традиционное либеральное мышление
никогда не хотело всерьез допустить, что в не-западных обществах
демократизация суверенитета способна выдвинуть на первый план совсем
иные его социальные функции, чем в Западной Европе и Северной Америке
- вести не к конституционному "народному суверенитету", а либо к
этнократическому паттерну, либо к некой форме чистой политократии,
гражданской или военной"18.
Социал-демократия, еще в начале XX в, выдвинувшая идею
национального самоопределения "вплоть до отделения", фактически
Подвергла ревизии основной _принцип. западного жизнестроения - _принцип
свободного индивидуального самоосуществления. Вместо этого был
выдвинут "восточный" _принцип. единой коллективной судьбы и права
человека были принесены в жертву коллективному интересу
самоопределяемых наций. Не случайно национально-освободительное
движение едва ли не повсюду ознаменовалось становлением авторитарных
режимов, для которых понятие государственного суверенитета означало
безраздельную, "опирающуюся не на закон, а прямо и непосредственно на
насилие", власть над своими подданными. (Вспомним негодование
советских главарей тоталитарного режима по поводу "вмешательства во
внутренние дела социалистической страны",) Разрушение единого
пространства тоталитарной империи националистическими движениями -
один из механизмов тоталитарного саморазрушения.
Мне уже приходилось писать об индоевропейской триаде и ее
прочтении в русской культуре2!. Эта архетипическая триада
соответствует трем варнам древнего индоевропейского общества: жрецы,
воины, пахари. Надо отметить, что магистральной линией развития
западной цивилизации является растущее обособление этих функций, что в политико-правовом отношении
выступает как _принцип. разделения власти (духовной, политической,
экономической), а в социокультурном - как _принцип. профессиональной
специализации. В результате произошла профессионализация и
секуляризация двух последних функций. В основе экономики отныне лежит
не жертвенность и энтузиазм, а заинтересованность, стимулирующая
профессиональные умения. То же самое относится, и к воинской функции:
ее эффективность начинает больше зависеть от развития
материально-технической базы (ВПК) и совершенства организации, чем от
героико-патриотического воодушевления. И поскольку эти виды
совершенствования накапливаются более или менее последовательно и
преемственно, то этим в значительной мере и объясняется господство
линейного типа времени на Западе.
В брежневскую эпоху произошло завершение двух долго скрываемых от
общества процессов. Во-первых, вестернизация правящего класса,
осознавшего, что капитализм не только эффективнее социализма, но и
"слаще" его как образ жизни. Во-вторых, произошло сращивание
партократии с торговой мафией, что означало решительный отход от
характерного для "азиатского способа производства" _принцип.а, согласно
которому богатство выступает как функция власти и всецело зависит от
сохранения властного статуса. Легализовать эти сдвиги можно было
только путем решительного отказа от господствующей идеологии, от
вездесущей "жреческой" цензуры.
Одно надо признать: нынешняя правящая элита не годится на роль
элиты. Ее творческого потенциала явно не хватает на то, чтобы освоить
пространство постсоветской Евразии как единое духовное пространство,
содержащее общие _принцип.ы жизнестроения и общие вдохновительные цели.
Экономиксцентризм ее мышления основан на социокультурном
недоразумении: на неумении разгадать в послевоенном экономическом чуде
Западной Германии, Европы, Японии скрытой энергетики больших целей -
национального и цивилизационного самоутверждения народов, встретивших
опасный вызов истории и мобилизовавшихся для достойного ответа, Элита,
достойная этого названия, отличается одной важной особенностью:
искусством формулировать Большие цели и тем самым возвышать народы в
их собственных глазах. Наша правящая элита 176 до сих пор "играла на
понижение" - неуклонное снижение статуса России в дальнем и ближнем
Зарубежье и снижение общей цивилизационной самооценки ее народа. Между
тем международный государственный и цивилизационный статус России
имеет для нее величайшее внутриполитическое значение: "этот статус
служит одной из весьма немногих еще остающихся опор национального
самоуважения в стране, переживающей. сильнейший приступ комплекса
исторического неудачника; он, этот статус, еще как-то препятствует
люмпенизации общества в целом, а не отдельных его слоев и групп, и
прежде всего тотальной люмпенизации общественного сознания и
морали"22,
Г л а в а 1 _принцип.Ы ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Ценностные приоритеты политической антропологии выражаются в
_принцип.е: не человек для общества, а общество для человека.
