Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о субстанции Б.Спинозы. Метод и система



Спиноза Барух (Бенедикт) (1632-77) - нидерландский Ф.-материалист. С. - создатель геометрического метода в Ф.ии. С. целью знания считает завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил учением о свободе: он показал, как возможна - в рамках необходимости - человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для С. стало его учение о природе. С. противопоставил дуализму материалистический монизм. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама ни себе и проявляется сама через себя. Бог, идеальное и материальное слились у С. в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Бог С. неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов единой субстанции,– вот единственный прин-цип мирового порядка. От субстанции – бытия необусловленного С. отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) - как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как „протяжение" и как „мышление". Это атрибуты субстанции среди других ее атрибутов, число которых бесконечно и которые нам неизвестны. Наряду с протяжением материя, начиная (от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. А это есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы. Отсюда принцип познава-емости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те, что порядок и связь вещей. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, то есть чем активнее субъект.

В своем определении природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности. Спиноза полностью снимал вопрос о возни-кновении природы и тем самым о боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Данью времени было лишь то, что природу Спиноза называл богом, а бога – природой.

Учение Спинозы об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафи­зично, т. к. движение Спиноза не считает атрибутом субстанции. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке.

Согласно С., человек - существо, в котором модусу протяженности – телу - соответствует модус мышления - душа. И по тому, и по другому модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, - к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет стремление к самосохране-нию и к собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Свободной может быть не народная масса, а лишь мудрец.

В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим ви-дом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. Критерием исти-ны он объявил ясность и отчетливость.

Велика роль Спиноза в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об обществе Спиноза – продолжатель Гоббса. В отличие от последнего, высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями гражданских свобод.

В воззрениях Спинозы содержались также элементы диалектического понимания мира, а именно единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Именно Спинозе принадлежит классическая формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

Для общества нужно государство. Оно ограничивает агрессию людей, еще не спо-собных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Поско-льку люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хоро-шо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к бла-годенствию каждого и всех. Но высшим благом для души является познание Бога; так как без Бога ничто не может существовать, то душа, познавая Его, получает высшее совершенство и удовольствие. Знание Бога тем более высочайшее благо, что оно может быть только источником любви и лишает человека главного страха – страха смерти. И таким образом, на путях самопознания и познания Бога через усердное обустройство личной и общественной жизни в интересах разума и познания человек может обрести не суетное пустое, а вечное счастье и блаженство.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...