Да и пространство СНГ, и даже самой России, представляет сегодня
поле активного диалога различных наций, этносов и культур,
пересматривающих свои отношения, свое место в евразийском
пространстве, Единый "советский человек" уступил место разнообразию
политических и социокультурных типов, без учета специфики которых
сегодня невозможно строить политику. Прежние линейно-детерминистские
описания, связанные с попытками приведения их к "единому знаменателю"
("единое экономическое пространство", единые "императивы НТР" и т.п.),
показали свою неэффективность. В ответ на эту проблему современная
культурная антропология выдвинула _принцип. "продуктивности
разнообразия" и неиерархичности культур. Прежде их предпочитали
располагать по шкале времени, выделяя архаичные и современные и
предполагая скорое выравнивание мирового культурного ландшафта по
единому передовому образцу. Кстати, в отношении политических культур
эта точка зрения до сих пор преобладает на Западе. Так, известная
классификация Г. Алмонда предлагает следующую иерархию политических
культур: эталоном признается англо-американская, за нею следует менее
современная континентально-европейская, а замыкают ряд отсталые
авторитарные культуры Востока,
Таким способом организованная критическая способность суждения
была направлена в одну сторону: на пресечение любых отклонений от
господствующей государственной нормы. Сама возможность помыслить
отклонение общества и государства от каких бы то ни было норм в этой
системе мышления в _принцип.е исключалась, поскольку считается, что
нормы - продукт общественного строя и никаких других нормообразующих
источников нет и быть не может. Не случайно в нашей стране с такой
беспощадностью искоренялась религия: провозглашая высший,
трансцендентный характер главных норм человеческого бытия, она могла
давать опору критической способности суждения в отношении земной
власти, ограничить ее монополию в смыслообразующей и ценностной сфере.
Политическая антропология своими, светскими и научными средствами
решает эту проблему альтернативного источника норм. Так, она говорит о
природе человека, о природных - неотчуждаемых правах личности, об
антропологических границах применения "политических технологий".
Сегодня, с позиций накопленного в XX в. опыта, нам легче уяснить
себе несостоятельность подобной логики. В качестве реакции на
трагические эксперименты с "новым человеком", на попытки тоталитарных
государств "национализировать" не только частную собственность, но и
самое человеческую личность выступает, в частности, постмодернизм, в
рамках которого реабилитируется культурная традиция (стиль "ретро"),
природа и природное со всеми своими правами ("неонатурализм") и,
наконец, природа самого человека (новый антропоцентризм), На Западе
постмодернизм в последние годы характеризуется экологической
доминантой и выступает как реакция на жесткие промышленные технологии,
разрушающие живую природу. Решительной переоценке, подлежит все, что
имеет отношение к этим технологиям, - "прометеева воля" к
преобразованиям, анатомирующая и препарирующая аналитика науки,
убивающая живой образ природы, безраздельное господство утилитарного
_принцип.а. Экологическое "покаяние" Запада, заставляющее его все чаще
возвращаться к восточному опыту или к далекому собственному прошлому,
- особая тема европейской культуры, тема, осваиваемая и нами сегодня.
И все же наше постмодернистское покаяние - особого рода, оно
характеризуется иной доминантой, Жестко разрушительные промышленные
технологии воспринимаются нами как нечто вторичное, производное: и
исторически, во времени, и метафизически, в смысле преобразования
картины мира. им предшествовал замысел, "добычей" которого явилась не
при* рода, а сам человек.
1. _принцип. многообразия. Прежде всего речь идет о плюрализме в
противоположность монизму. В нашей культуре после 1917 г. произошла
крупнейшая онтологическая катастрофа, связанная с исчезновением
полноправного и полноценного другого - отличного от нас и признанного
в своем отличии. Марксистская эсхатология, провидящая скорый конец
"предыстории", рассматривала присутствие другого - социальное
разнообразие, неоднородность, несовпадение интересов как доставшийся
от прошлого изъян мира, вполне преодолимый в коммунистической
перспективе. Одномерный "новый человек" не приемлет другого: в прошлом
он ищет лишь собственные предтечи, в настоящем - себеподобные
"прогрессивные силы". Словом, всюду он обречен на скучную тавтологию,
на уподобление других себе. Тех же, которые сопротивляются такому
уподоблению, он зачисляет в разряд "классово чуждых" и подлежащих
ликвидации.
Собственно, этот антропологический _принцип. исторической
вменяемости субъекта как творца истории является, по моему мнению,
важнейшей методологической предпосылкой общественной реформы. Жесткий
причинно-следственный детерминизм, навсегда и однозначно связующий
наше будущее с прошлым, исключает возможность каких-либо обновлений,
духовных и социальных. Они возможны там, где возможна свобода -
способность перерешать судьбу, преодолеть инерцию данных обстоятельств
и данной истории. Словом, перед нами возникают и сталкиваются два типа
исторической проницательности. Первая, объективистская, имеет целью
развенчать субъектно-ценностный подход к миру и показать скрытую
обусловленность человеческого поведения логикой объективных
обстоятельств и закономерностей. Вторая, субъектно-деятельностная,
ставит своей целью обнаружение возможностей свободы - тех прорех и
лакун в порядке бытия, через которые врывается в мир логика
иначе-возможного.
2. _принцип. целостности. Мы уже упомянули об одной из ключевых
метафор тоталитарного мышления - метафоре "механизма", прикладываемой
к обществу и человеку ("колесику и винтику"). Эта метафора выдает
волюнтаризм социальной инженерии, усматривающей в обществе
бесструктурный конгломерат социальных тел, которыми можно произвольно
комбинировать согласно тому или иному "великому проекту". Как
известно, применительно к природе такого рода технологический
волюнтаризм стал преодолеваться по мере открытий биоценоза и
геобиоценоза. Природа предстала системной целостностью, которую нельзя
безнаказанно "преобразовывать" и "побеждать": произвольные
вмешательства в нее чреваты опасными эффектами бумеранга.
3. _принцип. универсализма - единства человеческого рода. Со времен
установления эндогамии это единство утратило природно-наличный
характер: оно стало проблемой. Человеку необходимо совершить особое
нравственное и интеллектуальное усилие, чтобы в представителе другого
племени узнать близкое ему "ты". Такое восприятие носит характер
экзистенциального прозрения: человек ("я" и "он") выступает как
"сверхсоциологическая" реальность, содержащая в себе, помимо того, что
идет от институтов и норм данного общества, нечто еще, и это нечто
оказывается едва ли не самым существенным. Внеинституциальная встреча
людей, когда "душа с душою говорит", предполагает несомненную
автономию человеческой души - ее трансцендентный ("ненадстроечный")
характер.
Эта проблема, как известно, решалась великими мировыми религиями,
в частности христианством. В борьбе с сектантством иудаизма,
прозревавшего спасение одного - избранного народа, христианство
провозгласило _принцип. универсализма (нет ни эллина, ни иудея, ни
язычника) - перспектива спасения не ограничена какими бы то ни было
этническими, расовыми и классовыми различиями людей. С тех пор
универса- | лизм не раз подвергался попыткам доктринального и
практиче- - ско-политического пересмотра, что каждый раз ставило
цивилизацию на грань катастрофы. Не только сегодня, но и в прошлом
выживаемость цивилизации не имела естественных
("естественноисторических") гарантий, не была закреплена
"объективными", не зависящими от сознания и воли людей законами.
Великий смысл заложен в _принцип.е альтернативных движений: мыслить
глобально, действовать парциально (здесь и теперь, не дожидаясь, когда
созреют предпосылки для "окончательных решений"). Этот _принцип
направлен против классового и государственного эгоизма деятелей,
заполучивших огромную мощь современных промышленных и политических
технологий, т.е. действующих помимо своей воли глобально, но
продолжающих мыслить парциально - своекорыстно. Главная их ошибка
касается интерпретации пространства и времени цивилизации. Что
касается времени, то здесь главную трудность создает эсхатология
марксизма, обещающая скорый конец "предыстории", связанный с
разделением людей и многообразием социальных интересов. Эта
эсхатология породила особую "диалектику ожиданий": как раз накануне
"окончательного объединения" людей в земном рае коммунизма должно
происходить самое радикальное их размежевание и противостояние по
классовому _принцип.у. Чем неистовее классовое противостояние, тем ближе
"окончательное" объединение, чем выше готовность "доведения классовой
борьбы до конца", тем скорее наступит торжество высшей справедливости.
4. _принцип. субстанциальности, Пожалуй, нет ничего более ТРУДНОГО
для сознания, прошедшего марксистскую выучку, 7* 195 чем понятие
неотчуждаемых прав человека. Дело в том, что это понятие не является
социологическим. Если человек - совокупность общественных отношений,
то прав у него ровно столько, сколько общество может и желает ему
предоставить; и самое главное, с марксистской точки зрения, что эти
права обусловлены его классовой принадлежностью (максимум прав - у
представителей господствующих классов при фактическом бесправии
эксплуатируемых). Но что же тогда означает статья 1 Всеобщей
Декларации прав человека "Все люди рождаются свободными и равными в
своем достоинстве и правах"?
Дистанцирование от эмпирической реальности, наблюдаемое в
большинстве стран современного мира, здесь несомненно, но можно ли
такое дистанцирование объяснить утопическим благодушием "абстрактного
гуманизма"? Мировое сообщество придало Декларации нормативный статус,
сформулировав минимальные стандарты в этой области и обязав
государстваучастники Хельсинкского процесса привести свое внутреннее
законодательство в соответствие с этими стандартами. Иными словами,
здесь заявляет о себе критическая способность политологического
суждения, трансцендирующая социологическую реальность, связующая свои
нормы не с нею, а с природой человека, обладающая свободой и
достоинством. Отвергая всеядность истории, приемлющей любые режимы
("все действительное разумно"), политическая антропология выделяет
среди них нормальные, демократические, и отклоняющиеся (нарушающие
основные права человека). Самое любопытное заключается в том, что это
различие "работает": так, гласность укрепляет демократический режим,
но действует губительно на авторитарные и тоталитарные режимы. Как
показывает опыт Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г., наконец,
недавние события в странах Восточной Европы, они не выдерживают и
нескольких месяцев гласности, начиная необратимо разлагаться. Не
меньшую проблему для чисто социологического подхода представляет
понятие правового государства, то есть государства, подчиненного
праву. С позиций, привычных нашей догматике, - это нонсенс: право есть
возведенная в закон воля господствующего класса, а государство есть
средство, принуждающее всех (прежде всего угнетенные классы) соблюдать
эту волю. Но действительный смысл правового государства состоит,
скорее, в противоположном: акцент делается не на подчинении граждан
государственной воле, а на равном подчинении всех, в том числе и
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!